Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:
- Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
- Стипендию, предусмотренную ученическим договором , размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
- Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.
Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее. Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора. Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.
Учеба с отрывом от производства
Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. ТК РФ).
Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.
Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.
Учеба с частичным отрывом от производства
Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.
Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.
Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.
В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.
Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.
С сотрудником заключен ученический договор. Обязательна ли оплата стипендии, если работник обучается без отрыва от производства (ему необходимо получить новую специальность) или зарплата оформляется по нарядам, то есть сдельная? Нужно ли пункт об оплате стипендии включать в ученический договор? Согласно части первой ст. 198 ТК РФ работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключить с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или на переобучение без отрыва от работы. В соответствии со ст. 199, ст. 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер стипендии по ученическому договору
Об этом расскажем чуть ниже.Помимо названных условий ученический договор может содержать и иные условия, такие как:- изменение режима рабочего времени ученика, если обучение проводится без отрыва от работы;- необходимость прохождения практических занятий;- форма ученичества (индивидуальная, бригадная, обучение курсовое, обучение с отрывом от производства или без отрыва от производства, что-то иное (ст. 202 ТК РФ));- права и обязанности ученика по окончании ученичества (ст. 207 ТК РФ);- основания прекращения ученического договора (ст. 208 ТК РФ). Действие ученического договора Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока (ч.
1 ст. 201 ТК РФ). При этом срок действия договора может быть продлен. Так, в силу ч. 2 ст.
07.02.2017 г. стипендия во время ученичества работника
ТК РФ условия договора не должны противоречить ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, иначе они будут недействительными и не подлежащими применению. 4. Обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.5.
Срок ученичества. Согласно ч. 1 ст. 200 ТК РФ ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации. То есть работодателю при определении срока ученичества надо руководствоваться продолжительностью образовательных программ для получения той или иной квалификации.
Ученический договор: тонкости и нюансы (шадрина т.в.)
Теперь рассмотрим второй вариант: работодатель отправил работника обучаться с отрывом от производства и оплачивает ему обучение В таком случае действительно перед нами возникает некая странная конкуренция норм. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ мы должны сохранить за работником средний заработок, согласно ст.
204 Трудового кодекса РФ — выплатить стипендию (к среднему заработку). При наличии ученического договора идеально правильными с точки зрения законодательства является выдача обоих выплат или отказ от заключения ученического договора (ведь анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что это право, а не обязанность работодателя, что мы продемонстрировали выше).
Однако в случае отсутствия ученического договора работодатель лишается возможности взыскать средства, потраченные на обучение работника, в суде.
Когда учеба не работа: экономные отношения с новичками
Гипотетически работодатель может направить на обучение работника и оплатить его, не заключая с ним ученического договора (например, обучить сотрудника иностранному языку, компьютерной грамотности и так далее), — но в таком случае если работник уволится сразу же после окончания обучения, то деньги, потраченные на его образование и выплаченные третьей организации, вернуть будет достаточно проблематично, так же как и заставить работника отработать определенный срок. Если речь идет об обучении лица, ищущего работу (правда, заключение таких ученических договоров — достаточно большая редкость), — то без ученического договора вообще нет никакой гарантии, что после окончания обучения такой ученик пойдет к вам работать; кроме того (в отличие от первого варианта), возникнут проблемы со списанием расходов обучающей организации в целях исчисления налога на прибыль.
В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, а также устанавливается тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей в профессиональных стандартах.Рекомендуем для правильной формулировки квалификации, по которой будет обучаться работник, использовать:- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (по отраслям);- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37);- профессиональные стандарты (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ).3. Обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором.
Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. Соответственно, в рассматриваемом случае в рамках ученического договора работодатель будет обязан выплачивать обучающемуся работнику стипендию и сверх этого оплачивать по установленным расценкам работу, выполненную на практических занятиях.
В соответствии с частью второй ст. 203 ТК РФ работнику, обучающемуся без отрыва от производства, может быть установлен режим неполного рабочего времени. В этом случае заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст.
93 ТК РФ).
Оплачивается ли степендия по ученическому договору без отрыва от работы
Внимание
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТБУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТБЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬЗАКОНЫ И ПРАКТИКАПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Даже опытные кадровики, бухгалтеры и специалисты по труду и заработной плате порой сталкиваются с неразрешимым вопросом: что платить работнику, с которым заключен ученический договор, — стипендию или зарплату? А может быть, и то и другое? Попробуем разобраться. В Трудовом кодексе РФ есть немало норм, непонятных в применении.
Инфо
Однако иногда простые, предельно прозрачные нормы трудового законодательства почему-то вызывают вопросы у работодателя. Так, на одном из своих семинаров я рассказываю слушателям про ученический договор.
Для исполнения данной обязанности работодателю необходимо заключить договор с образовательной организацией на предоставление образовательных услуг. В договоре желательно указать, сколько стоит обучение и что будет доказательством понесенных работодателем затрат (например, в случае спора о размере возмещения учеником денежных средств).Кроме этого, работодатель должен создать условия для надлежащего выполнения работ на практических занятиях, освободить от работы на время обучения, возможно, закрепить за учеником высококвалифицированного специалиста — наставника из числа работников организации в целях консультирования, обучения и руководства при овладении новой квалификацией на территории работодателя и пр. Обратите внимание! На основании ст.
В другую местность, поездка была оформлена командировкой, в табеле учета рабочего времени указанный период отмечен только как командировка. Может ли сотрудник работать в период повышения квалификации? Обязан ли работодатель оплатить работу в этот период, если сотрудница работала по собственной инициативе, а не по инициативе работодателя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В период повышения квалификации без отрыва от работы работник не только может, но и должен исполнять свои трудовые обязанности и за отработанное время ему должна быть выплачена в соответствии с условиями трудового договора.
Если работник направлен на повышение квалификации с отрывом от работы, то за этот период ему выплачивается средняя заработная плата, а выполняемая им по собственной инициативе работа в этот период оплачиваться не должна.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Как видно, нормы, которые касаются командировок, применяются при повышении квалификации только в части, касающейся размеров и порядка оплаты расходов. Оформлять повышение квалификации в том же порядке, что и командировки не требуется. Следовательно, работодатель не обязан, но вправе издать приказ о направлении для повышения квалификации.
В рассматриваемой ситуации работодатель оформляет направление работников на курсы повышения квалификации как служебную командировку. Полагаем, что это не вполне отвечает буквальному толкованию ст. 187 ТК РФ. Ведь, находясь на курсах повышения квалификации, работник никакой работы не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, направление на обучение командировкой не является.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (часть первая ст. 196 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Как видно, решение о направлении работника для повышения квалификации работодатель принимает самостоятельно. В то же время работодатель должен принять решение о направлении работника для повышения квалификации, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами.
Так, для лиц, занимающихся медицинской деятельностью, приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" предусмотрено повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Кроме того, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности юридическим лицом является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), а также повышение квалификации занятых у него специалистов, осуществляющих работы (услуги), с периодичностью не реже одного раза в 5 лет (п. "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
Согласно части второй ст. 196 ТК РФ работодатель проводит повышение квалификации работников в образовательных учреждениях дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (часть третья ст. 196 ТК РФ). Такое право работодателя косвенно подтверждается ст. 187 ТК РФ. Как видно из ст. 196 ТК РФ, стороны трудового договора самостоятельно вправе определять условия и порядок повышения квалификации, что согласуется со ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. Также следует иметь в виду, что приказом Минздравсоцразвития России от 03.08.2012 N 66н утвержден Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее - Порядок). Представляется, что договорные положения и нормы локального регулирования о порядке и условиях повышения квалификации должны учитывать требования этого Порядка. Согласно п. 4 Порядка повышение квалификации специалистов проводится главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Повышение квалификации без отрыва от работы также не запрещено нормативными актами*(1). Сроки, формы, содержание и технология обучения определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (п. 5 Порядка). При этом следует учесть, что работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением (часть пятая ст. 196 ТК РФ).
Таким образом, если коллективным договором, трудовым договором, соглашением, локальным нормативным актом не закреплено иное и созданы необходимые условия для совмещения работы с обучением, работодатель вправе как по соглашению с работником, так и путем принятия самостоятельного решения направлять сотрудников на повышение квалификации без отрыва от работы и, соответственно, за отработанное время им должна быть выплачена заработная плата в соответствии с условиями трудового договора.
Если работодателем решение о повышении квалификации с отрывом от работы, то, на наш взгляд, работодатель вправе не допустить к исполнению трудовых обязанностей сотрудника, по собственной инициативе (без устного или письменного распоряжения кого - либо из руководителей) вышедшего на работу в этот период, а также не обязан оплачивать его работу, поскольку выполнение сотрудником трудовых обязанностей в этот период производится вне рамок трудовых отношений, существующих между сторонами трудового договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Вопрос : Существует ли запрет на повышение медицинским работником квалификации без отрыва от производства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.).
Сборник может быть полезен руководителям и специалистам организаций при подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В сборнике даны представления об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, оценке условий труда по классам, оценки травмоопасности рабочих мест, о сертификации работ по охране труда. Также представлена нормативно-справочная база для проведения аттестации рабочих мест.
Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Система 5S - это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001. В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами. Знания, почерпнутые из этой книги, с успехом можно использовать в банках, страховых, консультационных и других компаниях сферы услуг, государственных, социальных и образовательных учреждениях. Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.
Издание посвящено бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов. На конкретных примерах (с проводками и расчетами) в соответствии с ныне действующими требованиями рассматриваются способы определения фактической себестоимости материалов, учета расходов на их приобретение, в том числе транспортно-заготовительных расходов, расходов на приобретение материальных ценностей при заключении договора в условных единицах, при изготовлении материалов собственными силами и т.д. в различных ситуациях. Наши рекомендации помогут вам выбрать оптимальный способ списания материалов в производство, правильно отразить в учете их продажу, списание материалов по результатам инвентаризации (в том числе в случае хищения) и многое другое. Рассмотрено документальное оформление различных операций с товарно-материальными ценностями. Материалы подготовлены с использованием системы ГАРАНТ. Издание адресовано широкому кругу читателей, бухгалтерам и...
В книге изложены общие сведения о метрологии, измерительных инструментах, лабораторном оборудовании общего назначения и математической обработке результатов испытаний. Описаны методы и аппаратура для стандартных испытаний главнейших строительных материалов и изделий. Сведения о методах испытания каждого материала предваряются кратким описанием его основных технических свойств и объяснением выбора принятой методики испытаний. Все методы испытаний и основные свойства материалов даны в соответствии с действующими ГОСТами. Второе издание дополнено описанием испытаний кровельных материалов. Для студентов строительных специальностей вузов. Может быть использовано в качестве справочного пособия для строителей-практиков, строительных лабораторий.
Содержатся статистические данные о состоянии и динамике развития мировой экономики и ее отдельных регионов, а также материалы, характеризующие степень влияния некоторых государств на развитие мирового хозяйства. Таблицы сгруппированы в соответствии с учебными программами по ряду экономических дисциплин: экономическая теория, макроэкономика, международные отношения, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Сборник составлен на основе материалов наиболее известных международных организаций и экономических институтов (ООН, МВФ, Всемирного Банка и т.д.), Госкомстата России и других государственных учреждений. Для преподавателей, аспирантов, студентов вузов и старшеклассников, изучающих экономические дисциплины.
Рассмотрены порядок и правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) сельскохозяйственных производств, их отдельных видах (материалах, животных на выращивании и откорме, готовой продукции, товарах). Пособие отражает требования вступивших в силу новых нормативных документов и изменений, регламентирующих учет МПЗ. Многочисленные практические примеры учат правильному заполнению форм первичных документов, применяемых при учете движения МПЗ. Предназначено всем категориям заинтересованных пользователей - бухгалтерам, руководителям хозяйствующих субъектов, аудиторам, преподавателям, студентам высших учебных заведений и практикам.
Предлагаемая книга - сборник документов и материалов, освещающих процесс реформирования российской денежной системы в первой половине 20-х гг. XX в. Денежная реформа, осуществленная в трудных условиях послевоенной разрухи, известна своими позитивными результатами, а обретенный в ходе ее проведения опыт не утратил актуальности и в современных условиях. Сборник подготовлен на основе документов и материалов, хранящихся в фондах РГАСПИ, РГАЭ и ГАРФ. В научный оборот вводятся малоизвестные и не публиковавшиеся ранее документы. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей и студентов вузов, на всех, кто интересуется политической и экономической историей России 20-х гг. прошлого века.
Рассмотрены основные закономерности протекания металлургических процессов при осуществлении операций сварки и наплавки, в том числе особенности поведения расплавленного металла при сварке электродами с различным типом покрытий. Отмечена важнейшая роль шлаковой системы в формировании структуры и свойств металла шва и показано, что для анализа шлаковых систем необходим расчетный механизм, позволяющий определить термодинамическую активность отдельных компонентов шлака. Приведены базовые сведения по термодинамике и химической кинетике металлических растворов, необходимые для лучшего понимания основного материала. Рассмотрены расчетные термодинамические методы, используемые для исследования межфазного взаимодействия при сварке. С позиций термодинамики рассмотрены вопросы поведения металлов-модификаторов, в том числе редкоземельных металлов, основных металлов-раскислителей, применяемых в практике производства сварочных материалов, и проведены соответствующие расчеты. Приведены...
Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления Моббинг - это отнюдь не новшество, это просто описание старого факта эскалации конфликтов на работе новым термином, что позволяет по-новому взглянуть на проблему. Формы моббинга разнообразны: постоянная критика, игнорирование вплоть до полной изоляции, завышенные или заниженные требования, бессмысленные или вредные для здоровья задания, угрозы и сексуальные домогательства на рабочем месте... Обо всем этом рассказывает данная книга: от истоков конфликтов - до их последствий, от способов предотвратить моббинг - до возможностей его преодолеть. Примеры из жизни показывают атмосферу, в которой оказываются жертвы моббинга, и выявляют те переживания и мысли, которые помогают им, в конце концов, выйти из замкнутого круга. Книга будет полезна психологам и социологам, социальным работникам и практикам, и, прежде всего, менеджерам и специалистам по персоналу.