Сегодня был первый день недели моды в Нью Йорке и я опять работаю для Мейбеллин - крашу посланниц Мейбеллин, которые работают в бусе в главном фойе. Работа простая, приятная и доходная:)))
И я возвращаюсь к ответам на вечные мейкаперские вопросы:) На этот раз - вопрос от Татьяны:
" Настя, привет! Хотелось бы попросить у тебя совета. Я живу в Италии, сейчас плотно начала нарабатывать контакты с местными фотографами, хотя сложно тут все как-то... Думаю, ты меня поймешь, тк тоже живешь за границей. Может, тебе покажется глупым мой вопрос, но все же)) Как ты знакомилась с фотографами? Что лучше? Написать на имэйл, попросить лично встретиться или как?... Что-то я в растерянности. Писала в агентства, но там даже не отвечают...
Кстати, очень тут распространено у фотографов позвать на платную для них съемку визажиста, чтобы якобы оценить, как он работает. Я уже просто в растерянности- просто каждый первый фотограф так поступает! Просто руки опускаются..."
Эх, Таня! Как мне знакомы все эти чувства! За эти четыре с половиной года,что я живу в США, только последний год можно считать по-настоящему продуктивным. В смысле карьеры-работы. При этом напомню, что я имею дополнительное преимущество - владею техникой бодипейнтинга, в отличии от многих моих коллег,поэтому могу выполнять уникальные заказы. Поэтому сегодня я попробую рассказать с примерами из личного опыта, как ускорить свое вливание в индустрию новой страны. Я постараюсь выбрать общие моменты,которые, как мне кажется, будут работать везде. Хотя специфика есть в каждой стране и отличий между Италией и США очень много.
По пунктам:
- Вам потребуется от трех до пяти лет постоянной работы в новой стране, чтобы построить карьеру визажиста. (мой подсчет, никаких гарантий )
- Скорее всего, ваше портфолио не будет соответствовать новому рынку и нужно будет его почти полностью пересоздавать.
- Вам нужен веб сайт , соответствующий требованиям нового рынка на соответствующейм языке+английсткий,например, Итальянский+Английский.
- Необходимо изучить возможности социальной интернет-активности в новой стране. Социальные сети и какие-то события,тусовки в "реале".
Несколько лет постоянной работы, а не праздного пребывания в новой стране. Разумеется,вас никто не знает. Более того, вы - чужой человек, из другой страны. Как можно на вас положиться? Только если кто-то уже с вами работал. Желательно, именитый и серьезный. В индустрии есть тоже свой этикет, например, письмо надо тоже уметь писать, и не факт, что на него ответят, да. В Америке довольно просто - есть сайты и книги, в которых рассказывают о деловом этикете. Существует даже книга-гид по карьере для визажистов,стилистов и парикмахеров! Я ее не купила, так как в принципе,знаю уже все,что там написано. Что касаемо других стран - не знаю. Лучшая рекомендация - это рекомендация человека из индустрии. Когда фотограф ищет нового визажиста, он не по телефонному справчнику ищет,а через коллег и других профи - парикмахеров, стилистов и т.д. Меня сейчас рекомендуют фотографы,с которыми я работала, парикмахеры, модели. Несколько раз я получала возможность поработать с именитым фотографом, когда по какой-то причине запланированный визажист сливался и нужно было врочно найти замену - меня предлагал кто-то из съемочной команды. Поэтому,чем больше людей из индустрии вас знают, тем лучше. Даже ваши коллеги!Я зачастую рекомендую кого-то из своих коллег-приятелей на работу,которую не могу сама взять.
Портфолио. Ошибочно считать,что портфолио - это 10 фотографий,снятых в один день одним фотографом. Портфолио - это ваш опыт, все ваши работы,достойные внимания. Это хорошие модели, прежде всего. Ну и хорошие фотографии и аккуратная,красивая ретушь. Какие макияжи должны быть в портфолио? Обратите внимание на работы признанных в вашей стране визажистов - прошерстите сайты агентств, обратите внимание,что там есть в портфолио визажистов? Более чистые,коммерческие работы? или креатив? или традиционный мейк,вроде смоки айз? Ориентируйтесь на этот стиль при съемках новых работ. Да, и модели - исключительно из модельных агентств. Это маст)
Писать или не писать фотографам?
Мой ответ - да,писать. В емейле можно прикрепить несколько фотографий интернет-резолюции, чтобы показать свои работы и указать свой сайт. У меня еще такой трюк есть. Я собрала несколько своих работ без ретуши, в основном бьюти и клоузапы. Их я демонстрирую фотографу, когда его контактирую, чтобы показать мой уровень работы. Я абсолютно точно знаю,что многие фотографы не любят работать с новыми визажистами, так как боятся, что они испортят съемку. Я уже слышала такие истории - мол,у визажиста хорошие работы в буке, но на съемке все было очень плохо - неровный тон, криво-косо губы-подводка...Элементарно,Ватсон - то,что мы видим в буке и на сайте - работы после ретуши. Я слышала историю,как одному фотографу пришлось несколько месяцев переретушировать макияж, практически "рисуя" его заново - после неудачного знакомства с визажистом! Неудивительно, что фотографы осторожничают! И еще про фотографов. Всем интересно что вы можете,как говориться в Америке, положить на стол. То есть - какие ваши идеи и есть ли у вас команда, которая поможет это осуществить. Убедитесь,что у вас есть подготовленные варианты муд-бордов, историй,которые вы можете реализовать,как визажист. Если в письме вы припишите, что у вас есть знакомый маникюрист, парихмакер и т.д. - которые помогут всю историю реализовать - это поднимет ваши шансы на успех. И про тактику общения с фотографом. Я пишу один раз - не люблю навязываться. Многие,конечно, не отвечают. Но есть ребята, которые атакуют фотографов с артеллеристской частотой - пишут е-мейлы,комментарии в соц сетях, постоянно рассыпаются в комплиментах и готовностью поработать. И такая тактика в итоге срабатывает - многие мои знакомые фотографы уступали назойливым соискателям. Правда, как правило, знакомство долго не длилось - шанс таким назойливым людям предоставляют с неохотой,по необходимости и любоая ошибка - гарантия того,что его больше не пригласят:) В общем,решайте сами, главное - соизмеряйте ваши портфолио,что называется. Не пытайтесь прыгать слишком высоко. Если только...вы не готовы заплатить фотографу! Да,это тоже способ и весьма действенный - вы платите фотографу за его работу, получая на выходе фотографии для портфолио и имидж визажиста, который работал вот с Этакенным Фотографом (ведь никто, не знает что это вы платили). Я бы с удовольствием воспользовалась платным способом знакомства с фотографом, но на момент, когда мне было это нужно у меня тупо не было таких денег:) В США съемка такого рода может стоить от 750-1000 долларов(это,разумеется,исключительно рейт фотогафа).
У вас должны быть с собой ваши визитные карточки.
Для визажиста не возбраняется иметь карточку с информацией на одной стороне и красивой картинкой - на другой. В идеале это должен быть графичный клоузап, чем интереснее исполнение, тем больше интриги. Вот эта картинка на оборотной стороне визитки Джули Бегин многих,знаю,"цепляет":
Про агентство. Разумеется,огромная иллюзия надеяться,что вы,новый человек в чужой стране, заинтересуете агентство. Им нужны профи с собственной клиентской базой, вот главный интерес агентства. Брать никому не известного молодого, но талантливого - нет смысла, агент может вас держать на примете несколько лет, наблюдая за вашим ростом и в определенный момент - выйти на связь. Но - не раньше,чем вы начнете зарабатывать как следует) Зато вы можете устроиться в агентство ассистентом и работать с представленными визажистами, получая небольшие деньги - но это очень интересно! Ассистирование - это лучшая школа для визажиста. Если бы я жила в Италии, напросилась бы в ассистенты к Линде Кантелло:)
В Америке так: у каждого агентства есть бук дроп-офф часы: в это время любой профессионал может принести свое портфолио и оставить в агентстве для ревью. Пометку,что вы соискатель работы ассистента для визажистов можно оставить в записке, на первой странице.
Будьте социально активны
- ходите на тусовки, вечеринки, особенно эвенты,которые организуют бренды косметики - МАС этим занимается, например. Ну и не забывайте интернет - создайте страницу на фейсбуке, которая будет посвящена вашим работам, комментируйте ваших друзей и коллег. Найдите. какие еще ресурсы доступны - есть соц сети для работников бьюти-индустрии. Раньше был такой популярный сайт Model Mayhem, но в какой-то момент я перестала на него даже заходить - слишком много низкого уровня моделей,визажистов и т.д., реальные профи теряются. Есть и другие соц сети, популярные в разных регионах. Я слышала много историй про фешн-банк, такую соц сеть для стилистов. Обычно все жалуются,что через нее приходит всякий спам и модельки-воннабиз напрашиваются на съемку. Так я вам могу сказать,что в американских сетях все то же самое! Но иногда - что-то срабатывает.
Если вы живете в Европе, не замыкайтесь на одной своей стране - вы можете и должны ездить на все европейские недели моды, работать в Лондоне и Париже, даже если живете в Милане. Это не просто, но путь - все такой же,через агентства. Пишите в агентства, которые представляют известных визажистов в Париже и Лондоне - в какой-то момент оно сработает!
И еще. Давайте просто откинем всякие иллюзии. Вы думаеете,у меня все идеально, радужно и просто складывалось в Нью Йорке? Как только я приехала, ко мне прибежли клиенты и журналы с просьбой поработать на них? Сколько бесплатных съемок я сделала и до сих пор делаю? Десятки. И не все результаты я могу использовать на сайте и портфолио, к сожалению. Есть клиенты,которые до сих пор со мной не рассчитались и не рассчитаются - меня попросту использовали, по причине моей неопытности. Как часто мне приходилось таскать тяжелые чемоданы в метро и по слякотным улицам, потому что нужно было заработать эти сраные 200 долларов, а тратиться на такси не было возможности. Сейчас я могу хвастать интересными проектами и журналами и зарабатываю своей работой неплохие деньги. Однако это все далось не так просто,как может показаться читателям моего жж:) Давайте будем реалистами - карьера требует кропотливой работы даже в родной стране! Переехавшим коллегам я только могу пожелать много сил и терпения. Так же,как и самой себе:)
Успех – это значит, все успеть! Что нужно обязательно успеть сделать визажисту для достижения славы, признания, богатства? Как стать востребованным визажистом, к которому даже за два-три месяца сложно записаться? Секреты развития в индустрии красоты . Читайте далее в статье 20 практических рекомендаций!
Профессия визажиста способна обеспечить заработок не меньше, чем у звезд шоу-бизнеса.
VIP клиенты, престижные курсы макияжа, мастер-классы, показы, выставки…
Как стать известным, успешным, богатым визажистом?
1. Учиться, учиться и еще раз учиться. Нужно на профессиональном уровне освоить базовые техники салонного макияжа – эти знания и навыки смогут обеспечить стабильный доход визажиста на свадьбах, выпускных, днях рождениях, фотосессиях. Когда захочется выйти за узкие рамки салонного макияжа, когда появится потребность в создании более сложных, интересных, креативных работ, нужно пройти повышение квалификации у 1-2 лучших визажистов своего города (страны). Если курсы макияжа для повышения профессионального уровня выбраны правильно, то у Вас появится возможность создавать сложные концептуальные работы, способные привлечь знаменитых фотографов, издателей журналов, известных модельеров.
Нужно развиваться в профессиональном плане, регулярно посещать интересные мастер-классы по макияжу . Даже если Вам кажется, что всеми заявленными техниками, которые будут продемонстрированы на МК, Вы уже владеете в совершенстве – могут быть полезные «фишки», секреты, личные открытия визажиста-спикера, которыми Вы сможете пополнить свою копилку знаний. Обязательно ходите на МК с чистыми шаблонами для макияжа и цветными карандашами, чтобы фиксировать этапы создания каждого визажа, записывать важные моменты, «озарения», идеи, ценные крупицы знания.
Визажист Ольга Осадчиева, Харьков. Повышение квалификации на МК по сложным схемам макияжа в карандашной технике у Таисии Васильевой.
2. Много, много, много практики. Если у Вас еще нет большой клиентской базы, позволяющей делать минимум 3 коммерческих макияжа в неделю – приглашайте красивых моделей и практикуйтесь на них, набивайте руку, отшлифовывайте свои профессиональные навыки, отрабатывайте новые идеи, эскизы макияжа. Почему лучше всего практиковаться именно на моделях со стороны, а не на сестрах, мамах, тетях, бабушках? Потому что, во-первых, приглашенные модели в перспективе могут стать Вашими клиентками, ведь они на деле узнают руку мастера и при первой необходимости воспользуются Вашими услугами. Во-вторых, красивые модели – это жемчужины профессионального портфолио визажиста ! Обязательно фотографируйте или приглашайте фотографов для того, чтобы запечатлеть Вашу работу! Для поиска моделей создайте на своей страничке или группе ВКонтакте альбом «Модели для макияжа» и время от времени анонсируйте его, чтобы заинтересованные девушки добавляли туда свои фотографии.
Визажист Ольга Осадчиева. На фото модель София Марценюк, которая вовремя загрузила фото в альбом «Ищу моделей » и была приглашена на съемку с fashion фотографом Светланой Микулиной.
3. Не экономьте на косметике и кистях, особенно, в начале профессионального пути. Лучше накопить и обзавестись необходимым минимумом качественной косметики и брендовых кистей, чем покупать много дешевых палитр, тушь, которая сворачивается комочками и осыпается, недорогую подборку кистей, которые не держат форму и создают грязь на лице, сомнительные по качеству тонаки (тональным кремом эту «жижу» не назовешь). Помните, что профессиональная косметика – это имидж визажиста, это хорошая репутация, это, в конце концов, спокойствие и чистая совесть, что сделанный макияж продержится до конца банкета и дольше: если клиентка поспит с макияжем, то даже на второй день будет смотреться так же круто! Косметика и кейс, с которым Вы приходите, кисти и кофр, в котором хранятся кисти, даже Ваш внешний вид, чистота и опрятность Вашей одежды – очень значимы в формировании впечатления у клиента.
Рай для визажиста – много профессиональной косметики, палитры Atelier, свободный выбор цветов, оттенков, различных текстур и средств.
4. Принимайте участие в конкурсах и выставках для визажистов. Верьте в свои силы, рискуйте и побеждайте. Каждый конкурс – это маленький шаг к успеху и популярности, стимул стать лучше, возможность себя показать, на других посмотреть. В подготовке конкурсной работы очень важен профессиональный тренер-визажист, который помогает создать безупречный образ, направляет, подсказывает, помогает исправить ошибки, способствует профессиональному росту. Участие в конкурсах – это всегда большие финансовые затраты, тренировки, подготовка образа, закупка дополнительной косметики, кистей, декоративных элементов, аксессуаров, нарядов и т.д. Игра стоит свеч, если Вы помимо наград и дипломов, вынесете с конкурсной арены новые знания, опыт, полезные связи и качественное портфолио. Потрудитесь пригласить фотографа, который снимет бекстейдж подготовки Вашего конкурсного образа, а затем проведет индивидуальную фотосессию для Вашей модели.
Воспользуйтесь приведенным ниже алгоритмом развития, активируйте механизмы богатства, успеха, финансового благополучия.
5. Как стать богатым визажистом? Нужно заниматься финансовым планированием, контролировать свой бюджет, четко фиксировать доходы от макияжа и расходы на косметику. После того, как Вы вложили деньги в свою профессию, прошли обучение, купили необходимую для работы косметику, кисти, следите за алгоритмом богатства и развития: на рекламу тратить 10% от общего дохода, на закупку материалов не больше 30%, на профессиональный рост (конкурсы, повышение квалификации, мастер-классы) 20% от общего дохода. Оставшаяся часть дохода – на жизнь.
Полезные советы: не покупайте лишнюю косметику, которая редко нужна в работе. Не берите в магазины косметики денег больше, чем Вам понадобится на покупку всего необходимого по списку. Сложно устоять, чтобы не купить что-то новое и классное, без чего можно было бы и обойтись. Нужно экспериментировать с той косметикой, которая уже есть в наличии, особенно в создании креативных образов — использовать не по назначению губную помаду, подводки, тушь (например, создавая креативный образ, можно покрасить несколько локонов или часть лица жирной губной помадой яркого цвета или сделать с помощью туши «мохнатые» фешен брови).
Пример арт макияжа, в котором косметика использована не по назначению: помада на волосы, глиттеры на бликовые участки скул. Макияж ученицы на занятии ‘ ‘.
6. Общайтесь, дружите, сотрудничайте с другими визажистами, парикмахерами и фотографами. Обмен заказами, помощь в форс-мажорных ситуациях, совместное планирование плотного рабочего графика… главное, не забывайте благодарить партнеров, которые «делятся» с Вами заказами. Поддерживая дружеские отношения с ведущими визажистами своего города, Вы сможете подхватывать новые тенденции, приемы, технологии макияжа, делиться идеями, спрашивать напрямую «а чем это сделано?», «где ты это купила?», «как найти эту модель?»…
7. Соглашайтесь на интересные некоммерческие проекты, особенно если Вам обещаны качественные фотографии для портфолио или публикации в журналах, раскрученных блогах. Мир тесен, всё случается не зря, полезные связи всегда нужны. Однако проявляйте бдительность в работе визажистом TFP на фотосессиях. Прежде чем дать согласие, внимательно ознакомьтесь с работами фотографа, стилем, цветопередачей, умением (или неумением) снимать качественные портреты. Оговорите заранее с фотографом, на сколько обработанных фотографий и в какие сроки Вы будете рассчитывать, как в социальных сетях будут подписаны фотографии (например, Визажист: Имя Фамилия Ссылка на группу), будет ли указан на фотографии Ваш логотип. Не позволяйте себя использовать, как бесплатную рабочую силу, отказывайтесь от проектов, где все участники (организаторы, фотографы) имеют свою коммерческую выгоду, а Вас хотят оставить без гонорара. Уважайте свой труд, время и дорогие материалы профессионального визажиста.
Фантазийный макияж «Гранат» с крупными декоративными формами.
Визажист Ольга Осадчиева
Фотограф Алексей Осадчиев
8. Портфолио – лицо визажиста. Грамотно рассортируйте свои лучшие работы по альбомам, напишите описания. Если Вы начинающий визажист, то фотографии, которые составят Ваше первое профессиональное портфолио – это учебные работы, выполненные на курсах макияжа или индивидуальных занятиях со стилистом-визажистом. Наиболее престижные курсы макияжа предоставляют услугу составления базового портфолио учебных работ, приглашая в конце каждого практического занятия профессионального фотографа.
Обновляйте и пополняйте портфолио. Станьте строгим судьей того, что Вы собираетесь публиковать. Вместо того, чтобы выкладывать на обозрение подписчиков серию однотипных фотографий сомнительного качества, выбирайте 1-2 лучших фотографии и отправляйте их на профессиональную обработку журнального уровня ретушеру. Добавляйте в свое портфолио только качественные работы, выполненные на привлекательных, смотрибельных моделях, которые нравятся, вызывают восхищение. Поверьте, никому не интересно, какой красивый макияж Вы сделали для бабы Клавы, но все оценят Ваш шедевр, выполненный на первой красавице города, даже если это был некоммерческий макияж TFP, за который Вы не получили ни копейки. В социальных сетях обязательно отмечайте на фотографиях моделей, чтобы их друзья могли увидеть Вашу работу в своих новостных лентах. Просите моделей делать репосты из Вашей группы.
Макияж M&M’s или Ванильная ветрянка, работа с курса ‘ ’
Идея, эскиз: Ольга Осадчиева, ученица: Буряковская Ирина
Фотограф: Алексей Осадчиев
Украшения: Яна Рысь
Ретушь: Оксана Гордиенко
Модель: Анастасия Шпортяк
9. Заведите электронную книгу отзывов. Просите клиентов «черкнуть пару слов» про Вас как мастера, впечатления про макияжи, который Вы сделали. Размещайте в книгу отзывов скрины переписок, в которых Вас благодарят клиенты и партнеры. Обратная связь с клиентами – это закрепление на вербальном уровне мнений о Вашей работе, установление доверительных отношений с будущими клиентами!
10. Не забывайте поздравлять клиентов, партнеров, подписчиков с днем рождения, Новым годом, 8 марта. Невест поздравляйте с годовщинами их семейной жизни. Без спама ненавязчиво напоминайте о себе, тогда у людей будут чаще появляться потребность в Ваших услугах как стилиста-визажиста.
Работа визажистом на свадьбе хороша тем, что Ваши услуги могут понадобиться на годовщины семейной жизни, для фотосессий беременности , выписки из роддома…
11. Начинайте преподавать. Если Вы делаете успехи в работе визажистом, то наверняка накопили уже достаточно знаний и навыков, секретов и «фишек», которым могли бы обучать тех, кому это интересно и нужно уже сейчас! Составление авторского курса и обучение техникам макияжа – важный этап Вашего карьерного роста. Не стоит ждать благоприятного момента, когда наладится экономическая ситуация в стране, когда Вы завоюете все возможные титулы, медали, дипломы на конкурсах макияжа, когда появятся средства открыть свою собственную роскошную студию макияжа с евро ремонтом в центре города. Возможно, когда это все произойдет – Ваши курсы уже не будут актуальными, потому что Вас опередят тысячи других более смелых и уверенных визажистов.
Проведите эксперимент – делая коммерческий макияж перед фотосессией, свадьбой, выпускным, любым другим праздником, скажите клиентке, между прочим, о том, что у Вас есть очень интересный курс «Визаж для себя», на котором Вы могли бы обучить ее правильно пользоваться косметикой, быстро и красиво выполнять дневной и вечерний макияж самостоятельно. Если ей понравятся Ваши услуги, как визажиста, то будьте уверены, что в скором времени она захочет пройти у Вас обучение «Визаж для себя» – главное, донести информацию, что есть такая услуга, что это не сложно организовать, было бы желание!
Визажист – одна из самых популярных современных женских профессий. Как стать мастером в индустрии красоты и открыть свое небольшое дело? Об этом нам расскажет Владлена Каминская, свадебный визажист. Она не только работает сама в индустрии красоты, но и передает свои знания другим на авторских курсах. Как она начинала свою карьеру и из рядового мастера превратилась в преподавателя и одного из самых востребованных специалистов в своем деле?
Основные тезисы интервью
- Вид деятельности: визажист и курсы по макияжу
- Местонахождения бизнеса: Россия, г. Калининград
- Род занятий до начала предпринимательства: бармен-администратор
- Дата начала предпринимательской деятельности: 2011 год
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель
- Размер первоначальных инвестиций: 10 000 руб.
- Источник первоначального капитала: собственные накопления
- Срок окупаемость инвестиций: 2 месяца
- Формула успеха: Нужно требовать от себя идеального результата, всегда вкладывать деньги и время в свое обучение и совершенствоваться.
Здравствуйте, Владлена! Расскажите нашим читателям о том, чем вы занимаетесь?
Здравствуйте! Я занимаюсь красотой в самом широком смысле этого слова: мэйк-ап, боди-арт, прически, наращивание и выпрямление волос, сценический грим и т. д. Кроме того, что я работаю сама, как визажист, я еще веду свои авторские курсы по макияжу.
А кем вы были до того, как стали работать в индустрии красоты? Какое у вас образование?
Работать я начала с 15 лет. До того, как стать визажистом, попробовала себя в различных профессиях: была и оператором на телефоне, и официанткой, и барменом - администратором, а также училась в колледже, а потом и в университете. По образованию я - бухгалтер-экономист. Последнее место работы - бармен-администратор в ресторане. Потрудившись в должности почти два года, я уже подумывала о построении карьеры в общепите - хотела стать менеджером, затем управляющим. Мне нравилась профессия администратора: постоянный контакт с людьми, общение с гостями и сотрудниками доставляло мне огромное удовольствие. Я прикладывала все усилия, но начальство их не замечало. Так часто бывает - когда ты наемный сотрудник, руководство принимает твой труд как что-то само собой разумеющееся, а за любой недочет - штрафы и гневные взгляды. Мне не хватало поощрения, чтобы мое старание видели и ценили. Так я стала задумываться о кардинальной смене деятельности и случайно увидела объявление о курсах по макияжу.
Как давно вы стали визажистом и сразу ли работали на себя? Расскажите, как вы начинали!
Стала заниматься макияжем три года назад и сразу стала работать на себя.
Как начала? Сначала окончила курсы. Потом стала практиковаться - делала бесплатный макияж знакомым и всем желающим. Так я «убила двух зайцев» - во-первых, набила руку и приобрела опыт, а во-вторых, довольно скоро люди стали спрашивать о стоимости моих услуг. Также включилось «сарафанное радио», и всего через месяц после того, как я начала, у меня уже появилась первая невеста. Чем больше опыта я приобретала и чем известнее становилась, тем больше был спрос и стоимость моих услуг. Так я и пришла к тому, что имею сейчас.
А как вы находили своих моделей для бесплатного макияжа?
Какие трудности были в начале работы? Что получилось сразу, а что нет?
Основные трудности были и остаются связаны с моим характером. Дело в том, что по натуре я - перфекционист. Мне нужно, чтобы все было идеально. Иногда бывает даже такая ситуация - клиентке все нравится, а я не до конца удовлетворена тем, что вижу. Хочу во всем добиваться идеального результата, и именно эта настойчивость помогла мне добиться успеха. Я вижу недостаток и исправляю его. Даже если придется все переделать. Каждый клиент очень важен и ценен для меня.
С одной стороны, самокритика - это хорошо, именно она помогает мне не стоять на месте, развиваться, но иногда это немного мешает.
Трудности в самом начале деятельности были связаны с приобретением опыта. Работа визажиста не так проста, как кажется несведущим людям: один стандартный макияж всем людям не сделаешь, важен индивидуальный подход. Чтобы стать профессионалом, нужна большая практика и время.
Значительная часть вашей работы - это создание образа для моделей на фотосессиях. Как вы стали этим заниматься?
Когда я делала макияж невестам, их, конечно же, снимали фотографы. С некоторыми я подружилась, обменялась визитками и, в конечном итоге, стала сотрудничать. Многие нашли меня через Интернет. В самом начале своей деятельности я сотрудничала с начинающими фотографами - мне нужен был опыт, а им нужен был бесплатный визажист. Вообще в начале своей деятельности я много работала бесплатно, да и сейчас иногда это делаю, зато приобретаю опыт, известность и хорошее портфолио.
В какую сумму вам обошлось открытие своего дела?
Затрудняюсь назвать точную сумму. Помню, что когда начинала у меня в арсенале были:
- Палетка теней из 5 цветов.
- Три кисти для макияжа.
- Два тональных крема.
Если судить по сегодняшним ценам на профессиональную косметику, я бы назвала сумму 10 000 рублей минимальным стартовым капиталом.
Что входит в эту сумму?
Минимум, который обязательно нужно приобрести начинающему визажисту, это:
- Два тональных крема - один темный, другой светлее. Все остальные оттенки придется получать путем смешивания в соответствии с тоном кожи клиентки.
- Кисти для макияжа.
- Хотя бы оттенков 10 теней для век.
- Основа под тональный крем и тени.
- Хайлайтер, корректор и румяна.
- Тушь и подводка - обычная черная и цветная.
Но это, конечно, минимум, потом, уже в процессе работы, нужно будет многое докупать.
А как выбрать марку косметики и где ее взять? Какой пользуетесь лично вы?
Я пользуюсь декоративной косметикой марки «Инглот» и «Криолан». Кисти у меня от бренда «Мэйк-ап форевер».
В основном я работаю с маркой «Инглот». Как я ее выбрала? Просто ходила по городу и смотрела, что продается в магазинах, брала пробники. Остановилась на данном бренде, так как устроило качество, насыщенность цвета и возможность собрать палетки по своему усмотрению, а не покупать уже готовые, в которых некоторые позиции могут быть просто не нужны. Три года этой марке я не изменяю, хотя готова и к экспериментам.
Как быстро удалось вернуть потраченное?
Трудно сказать. Так как я начинала с минимального набора косметики, все свои первые гонорары я тратила на пополнение арсенала средств для макияжа. Если бы я сразу купила чемодан косметики, тогда могла бы сказать…
О том, что необходимо для начала работы, мы уже поговорили. А без чего можно обойтись?
Обойтись можно без многого - например, без основы под макияж, без хайлайтера… Да и наносить, например, тональный крем можно пальцами, а не спонжем или кистью… В-общем, список необходимого сократить можно. Но нужно ли? Я бы не советовала, ведь 50% успеха мастера зависит от материала, которым он работает.
Поговорим о курсах, которые вы ведете. Является ли это прибыльным, или это занятие «для души»?
Я бы сказала, что это и прибыльно, и для души тоже. Для меня удовольствие - передавать свой опыт другим, видеть, как у моих учеников что-то получается и с каким энтузиазмом они творят… В такие минуты я вспоминаю, как начинала сама.
Не боитесь нажить себе конкурентов - своих же учениц?
Наоборот! Я считаю их своей «визитной карточкой»! Я хочу гордиться ими, их успехами. Наверное, самым большим кошмаром для меня будет ситуация, если я где-то услышу: «Какой ужас! Это ученица Владлены Каминской!» И наоборот, я буду счастлива, если услышу положительный отзыв об их работе.
А вы всех берете в ученики? Вообще, всякий ли человек может стать визажистом?
Я беру в ученики всех желающих, вступительных экзаменов не устраиваю. Главное - это желание. Конечно, в процессе уже становится видно, что у кого-то получается сразу, а кому-то нужно прикладывать больше старания. Но «терпение и труд», как говорится... и все получится!
Визажистом может стать всякий. А вот хорошим, профессиональным мастером - только тот, кто обладает хорошим вкусом, способностями художника, сильным творческим началом. Но, в принципе, при сильном желании эти качества можно развить.
Как вы начали преподавать? Что для этого нужно: помещение, лицензия и т. д.?
Когда я уже стала известна в городе, и появилось много клиентов, некоторые из них стали задавать вопросы: не могу ли я их обучить макияжу, не веду ли я курсы? Как говорится, «спрос рождает предложение» и я подумала - а почему бы и нет?
Чтобы вести курсы, нужно, прежде всего, помещение. Я оборудовала его прямо у себя дома. Трудно переоценить важность для работы правильного освещения, удобных столов и больших зеркал, а также наличие высоких стульев. Последние особенно важны - с ними не нужно постоянно наклоняться к модели или клиенту. В создании студии мне очень помог мой молодой человек. Он, в соответствии с моими пожеланиями, начертил план помещения и установил все необходимое.
Второе, что нужно для того, чтобы вести занятия - большой ассортимент косметики и кистей для ваших учеников. На своих курсах весь требующий материал я предоставляю сама, а не требую, чтобы ученики приносили свое.
Вы сами прекрасно выглядите. Скажите, насколько важен для клиента внешний вид визажиста?
Спасибо! Скажу так: внешний вид визажиста с правильным красивым макияжем - это его визитная карточка. Но, увы, не всегда удается выглядеть на все 100 %. Я считаю, что главное - быть ухоженной. К своим клиентам я далеко не всегда приезжаю с мэйк-апом и укладкой - на это просто нет времени. Чистые волосы, кожа лица в хорошем состоянии, аккуратный маникюр, стильная, но простая одежда - вот и все, что нужно, чтобы выглядеть хорошо. Для меня важнее сделать красивой мою клиентку!
Как выглядит Ваша рабочая неделя?
По будням я в большей степени занята моими учениками или невестами, которым делаю пробный макияж и прическу (это может затянуться на долгое время). По вечерам я обычно работаю на фотосессиях, создаю различные образы для моделей. Иногда такие съемки могут затянуться до поздней ночи. В-общем, расписание на каждой неделе непредсказуемо!
Если с понедельника по четверг я могу подольше поспать утром, то утро пятницы и субботы стабильно начинается со свадебного макияжа и прически невесты. Иногда за один день я успеваю обслужить несколько клиенток.
Воскресный день я стараюсь сделать выходным, чтобы провести его с любимым человеком, а так как он еще и талантливый фотограф, основавший свою фотошколу, то мы часто работаем вместе на съемках.
Примечание от Фабрики манимейкеров: Предлагаем ознакомиться с интервью Анны Кондратьевой , владелицей профессиональной фотостудией Leona Group
В чем особенность этого бизнеса? Есть ли у него сезонность?
Да, сезонность есть! Лето - сезон свадеб, я бы даже сказала, «свадебный бум»! С июня по сентябрь я занята, в-основном, прическами и макияжем невест. Осенью начинается подготовка к празднованию Хэллоуина, который у нас в городе очень популярен, а потому в этот период, помимо свадеб, я занимаюсь еще и гримом и мастер-классами к этому дню.
В конце осени начинаются новогодние корпоративные мероприятия, которые длятся до конца декабря, и я делаю праздничные прически и макияж для тех, кто их посещает. Также обычно бывают различные фото-проекты, посвященные Новому Году - на них тоже нужен визажист, еще я сотрудничаю с несколькими местными журналами и фотографами, когда им необходим стилист.
В январе работы обычно мало и я стараюсь взять отпуск. После Нового года у людей обычно нет денег, да и поводов для прически и макияжа мало. С первых чисел февраля у меня уже появляются ученицы, и я занимаюсь, в-основном, ими. В марте-апреле люди начинают жениться и у меня снова появляются невесты.
Бывают ли конфликтные ситуации, когда клиентам не нравится полученный результат? Как вы поступаете в этом случае?
Именно для того, чтобы избежать недопонимания, я настаиваю на том, чтобы делать предварительный макияж для невест. Как таковых конфликтных ситуаций с клиентами у меня не было. Если во время работы я вижу, что человек расстроен или что-то ему не нравится, я спрашиваю, что не так, и стараюсь исправить. Часто бывает наоборот: невеста говорит, что все супер, а я, из-за своей самокритичности, вижу какие-то недостатки. После этого у меня на душе остается неприятный осадок, и я дарю клиентке какой-то бонус - например, делаю бесплатную укладку волос.
Пару слов о рекламе в журналах , в том числе и свадебных. Да, люди ее видят и даже запоминают, но реагируют мало. То есть в подсознании у людей мое имя как свадебного визажиста остается, но вот до того, чтобы взять телефонную трубку и позвонить, дело не всегда доходит. Эта реклама больше для престижа.
Многие находят меня через Интернет - у меня есть своя группа в социальной сети вКонтакте -
Существует много профессий, представители которых посвятили себя тому, чтобы создавать или подчеркивать красоту. Многие из них работают непосредственно с людьми: парикмахеры, мастера маникюра, стилисты, визажисты. Можно и дальше перечислять ряд этих интереснейших профессий, но сейчас мы остановимся именно на мастерах макияжа.
Чуть ли не каждый второй считает, что работа визажиста не требует вообще никаких навыков и умений: отходил на курсы две недели, а потом размахивай кистями, да греби деньги лопатой. Но Reconomica поговорила с представительницей профессии, которая развенчала эти мифы. Ниже читайте всю правду о том, как на самом деле работает визажист, с какими трудностями сталкивается, и что необходимо для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела.
Меня зовут Браун Виоланда. Мне 20 лет, я проживаю в городе Омске, мой стаж работы - 2 года. Я думаю, что профессия визажиста - это искусство, это маленький праздник во время работы, ведь так приятно нести в мир прекрасное, подчёркивая естественную красоту девушки, которую ранее она могла и не замечать.
Для работы визажистом необходимо любить дарить радость, иметь положительный настрой, так как клиенты тонко чувствуют неприятный характер мастера и из-за этого могут его избегать. Также не помешает усидчивость, такт, аккуратность, пунктуальность, внимательность и, конечно же, вдохновение, которое визажисту просто необходимо, потому что его путь однозначно будет сложным, и нужно иметь силы и желание преодолеть все трудности на этом пути к профессиональному успеху.
Что нужно для старта
Перед работой необходима тщательная подготовка: большие финансовые вложения, которые, к сожалению, доступны не всем, что очень затрудняет вход в профессию даже талантливым людям.
Сначала я радовалась каждой новой покупке и чувствовала острую нехватку средств на приобретение всех косметических продуктов, которые мне были необходимы.
Первое время мои доходы были очень малы: в основном я бесплатно работала с моделями для портфолио, либо оплачивали мне исключительно расход косметики. Все заработанные деньги уходили на пополнение кейса визажиста, который содержит в себе кисти, спонжи, декоративную, ухаживающую и очищающую косметику. Кейс визажиста необходим каждому в работе: в редких случаях косметику для работы может предоставить салон, но сама по себе профессия подразумевает постоянное развитие, совершенствование, курсы, которые не пройти без наличия собственного кейса.
Портфолио - основной документ визажиста
Также существует немало противоречивых косметических продуктов, которые одних визажистов вводят в восторг, а у других не вызывают желания использовать их. Салонная косметика не может быть полностью подстроена под предпочтения мастера. Поэтому я, как и большинство начинающих визажистов (а опыт работы в два года ещё не делает тебя мастером), работаю на дому и с выездом.
Иногда временно арендую студию и довольно-таки часто участвую в фотоднях, на которых необходимо сделать быстрый и качественный макияж и причёску модели, в то время как фотограф производит фотосъемку, а потом ретуширует фото. После у фотографа, у тебя как визажиста и у модели есть фото для портфолио. Такое взаимовыгодное условие - услуга за услугу.
Первое время придётся участвовать в таком сотрудничестве часто, так как мастерство визажиста можно оценить по его фото в портфолио, которое является важнейшим документом специалиста.
Клиенту не важно, сколько курсов и повышений квалификации я прошла, а важно, какого качества я готова предоставить работу.
Мастера, как правило, клиент выбирает по фото его работ. Однако законодательно фотограф более защищён в случае сотрудничества такого рода, поэтому важно иметь коммуникативные качества, чтобы найти общий язык с фотографом и моделью.
Роль обучения в профессии
Перед тем как начать собирать портфолио, необходимо пройти обучение у высококвалифицированного мастера-педагога, который поможет понять основы макияжа, оформления бровей и т. д. Это называется “Базовый курс визажиста”.
Важно найти действительно хорошего педагога и проходить курсы с отработкой на моделях.
Необходимо совмещение как теоретической, так и практической части, однако этого курса в скором времени может стать недостаточно: рано или поздно появится потребность в углублении своих знаний, ведь лиц и их особенностей просто безграничное множество.
Обучение со временем не должно прекращаться
Важно сразу нацелиться на постоянные мастер-классы, уроки. После базового курса я уже прошла их достаточно много: математика цвета, колористика, лифтинг-макияж, смоки, свадебный макияж и прочие. Я ещё не встречала ни одного мастера, который бы не целился на обучение или же вдохновение на мастер-классах. Так же имеет смысл не экономить на обучении и обратиться к действительно достойному визажисту-преподавателю. Повторюсь: не важно, сколько сертификатов и дипломов вы соберёте, ведь это практически не интересует клиентов, а вот ваши умения и знания всегда будут превыше всего.
Для клиента важны знания и умения мастера.
Стоит ли поступать на визажиста в госучреждение
Так же есть программа обучения «Стилистика и искусство визажа» на факультетах государственных учреждений, но сами визажисты не советуют проходить там многолетнее обучение, так как оно не соответствует современным тенденциям в макияже, не даёт достаточно корректных знаний, и могут возникнуть затруднения с подбором косметики.
Возможно, такое учреждение может выпустить хорошего визажиста (в чём я сомневаюсь), но несколько лет, потраченных на сомнительное обучение, того не стоят, так как хорошие курсы позволяют совершить вход в профессию уже после 2-х недель обучения и отработки на моделях.
В любом случае в дальнейшем необходимо постоянно совершенствоваться.
Компьютерные технологии в помощь мастеру
Итак, вы прошли курсы, собрали кейс с косметикой, создали своё портфолио. А что дальше? Я тоже в своё время озадачилась этим вопросом, однако информационный век сам дал мне ответы: я создала рабочий аккаунт в соцсетях. Как правило, их создают в “Вконтакте” и в “Instagram”, куда нужно выкладывать фото работ, придумывать конкурсы, добавлять помимо всего информацию познавательного и развлекательного характера.
Аккаунт является неплохим посредником между мастером и клиентом. Иногда стоит пользоваться услугами платного продвижения рекламы.
Важно уметь писать грамотно и интересно: аккаунт не просто должен существовать по факту, но и быть интересным для потенциального клиента.
Понемногу вокруг меня начала собираться база моих клиентов, которых я привлекла на фотоднях, с помощью работ в аккаунтах, портфолио, и некоторые стали постоянно пользоваться моими услугами.
Для того, чтобы эффективно работать с каждым клиентом, с помощью специальных программ на мобильном устройстве я веду клиентскую базу, что позволяет мне никогда не забывать о записях на макияж, всегда помнить время последнего посещения клиента, ввести свои расчёты и вычисления, прорабатывать систему скидок. Каждому мастеру (не имеет значения, начинающий он или опытный) советую иметь под рукой такого умного помощника.
Где лучше работать: в салоне или на дому
Работа с клиентом за прямую оплату, исключая фотодни, может быть произведена как в салонных, так и в домашних условиях.
Первый случай имеет свои плюсы:
Работа на дому тоже имеет свои плюсы:
- Возможность мастера совершить выезд на дом к клиенту (что, например, для свадебного макияжа необходимо).
- Возможность помимо коммерческих работ посвящать время искусству и работе для себя.
- Не все клиенты любят наличие в салоне нескольких мест, потому что это вызывает затруднения в общении с мастером, когда, например, по соседству сидит громкий клиент.
Особенности надомной работы
Важно понимать, что для работы на дому необходима специально оборудованная домашняя студия с хорошим освещением, отсутствием родственников и детей. В комнате, где производится работа, клиенту было бы неприятно, если бы я делала макияж на кухне, а вокруг меня ворчал муж и бегали дети. Также для работы на дому мастеру необходимо помимо всего приобрести кольцевую лампу с холодным и тёплым освещением, большое зеркало, косметический столик, удобный стул для работы и чемодан на колёсиках для косметики.
Выезды к клиенту
Выезды на дом к клиенту в последнее время я стараюсь не делать, только в случае свадебного макияжа, так как однажды, делая макияж клиентке, я столкнулась с необоснованными угрозами со стороны её супруга, который был пьян. Клиентка, конечно, приложила усилия для того, чтобы его успокоить, и нам пришлось прервать макияж, а мне ехать домой с невыполненным заказом. После я призадумалась о том, чтобы иметь с собой средство защиты.
Обсудив это с коллегами, сделали выводы, что лучше избегать выездов на дом к клиенту, чем нести ответственность за использование самообороны в будущем.
К сожалению, дети часто портят дорогостоящую косметику и оборудование, а родители вовремя не заботься о том, чем их занять во время работы. То есть выезд на дом имеет, конечно, плюсы, но боюсь, что возможен только для свадебного макияжа, который требует особой подготовки и репетиции.
Сколько зарабатывает визажист
Заработок варьируется в зависимости от того, какого качества косметику вы используете, в каком экономическом регионе находитесь, каков уровень ваших работ. Как правило, изначально цена около 300 рублей за макияж, однако позднее этих средств не хватает на то, чтобы покрыть все расходы, и цену необходимо повышать. Слишком низкая цена впоследствии ведёт к упадку. Визажист начинает думать: “Зачем мне работать, повышать свой уровень, если цена на мои услуги и так довольно низкая?”
Если же повышать цены, не развиваясь в профессии, упадок будет ощущаться еще более остро, потому что при повышении цены большая часть клиентов прекратит пользоваться услугами данного мастера, если это новичок.
Как лучше осуществлять повышение цен на свои услуги
При постепенном совершенствовании своего мастерства повышение цен выглядит логичным примерно в таком порядке: 300>500>700>1000>1500>2000 и т. д. В среднем мастер берёт по 1500-2000 р. за макияж, а выезд визажиста на дом оплачивается дополнительно.
Наиболее безболезненно делать повышение цен в конце ноября или в начале декабря. В это время идёт общий рост цен, и на данном уровне клиенту будет легче отнестись к увеличению стоимости услуг мастера.
Это очень важно: понимать психологию клиента, находить подход к каждому индивидуально и к людям в целом.
Оформление ИП
Визажист может работать как физическое лицо, а может оформить ИП. Чаще всего предпочитают первый вариант. Я бы рекомендовала оформлять ИП, потому что, несмотря на %, выплачиваемый в виде налогов, после оформления у вас будет официальное признание, юридические гарантии и защита на время вашей деятельности. Если же возможности оформить ИП нет, то работайте физическим лицом, обычно это не имеет последствий.
Тем, кто начинает работать или планирует стать визажистом, я бы хотела пожелать терпения, целеустремлённости, вдохновения. Важно трезво оценивать свои способности и возможности, не начинать свой путь без хотя бы минимального набора качественной косметики (которая на начальном этапе будет стоить от 30 000 р. и требовать дополнений). Найдите хорошего преподавателя и пройдите у него крепкую базу, получите хорошие знания (часто для этого необходим перелёт или поездка в другой город, но знания бесценны).
Важно полюбить своего клиента со всеми его недостатками, уметь скрывать эти недостатки, подчеркивая достоинства.
Важно скрывать недостатки лица, акцентируя внимание на достоинствах.
Макияж - это, конечно, хорошо, но это услуга не на каждый день, и стоит понимать, что брови какое-то время будут вашим хлебом. Обучитесь на бровиста, и клиент будет всегда. Помимо этого многие визажисты осваивают и парикмахерское искусство: эти знания и умения привлекают людей, так как чаще всего клиент желает одновременно проработку бровей, макияж и причёску, и выбор падает на мастера, который обладает всеми этими умениями. И, возможно, после этого вы вырастете в прекрасного специалиста, станете известны, как популярные ныне мастера визажа, и будете зарабатывать не меньше, чем они.
Всё начинается с нас самих: к целеустремлённому, адекватному, приятному человеку тянутся люди, что позволяет сделать вывод о том, что работать нужно не только над своими умениями, но и над своими внутренними качествами, ибо совершенству нет предела.
На этом я завершаю свою статью, спасибо за внимание.
Поиск моделей, визажиста, стилиста - вопрос, который волнует и начинающих фотографов-любителей и профи.
Все фотографы и модели, визажисты и стилисты хотели бы иметь респектабельное портфолио. Только так они могут показать, на что они способны. С хорошим портфолио увеличиваются возможности получить интересную работу.
Для тех, кто начинает снимать и уже снял уже много раз всех своих родных и знакомых, также встает вопрос, что же дальше. Кого и где снимать дальше?
Здесь вам на помощь придет возможность сотрудничества с моделями, визажистами и стилистами на основе
TFP (time-for-print) - условия сотрудничества между моделью и фотографом, означающие в переводе «время за отпечатанные фотоснимки».Модель инвестирует время и получает бесплатные фотографии.Фотограф не платит услуги модели, а модель не оплачивает услуги фотографа.
Для модели начального уровня это хороший способ набраться опыта съемки и получить интересные фотографии для портфолио, а для фотографа - возможность бесплатно получить модель для реализации своих творческих идей.
Съемку на основе
TFP в основном используют не только фотографы-любители и модели начального уровня, но и некоторые профессионалы.Важно, чтобы убедиться, что обе стороны выиграют от такого сотрудничества. Опытные профессиональные модели не будут работать на основе TFP с начинающим фотографом, а профи фотографы только в исключительных случаях будут бесплатно работать с неопытной моделью.
Как правило, каждая сторона при съемке TFP сама несет свои расходы. Иногда модели просят оплатить им расходы на проезд или визажисты просят возместить стоимость материала или многие фотографы требуют оплату студии с модели, но с нашей точки зрения это не правильно. Либо это коммерческий заказ и каждая из сторон получает вознаграждение или это частный проект и никто ничто не оплачивает. Могут быть варианты - фотограф приглашает модель на съемку и все расходы по аренде студии и др., если они есть, берет на себя, при этом он может озвучить модели, что при желании она может внести оплату в любой доле, какую посчитает необходимой или модель приглашает фотографа на съемку, тогда расходы делятся пополам или модель студию, если предложенный образ и съемка для фотографа не представляют большого интереса.
По нашему мнению глупо выглядят фотографы и модели, которые заявляют во всеуслышание: я не снимаюсь на базисе TFP. Даже Tyra Banks снимается бесплатно, если ее об этом просит Matthew Jordan Smith. Или Heidi Klum, когда съемку предлагает Rankin.
Конечно при съемке TFP все участники должны получить выгоду, которая будет оправдывать временные затраты. Какой смысл для профессиональной модели работать с начинающим фотографом, если она не получит новых фотографий отличного качества для своего портфолио. И наоборот, с моделью-новичком даже опытный фотограф не получит интересных фотографий для своего портфолио. Исключения, конечно, подтверждают правило. Некоторые фотографы специально работают с моделями новичками, поскольку из них можно лепить то, что нужно фотографу, их позы не стандартны и не заезжены.
Что делать, если модель хотела бы получить опытного фотографа для съемки на базисе TFP?
Модель может отправить фотографу запрос, указав все свои личные данные и приложив несколько своих фотографий. Модель может заинтересовать фотографа, если у нее есть свои конкретные идеи, одежда для съемки и она может привести с собой визажистку.
Не забудьте подписывать со всеми участниками фотосета документ под названием модельный релиз (modelrelease). Если в съемке участвовал несовершеннолетний человек, то релиз должны подписать родители.
Итак, где же найти фотографа, модель, визажиста и стилиста для съемки TFP?
Вот несколько сайтов, которые мы можем вам посоветовать в России. Первый сайт
http://www.tfpportfolio.com . Вы должны будете зарегистрироваться, заполнить анкету и загрузить двадцать фотографий. Вы сможете искать моделей по городам, отправлять личные сообщения моделям, создавать публичные кастинги. Большинство моделей на этом сайте не профессиональные, но здесь вполне можно найти интересные модели.В ЖЖ есть сообщество
http://community.livejournal.com/iwy_model . Это сообщество читает большое количество моделей и там вы наверняка найдете подходящую вам модель. Не забудьте при публикации объявления соблюдать правила сообщества.Еще один ресурс http://www.fashionbank.ru/. Здесь вам нужно будет зарегистрироваться и загрузить несколько фотографий в портфолио. На этом ресурсе можно найти отличные, в том числе профессиональные модели.
Следующий сайт - http://tfpforum.ru . Регистрируетесь и создаете тему на форуме.
Еще один сайт, где можно найти отличную модель -
http://www.face.ru . Большинство моделей здесь профессиональные, но возможно вам удастся заинтересовать кого-то сниматься на условиях TFP.Расскажите о своем опыте! Есть ли у вас, как у фотографа, советы для моделей. Если вы модель, есть ли у вас пожелания к фотографам? Если у вас есть опыт работы на условиях TFP, было бы интересно услышать ваше мнение и советы.
Снимок
Фотограф - Nadja D.
Модель - Ольга К.