Время чтения 7 минут
Стремления становиться лучше, достигать новых высот – это вполне закономерное желание любого человека, который хочет быть успешным «по всем фронтам». Личностный и профессиональный рост – это стремление человека к саморазвитию, а также трезвой оценке своих сил и возможностей. Вы сможете ознакомиться с ведущими терминами, чтобы понять, с чего начать личностный рост и как не остановиться на достигнутом результате.
Глоссарий основных понятий
В первую очередь, нам все-же необходимо осознать, что же подразумевает по собой понятия «личностный рост». Многие науки, такие как эзотерика, психология и социология предопределяют разные значения для этих понятий. Для удобства обобщим их.
Личность – это симбиоз вместе с совокупностью приобретённых предпочтений, привычек, социокультурный опыт человека, а помимо всего прочего его психофизические особенности, определяющие в будущем модель поведении в социуме.
Личностный рост – это приобретения новых, а также их накопление для дальнейшего использования в саморазвитии и улучшения жизни в конкретной среде. С этим термином проблем не возникает – саморазвитие уже подразумевает приобретения новых, полезных навыков, с помощью которых будет достигнут желаемый результат. Основная же задача личностного и профессионального роста – достижение высокой результативности как в выбранной сфере жизни, так в их комплексе, повышение потенциала в собственной карьере.
Основные цели саморазвития: личностный и профессиональный рост
Сам путь саморазвития – очень тернист. Он требует полной отдачи и работы сверх своих сил, на пределе возможностей. Такого рода путь выбирают далеко не все. Для его преодоления необходимо обладать определенной жизненной целью, быть готовым к трудностям и возможным неудачам. Полное стремление к созданию жизни без влияния типичности, которая зачастую навязывается окружением, в то числе и ближним, тоже является частью саморазвития человека.
Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:
- Гармония в соответствии с текущим днем - изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры.
- Формирование осознанности – не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту.
- Всестороннее развитие – для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных. Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.
Пять важнейших этапов личностного роста
Согласно исследованиям, руководителя кафедры организационного поведения в Школе менеджмента, Ричарда Бояциса – огромный процент людей «воспринимают личностный и профессиональный рост, как некое откровение или озарение, словом катарсис жизненного пути, при всем этом, не задумываясь о его цикличности». Ведь по природе своей, всякое развитие – ни что иное как последовательность определенных этапов, при прохождение которых, вы получаете всю необходимую информацию, которая надобна для старта нового.
Предлагаемые им этапы профессионального развития человека, основаны на изучении таких наук как социология и психология, что дает нам возможность ответить, основываясь на комплексе знаний этих наук, на актуальный во все времена вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост?
5 этапов становления личности:
- Бесподобное внутреннее «Я» - наше собственное видение самих себя – идеальная, по своей сути модель существования с окружающим миром и людьми. Такая практика необходима для полной активизации наших внутренних ресурсов, ведь в данном случае, лучший мотиватор - это еще не существующий идеал. Но в этом этапе, основным камнем преткновения является реакция общества – ведь оно часто ожидает от нас диаметрально противоположного. Очень важно, именно в этот момент не поддаться общему влиянию, ведь вам и только вам известна ваша цель, заветная мечта и никто не вправе отговаривать вас от нее;
- Анализ и принятие своей сущности – постижения и принятия собственных недостатков и положительных граней личности – этот этап личностного развития, необходим для движения от действительного к желаемому. Однако несмотря на откровенную простоту, сам этап требует очень много внутренних сил, ведь осознать все свои недостатки весьма непросто, не говоря уже о том, чтобы их ликвидировать. Происходит оное по той причине, что еще с самого детства, мы формируемый наш образ, который зачастую состоит только из положительных качеств, отказ от него – значит отречься признать собственную и многолетнюю неправоту. Также, приятия собственной сущности – одна из важнейших ступеней к профессиональному развитию, ведь таким образом мы можем увидеть себя глазами других, что жизненно необходимо для поднятия по карьерной лестнице;
- Создание собственной программы самообучения и совершенствования – составления необходимого плана работы над самим собой, его беспеременного исполнения. Направлен этот этап, главным образом на улучшения трудовых показателей, а также личностного удовлетворения собственной жизни. По своей направленности, эта стадия не так значима, как предыдущие две, но все-же необходима для личностного и профессионального развития тем, что помогает нам самостоятельно ставить цели, искать пути к их достижению, развивая умение дисциплинировать самого себя при этом просчитывая всевозможные варианты развития событий;
- Применения на практике обретенных знаний и навыков – итак, мы полностью изучили не только теоретическую базу, а помимо всего прочего предполагаемые модели поведения, но все это необходимо применить на практике, ведь без оного – все останется на предыдущих этапах, а дальнейшее самопознание будет невозможным. Разумеется, в самом начале будет нелегко, но в при дальнейшем их применение, они станут естественными, что мы даже не будем раздумывать: использовать их или нет, ведь они станут частью нашей личности. Разумеется, для достижения такого результата, необходимо потратить много сил и энергии. Весь этот процесс можно сравнить с обкатом нового автомобиля – при многоразовом использовании, привыкаешь ко всем нюансам, уже не задумываешься, а просто действуешь по наитию;
- Поддержание и создание новых контактов с социумом – разумеется, для профессионального, а также карьерного роста. Активная коммуникация с социумом просто необходима (если только вы не фрилансер). Но и в этом случае вовлечение других людей в свою работу дает вам дополнительную ответственность. А это не позволит вам так просто отказаться от поставленной перед собой цели, ведь иные уже внесли свой вклад в ваше личностное развитие.
Издавна, процесс общения с людьми был необходим для ориентиров жизненного направления. Мы всегда выбираем общение с теми личностями, с которыми нам будет максимально комфортно, скажем "по пути". Благодаря общению с такой референтной группой людей, у нас появляется возможность увидеть и оценить свои поступки со стороны.
В построении этих элементов профессионального и личностного развития, мы наблюдаем определенную цикличность и зависимость этих этапов друг от друга. Невозможно двигаться дальше, если не будет соблюдено хоть одно условие. Что немаловажно, каждый из этих этапов, отвечает на вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост? Необходимо начать с самого себя в первую очередь, а только потом уже в самом конце, полагаться на взаимопомощь окружающего общества.
6 признаков того, что вы готовы измениться
Перед тем, как начать самосовершенствование, необходимо понять, готовы ли вы к этому сейчас. Если вы к этому морально не готовы, то все ваши старания будут использованы впустую и вероятнее всего, вы просто остановитесь на каком-то этапе. Сейчас, вы узнаете семь явных признаков того, что вы намерены изменить свою жизнь:
- Осознание внутреннего дискомфорта – вы самостоятельно! осознаете, что некоторые ваши персональные убеждения не работают, а вероятно даже терпят полный крах во время проверки на прочность. Это яркий пример осознания своей неправоты, что в дальнейшем будет необходимо для прохождения всех этапов профессионального и личностного развития.
- Обнаружения зерна собственного дискомфорта . «Что не так?», «Что я делаю неправильно?», «Ошибся ли я?» - чаще всего именно эти вопросы сопутствуют нашим поискам проблемы. Именно они помогают нам осознать, что пора двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом.
- Виноват во всем я – возложения ответственности за ошибки на самого себя – яркий признак зрелости личности, полная ее готовность к формированию новых аспектов своей личности.
- Поиск ответа на вопрос «Что делать?» - задаваясь этим вопросом, вы уже автоматически начинаете личностный и профессиональный роста, ведь уже находитесь в поиске пути решения возникшей проблемы, а не пускаете все на самотек.
- Активное действие – поиск источников информации, как например чтение необходимой литературы либо же посещения тренингов – в комплексе, все это дает очень положительный результат, ведь в таком случае вы уже осознаете, что хотите изменить, а также определить, готовы ли вы сделать шаг в неизвестность.
- Доведение действий до автоматизма - вы применяете новую модель поведения на себя, стараясь частично либо же полностью заменить старую. Вы открыты ко всему новому, поэтому не боитесь экспериментировать (в рамках разумного, конечно). Не забывайте, здесь необходима строгая дисциплина собственных действий. Без нее все ваши потуги и движения станут просто хаотичным набором не связанных между собой дел. И коэффициент их полезности будет равен нулю.
Вывод
Можно с полной уверенностью сказать, что человек, который стремиться к личностному и профессиональному развитию, должен постоянно заниматься самообучением! Не останавливайтесь на достигнутом никогда, ведь остановка – это регресс, который исправить не так-то просто. Становление профессионала возможно лишь в случае единства профессионального и внутреннего развития субъекта. То есть грамотном просчете возможных промахов и активного поощрения в случае успеха.
Влияние нашего общества на достижение результата так же важно. Но не стоит забывать и то, что общество должно только помогать увидеть себя со стороны. Не используйте социум как костяк для формирования собственных целей. Ведь если идти на полном поводу у других людей, то мы рискуем. Рискуем стать маловажной частью огромного механизма, а не его сердцем и основным элементом.
Прислушивайтесь к себе, к внутреннему «Я» и добивайтесь того, чего хотите! В этом состоит ваше личностное и профессиональное развитие. Не думайте о том, как воспримет вас социум, ведь как известно, проще негативно принять и осудить, чем помочь и подбодрить.
Ошибочно думать, что профессиональный рост провоцирует карьерный – это не всегда так. И тем более, это не одно и то же.
Хотя оба термина подразумевают персональную эволюцию, развитие в рабочей плоскости и освоение новых вершин, между ними есть различие. Это движение в разных направлениях – вверх, вглубь и иногда даже вширь.
В самом начале трудовой деятельности человек должен трезво оценить свой потенциал, взвесить свои желания на одной чаше весов и черты характера – на другой, и выбрать свой единственный путь.
Профессиональный путь движется линейно, а не вверх . При этом издалека может показаться, что человек стоит на месте, застыл и не интересуется карьерными ступеньками.
Однако его развитие идет либо в глубину специальности, либо в сторону наращивания собственных компетенций. Как правило, выбирают одну ветвь, не пытаясь освоить их параллельно.
Погружение вглубь профессии дает максимальное понимание одного из ее направлений: как итог, человек становится единственным узконаправленным специалистом в своем городе.
Он бонусом получает круг верных клиентов – поклонников его профессионализма. Такие люди всегда востребованы: они умеют добиваться отличного неповторимого результата с минимальными затратами!
Увеличение своей компетентности позволяет освоить профессию со всех углов, ракурсов и сторон, во всем ее великолепном многообразии, и стать поистине мастером на все руки.
Фактически, работник повышает уровень всех имеющихся в его арсенале компетенций, относящихся к конкретной специальности, и становится более совершенным, «универсальным солдатом».
Работника начинают ценить в профессиональных кругах, ему предлагают места в других, более крупных компаниях, растет зарплата и уважение.
Профессиональный рост возможен в каждой специальности и неминуемо приводит к улучшению условий труда .
Так, переводчик, просто владеющий двумя языками, всегда уступит человеку со знанием экономического, медицинского и бизнес-лексикона, с углубленным пониманием диалектов и практикой быстрых переводов в полевых условиях.
Чтобы научиться делать что-то лучше, качественнее, современнее, быстрее других, нужно потратить время на самосовершенствование .
А именно на дополнительное образование, практику в столичных компаниях, иностранные стажировки, семинары, мастер-классы, общение с умудренными опытом профи и изучение литературы.
Многие фирмы самостоятельно занимаются повышением квалификации сотрудников – устраивают тренинги, оплачивают курсы, приглашают специалистов из других стран на обмен опытом.
Если вы стремитесь к профессиональному росту (а заодно хотите быть замеченным руководством), от таких возможностей нельзя отказываться!
Карьерный рост подразумевает поэтапное движение вверх . С каждой новой ступенью увеличивается широта полномочий и зона ответственности, повышается репутация, социальный статус и зарплата, появляются определенные привилегии.
Чтобы соответствовать очередной новой роли, человек обязан постигать незнакомые азы разных профессий, получать новые компетенции.
Ему приходится глубже вникать в процессы, далекие от его персональной специализации, разбираться в функциях других, видеть картину целиком, движение всех шестеренок в конкретном бизнес-механизме.
С каждым шагом ввысь кругозор претендента на более высокую должность расширяется. Вместе с ним растет управленческая компетентность, умение руководить людьми и трезво оценивать результаты труда.
Начинать движение вверх следует постепенно : это по силам всем, а не только избранным. Обычный офисный работник может вложиться в дополнительное образование и расширить зону своих интересов.
Со временем он подключит к своему резюме «дополнительные опции» – документоведение, экономику, менеджмент, юриспруденцию, иностранные языки, программирование, владение техникой.
И в итоге для него найдется другая, более оплачиваемая должность, которая ждала именно подобного набора компетенций, а его коллеги останутся сидеть за своими компьютерами за небольшой оклад.
Со временем он вырастет в большого босса и осуществит мечту.
Карьерный рост считается более престижным, он заметен сразу и издалека: был человек обычным клерком и вдруг – начальник отдела, а затем и замдиректора. Вот это взлет!
Однако чтобы удержаться на высоком посту и не оступиться, придется продолжать свое внутреннее развитие и крепко держаться за кожаное кресло.
Вместе с тем, профессиональный путь более стабилен и надежен: узкие специалисты всегда востребованы, что гарантирует постоянную клиентуру, адекватную умениям зарплату и уверенность в «завтра».
Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .
Профессиональный рост включает в себя:
1. Профессиональную ориентацию.
Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.
3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.
4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .
5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.
Время чтения 10 минут
Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.
Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.
Профессиональный рост, возраст и статус
Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.
Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».
Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .
Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)
Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.
Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.
Интересы, склонности, способности…
Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.
Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.
Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.
В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.
Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.
Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.
Способности и личностный рост в профессии
Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.
Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.
Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.
Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.
Наследственность и одаренность
Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.
Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.
Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.
В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.
Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.
Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.
Развитие профессиональных способностей
Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.
Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.
К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.
А в каком возрасте можно забыть о карьере?
Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.
По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.
Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.
Саморазвитие в профессии
Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.
Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.
1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.
Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.
2. Составление профессиональных целей.
Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.
3. Развитие мотивации.
Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».
4. Самодисциплина.
Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.
Заключение
Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.
Карьерный рост для многих людей остается довольно абстрактным понятием. Внимание надо обратить на то, что любой рост невозможен без развития, а потому многие могли почувствовать, что занимаемая должность не дает реализовать свой потенциал. Появляется такое ощущение, будто вы стоите на месте, а это допускать никак нельзя.
Каждый сотрудник должен понять одну фундаментальную вещь. Карьерный рост будет зависеть не только от желаний и личных предпочтений самого начальства, но и от тех целей, которые преследуются самим человеком. Чем четче выстроен план, тем вероятнее всего будет получена лучшая должность в данной компании.
Сотрудники, которые проявляют целеустремленность, умеют организовать и структурировать деятельность компании, всегда будут стремиться к улучшению своих позиций. Им интересны только те вакансии, которые имеют возможность карьерного роста. Только так можно развивать уровень своего профессионализма, оттачивая необходимые навыки на практике.
Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что карьера сводится не только к личным предпочтениям начальника, но и к потенциалу самого сотрудника. Только согласованная деятельность руководителя и подчиненного позволит добиться действительно больших результатов в развитии компании.
На что надо делать акцент?
Профессиональный рост привлекает далеко не каждого человека: кому-то нравится текущая должность, нет амбиций для получения новой, а кто-то не в состоянии осилить поставленные задачи. В любом случае каждый человек будет иметь свои индивидуальные цели в компании:
- Кто-то хочет выйти на новый уровень доходов.
- Кому-то важно удовлетворить свои амбиции и повысить социальный статус.
Во многом люди выбирают комбинацию вышеописанных целей и приступают к их реализации. Карьерный рост имеет индивидуальный стиль и предполагает решение поставленных задач компании. Несмотря на всю сложность рассматриваемого вопроса, можно выделить некоторые типичные тенденции, соотносимые по половому признаку.
Мужчины, как правило, начинают строительство своей карьеры, ориентируясь на «восхождение» по иерархической лестнице. Конечная цель – руководящая должность, а потому будет прилагаться максимальное количество усилий. Что касается женщин, то они могут долгое время проявлять посредственное отношение к самой компании, постепенно развивая уровень своего профессионализма. Многие удивляются, когда представительницы прекрасного пола за короткий промежуток времени становятся большими директорами.
Как можно расти?
Карьерный рост многогранен, а потому в обществе часто слышится заблуждение, в котором говорится о том, что развитие в компании возможно только по вертикали. Многим может показаться, что карьера представлена в виде лестницы, где в роли ступени выступает вышестоящая должность.
Стоит отметить, что развитие карьеры возможно и в горизонтальном направлении. Профессиональный рост основан на развитии навыков и квалификации, необходимой для повышения эффективности в рамках текущей должности. Развитие по горизонтали имеет свои особенности, о которых довольно часто забывают.
Сотрудник переводится на должность, смежную с занимаемой позицией, а уровень дохода остается прежним или несколько увеличивается. Например, работник сферы маркетинга может перейти в другое подразделение и подписывать договора, если до этого он занимался только деловой коммуникацией с партнерами. Конечно же, профессиональный рост не заставит должно себя ждать.
Необходимо напомнить, что развитие по горизонтали не запрещает вертикальный рост: после того, как специалист узнает специфику работы смежных отделов компании, то может стать его руководителем, или же объединить в своей кандидатуре несколько ролей.
Вертикальный рост начинается как в самой организации, так и в рамках всей отрасли. Все будет зависеть от поставленных целей работников и решительного желания развиваться. Большинство карьеристов предпочитают второй вариант. Развитие в рамках целой отрасли и такое решение обусловлено постоянным повышением получаемых доходов. Не всегда текущее место работы удовлетворяет потребности сотрудника, тогда он отправляется на поиски нового места.
Но прежде чем отправляться в «карьерное путешествие», надо понять, что профессиональный рост будет длиться не один год и за это время наступают кардинальные изменения. Как показывает мировая практика, многие популярные отрасли, которые были на волне популярности, в 90-х годах быстро обанкротились и исчезли с рынка. Если же вы хотите получать высокие доходы и принимать ответственные решения на себя, то профессиональный рост – правильный выбор.
Факторы, влияющие на результат
Начать надо с того, что карьерное продвижение невозможно без получения соответствующего образовательного уровня. Кроме того, он должен соответствовать международным стандартам и закончить такие ВУЗы не всегда просто. Некоторые профессии просто не допустят «восхождение по вертикали», если нет высшего образования. Например, бухгалтер, как бы он не старался, никогда не займет должность главного бухгалтера, пока у него не появится соответствующий образовательный уровень.
Конечно же, роль высшего образования достаточно велика, поскольку она отражает определенный набор профессиональных знаний, которые можно использовать в трудовом процессе. Кроме того, начальству проще найти контакт со своим подчиненным, если будет получено соответствующее подтверждение качества знаний. Нельзя забывать о том, что и профессиональный рост невозможен без постоянного самообразования.
Следующий фактор, имеющий большое значение для потенциального карьериста – работоспособность. Но в данном вопросе следует проявлять предельную аккуратность, поскольку ненормированный рабочий день расценивается руководителем неоднозначно. Он может подумать, что человек не справляется с работой в установленный срок, а это будет говорить об отсутствии соответствующих навыков планирования. Никто не захочет продвигать специалиста, который плохо справляется со своими обязанностями.
Каждодневный профессиональный рост играет большую роль, но не решающую. Можно постоянно совершенствоваться, оставаясь на той же должности в течение многих лет. Как выбраться из такой ситуации? Надо понять, что сегодняшний рынок постоянно развивается и многим компаниям нужны люди, которые смогут увеличить доходность или занять новую долю рынка. Руководитель понимает, что профессиональный и карьерный рост едины, а потому повышения заслуживают единицы.
Как только станет понятно, что работник приносит очевидную пользу, то отсутствие динамического роста приведет к потере ценного кадра, а это нельзя допустить. Только ключевые сотрудники пользуются большой популярностью, как у руководства, так и коллег.
Среди негативных факторов можно выделить:
- интриганство;
- распространение заведомо ложной информации;
- заискивание перед руководством и т.д.
Как показывает практика, такие люди начинают портить внутреннюю атмосферу, а ведь на единение коллектива ежегодно тратятся большие деньги. Опытный руководитель поставит под сомнение эффективность работника, распускающего слухи. Вероятнее всего, эффективность его труда мала, а потому есть время на другие занятия. Отсутствие мотивации, пунктуальности и низкой эффективности приведет к скорейшему увольнению.
Какой план развития составить?
Как говорилось ранее, карьера – совокупный результат сотрудника и работодателя. Подавляющее большинство успешно развивающихся компаний стремится к тому, чтобы работники постоянно развивались. План обязателен, он помогает выстроить четкий вектор дальнейшей деятельности.
Есть несколько планов развития. Например, одна организация имеет типовой план, и повышение будет получено после достижения определенных показателей или наступления временного периода, а другая не имеет стандартизированного подхода и возможность роста есть у каждого человека.
Если на текущем месте работы не рассматривается ни один из вариантов, можно проявить инициативу и пообщаться с руководством. Такой подход позволит наглядно продемонстрировать заинтересованность в развитии организации.
Каждый человек сознательно пишет карьерный план, которому продолжает следовать на протяжении многих лет работы. Свое направление необходимо корректировать в зависимости от изменяющегося состояния рынка.