Фабрикой по производству элиты. С какого-то момента они стали просто поводом не идти в армию и еще пять лет провисеть на шее у мамки. В любом случае, университет навсегда изменяет жизнь человека и швыряет его в неожиданные стороны. Так что некоторые вещи можно понять только спустя годы после получения диплома. Мы вспомнили 10 самых ярких примеров из этого списка.
Тебя здесь ничему не научили
Спустя годы после того, как получен диплом, ты отчетливо понимаешь, что тебя вообще ничерта не учили ничему полезному. Пять лет времени - просто в труху. Когда крестили Русь? Какой алгоритм у этого (ну как там его)? Как заполнить налоговую декларацию (камон, ты же отучился на экономиста)? Временами вообще кажется, что ты просто вышел из школы, провел пять лет в кутеже и половых излишествах, а всего, что знаешь, достиг сам, благодаря самообразованию.
Тебя научили такой массе вещей, что иногда тошно
И в то же самое время, твоя голова полна немыслимым количеством информации, которая всплывает то тут то там, без повода и нужды. Внезапно ты вспоминаешь такие детали из университетского курса, что становится тошно. Пытаясь найти ключи и вспоминая, куда с ними ходил, ты вдруг осознаешь, что точно помнишь имя нациста, который спасал китайцев во время Нанкинской резни. Зачем это тебе сейчас, какой вообще прок от этих знаний?
Друзья, оставшиеся с вуза, - самые лучшие и близкие
В вузе ты выбрал друзей не из-за того, что прикован с ними к одной рабочей галере и не потому что вы живете в одном дворе. Здесь ты нашел товарищей по общим вкусам, жизненной позиции и интеллектуальному уровню. Определенно, с ними тебе лучше и интереснее всего. Тем более, у вас остался миллион историй о совместной учебе и веселье.
Ты понятия не имеешь,
кто на самом деле твои бывшие однокурсники
Встретившись со старыми однокурсниками спустя годы, ты понимаешь, что вообще не имеешь понятия о том, кто они и кем были. Половина имен и фамилий одногруппников забудутся через год после получения диплома. Люди, которых ты считал скучными занудами, окажутся неплохими парнями, некогда веселые кореша - мрачными прохиндеями, а у остальных, кажется, то ли деменция, то ли шизофрения.
Твой любимый препод, который нравился тебе за экспрессивную подачу - обыкновенный фрик
В какой-то момент приходит осознание того, что Карл Иванович, на пары которого ты ходил как в кинотеатр - разлечься и запастись новыми веселыми историями - на самом деле, просто адский фрик. Или алкоголик, или психопат, который не понимает, где находится. Или все сразу. Именно этим объясняется его экспрессивная подача материала и изощренная красноречивость.
Секс, наркотики и рок-н-ролл не прошли для всех просто так
Одна из побочных функций высшего образования - , чтобы к выходу во взрослую жизнь молодой организм уже подустал от развлечений и быстрее взялся за ум. Но сделать это без излишеств не получается. Уже после выпуска среди всего потока обязательно окажется драгдиллер или просто серьезный криминальный элемент, а самая горячая красотка обязательно окажется матерью пяти детей - и каждый от разных отцов. Иногда будет ощущение, что ты провел пять лет в гетто, а не на престижном факультете.
Тебе до сих пор снится один и тот же кошмарный сон
Это смешно и глупо, но в твоих снах университет навсегда оставит один и тот же повторяющийся кошмар. Будильник не прозвенел, ты опаздываешь на экзамен, к которому не готов, а если не сдать его, то тебя обязательно отчислят. Ты обречен. Те, кто прошел еще и аспирантуру, видят такие сны в совершенно инфернальном и болезненном виде.
То, что ты работаешь по специальности,
большинству кажется каким-то чудом
Правда, касается это только гуманитарных специальностей. Работаешь дизайнером после учебы на дизайнера? Пишешь статьи, отучившись на журналиста? Стал успешным детским психологом, получив диплом на соответствующем факультете? Среди преподавателей и бывших одногруппников о тебе будут слагать легенды. Ты можешь стать последним огнем надежды для тех, кто работает охранником в супермаркете, отучившись на философском.
Преподы - не такие уж тираны и фурии.
Просто у них скотская жизнь
Теперь-то ты понимаешь, какая, на самом деле, скотская жизнь у преподавателей и сколько ужасного в ней когда-то было именно из-за тебя. Их удел - мизерные зарплаты и работа, половина которой - попытка что-то объяснить макакам в вольере, и еще половина - бумажная изматывающая рутина. Неадекватное или тираническое поведение преподавателей - это просто попытка удержать иллюзию контроля над хаосом и прогнать жестокую хандру.
Вуз научил тебя «не тем вещам»,
и они приносят больше пользы, чем реальные знания
Говард Маркс собственной персоной
Один из крупнейших наркобаронов 1970-х, в своей автобиографии рассказал очень дельную вещь. Он отучился на философском факультете, написал диссертацию и бросил ее ради более прибыльного дела - поставок гашиша из Голландии. Спустя годы к нему пришло осознание того, что именно аспирантура научила его всему тому, что сделало его успешным наркобароном. Речь идет об умении давать взятки, лгать как на духу, выцеплять стукача с первого же взгляда и понимать, когда тебе вешают лапшу на уши. Ты, конечно, не Говард Маркс, но в универе тоже наверняка научился сомнительным вещам - и вот они-то помогают тебе в жизни гораздо больше, чем пары по истории или астрофизике.
Практические навыки ценятся больше, чем теоретические, красный диплом — вовсе не гарантия успешного трудоустройства, а хорошее знание английского станет весомым плюсом для соискателя. Главные работодатели Красноярска делятся секретами: что делать студенту, чтобы после окончания вуза быстро найти хорошую работу.
Проявляйте настойчивость, мыслите нестандартно
Андрей Руппель, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ
— Самое главное, что стоит понимать каждому студенту: трудоустройство после окончания вуза — это исключительно его забота, никто не принесет вам работу «на блюдечке». Поэтому нужно сделать все, чтобы работодатель знал тебя, хотел видеть сотрудником компании. Для этого есть два пути.
Первый — еще во время учебы определиться, куда и как ты хочешь развиваться и очертить пул компаний, отвечающих этим целям. Наладить с этими компаниями контакт — попасть на практику и зарекомендовать себя как перспективного работника. Приглашение в штат для такого соискателя не заставит себя ждать. Стажировка важна еще и потому, что позволяет в самом начале понять, правильный ли выбор сделан — будет ли эта работа любимой, приносить моральное удовлетворение.
К слову, с 2012 года в компании РУСАЛ работает программа подготовки квалифицированного кадрового резерва. В СФУ сформированы целевые группы по направлению «Металлургия», компания сопровождает таких студентов и выплачивает им корпоративную стипендию. Зачисление в группу практически 100% гарантирует попадание в штат компании.
Путь второй больше подходит для тех, кому практика на предприятии недоступна — к примеру, человек учится в педагогическом университете и вдруг понимает, что хочет стать металлургом. В этом случае нужно мониторить вакансии на сайте компании, отправлять свое резюме или лично обращаться в отдел кадров. Отказ — не повод опускать руки. Любая компания — это «живой организм», одни увольняются, другие — приходят. Главное — попасть в базу предприятия и тогда при наличии вакансии тебя могут пригласить на работу.
Важный этап — собеседование и первые месяцы после трудоустройства. Нужно трезво оценивать свои возможности, нередко приходят студенты, уверенные в том, что они все знают и умеют. Открытость ко всему новому, принятие корпоративной культуры предприятия, умение быть «нестандартным в стандартном»: улучшать работу, видеть потери и возможности их восполнения — эти качества оценит любой работодатель.
Подкрепляйте теорию практикой, не стройте иллюзий
Марина Тишковская, начальник отдела розничных продаж «Лизинговой компании «Дельта»
— Общие рекомендации — во время учебы подкреплять теорию практикой, самостоятельно выполнять все курсовые работы, а не списывать их из интернета. Отличник — это всегда прекрасно, но далеко не всегда это залог отличного уровня знаний.
Нередко отличники — это «зубрилки» , которые выучили, сдали и забыли. Трудно переоценить пользу от ежегодной производственной практики — она позволяет применить и закрепить теоретические знания. Без этих навыков сложно влиться в рабочий процесс предприятия. Рекомендую начинать стажировку с 1-го курса, ежегодная практика на разных предприятиях даст разный взгляд на одни и те же процессы — это бесценный опыт. Безусловным плюсом будет совмещение учебы и работы, но делать это стоит не раньше, чем после 3-го или 4-го курса. Именно к этому времени в вузе пройдена большая часть фундаментальных наук, без знания которых трудно освоить специальные дисциплины и есть риск запустить учебу. Если позволяют время и деньги, можно и нужно изучать языки, проходить дополнительные тренинги, расширять свой кругозор.
Обязательно готовьтесь к собеседованию и адекватно оценивайте себя. Вы — начинающий специалист, не стоит строить иллюзий относительно высокого заработка. Основная задача на первом рабочем месте — набраться максимального опыта и закрепить теорию практикой. Дайте понять потенциальному работодателю, что не боитесь трудностей и всегда готовы искать выход из сложившейся ситуации.
Работайте над портфолио, учите английский
Антон Шаталов , главный архитектор института «Красноярскгражданпроект»
— Оценки в дипломе никому не нужны и не гарантируют успешного трудоустройства вчерашнего студента. Если говорить о архитектурной профессии, в приоритете — реальные навыки и внушительное портфолио, оно обсуждается с соискателем на собеседовании. Приветствуется практика во время учебы, совмещение учебы и работы в реальном проектном офисе.
Я сам пошел работать в офис еще учась на 4-м курсе, сейчас нередко работаю со студентами над реальными проектами. От студента требуется немало сил, чтобы совмещать учебу и работу, но и дает это куда больше опыта и пользы, нежели один лишь университет. Увы, но наше образование оторвано от практики — выходя из института студенты не готовы к реальной жизни .
Кроме профессиональных, стоит развивать и общечеловеческие навыки. Если, будучи студентом, можно быть одиночкой и работать на себя, ни с кем не консультируясь, то работа в реальной жизни всегда командная. Люди должны быть терпимы по отношению к коллегам, не бояться коммуницировать — это обогащает их собственный опыт, помогать и делиться знаниями. Важна мотивация. Когда на первых минутах собеседования человек спрашивает: «А какая у меня будет зарплата?» , вряд ли он надолго задержится в компании — в командной работе первично желание отдавать, а не получать. Это правило одинаково актуально и для больших компаний, и для небольших рабочих групп.
Важнейший фактор — знание английского языка на высоком уровне. Такие соискатели сегодня в дефиците, в то время как спрос на них есть — часто приходится работать с зарубежными партнерами. Знание языка позволяет учиться и общаться без потери смысла, которая неизбежна при коммуникациях через переводчика.
Соизмеряйте свои силы, расширяйте кругозор
Виктория Петрова, адвокат Адвокатского бюро «Глисков и партнеры»
— Учиться, получать максимум знаний по своей специальности, расширять кругозор, изучая не только обязательные предметы — все это вклад студента в успешное трудоустройство в будущем. Важную роль в этом может сыграть и общение с сокурсниками и преподавателями, которые могут предложить вакансии.
Практика крайне важна, но проходить она должна без ущерба для учебы. Отодвинув на второй план «теорию», студенты потом уходят в академический отпуск, переносят на полгода-год сдачу «госов» или защиту диплома. Зачем? Нужно рационально использовать свое время: сначала отучиться, получить диплом и потом спокойно искать работу на полный день и расти профессионально. Нужно рассчитывать свои силы и возможности, чтобы не «погнаться» за двумя зайцами и в итоге — ни одного не поймать.
Другой вопрос — стажировка, начинать ее стоит как можно раньше . Это возможность определиться, в какой сфере в рамках своей специальности студент хотел бы работать. Итогом стажировки может стать даже решение вообще поменять сферу деятельности. В этом случае стоит стажироваться в разных компаниях — разный опыт расширяет возможности для самоопределения.
Вопрос развития непрофессиональных компетенций решается индивидуально. Нигде не будет лишним английский язык, только положительно на дальнейшем трудоустройстве скажется посещение различных тренингов. Лично мне в работе помогает спортивная подготовка — участие в различных спартакиадах повышает мой личный авторитет среди коллег.
Стажируйтесь по специальности, не опаздывайте на собеседование
Елана Таращук, руководитель пресс-службы компании HeadHunter по УФО и СФО
— Для того, чтобы без проблем найти работу после окончания вуза, нужно еще во время учебы приложить усилия. Например, пройти стажировку в компании, которая работает по профилю получаемой специальности. И обязательно получить опыт работы!
Не знаю, к счастью ли, но цвет диплома мало влияет на дальнейшее трудоустройство : соискателю с красным дипломом работодатель предпочтет сотрудника без такового, но с минимальным опытом работы. Прежде всего потому, что это доказывает — молодой специалист не ошибся с выбором вуза, он готов работать в данной сфере. Кроме этого, обучение и работа — вещи разные. Практический опыт дает представление о том, как вести себя на работе, учит строить отношения с коллегами, находить пути решения задач и вопросов.
Еще до начала поиска работы, стоит серьезно подойти к созданию резюме — визитной карточки сотрудника в дальнейшем. Для этого можно почитать статьи с практическими советами на специализированных ресурсах. Обязательно проверьте резюме на грамотность!
Собеседование — второй, не менее важный этап трудоустройства. Как пройти его успешно? Во-первых, не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните и предупредите рекрутера. Заранее продумайте в чем пойдете. Лучше, если одежда будет удобной, но в деловом стиле. Момент третий — подготовьтесь к встрече: посмотрите сайт компании, в которую идете на собеседование, узнайте о ее проектах в интернете. В-четвертых, не стоит бояться и сильно волноваться — в компании вас встретят такие же люди, как и вы — когда-то они тоже устраивались на свою первую работу.
Наталья Мороз, фото из личного архива
Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.
При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.
Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?
Регион проживания | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Челябинская область | 61 | 26 | 12 |
Московская область | 60 | 22 | 17 |
Красноярский край | 59 | 23 | 18 |
Ростовская область | 58 | 21 | 21 |
Свердловская область | 58 | 20 | 22 |
Новосибирская область | 57 | 28 | 15 |
Самарская область | 56 | 30 | 14 |
Республика Татарстан | 56 | 33 | 11 |
Воронежская область | 55 | 23 | 22 |
Остальные регионы | 55 | 26 | 19 |
Краснодарский край | 55 | 25 | 21 |
Москва | 53 | 32 | 16 |
Республика Башкортостан | 50 | 38 | 13 |
Санкт-Петербург | 48 | 31 | 21 |
Нижегородская область | 47 | 39 | 14 |
По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.
При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.
Доли специалистов - выпускников вузов и ссузов, - довольных и недовольных своей работой, практически равны - 41% и 42% соответственно.
60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.
65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.
Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...
Регион обучения | развил(-а) общие интеллектуальные способности, % | приобрел(-а) профессиональные навыки, % | научился(-ась) учиться, % | научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % | научился(-ась) самодисциплине, % | организовал(-а) личную жизнь, % | хорошенько повеселился(-ась), % | нашел(-ла) новых друзей, % | нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % | ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % | другое |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Москва | 41 | 64 | 18 | 37 | 24 | 6 | 11 | 32 | 15 | 6 | 2 |
Санкт-Петербург | 47 | 65 | 24 | 35 | 27 | 6 | 13 | 30 | 15 | 4 | 0 |
Московская область | 47 | 57 | 30 | 29 | 22 | 13 | 11 | 25 | 12 | 8 | 0 |
Краснодарский край | 51 | 55 | 24 | 43 | 31 | 7 | 13 | 32 | 16 | 4 | 0 |
Ростовская область | 47 | 63 | 22 | 46 | 33 | 4 | 13 | 25 | 18 | 3 | 1 |
Свердловская область | 51 | 66 | 20 | 54 | 25 | 4 | 7 | 24 | 17 | 6 | 0 |
Самарская область | 54 | 54 | 15 | 51 | 35 | 6 | 7 | 24 | 12 | 4 | 0 |
Красноярский край | 50 | 60 | 19 | 48 | 29 | 9 | 5 | 26 | 14 | 2 | 2 |
Республика Татарстан | 41 | 70 | 11 | 57 | 28 | 4 | 2 | 20 | 22 | 6 | 0 |
Воронежская область | 55 | 68 | 21 | 36 | 23 | 9 | 13 | 19 | 8 | 6 | 0 |
Новосибирская область | 56 | 63 | 31 | 31 | 29 | 6 | 6 | 21 | 15 | 10 | 2 |
Челябинская область | 43 | 71 | 14 | 35 | 33 | 8 | 12 | 20 | 22 | 2 | 0 |
Остальные регионы | 45 | 67 | 20 | 38 | 29 | 7 | 9 | 28 | 16 | 4 | 0 |
Среди респондентов - учащихся и выпускников колледжей - доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.
Регион обучения | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Республика Татарстан | 17 | 80 | 4 |
Самарская область | 12 | 79 | 9 |
Свердловская область | 11 | 83 | 6 |
Москва | 11 | 83 | 6 |
Челябинская область | 10 | 86 | 4 |
Краснодарский край | 9 | 89 | 1 |
Остальные регионы | 9 | 87 | 3 |
Санкт-Петербург | 8 | 89 | 2 |
Ростовская область | 8 | 86 | 6 |
Воронежская область | 8 | 83 | 9 |
Московская область | 7 | 86 | 7 |
Красноярский край | 7 | 86 | 7 |
Нижегородская область | 6 | 89 | 4 |
Республика Башкортостан | 6 | 81 | 13 |
Новосибирская область | 6 | 92 | 2 |
Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?
Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.
Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности - 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.
Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?
Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.
Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.
Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.
Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации - 88% против 76% соответственно.
В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение - 25% и 27%, соответственно.
Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.
21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.
60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.
При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.
Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 - это высокое качество знание, а 1 - низкое.
Регион обучения | Среднее |
---|---|
Челябинская область | 3,98 |
Новосибирская область | 3,92 |
Свердловская область | 3,87 |
Республика Татарстан | 3,87 |
Остальные регионы | 3,79 |
Краснодарский край | 3,77 |
Красноярский край | 3,76 |
Воронежская область | 3,75 |
Санкт-Петербург | 3,75 |
Московская область | 3,73 |
Москва | 3,73 |
Ростовская область | 3,71 |
Самарская область | 3,65 |
Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).
Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.
Дорогой читатель, если тебе интересно, что делать после окончания вуза, то эта статья будет особенно актуальна. Если честно, я удивляюсь современной молодежи, которая, оканчивая университет, испытывает некое чувство эйфории. Неужели им непонятно, что вскоре халява закончиться и придется принимать самостоятельные решения относительно будущей судьбы?
В университете все равно чувствуешь себя ребенком , поскольку проживаешь в той или иной степени на иждивении своих родителей, числясь в доме, как «младшенький». А вот по окончанию ВУЗа ситуация в корне меняется, поскольку наравне с родителями приходится быть добытчиком и жить, как говорится, вскладчину.
Вот тут-то и возникают трудности, поскольку выясняется, что без пяти минут специалист или магистр абсолютно не приспособлен к взрослой жизни, а на мир по-прежнему смотрит сквозь призму розовых очков. Так не пора ли ломать стереотипы и становиться взрослее, тем более что повод для этого самый что ни на есть подходящий – получение диплома о высшем образовании.
Наивные мысли студентов – выпускников
На пятом курсе, как правило, в голове студента сплошная каша, ведь помимо выполнения диплома все чаще и чаще в голову приходят мысли о будущей профессии и карьере. Кто-то наивно мечтает, но все же большинство выпускников при таких глобальных мыслях начинает мандражить.
Однако в большинстве своем мысли выпускников оказываются ошибочными, а некоторые и вовсе вызывают трогательную улыбку наивности. Так о чем же думают без пяти минут профессионалы?
1. Есть та категория студентов, подобно Левину из «Интернов», которая полагает, что именно их родина ждала все жизнь и на работу примет, не задумываясь, причем сразу же на руководящую должность. Как правило, такие иллюзии развеиваются уже в первый рабочий день, а некогда выпускник – отличник становится всего лишь «новобранцем», которого ждут сложные испытания на пути. Козырять своей теорией уж точно не придется, поскольку практика все равно возьмет верх.
2. Другая категория студентов по своему поведению похожа на Лобанова из тех же «Интернов», то есть работу высокооплачиваемую хочется, а усилия прилагать вовсе необязательно. Таких в трудовом коллективе тоже не любят, и каждый сотрудник будет считать своим долгом поставить наглеца на место и лишний раз доказать его никчемность даже при наличии корочки о высшем образовании.
3. Что же касается выпускниц вузов, то большинство из них наивно полагают, что в новом коллективе ими будут восхищаться, их будут жалеть и лелеять. На самом деле сформировавшемуся коллективу и дела нет, какая фифа пришла на новую работу. Так что придется самой заслуживать «место под солнцем» , а для этого не только наряды менять и глазами хлопать, но и принимать самое непосредственное участие в усердном рабочем процессе.
4. Некоторые студенты считают, что с дальнейшей работой у них проблем не будет, поскольку родители обо всем позаботились. Однако, пополнив штат сотрудников, возникают трения с коллегами, ведь блатных работников никто и нигде не жалует. Так что придется либо доказывать собственную значимость, либо стать отшельником на нелюбимой работе.
Я думаю, дорогой читатель, что теперь понятно, что я хочу сказать; и ты согласишься, что в жизни всего добиваться нужно самостоятельно, а не надеяться на подарки судьбы, которые якобы должны упасть с неба.
О своей будущей профессии студент должен думать еще с сентября последнего курса, чтобы постепенно подбирать варианты и пробовать себя на новом поприще. Сделать это несложно, однако период адаптации занимает определенный период времени.
Грамотный подход к будущей профессии
Итак, диплом не за горами, а вы еще не определились, чем планируете заняться в будущем? Это не годится, поскольку выбор должен быть сделан окончательно и бесповоротно. Для этого очень важно выполнить диплом самостоятельно. Почему, спросите?
Здесь все просто, поскольку практика на последнем курсе проходит в стенах будущего предприятия, а производственный наставник, как правило, — будущий коллега или начальник. Именно поэтому так важно своевременно себя зарекомендовать, как заинтересованного потенциального сотрудника, который стремится к новым знаниям.
Для этого желательно больше внимать в суть своего диплома или хотя бы делать умные глаза, своевременно кивая. Это позволит найти общий язык с потенциальными сотрудниками, которые будут относиться на равных. Они, кстати, и диплом помогут сделать, и стимул к будущей работе привьют. Так что не стоит проявлять гордыню, а с радостью заводить новые знакомства и приятные связи.
Если правильно зарекомендовать себя, то по окончанию ВУЗа можно будет прийти на это предприятие в качестве полноценного работника, в котором заинтересованы, и которого ждали с нетерпением. Такой молодой специалист имеет не только хорошие перспективы, но и быстро адаптируется в новом коллективе.
Получение бесполезной корочки
На сегодняшний день многие студенты уже на четвертом курсе имеют дополнительный заработок, который, как правило, не связан с будущей специальностью. Таким выпускникам нужна только «корочка», которая впоследствии будет без надобности пылиться в шкафу. Так можно и свой профессионализм потерять, и полученную специальность основательно не освоить.
Конечно, трудно уходить с насиженных мест, но стоит понимать, что требуется хотя бы попробовать понять ту специальность, которую пять лет в университете осваивал. Именно поэтому преподаватели так стараются привить любовь к предмету, чтобы желание посвятить ему остаток жизни вдохновляло и радовало.
Согласно статистике, большая часть выпускников на сегодняшний день не работают по специальности, а на вопрос: «Зачем тебе диплом о высшем образовании?» отвечают просто, но с юмором: «Для мамы».
Перспективы на будущее
Итак, если диплом о высшем образовании уже на подходе, самое время построить свою будущую судьбу, и сделать это необходимо грамотно. Вариантов решения внутреннего конфликта множество, но нужно найти для себя такой, который не будет вызывать тоски и уныния.
Вариант первый . Если студент понимает, что хотел бы заметно расширить полученные знания и вывести их на международный уровень, то прекращать учебу еще рановато. Если есть возможности и финансовое обеспечение, то всегда можно продолжить обучение за границей . Это прекрасная перспектива, которая открывает перед выпускником уникальные возможности максимально реализовать себя в будущей профессии и сколотить при этом ощутимый капитал.
Вариант второй . Большинство студентов после получения диплома о высшем образовании начинают усердно искать работу, подключая к этому занятию не только все усилия, но и связи , возможности. С работой, тем более перспективной нынче туго, поэтому найти себе вакантное место достаточно проблемно. И, тем не менее, грамотные специалисты всегда нужны, поэтому так важно не засыпаться уже на первом собеседовании.
Вариант третий . Работа не по специальности также становится выбором многих современных студентов, однако в погоне за достатком они не всегда понимают, что утрачивают часть своей сущности и перечеркивают пять лет обучения в университете. Не исключено, что вскоре появится желание получить второе выше образование согласно любимой работе; а это означает, что первое было получено бессмысленно.
Вариант четвертый . Гуляй душа . Многие выпускники высших учебных заведений по окончанию учебы уходят в загул, расслабляясь и наслаждаясь жизнью сначала месяц, а потом и полгода. Если вовремя не взять себя в руки, то можно остаться безработным надолго, окончательно утратив уважение в глазах собственных родителей и близких друзей. Такие затяжные отпуска и временные заработки утрачивают высь смысл высшего образования, которое далось не так уж и легко.
Вариант пятый . Служба в армии также может стать лаконичным продолжением получения высшего образования. Дело в том, что далеко не во всех отечественных вузах имеется военная кафедра, поэтому многим выпускникам после получения диплома приходится отправляться в армию, чтобы отдать положенный долг родине. Однако в этом есть и свои преимущества, поскольку по окончанию срока службы может быть присвоено звание младшего офицерского состава.
Так что вариантов после студенческой скамьи предостаточно, главное – точно для себя определиться, чем хочется заняться в жизни, и чему посвятить все свое свободное время. Да, и не стоит жить чужими мозгами, поскольку чувство собственной нереализованности в будущем будет только угнетать.
Биржа труда вам в помощь
Если же искать работу самостоятельно не хватает опыта, настойчивости и сноровки, то почему бы не поручить это занятие специально обученному персоналу. Для этого на бирже труда требуется предоставить все необходимые документы и ксерокопии, а также высказать свои пожелания по поводу будущей зарплаты, должности и перспектив.
Пока центр занятости будет подыскивать хорошие варианты, не стоит самому лениться, поскольку, как известно, «одна голова – хорошо, а две — лучше». Также можно дополнительно пройти курсы по повышению квалификации, ведь лишняя корочка никогда не повредит. К тому же зря потраченное время способствует деградации, а этого выпускнику нельзя никак допустить.
Вывод : Так что теперь вполне очевидно, что расстраиваться и испытывать чувство меланхолии выпускнику уж точно не стоит, на ответ на вопрос, что делать после окончания вуза, требуется решить еще на последнем курсе, чтобы потом зря время не терять. Так что перспектив много, и лучше не распыляться, а вовремя расставить все приоритеты.
Теперь вы знаете о том, что делать после окончания вуза .
Обучение в университете предполагает то, что сразу после его окончания вы свободно найдете себе рабочее место в рамках выбранной специальности. Однако у организаций и правительства другие планы.
Государство со своей стороны редко правильно прогнозирует точное количество нужных специалистов в какой-то области. Так что не факт, что места вам хватит. С другой стороны и блат никто не отменял.
Есть и еще один момент, который сложно будет кому-то предугадать: кризис. В тяжелые времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных сотрудников. Идут массовые сокращения. Так куда же можно устроиться на работу после университета в подобных условиях? Ведь знаний-то у вас хватает, а вот с опытом беда. И работодатель пригласит скорее того, кто лишен амбиций, но уже давно знаком с деятельностью в определенной сфере.
А что остается вчерашним студентам, если не устроиться на работу после института? Правильно: неквалифицированная работа или фриланс. Но разве для этого вы парили свой несчастный мозг столько лет и корпели над выполнением всех контрольных, курсовых, дипломных?
Жизнь после окончания института: как устроиться на работу?
Еще на этапе поступления было бы хорошо промониторить данные о том, после какого института легко устроиться на работу молодому специалисту. Дело в том, что есть вузы, которые помогают в трудоустройстве выпускников по специальности.
Также не мешает проследить за компаниями. Некоторые организации заинтересованы в притоке свежего молодого «мяса». Такие сотрудники стоят дешевле опытных, а при этом в качестве бонуса компания в лице такого работника получает молодость, энтузиазм и желание обучаться. Даже при условии небольшой оплаты вашего труда идти туда стоит, хотя бы для того, чтобы набраться опыта в своей сфере.
Не стоит пренебрегать мнениями HR-менеджеров, которые отмечают в молодых специалистов завышенный уровень самооценки и собственной рыночной стоимости.
Даже если работа во время каникул оплачивалась гораздо больше того, что вам предлагает работодатель, не спешите отказываться. Зачастую к маленькой зарплате прилагаются карьерные возможности. А это куда более важно для вас на данный момент.
Не забывайте ответственно подходить к подготовке к собеседованиям. Предварительно узнавайте подробности о деятельности компании. А на встрече постарайтесь продемонстрировать все свои преимущества. Дайте работодателю понять, что вы заинтересованы работать у них, хоть у вас и нет опыта в этой сфере.
Как найти работу выпускнику университета без опыта работы?
Мало кто знает, что кризис-идеальное время для поиска работы молодым специалистом, у которого еще совсем нет опыта.
Работодатели не могут содержать опытных и высокооплачиваемых сотрудников. И вот тут ваша задача – предложить таким работодателям себя во всей красе. Убедите его, что вы будете делать то же самое, но за гораздо меньшие деньги.
Кризис рано или поздно закончится, а к тому времени вы наберетесь опыта и навыков, которые станут основой к тому, чтобы попросить прибавки.
Зачастую работодатели готовы компенсировать отсутствие знаний у работника маленькой зарплатой.
Если нет работы по специальности
Бывает и так, что даже если вы согласны на любые условия, найти работу по специальности не получается а кушать-то хочется.
Что следует делать в этом случае:
- поднять все старые связи, если вы когда-то подрабатывали в логистике, продажах, колл-центре, на аутсорсе;
- искать работу помощником или ассистентом на неполный рабочий день;
- найти любую черновую работу (курьером, грузчиком, консультантом) и продолжать искать работу, рассылать резюме, ездить на собеседования.
Не старайтесь устроиться на первое попавшееся вам место, однако и с амбициями следует быть осторожными. Хорошо, когда ты знаешь себе цену. Но часто выпускники делают одну и ту же ошибку: стараются найти работу с зарплатой на рынке, которая соответствует этой специальности.
Помните: высокая зарплата – это результат тяжелой работы, набранного опыта и постоянной работы над собой, повышения квалификации. И пока этого у вас нет, совершенно естественно, что и получать за эти же функции вы будете в разы меньше, чем более опытный коллега.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
А вот несколько полезных советов, которые помогут вам выделиться и запасть в «душу» работодателям.
- Составьте свое резюме так, чтобы оно отличалось от ваших конкурентов. Опишите те свои преимущества, которых, по вашему мнению, нет у других. Определенный вес вашему резюме прибавят знания иностранных языков (чем больше – тем лучше), отличное знание офисных программ и техники и т.д.
- Еще на последних курсах начните заниматься самообразованием. Проходите курсы, которые не предусмотрены программой университета. Пусть это будут обычные кулинарные курсы или курсы вождения автомобиля – эти данные помогут составить о вас мнение, как о целеустремленном и способном к обучению молодом специалисте. Если есть возможность, проходите практику во время учебы на тех предприятиях, которые известны в вашем регионе. Это поможет при трудоустройстве.
- Уверенность в себе (заметьте – уверенность, а не самоуверенность) – это ключ к получению работы. Спокойствие, самообладание и уверенность дадут работодателю понять, что вы не просто готовы получить эту работу, но и достигнуть определенных высот в этой сфере. А раз уж вы сами собираетесь подняться на определенный уровень, то и компанию заодно за собой подтянете. Во время испытательного срока покажите себя как трудолюбивого, ответственного и исполнительного.
Запомните: не важно, как долго вы протянете на своем первом рабочем месте. Главное – уметь его получить, а дальше – это будет уже совсем другая история. Ну а пока вы подыскиваете, присматриваетесь и подумываете,