Инструкция
Лет тридцать назад слово "карьерист" имело негативный оттенок, как и слова "богатство", "состояние" и т.д., более того, настоящие карьеристы того и чуть более позднего времени нередко испытывали чувство вины за свою успешность. С тех пор мир очень изменился, но, к сожалению, не так сильно изменилось наше сознание. Это касается и тех, кого тридцать лет назад еще даже не было: сознание им передалось. Чтобы построить карьеру, нужно прежде всего внутри себя избавиться от понимания карьеры как чего-то негативного или необязательного. Нередко у нас не получается делать что-либо хорошо только потому, что нам не нравится это делать. Поэтому построение карьеры должно быть для вас позитивным и увлекательным занятием. Попробуйте мыслить в таком ключе: карьера представляет собой самореализацию и саморазвитие, если я буду амбициозным, то я сделаю хорошую карьеру и буду достаточно состоятельным, чтобы воплощать собственные цели и помогать близким. Основным будет то, что, во-первых, карьера необходима для вашего личного развития, а во-вторых, став более финансово благополучным человеком, вы сможете приносить больше пользы окружающим. Кроме того, ставить цели и добиваться их - это интересно.
Часто приходится слышать о том, что выпускнику высшего, а уж тем более среднего специального учебного заведения, трудно устроиться на : везде требуют опыт работы, а его нет... Что ж, попробуйте устроиться хоть куда-нибудь, чтобы этот опыт приобрести! И не откладывайте до окончания вуза или колледжа: чем раньше вы начнете карьеру, тем быстрее вы научитесь и сможете заниматься важной интересной работой, а также иметь хороший доход. Не слушайте тех, кто считает, что в студенческие годы лучше всего только развлекаться: такие рассуждения располагают к тому, чтобы просто "плыть по течению жизни", что не должно быть свойственно настоящему карьеристу. Поначалу вам вряд ли предложат достойную зарплату, однако ваша первичная цель - приобрести опыт и чему-то научиться. В некотором смысле такая вот первая, низкооплачиваемая , на которой вам еще прощают ваши промахи по неопытности, научит вас гораздо большему, чем 5-6 лет в вузе. Вы поймете алгоритмы простейших, но важных действий, узнаете, как построен бизнес в вашей сфере.
Возможно, это будет трудно, но поначалу придется отбросить мысли в стиле "пусть попробуют кого-то найти на мою зарплату, я и так неплохо работаю". Во-первых, найдут - сейчас немало людей, которые абсолютно искренне согласны работать за очень небольшие деньги, лишь бы работать в Москве, поскольку где-то нельзя найти работу вообще. Во-вторых, из всего можно извлечь пользу. Пусть ваша работа и низкооплачиваемая, однако если вы можете на ней многому научиться, то она будет вам полезна. Если же вы просто просиживаете свое время за маленькие деньги, то, конечно, стоит попытаться поменять ее. Вовсе не обязательно работать на одном и том же месте год и более, если пользы от такой работы нет.
Чтобы построить карьеру, мало быть просто хорошим исполнителем. Совершенствуйте свои знания - читайте профессиональную литературу (хотя бы 20-30 минут в день!). Общайтесь с коллегами, следите за интересными статьями по вашей специальности в Интернете. Ведь так можно стать одним из самых осведомленных людей в компании, а это не останется незамеченным.
Вы заметили, что большинство людей (например, ваших сотрудников) как будто просто ходят на работу, потому что им некуда больше ходить по утрам? А ровно в 18.00 они спешат домой, жалуясь на усталость и выражая свою радость, что рабочий день наконец закончился. Не стоит делать так же, как они: будьте наоборот инициативны и активны, покажите, что вы любите работу и хотите ее делать. Не стесняйтесь спрашивать, просить разъяснений, чтобы лучше выполнить порученное вам задание, а также вносить собственные предложения. На фоне ваших сотрудников вы будете очень заметны, и ваше руководство вас непременно оценит. Кроме того, ведь вам нравится ваша работа? Если да, то хотеть работать больше, а не спешить изо всех сил домой - это нормально.
Тем, кто хочет построить карьеру, не стоит отказываться от возможностей получения дополнительного образования или навыка (например, курсов английского языка). Во-первых, это тоже развитие, которое непременно будет оценено по заслугам. Во-вторых, есть вещи, которые будут полезны на любой работе - например, английский нужен сейчас очень многим.
Обратите внимание
Как построить карьеру генерального директора? С чего начать? Ответы Вы найдете в нашей Стране Советов! Но, в глубине души Вы хотели бы побороться за эту замечательную возможность? Тогда вперед! Ваш карьерный рост и реализация Ваших профессиональных навыков и знаний зависят, прежде всего, от Вашего подхода к делу!
Как построить карьеру? Вам кажется, что должность генерального директора процветающей компании в наше сложное время - это фантастика? Но, в глубине души Вы хотели бы побороться за эту замечательную возможность? Тогда вперед! Ваш карьерный рост и реализация Ваших профессиональных навыков и знаний зависят, прежде всего, от Вашего подхода к делу!
Источники:
- Свой бизнес или работа на дядю? Собственный бизнес или работа
Начиная профессиональную деятельность, молодые люди думают о том, как построить успешную карьеру. Можно заметить, что далеко не всем амбициозным специалистам это удается. Мало одного желания, но можно добиться своего, поставив четкие цели.
Инструкция
Построение успешной карьеры означает реализацию творческих амбиций. Но каким бы честолюбивым человеком вы ни были, должно быть понятно, что обучение после окончания института не заканчивается. Чтобы добиться цели, вы должны быть готовы постоянно изучать новое, быть в курсе достижений в своей области, знакомиться с передовым опытом и повышать сквалификацию, осваивая, в том числе, смежные направления. Это необходимо и после того как добьетесь успеха, ведь тогда необходимо закрепиться, чтобы удержать его.
Если будет казаться, что недостаточно хорошо знаете предмет или не слишком удачливы, вряд ли добьетесь успеха. Настройтесь на позитивный лад и воспринимайте спокойно трудности, которые будут стоять перед вами. Продумайте все, что потребуется для достижения цели и определитесь с методами, которые будете использовать. Всегда представляйте будущее в радужном свете и действуйте, чтобы воплотить в жизнь мечты.
Старайтесь не ограничиваться выполнением рабочих заданий. Изучайте вопросы шире, чем требуется, проявляйте инициативу. Работайте над собой, учитесь прогнозировать ситуации и явления, учитывать факторы, которые могут влиять на рабочие процессы. Знания, которые вы постоянно будете приобретать, помогут стать целеустремленным и уверенным в своих силах работником, безупречно выполняющим обязанности. Это не останется незамеченным и вы наверняка получите возможности для карьерного роста.
Ни способности, ни образование не дают вам безусловного права на успешную карьеру. На это можно надеяться, лишь добиваясь цели, а не ожидая, когда повысят по служебной лестнице. Будьте активным и высокопрофессиональным специалистом, тогда быстро добьетесь своего.
Карьера не пустой звук для каждого работающего человека, несмотря на то, что не все стремятся в кресло начальника. Управление своим карьерным ростом предполагает целенаправленное движение к поставленной цели.
Необходимо оттачивать коммуникативные навыки, поскольку вы работаете в большой компании. И стремиться нужно, чтобы большая часть коллектива вам " не вставляла палки в колеса" по причине того, что вы не желаете с ними общаться. Не призываю быть душой компании, как на вечеринках. Но умение поддержать беседу, выслушать собеседника, похвалить не требует много ваших душевных сил, но значительно увеличит шансы на то, чтобы вас в коллективе любили и прислушивались к вашему мнению.
На этапе когда вы только в начале вашей карьеры, вы должны обратить внимание на вашего непосредственного начальника. Необходимо трезво оценить сможете ли вы под его началом продвинуться. Старайтесь, чтобы вам доверяли ответственные задания. И бойтесь застоя! Если вы видите, что ваш начальник считает, что вы на данном участке работы более-менее хорошо справляетесь и менять ничего не собирается, в этом случае меняйте место работы. Потому что впоследствии вы можете застрять на этой должности на долгие годы, и у вас будет зависимость от компании. Так как ничего нового вы не узнаете за все это время, а конкуренцию на рынке труда никто не отменял. И работу с прежним уровнем заработной платы будет тяжело найти.
Полезный совет
Общение по-прежнему важно, несмотря на то,что настал век информационных технологий. Общаясь с коллегами вы сможете узнать много полезной информации: кому и как работается (если вы из разных отделов), больше узнаете о деятельности вашей фирмы (ведь каждый смотрит со своей точки зрения, а при общении вы можете узнать какие-то моменты,о которых раньше и не задумывались, поскольку не сталкивались по работе с этим) и многое другое.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
«Базовые принципы построения карьеры»
Проверил: Выполнила студентка:
Савин А.ВПарсегова Л.Г.МО 1-3
Москва 2015
Введение
Каждый человек в определённый момент начинает серьёзно задумываться о своём будущем, о будущей карьере. Знания о карьере, ее видах и моделях, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут любому человеку найти организации, которые предоставят ему:
возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;
получение более высокой степени удовлетворения от работы;
чёткое представление личных профессиональных перспектив,
целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности;
повышение конкурентоспособность на рынке труда.
Организации же, в которых карьера является процессом управляемым, получат:
Мотивированных и лояльных сотрудников (связывающих свою профессиональную дело с данной организацией), которые повысят производительность труда и сократят текучесть кадров;
Возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;
Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении;
Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, сотрудников для продвижения на руководящие должности.
Данная проблема актуальна в современном мире. Многие люди не могут систематизировать свои знания и построить успешную карьеру. Целью это работы является рассмотрение основных принципов построения успешной карьеры (способов планирования, развития карьеры и т.д).
Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
Исследовать литературу по данному вопросу;
Дать определение основных понятий;
Определить этапы, виды и модели карьеры;
Рассмотреть, как осуществляется менеджмент карьерой в современной организации;
Сделать выводы о значении менеджмента карьерой в организации.
Глава 1.Теоретические основы карьеры
1 Понятие и виды карьеры
Данное понятие имеет много определений, каждое из которых позволяет более подробно определить сущность этого слова.
Карьера- продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.
В теории управления персоналом:
Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, она зависит от каких-либо внутренних особенностей и внеорганизационной реальности, а главное от собственных целей, желаний и установок. «Счастлив тот, кто устроил свое существование особенностями своего характера»
Карьера- успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Это объясняется двумя совместимостями: первая - это совместимость личности с характером его работы, вторая - совместимость личностных ожиданий в области карьеры с возможностями организации.
Понятие служебной карьеры(как один из видов карьеры) можно трактовать и в широком, и в узком смысле.
В широком понимании карьера - это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.
В узком понимании карьера - продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера - это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. «И если работа не доставляет вам удовольствие, значит, вы работаете не там, где нужно»Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).
Можно дать определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, предоставляющего ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера - это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.
Карьера - это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета, статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.
Говоря о карьере, нельзя не упомянуть о карьерном росте. Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.
Карьерному росту способствуют:
) должностные ступени, уровни иерархии;
) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, которые дифференцируют знания и навыки
) статусные ранги, которые отражают вклад сотрудника в развитие организации (рациональные предложения и т.п.);
) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.
Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Виды карьеры:
Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или овладения другими областями человеческого опыта, связанного, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности.
Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех основных направлениях:
вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии, должностной рост;
горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); т.е. это продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства, т.е. это продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.
1.2 Основные методы и этапы карьеры
Карьера - это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, на которых человек удовлетворяет свои потребности. Чтобы человек мог адекватно распределять свои силы на весь период карьеры, прогнозировать возможные подъёмы и спады и не пугаться последних, важно знать характеристику этапов её развития:
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет.
За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения от 30 до 45 лет.
В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения от 45 до 60 лет.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).
Этап завершения длится от 60 до 65 лет.
Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена.« Мы все прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию»Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.
Глава 2. Принципы построения карьеры
1 Планирование и развитие карьеры
Планирование карьеры - один из важных аспектов построения успешной карьеры.
Оно состоит в определении целей развития работника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации за счет профессионального обучения, стажировок, посещения курсов повышения квалификации, то есть профессиональное развитие работника, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для работы в должности. Как правило, в каждом предприятии есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам высших руководителей.
Планирование и менеджмент развитием карьеры требует от работника и от предприятия (если он поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий. Есть целый ряд преимуществ планирования, как для самого работника, так и предпринимательской организации, в которой он работает.
Для работника это означает:
более высокая степень удовлетворенности от работы в предпринимательской организации, предоставляющей ему возможность профессионального роста и увеличение собственного благосостояния;
четкое видение личных профессиональных
возможность подготовки к будущей профессиональной деятельности;
повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Предпринимательская организация получает следующие преимущества:
получение мотивированных и лояльных работников, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров;
развития карьеры отдельных работников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;
получение группы заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, работников для продвижения на ключевые должности.
Осознание этих и других преимуществ побудило руководство многих предпринимательских организаций создавать системы управления развитием карьеры своих работников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры (рис 1.)
Рис. 1. Процесс планирования и развития карьеры работника предпринимательской организации
Планирование карьеры - это вид деятельности, имеющий:
Цель: построение успешной карьеры или что-то подобное(у каждого свои цели)
Субъект в виде работника.
Наставник в виде руководителя.
Консультант в виде кадровой службы.
Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и кадровой службы.
Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря иначе, является владельцем этого процесса.
Руководитель выступает в качестве наставника данного работника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует работника.
Кадровая служба играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в предпринимательской организации.
После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового работника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможность участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные цели:
заинтересовать работника в развитии карьеры;
предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
На следующем этапе разработки плана развития карьеры сотрудник определяетдолжность (должности), которые бы он хотел занять в будущем, основываясь собственных профессиональных интересах и методах их реализации. На данном этапе работник нуждается в квалифицированной помощи со стороны кадровой службы и собственного руководителя, прежде всего, для определения собственных возможностей и недостатков, а также методов развития. Некоторые предприятия проводят специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон своих работников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий работника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного работника с самого начала и тем самым заручиться его поддержкой.
Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого работника.
Если работник является:
трудолюбивым,
работоспособным,
заинтересованным в работе человеком,
талантливым,
коммуникабельным
человеком, то у него, конечно же, больше шансов построить успешную карьеру.
Труд - это путь к успеху! «Трудитесь! Мир не будет раем
Для тех, кто хочет жить лентяем.»
При этом необходимо иметь в виду не только личностные качества человека, но и определенный набор условий:
результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения;
профессиональное и индивидуальное развитие. Работник должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт;
эффективное партнерство с руководителем. Реализация плана развития карьеры в огромной степени зависит от руководителя, который формально или неформально оценивает работу работника в занимаемой должности и его потенциал, является важнейшим каналом связи между работниками и высшим руководством предпринимательской организации, принимающим решения о продвижении;
заметное положение в предпринимательской организации. Для продвижения в организационной иерархии необходимо, чтобы предприятие знало о существовании работника, его достижениях и возможностях.
2 Способы достижения успешной карьеры
Успешная карьера - это не только большие заработки, но и возможность существенно повысить собственную самооценку, уровень жизни и престиж. Именно поэтому многие люди стремятся достичь вершины карьерной лестницы.
На пути к абсолютному лидерству человеку,решившему добиться успеха в работе, как и в любом пути,предстоит столкнуться с множеством препятствий. Это значит, что быстро собственным трудом достичь заоблачных высот не получится. Чтобы приблизиться к намеченным целям, предстоит приложить определенные усилия. Кроме этого, желательно иметь четкий план действий (об этом говорилось в пункте 2.1), чтобы неукоснительно двигаться в нужном направлении.
Построение успешной карьеры предполагает реализацию творческих амбиций человека. Но прежде чем приступить к покорению карьерного Олимпа, следует реально оценить свои возможности. Не нужно тратить силы на достижение целей, которые заведомо обречены на провал. Но при этом не стоит и сильно недооценивать собственный потенциал. Важно реально оценить собственные способности. Позитивный настрой поможет приблизиться к цели еще ближе, поэтому нужно настроиться на позитив и рисовать свое будущее в ярких красках. Пессимистический взгляд на жизнь - не лучший спутник на пути к успеху.
Также обязательно следует помнить, что успешная карьера возможна только в той сфере деятельности, которая человеку по-настоящему интересна. Работа, доставляющая удовольствие, быстрее принесет, положительные результаты.
Тем, кто мечтает достичь высокой должности, следует не забывать и о правильном построении отношений. Важно помнить, что продвижению по карьерной лестнице способствуют люди - коллеги и прочие лица, участвующие в рабочем процессе. Поэтому необходимо научиться правильно выстраивать партнерские взаимоотношения и стараться всегда производить благоприятное впечатление.
Некоторые черты характера тоже играют немаловажную роль в построении успешной карьеры. Человек, стремящийся к лидерству, должен быть в первую очередь исполнительным и надежным. Эти качества способны заменить отсутствие опыта в определенной сфере деятельности. Ответственный человек быстро учится и чаще всего добивается больших успехов, чем опытный, но халатно относящийся к своим обязанностям сотрудник.
На пути к высокой должности важно научиться планировать свое время и расставлять приоритеты. Нужно иметь четкий жизненный баланс «work-lifebalance» Все дела, требующие немедленного исполнения, не следует откладывать на потом. Необходимо помнить, что рабочее время дано для продуктивного труда, после которого можно будет предаться приятному отдыху.
Карьерное построение не мало важно в данном деле. Классификация карьерного постарения осуществляется по четырем показателям:
скорость продвижения:
последовательность должностей;
перспективная ориентация;
личностный;
Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной должности.
Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии подходов к ее типологии. Для классификации карьерного постарения можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев: «Вершина»карьера рост работник
Подъем по служебной лестнице, когда человек достигает более оплачиваемой должности. Работник достигает данную должность, он ставит себе цель, долгое время удержатся на данной должности. Но при этом не планирует развиваться и передвигается дальше по карьерной лестнице, его всё устраивает. Эта модель очень характерна и применяемая на практике в России. «Экскаватор» В данном случи, работник передвигается по карьерной лестнице постепенно и время нахождения, на каком либо этапе достигает не более 5 лет. Движение данного экскаватора начинается в тот момент, если он становится профессионалом в своей области работы. После того как «экскаватор» поднимет работника на самую вершину, начинается обратный процесс. Происходит это, потому что руководителю становится старше и его уже готовы сменить более молодые. Сточки зрения психологии эта модель плохо, отражается на работнике. Данная модель применяется в зарубежных компаниях. «Горизонт» Данная модель предусматривает перемещение работника по горизонтали с одной должности на другую, и это происходит до тех пор пока работник не побывает на всех должностях этого уровня. Тем самым это позволяет работнику более тщательно изучить данную нишу. И только после того как работник изучил всю сферу где он находится в данный момент, его переводят на новый уровень руководящий. Теперь работнику легче управлять другим уровнем из того что он его изучил полностью. Данная модель больше всего похожа на японскую модель. «Квалификация» Здесь уже применяется следующий принцип. Когда через определенный период времени работник проходит квалификационную аттестацию. И если он подтверждает свою квалификацию, то его повышают в должности. Эта модель распространенная и применимая как зарубежным, так и в нашей стране.
Заключение Планирование карьеры является одним из важных факторов построения успешной карьеры. Самое главное при построении карьеры - это иметь тщательно разработанный план своих действий для достижения карьерного успеха. Любая карьера неважно в какой области она строиться,будет имеет свои сложности, для того чтобы эти трудности избежать с наименьшими патерями специалисту нужно знать этапы прохождения по карьерной лестнице, виды карьеры, учитывать специфику своей профессии для моделирования карьеры. Помимо планирования очень важны личностные качества человека, только трудолюбивый, ответственный, организованный и тд. человек сможет достичь успехов в любой сфере деятельности. Мне кажется, что карьера играет важную роль в жизни современного человека, и когда мы начинаем задумываться о карьере, нужно помнить что карьера это сложный многоэтапный процесс который отнимает много времени сил. Так давайте, чтобы построение карьеры было не в тягость, а в радость будем учитывать все подводные камни, которые встретятся у нас на пути, учтём их заранее, перед тем как станем планировать или строить карьеру.
Большинство психологов в успешности стратегий построения карьеры первостепенным считают разработку плана карьерного роста. Например, директор Московской компании по развитию персонала М. Вишнякова предлагает в первую очередь разработку оперативного плана построения карьеры, как последовательности проектов, то есть действий с определенным результатом, ограниченных во времени и ресурсе. Это облегчит выработку конкретных шагов по воплощению карьерных замыслов в жизнь. Планирование понимается, как определение логической последовательности решения серии задач .
План достижения высокой карьеры М. Вишняковой напоминает методику «хрустальных шаров», которая активно используется специалистами в области нейролингвистического программирования. Суть методики отражена на рис. 1
В ходе выполнения плана стоит проверять выполнение каждой из задач, т.е. наметить определенные "точки сверки" - обычно они привязаны ко времени. Например, один раз в месяц просматривать достигнутые результаты, сравнить со стоящими задачами, произвести анализ своих действий, выбрать наиболее эффективные и отказаться от нерезультативных.
М. Вишнякова указывает на определенные риски в карьерном росте, объединяя их в три основные группы:
1) социальные риски. Здесь можно рассматривать влияние семьи, условия социализации, возможность получения необходимого образования и т.д. Наличие социального риска не означает, что развитие удачной карьеры будет невозможно, просто на преодоление последствий риска нужно заложить отдельный ресурс. Грамотное выстраивание шагов по снижению степени влияния этих рисков позволяет их преодолеть.
2) материальные (ресурсные) риски - это степень контроля над необходимыми для проекта материальными ресурсами. Стартовые проекты, обычно, требуют в начале серьезных инвестиций, а доход они начинают приносить уже довольно долгое время спустя - при выходе на плановую мощность.
3) стихийные риски - влияние неподвластных воле строящего свою карьеру человека факторов: изменение рыночной конъюнктуры, разорение компании, критические изменения правил игры в индустрии со стороны государства и фискальных органов, крушение общественно-экономической формации, войны, землетрясения и пр.. Стихийные риски не поддаются адекватному прогнозированию при планировании карьерного проекта, поэтому их преодоление связано с созданием альтернативного плана развития карьеры.
Таким образом, по мнению М. Вишняковой, обращая внимание на риски и снижая их влияние, пользуясь планом достижения цели, проверяя его исполнение и корректируя, можно добиться высот в карьере .
Планирование считается стержнем успешной карьеры. Где бы человек ни строил свою карьеру, без планирования он не сможет добиться поставленной цели.
Для каждого типа карьеры существует начальный этап, который закладывает фундамент всей последующей карьеры. В большинстве случаев карьера начинается с низов. Потому только со временем человек становится незаменимым профессионалом и оказывается вне конкуренции. Это позволит начать карьеру, набраться опыта и сделать необходимые для дальнейшей деятельности наработки.
Изучая успешные стратегии построения карьеры знаменитых людей, М. Корда пришел к выводу, что карьеру необходимо строить до 40 лет, т.к. в дальнейшем она должна приносить отдачу. В связи с этим он обращается к молодым и дает конкретные советы по организации успешной карьеры
1. Необходимо изучить всё, что касается твоего бизнеса или профессии.
2. Постарайся понять, что именно придаёт тебе уверенность в своих силах и раскованность в работе (будь то стиль одежды или какие-то нюансы поведения, делающие тебя непохожим на других). Необходимо твёрдо выработать свой собственный стиль, ибо никто не выглядит столь неуверенным в себе, как человек, пытающийся изменить свой облик в середине карьеры.
3. Если возможно, разберись в своих душевных переживаниях. Человеку, который счастлив в личной жизни, гораздо легче подниматься по служебной лестнице, нежели, тому, кто оказывается втянутым в эмоциональный кризис.
4. Изучи свои недостатки. Уясни для себя, что у тебя плохо получается, чего ты не можешь выносить, чего не хочешь делать. Если, к примеру, ты не любишь работать с цифрами, если тебе нравится творческий труд, не заставляй себя выполнять счётную работу только потому, что за неё лучше платят, или потому, что от тебя этого ждут другие. Найди работу, которая доставляет тебе радость.
5. Знай свои сильные стороны. Ты сам лучше можешь решить, что у тебя лучше получается, а также уясни какая работа приносит тебе удовольствие, и что ты делаешь лучше, чем кто-либо другой.
6. Начни откладывать деньги, чтобы иметь возможность сказать: " Я увольняюсь". Ничто так не угнетает, как полная зависимость, сознание того, что ты не можешь себе позволить уйти с работы или рискнуть сменить карьеру.
7. Создай собственную сеть друзей или хотя бы людей, которые полагаются на тебя, и к которым ты можешь обратиться в случае необходимости, твое положение незавидно.
8. Учись перекладывать часть ответственности и дел на других исполнителей. Многие люди не делают этого, а в результате они обречены всегда занимать подчинённое положение. Умение перекладывать часть ответственности на других - половина успеха.
9. Умей молчать, когда это необходимо. Легкомысленная болтовня погубила больше карьер, чем что-либо ещё. Репутация человека, которому можно доверить тайну, значит гораздо больше, чем популярность, легко добываемая теми, кто разносит сплетни. На более высоких руководящих постах умение хранить тайну ценится на вес золота.
10. Будь надёжным и верным человеком. Если к сорока годам за тобой не закрепится репутация абсолютно, стопроцентно надёжного человека, этот недостаток будет преследовать тебя до конца твоей карьеры .
Когда перед тобой возникает проблема, решай ее немедленно, если располагаешь фактами, необходимыми для решения.
Научись организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль.
Если возникает ситуация, связанная с беспокойством, во-первых, спроси себя: " Что является самым худшим, что может произойти?", во-вторых, приготовься примириться с этим в случае необходимости, затем спокойно обдумай, как изменить ситуацию
Никогда не пытайся свести счёты со своими врагами, потому что этим ты принесёшь себе гораздо больше вреда, чем им.
Прими к сведению, что самое важное в жизни состоит не в том, чтобы максимально использовать свои успехи, а умение извлекать пользу из потерь
Если ты склонен беспокоиться из-за несправедливой критики, помни: она часто является замаскированным комплиментом
Стратегии построения успешной карьеры работников Российских государственных организаций
Учеными РАГС были проведены исследования успешности карьеры государственных служащих. В результате исследований выявлено, что опти-
мально выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет госслужащему найти свое место в структуре управления, стимулирует его к более полному раскрытию профессионального, делового и личностного потенциала.
В отчете о результатах исследования И. Лотова выделяет четыре типа профессиональной карьеры :
"Типичная" профессиональная карьера - постепенное продвижение к вершинам должностной иерархии по мере роста профессионализма. Продолжительность такой карьеры, как правило, равна продолжительности активной трудовой деятельности (в среднем 35-40 лет) (рис. 2)
Беляева Екатерина
Работа выполнялась на областной конкурс исследовательских и проектных работ "Моя профессиональная карьера". Будет интересна выпускникам школ, а также студентам техникумов, решивших принять участие в подобном конкурсе.. На зональном этапе работа студентки стала призером, на областном этапе- участником
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сл.1 .- Добрый день! Меня зовут Беляева Екатерина, я студентка 1 курса специальности «Операционная деятельность в логистике» Бутурлинского сельскохозяйственного техникума.
Сл.2 . – Цель моего проекта: Спланировать свою профессиональную карьеру на ближайшие 10 лет после окончания техникума. С помощью поставленных задач я определяю, как же я смогу достичь поставленной цели.
Сл.3 . – Я думаю, каждый из вас задавался вопросами Кем стать? Как правильно выбрать профессию? Какая профессия лучше? Почему они настолько актуальны?
Все просто - от правильного ответа на них зависит судьба каждого человека.
Выбор профессии должен быть продуманным и предельно четким, от него зависит наше будущее.Сл.4. Знаете ли вы, что выбор профессии «стоит на трех китах»: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Когда три «кита» совпадают, человек доволен делом, которым занимается,видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь.
Сл.5 .-Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным, окружающие довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением окружающих.
Сл.6.- Вы знаете, передо мной в 8 классе тоже возник вопрос: какую профессию выбрать для себя? Решила узнать у своих одноклассников, знают ли они, кем хотят стать и спросила их об этом. Один говорит: «Буду поваром, хочу научиться вкусно готовить и в дальнейшем открыть свой ресторан», другой говорит: « Хочу быть экологом, буду защищать и оберегать все живое!», еще одна подружка обожает всяких зверюшек и хочет быть ветеринарным врачом в собственной клинике. А когда они мне задали этот же вопрос, я застопорилась и не знала, что ответить… Пришла домой, зашла в интернет.
Сл.7.- Оказалось, что по статистике поисковых систем более 20 миллионов россиян в год задают вопрос, подобный моему. Проанализировав количество вакансий на сайтах, я выбрала самые востребованные сферы профессиональной деятельности.
Сл.8 .- Меня заинтересовала профессия операционного логиста. Но по началу сложно было понять кто вообще это, чем он занимается, как образование получить такое?
Сл.9.- ВИДЕО-РОЛИК
Сл.10.- Из Википедии я узнала, что логист-это специалист по организации хранения и транспортировке продукции.
Сл.11 .- Специалисты по логистике, отвечающие за транспортировку, растаможивание и хранение грузов, не сидят без работы. Оказывается, в наши дни многие, даже небольшие организации имеют в своем штате логиста.
Сл.12.- На поисковых сайтах и газетах «Ищу работу» в рейтинге профессий «Транспорт, логистика» наибольшим спросом пользуются: специалист - логист и менеджер.
Сл.13.- Сектор перевозок и экспедирования грузов занимает главное место на рынке логистических услуг. Лидером грузоперевозок является автомобильный транспорт. Причем самым загруженным по перевозкам оказывается август.
Сл.14 .-По данным портала «Работа mail.ru» по запросу «логистика» выдается более 22 тыс. вакансий. Это новая специальность, поэтому востребованность таких специалистов на рынке труда велика.
Сл.15 .- На вопрос, где получить образование логиста, интернет выдал мне небольшой список учебных заведений. Оказывается, обучение логистов в ВУЗАх началось в 2000 году, в техникумах только с 2008 года в связи с нехваткой на рынке труда специалистов среднего звена.
Спустя какое-то время в газете «Бутурлинская жизнь» была напечатана статья о нашем Бутурлинском сельскохозяйственном техникуме. И...какая радость для меня…никуда далеко ехать не надо…с 1 сентября 2014 года здесь можно будет получить специальность операционного логиста. Я сразу же твердо решила - обязательно получу эту специальность!
Сл.16 .- Сфера деятельности логиста подразделяется на два сегмента: складскую и транспортную
Сл.17.- Сегодня в области логистики наибольшим спросом пользуются специалисты по закупкам, логисты по перевозкам.
Сл.18 .- Задачи логистики определены в зависимости от ее применения, планирования необходимых материальных запасов до информационного обеспечения всех видов деятельности.
Сл.19,20 - Существует очень много вариантов обязанностей логиста. В разных компаниях они различны.
Сл.21 .- На сайтах поиска вакансий я узнала, какими личностными качествами должен обладать специалист- логист.
Сл.22
.- А также
логист должен обладать общими и профессиональными компетенциями.
Логистика – это та сфера, где необходима внимательность, аналитический склад ума, умение мыслить стратегически, одновременно выполнять множество задач. Важно уметь четко соблюдать установленные сроки. Менеджер, который не укладывается в дедлайны и срывает поставки, вряд ли дождется повышения зарплаты и уж точно не построит успешной карьеры.
Сл.23. -
Я учусь на 1 курсе, поэтому моя задача - освоить все компетенции для осуществления своей мечты.
Сл.24.- Большую роль в моем будущем играют общеобразовательные дисциплины. Я учусь на 4,5, но считаю, что моих знаний пока недостаточно для овладения профессией и дальнейшего обучения в ВУЗЕ.
Сл.25,26- Но у меня уже есть определенные успехи за время обучения в техникуме. Я занимаюсь исследовательской деятельностью, участвовала в трех региональных научно- практических конференциях, в Люкинских чтениях, Арт Профи Форуме, зональном этапе Зарница… Мне нравится быть активной! Умею и люблю получать знания самостоятельно по литературным источникам и в Интернете. Неплохо владею компьютерными технологиями.
Сл.27 .- По результатам Недели специальности я заняла 3 место. До 1 места, к сожалению, не «дотянула», хотя старалась принимать участие во всех мероприятиях. Значит, мне много нужно работать над собой.
И в тот момент передо мной остался один вопрос, где я буду работать, если выучусь на логиста.
Я снова начала изучать интернет.
Сл.28.- Познакомилась со многими логистическими компаниями и определилась, что компаниями моей мечты являются: Алиди, STS Logistics , Протек, DHL , Pony Express .
Сл.29. – Для того, чтобы устроиться на работу, необходимо грамотно составить резюме. И свою профессиональную карьеру на ближайшие 10 лет я представляю так:
Сл.30.- 1 этап:
Для карьерного старта лучше подходит складская логистика.
Имею диплом среднего профессионального образования с отличием по специальности «Операционная деятельность в логистике».
Поступила на вечернее отделение в ВУЗ. Должность-ассистент в отделе логистики в компании «Алиди». Занимаюсь статистикой и оформлением документов.
Изучаю тонкости профессии и специфику рынка сбыта.
Сл.31.- 2 этап: Мой опыт работы в сфере логистики -4 года. Имею диплом о высшем образовании. Работаю логистом в компании «Алиди». Хочу приобрести опыт работы в разных областях: закупки, транспорт, таможня, склад, клиентский сервис.
Обучаюсь на курсах английского языка. Планирую сдать экзамен BEC и получить сертификат о владении деловым английским языком.
Сл.32.- 3 этап:
Имею опыт работы в сфере логистики- 8 лет. Владею деловым английским языком. Работаю в международной компании
STS Logistics старшим менеджером по логистике. Занимаюсь контролем грузовых перевозок по России и всему миру.Сл.33.- Именно так я представляю себе свою профессиональную карьеру, выбрав интересную профессию логиста. Рано или поздно каждый из нас сталкивается с выбором своего жизненного пути и от того, какой ты сделаешь выбор, зависит твоя судьба. Я считаю, что я делаю правильные шаги навстречу своей мечте.
Спасибо за внимание!
Тема профессиональной карьеры в настоящее время является актуальной и достаточно разработанной в отечественной и зарубежной психологической литературе. Как отмечается в работах по исследованию профессионального и карьерного самоопределения и становления, сопряжение линий личностного и профессионального развития не всегда является гармоничным. Интеграция возможна тогда, когда планирование и построение карьеры, карьерная направленность наполнены личностным смыслом, ценностным содержанием, согласующимся с общей направленностью личности.
Термин «карьера» многозначен. Этимология данного термина восходит к латинским словам «carrus» – телега, повозка и «currere» – бежать, итальянскому «carrierа» – бег, жизненный путь, поприще, французскому «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Отсюда идёт определение карьеры как беговой дорожки, дорожной гонки в профессиональной жизни.
Неслучайно «карьера» и «конкуренция» оказываются этимологически родственными понятиями. Понятие «карьера» происходит от лат. «currere» – бежать, а «конкуренция» – от «concurrere» – бежать вместе, в одном направлении, соперничать. Оба понятия носят выраженный социальный характер. Успешная карьера предполагает конкурентоспособную личность. Л.М. Митина называет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается как система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы личности, компетентность – как знания, умения, навыки, способы, приёмы реализации в деятельности и коммуникативные качества, гибкость – как качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений. В.И. Андреев выделяет десять ключевых параметров конкурентоспособности: чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.
Согласно культурно-исторической парадигме (С. Московичи, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет) процесс осмысления жизни, выбор ценностей и построение карьеры не являются результатом только индивидуального развития, а опосредованы социальными представлениями, ценностями, нормами и эталонами, транслируемыми обществом и референтными группами. Их содержание обусловлено историческим этапом, культурой и социальными установками того общества, в котором пребывает индивид.
Наглядной иллюстрацией этих идей является история России на протяжении XIX-XX вв., когда профессиональный выбор был обусловлен практически исключительно его социальным происхождением, классовой принадлежностью, что порождало феномен сословно-профессиональной замкнутости. В конце XIX века с развитием промышленности ситуация стала меняться, и эти изменения породили социально-детерминированный выбор карьерных и профессиональных ориентаций. При этом с приходом советской власти ценности материальной обеспеченности и построение карьеры объявляются как индивидуалистские и противоречащие ценностям общества, т.к. желание «делать карьеру» означало осознанно стремиться к возвышению над другими людьми и противоречило советской идее социального равенства.
В конце XX века с развалом СССР в обществе вновь произошла ценностная переориентация, связанная с приходом «культуры успеха», характерной для западных стран: в зарождающемся капиталистическом обществе «делать карьеру» стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным человеком. Если в период советской власти понятия «карьера» и «карьеризм» относились к одному моральному основанию, причём социально-негативному, то с развитием рыночных отношений в общественном сознании с понятия «карьера» был снята «пелена морального осуждения». Карьеризм же и в настоящее время не приветствуется и понимается как «карьерная агрессия», погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах, не считаясь с интересами дела, хотя в общественном сознании людей, особенно молодого возраста, понимание слова «карьерист» трактуется совсем по-другому. Так, в статье из журнала «Квалифицированная работа» (2004 г.) слову «карьерист» даётся определение: «Сегодня карьеристом можно назвать человека, который стремится к достижениям. Он может двигаться вверх по служебной лестнице или совершенствоваться как профессионал в своей области. Он говорит себе и окружающим: «Я могу больше, я готов брать ответственность и рисковать».
По отношению к своей карьере человек может выступать как субъектом, так и объектом. Человек как «объект карьеры» предполагает следующие характеристики: а) пассивность в планировании и построении карьеры, неспособность управлять своим карьерным развитием; б) «карьеризм», когда на первый план выходят ценности материального благополучия и должностного продвижения и игнорируются ценности развития в других планах – личностном (потребность в самоактуализации), профессиональном (повышение компетентности), общественном (желание приносить пользу обществу). Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой способен планировать и конструировать возможные альтернативы своего карьерного развития, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные модели карьеры и жизненного пути в целом, при этом высокой самоактуализации и осмысленности жизни возможно достичь с любым типом карьерной направленности.
Исследователи выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. С точки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и внутри профессии. Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился.
Большое внимание отечественные исследователи уделяют вопросам периодизации профессионального и карьерного развития. Одной из наиболее известных в России периодизаций развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Он выделяет два этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Учёный выделяет следующие стадии профессионального развития: предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника.
Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, т.к. включает основные этапы от его начала и до вершины и содержит пять стадий профессионализации: 1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей; 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений; 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта; 4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей; 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.
Человечество вступило в новую эру – информационной культуры. Мы живем в динамичном, меняющемся мире, поэтому и мир профессий тоже меняется. Так, в 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». В атласе описаны как профессии будущего, которые появятся в ближайшие 10-20 лет, так и устаревающие профессии, которые исчезнут на рынке труда в том же временном промежутке. Чтобы ориентироваться в этом динамичном мире профессий, нужно осознано и целенаправленно планировать и строить свою профессиональную карьеру.
Итак, традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов.
Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному молодому специалисту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.