Профессионализация спорта в последнюю четверть ХХ века приобрела почти всеобщий характер и стала нами, совсем недавно весьма критически к ней относившимися, рассматриваться едва ли не как естественный процесс его развития. Однако я, как и прежде, полагаю, что профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное существова ние, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы профессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.
В ключе этого тезиса речь идет, следовательно, не об этике спортивных отношений вообще, что само по себе не менее актуально и в области чего столь много сделано существенных и глубоких разработок на основе принципов Фэйр Плэй, а именно о профессиональной спортивной этике.
Под профессиональной этикой я разумею систему принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности. Что же касается самой этой сферы, то, по моему мнению, она определяется в первую очередь включением в нее субъекта на основе трудового законодательства (контракт, найм или другие формы договоренности, даже принуждения). Конечно же, важнейшую роль при этом играет и профессио нальная подготовка (образование, квалификация, опыт и т.п.), но это обязательные (хотя и не всегда) условия для вступления в профессиональную деятельность.
Теперь хочу подчеркнуть мысль достаточно простую, но не всегда ясно понимаемую массами. Если этика (точнее, мораль, нравственность, но сейчас это не столь важно) регулирует отношения между людьми с точки зрения их признания друг другом за таковых, с точки зрения человеческого общежития, то профессиональная этика регулирует отношения между субъектами профессиональной сферы деятельности и по поводу этого вида деятельности, она определяет не отношение человека к человеку, не условия общежития, а отношение коллеги к коллеге, условия совместной и однотипной трудовой деятельности. Применительно к спорту и в определенном плане здесь можно говорить об отношениях между функциями или между социальными ролями в сфере спортивных состязаний, цель которых - получение коммерческой прибыли.
В этих условиях качества участников деятельности, понимаемые в плане общественной морали и в плане морали профессиональной, далеко не всегда совпадают. Такие нестыковки и противоречия часто бросаются в глаза и порождают множество недоумений, недоразумений и даже возмущений, особенно со стороны простодушных зрителей или романтически настроенных журналистов и средств массовой информации. Например, много говорится и пишется с гражданским и нравственным негодованием об агрессии в спорте. Я же думаю, что ее там не больше, чем в рыболовном или в столярном деле. Просто форма агрессии становится в условиях высокой публичной конкуренции необходимым атрибутом зрелищности действия, и потому зачастую она - не более как маска, без которой, понятно, не может состояться ни один театр. Другое дело, что высокое эмоционально-психическое напряжение, сопровождающее состязание, провоцирует проявление агрессии и как одного из составляющих азарта, и как средства, ограничивающего притязания конкурента. А профессиональность всегда так или иначе связана с состязательностью, то бишь с конкурентностью, с необходимостью своего самоутверждения в деятельностном пространстве профессии. К тому же для специалиста профессиональный интерес, решение профессиональной задачи могут заслонить все остальное, даже интересы человечества в целом. Более того, в силу своего профессионализма он узкие интересы профессии или даже свои собственные может осознавать как интересы общезначимые, общенациональные и даже общечеловеческие.
Вот здесь и возникают проблемы профессиональной тики: будут ли формы твоего самоутверждения способствовать развертыванию и совершенствованию того пространства, дадут ли они новые возможности твоим партнерам-конкурентам, будут ли они объективно заинтересованы в сотрудничестве-сопер ничестве с тобою, насколько соотносится благо в узкой профессиональной сфере с благом общезначи мым в социальном плане, насколько ты, реализуя профессиональный интерес, развиваешь или утрачиваешь в себе человека.
Нетрудно видеть, что в зависимости от этих соотношений профессиональная этика может вполне вписываться в систему общественной нравственности, составляя ее органическую часть, но может и выламываться из нее, противостоять ей, разрушать ee.
Далеко не все отдают себе отчет в том, что групповое общественное мнение может не совпадать с тем, что принято называть общественным мнением, и даже приходить в противоречие с последним. Еще более распространенной ошибкой является перенос общественного мнения одной социальной группы для характеристики другой или для всей сферы спортивных отношений в целом.
Особенную трудность вызывает различение высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человека и человеческих отношений, независимо от того, кто какое место занимает в обществе, независимо от рода занятий и валидности участников отношений. Здесь главное - достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью выступает лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. С этой точки зрения здесь оцениваются и субъект деятельности, и отношения между субъектами в данной деятельности, и отношения к внешним условиям и обстоятельствам. "Пусть погибнет мир, но торжествует закон" - вот квинтэссенция профессиональной судебной (юридической) этики. И нетрудно видеть, что в любой профессиональной деятельности - будь это деятельность литератора или офицера (тут уж особенно), деятельность ученого или актера, - тот, кто хочет добиться сколько-нибудь значимых результатов, тем более высших, должен себя не щадить, работать, что называется, на износ, попросту жертвовать собой. Поскольку в современном мире деятельность по преимуществу является профессиональной, на этой основе и возникают острейшие системные противоречия. Известно, что "искусство требует жертв", но при этом почти не спрашивают, что это за жертвы, какова цена этих жертв и кто должен быть жертвой? Одно дело, если жертвой деятельности является ее личный субъект, идущий на жертвенность по своему собственному разумению и внутренней необходимости, другое дело, если он понуждается к жертвенности внешними и антигуманистическими обстоятельствами. Однако в условиях массовой культуры повсеместно жертвой-то оказывается человек непричастный, жертвой оказывается потребитель продукта профессиональной деятельности, этнос, общество в целом. Происходит это не по злому умыслу, не по злокозненности, а вследствие узкопрофессионального подхода к решению задач, узкоспеци ализированного мышления.
Одно из наиболее глубоких системных противоречий культуры, и спорта как ее части, я считаю, состоит в том, что профессия (сфера профессиональной деятельности) может быть хоть и в относительной, но в независимости от сферы общественной нравственности. А это значит, что профессиональная деятельность может быть (и бывает) в такой же мере свободной от гуманистических детерминант. Для профессионала весь вопрос состоит в условиях труда, при которых он может оптимально применить свои знания и умения для получения высшего результата. Вот тут-то и содержится опасность служения ложным богам.
Этический парадокс заключается в том, что в высшем результате, достигаемом порою самоотрицани ем субъекта, последний и выражает меру человеческого совершенства или человеческой ценности. Все это полностью относится и к профессиональной спортивной деятельности.
А поскольку профессиональная деятельность определяется условиями контракта или найма, то главное этическое требование состоит в добросовестном выполнении договорных обязательств, которые, в свою очередь, должны не только обеспечивать в необходимой мере материальные, коммерческие интересы контрагентов, но также защищать и упрочивать их гуманитарные и социальные позиции. Если сфера спорта ориентирована гуманистическими идеалами, разделяемыми и всем обществом, и профессиональный успех будет определяться этими идеалами, соответственно будет формироваться и его этика. Если же успех спортивного профессионализма требует нарушения таких идеалов или отказа от них, - так и произойдет. В этом не будет ни вины спорта, ни вины субъектов спортивных отношений, как нет персональной вины великих физиков ХХ века за нынешнюю ужасающую экологическую обстановку.
Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).
Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, - этика требует их беречь.
Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.
Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.
Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.
Список литературы
М.Я. Сараф, доктор философских наук, профессор. Российское философское общество. Профессионализация спорта и cпортивная этика.
Стать лучшим в любимом деле - здоровое желание каждого человека. Быть хорошим работником или хорошим родителем. Самый наглядный пример соревновательного поведения иллюстрирует спорт. Спортсменам, как никому другому, близка жажда обладания призовым местом. Но как же держать себя в руках и не поддаваться эмоциям в порыве страстного желания стать первым? Для этого существует спортивная этика. Она создана, чтобы ограничить возможность применения нечестных способов получения победы. Эта сторона спорта относится также и к нравственным качествам спортсменов. Победа, полученная обманным путем, не приносит гордости и радости. Спортивная этика регулирует понятия честности и справедливости в жизни спортсмена. Она регламентирует правила поведения и моральные принципы в спортивной деятельности.
Этика спортсмена в общественном сознании
Подразумевает честность во всех отношениях. Спортивная этика в этом контексте понимается обычным человеком как искренность, стремление к принципиальности и правдивости. Соблюдение правил, дисциплинированность, культура, способность собраться в стрессовой ситуации. Уважение к сопернику является наглядным примером соблюдения спортивной этики. Невозможность бросить спортивное выступление, отвернуться и уйти, если нет уверенности в собственных силах - это то, чему она учит. Спортивное поведение - важный воспитательный инструмент в руках педагогов. Повышает в учениках сознательность, воспитывает моральные принципы. Патриотизм, ответственность и дружба также стимулируют нравственное развитие в подростковом возрасте.
Наука спортивная этика
Специфический раздел общей этики. Рассматриваются все этапы тренировочного процесса, соревнований. Подробно разбираются взаимоотношения внутри спортивной группы, с соперниками и тренерами. Предметом изучения являются нравственные аспекты в спортивных условиях, психологические проблемы морального характера, возникающие на пути спортсменов, нормы спортивной этики. На чем же строится мораль в профессиональном спорте? Как спортивная этика относится к нравственным ценностям?
Моральное сознание
Это сформированное понятие о принципах, на которых основывается поведение спортсмена. Накопленный опыт, убеждения, этические взгляды. Искренние чувства основывают заложение нравственных принципов и моральные качества спортсмена как профессионала своего дела. С получением опыта и формированием нравственных убеждений в спортивной деятельности создается ценностная ориентация. Она направляет спортивную деятельность личности в моральном выборе, объединяет мышление и действия. Нравственные ценности спортсменов формируют личность как в деятельности, относящейся к физической культуре, так и в общественной жизни. Определяются правила поведения, взаимоотношений. Спортсмены формируют собственные моральные ценности и применяют их в жизни, наблюдая за реакцией окружающих.
Нравственные отношения
В спортивной деятельности имеют специфические особенности. Формирование нравственных отношений происходит не только в контактах ученик-тренер или болельщик-спортсмен. Понятие спортивной этики, как межличностных отношений, распространяется на государственном и межнациональном уровне, между командами-соперниками и спортивными обществами.
Нравственная деятельность
Поступки, действия которых направлены на качественное улучшение моральных норм в спорте. В общественном принципы и нравственные ценности образуются благодаря упорному труду, самодисциплине, стремлением к идеалу. В спортивной деятельности специфика выражается в способности преодоления, победе над собой, уверенности в собственных силах и умении собраться в нужный момент.
Экскурс в историю
С первыми упоминаниями профессиональных спортсменов в истории Древнего Египта (II век до н. э.) отмечено появление школ, где проходило обучение езде верхом, стрельбе из лука, борьбе. Активное развитие спорта, как специальности, началось с открытия Олимпийских игр, продолжилось в Древнем Риме. В Средневековье случился упадок спортивной деятельности, и следующий расцвет начался в XVIII веке на территории США и Великобритании. Позднее появилось финансовое поощрение спортсменов, открылись ставки на спорт. Постепенно спорт стал социализироваться и разделился на любительский (им занимались аристократы, не пуская физически сильных конкурентов-рабочих в свой круг) и профессиональный (состоящий из простых людей, зарабатывающих на этом деньги). В XX веке спортивные соревнования вышли на коммерческий уровень. Профессиональные спортсмены стали получать большие гонорары, зрители-болельщики стали следить за состязаниями и активно продвигать этот вид культурного досуга. В результате коммерческий успех затмил спортивные идеалы. Для регуляции спортивной деятельности и возврату к спортивным этическим нормам, к сути состязаний, создано несколько спортивных организаций. Они призваны следить за надлежащим исполнением спортивных моральных норм как со стороны участников состязаний, так и тренеров, и болельщиков.
Общие принципы
С современной коммерциализацией спорта, правила спортивного поведения поменялись, относительно исходного содержания:
Между участниками спортивных соревнований запрещен обман, за исключением секретов, связанных с методикой тренировок, фармакологией или применением технологий.
От спортсменов требуется достойное поведение, публичная демонстрация дружественности и патриотизма.
Солидарность в отношении коллег по спорту, невзирая на принадлежность к команде и государству. Защита интересов коллег.
Нельзя использовать спортивные достижения или принадлежность к какой-либо команде во вред, с целью негуманной или преступной.
Отличается специфичностью как в периоды состязаний, так и в жизни. Профессия откладывает отпечаток на все стороны деятельности личности. Чем же отличается поведение профессионального спортсмена?
1. Отношение к сопернику уважительное.
2. Четкое следование правилам состязания, полное принятие решений судьи.
3. Отсутствие искусственной стимуляции организма (запрет на допинг).
4. Понимание, что шансы равны у всех, кто находится на старте.
5. Сдержанность в поступках, действиях и словах. Принятие любого результата завершения соревнования.
Спортивные ритуалы создают особую атмосферу в процессе состязаний. К ним относятся: одинаковая форма одежды внутри команды, приветствие соперников и поздравление с началом соревнования. Образцы спортивного поведения встречаются все реже. Например:
Боксер перестает вести бой, если видит, что соперник не способен себя защитить.
Велосипедист в процессе гонки останавливается, чтобы помочь встать упавшему сопернику.
Теннисист обращает внимание судьи на мяч внутри линии, который прислал ему соперник.
В истории спорта есть немало примеров поистине поразительных личностей, известных спортсменов, которые являются эталонами спортивной этики и нравственности. Так, бобслеист Эудженио Монти несколько раз проигрывал Олимпиаду. Он останавливал свои сани и помогал соперникам в починке поломок. В результате получил медаль Пьера де Кубертена за спортивное поведение. Или в 2012 году кенийский бегун, который шел первым, раньше времени остановился. Он не увидел, что до окончания дистанции осталось еще 10 метров, и радовался победе. Испанец, который шел вторым, поравнявшись с ним, обратил его внимание на финишную черту, хотя сам мог завершить состязание первым. Для него важнее было сохранить достоинство.
Fair Play
Эта организация была создана в 1963 году. Буквально название переводится как «честная победа». Призвана формировать спортивное поведение и следить за сохранением принципов игры. Ежегодно личности, которые становятся примером для остальных спортсменов, награждаются медалями имени барона Кубертена. Организация выступает за чистую игру и возносит моральные принципы выше жажды наживы и тщеславия.
Кодекс Fair Play
В первую очередь догмы Кодекса рассчитаны на воспитание моральных принципов спортивной этики в подрастающем поколении. Подростков и маленьких спортсменов учат противостоять давлению общества, не поддаваться на провокации. Организация поддерживает воспитание в дружбе, патриотизме, уважении к окружающим. Согласно концепции Fair Play спорт - это инструмент, формирующий мировоззрение, способствующий становлению внутреннего «я». Он несет людям здоровье, удовольствие и не допускает внутри себя насилие и применение искусственных стимуляций.
1. Играйте честно.
2. Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством.
3. Соблюдайте правила игры.
4. Уважайте соперников, товарищей по команде, судей, руководителей и зрителей.
5. Поддерживайте интересы футбола.
6. Почитайте тех, кто защищает добрую репутацию футбола.
7. Откажитесь от коррупции, наркотиков, расизма, жестокости, денежного азарта и других опасных для футбола вещей.
8. Помогайте другим противостоять порочному давлению.
9. Разоблачайте тех, кто пытается дискредитировать наш футбол.
10. Используйте футбол, чтобы сделать наш мир лучше.
В заключение
В России Fair Play была создана в 1992 году. Ответственность за соблюдение принципов организации несет Правительство (отвечает за привлечение общественности к спорту), спортивные организации и спортсмены лично (как тренеры, так и ученики). Само название Fair Play стало именем нарицательным. Оно несет философию спортивной этики в профессиональный спорт, не имеет аналогов и альтернатив. Правила поведения в профессиональном спорте закладываются в первую очередь в головы молодых спортсменов. Приучают преодолевать трудности тренировочного процесса, работе в команде, учат соблюдать вертикаль власти, подчиняться дисциплине. И, конечно, самостоятельно принимать решения в процессе соревнований и во время тренировок.
Положительные моральные качества привносит спорт и в обычную жизнь рядовых граждан. Кроме физического совершенствования тела и укрепления здоровья, многие переносят в жизнь нравственные ценности профессиональных спортсменов. Люди используют принципы спортивной этики ежедневно, сами того не замечая. Помощь коллегам по работе, стремление стать лучшим в увлечениях. Этика учит преодолевать себя, идти вперед несмотря ни на что. В детской психологии занятия спортивное воспитание несет ключевое значение в формировании характера, нравственности и рекомендуются с раннего возраста.
Принципы [ | ]
Принципы фейр-плей включают в себя:
- Уважение к сопернику
- Уважение к правилам и решениям судей - принимать все решения судей и оспаривать их корректно в отдельном порядке
- Допинг и любое искусственное стимулирование не может быть использовано
- Равные шансы - все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу
- Самоконтроль спортсмена - сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка
Данные принципы конституируют спортивное поведение и отрицают победу любой ценой .
Организация [ | ]
Движение фейр-плей в мировом масштабе возглавляет СИПСС - Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE The International Council of Sport Science and Physical Education) основанный в 1958 году. Существует множество различных организаций, которые на всех уровнях поддерживают fair play.
При всех крупнейших национальных олимпийских комитетах и крупнейших мировых федерациях по отдельным видам спорта, таких как FIFA (UEFA), IAAF , FIVB и других, есть специальные подразделения, пропагандирующие и отстаивающие идеи фейр-плей .
Основные задачи организаций «фейр-плей» на всех уровнях:
История [ | ]
Происхождение понятия не связано со спортом, а скорее с этическими средневековыми понятиями, восходящими к правилам рыцарских поединков . Впервые словосочетание fair play используется у Шекспира в хронике «Король Джон» .
Современная трактовка понятия относится к становлению современного спорта, как состязания в рамках установленных правил в викторианской Англии XIX века. Тогда спорт был большей частью увлечением средних и высших сословных классов. Для них занятие спортом было скорее развлечением, не приносившим дохода. Тогда и сложился определённый екс джентльмена , для которого главным являлся процесс, а не результат .
Дальнейшее развитие понятия относится к развитию современного Олимпийского движения в конце XIX века. Гуманистические идеи, заложенные бароном Кубертеном , несли в современный спорт бескорыстное, чисто соревновательное, начало, способствующее развитию спортсмена и человека как гармоничной личности.
Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Современная трактовка [ | ]
К середине XX века проявилось диалектическое противостояние спорта и «честной игры». С одной стороны античное идеалистическое представление о спортсмене, совершенствующем себя как личность. С другой - циничный подход к спорту: победа любой ценой, используя обман, допинг и предвзятое судейство . Современное постиндустриальное общество всё реже ассоциирует спорт с игрой и развлечением. Наоборот, в общественном сознании спорт ассоциируется с бизнесом и политикой .
Спорт - это выражение ненависти друг к другу… Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности
Несмотря на глубокие противоречия идеи фейр-плей, большинство специалистов не видит ей альтернативы. Без свода этических законов спорт теряет свой смысл и привлекательность. Фейр-плей аксиологически оправдывает спорт, переводя его из потребительской сферы в область высших духовных ценностей человека .
Примеры [ | ]
Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто . В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая, и в одном из эпизодов советская команда забила гол, причём мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги. Сборная Уругвая выразила протест решению судьи засчитать гол, и в дело также вмешался Игорь Нетто, который показывал, что забитый советской командой мяч не должен быть засчитан. Судья после разговоров с уругвайцами и Нетто отменил взятие ворот. Однако команда СССР всё же выиграла этот матч .
Первым спортсменом, награждённым за честную игру, стал итальянский бобслеист Эудженио Монти , который несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, чиня их бобы и даже снимая детали со своего.
Культурное влияние [ | ]
Термин фейр-плей устойчиво вошёл во многие языки, давно уже не только как спортивное, но как научное и философское понятие. Часто используется в заголовках СМИ , политике и кинематографе.
- Fairplay - название компьютерной технологии, разработанной компанией Apple Inc
- Известный новостной сайт fairplay.co.uk
- Фильм Fairplay (Франция, )
Я родом из маленького городка Талгар. В 2016 году окончила Кимэп по специальности «Деловое администрирование и бухгалтерский учет». Думала, что работая бухгалтером, я всегда смогу прокормить себя, так как это востребованная профессия.
Наверное, оканчивая университет я бы никогда не подумала, что поступлю на программу по спортивной этике. Окончив университет с управленческой специальностью, я получила первую работу в Организационном Комитете Зимней Универсиады в Алматы. Данный опыт перевернул мою жизнь, мои амбиции и дальнейшие планы. Это была та площадка, где я смогла реализовать свои лидерские способности в рамках масштабного международного спортивного события. Также благодаря Универсиаде, я получила работу в Организационном Комитете ЭКСПО 2017 в Астане. Опыт и эмоции, полученные во время моего первого полноценного профессионального опыта на Универсиаде, раскрыли мои глаза на то, где я себя вижу. Несмотря на то, что я учила азы бухгалтерского учета, я знала, что я не вижу себя за столом с кипой бумаг и калькулятором на всю оставшуюся жизнь.
Я решила продолжать работать в сфере мегаспортивных мероприятий, таких как Олимпийские Игры, Кубок Мира, Турниры Большого Шлема, Тур де Франс, а также других крупномасштабных мероприятиях. Но для этого необходимо было получить образование в данной сфере.
Что такое спортивная этика?
Я никогда не слышала о такой специальности и даже не интересовалась этим направлением. Я была в курсе, что существуют специальности по спортивному управлению, но программа с данным уклоном запущена впервые. Проштудировав все топовые ресурсы по различным программам, я нашла программу, которая могла дать мне намного больше знаний и понимания не только в управленческом аспекте, но и этический и философский подход на текущие проблемы в спорте.
Спортивную этику можно трактовать по-разному. О ней уже можно заявить как о науке о нравственности и поведении людей, вовлеченных в спорт: спортсмены, их антураж, тренера, официальные лица, управляющие различными спортивными организациями и учреждениями, медицинские работники, организаторы спортивных мероприятий и так далее.
Об обучении
Магистратура по специальности Спортивная Этика и Целостность (MA Sport Ethics and Integrity или коротко MAiSI), которая спонсируется программой Erasmus +, была запущена в 2017 году. Программа в своем роде уникальна. Она представляет комплексную междисциплинарную программу в ответ на существующие проблемы в спорте.
Данная программа руководствуется консорциумом университетов, которые лидируют в своем направлении в отрасли спортивного управления: Университет Суонси (Уэльс, Великобритания) - координатор программы, Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга (Германия), Лёвенский католический университет (Бельгия), Университет Помпеу Фабра (Испания), Университет Пелопоннеса (Греция), Карлов Университет в Праге (Чехия).
Наша программа предполагает мобильность в четырех университетах из шести в списке. Профессоры остальных двух приедут в один из университетов, где мы будем проходить обучение.
Наша программа длится два академических года. Каждый университет специализируется в различных направлениях, на основе которых составлялись тематические модули. Например, университет Суонси (Великобритания) специализируется на Этике и Философии, соответственно нам преподавались такие модули как «Этические теории, спортивная этика и целостность», «Анти-допинг: этика, политика и практика». Профессоры Лёвенского католического университета (Бельгия) преподают модуль о паралимпийском спорте и этическом аспекте данного спортивного движения. Профессоры с Карлова Университета читали лекции о спортивных ценностях и справедливой игре. Этим летом нас ждет летняя школа в Древней Олимпии (Греция), где зародилось олимпийское движение.
В следующем академическом году нас ждет семестр в Майнцском университе (Германия), основной модуль которого - это спортивный менеджмент и целостность. В завершении программы нас ждет семестр по написанию диссертации, после которого следует последний модуль по Олимпизму и Олимпийскому движению, а также защитой диплома в той самой Древней Олимпии.
Основной метод обучения - это лекции, мастер-классы и презентации различных спикеров с профессиональных и академических кругов. Нам удалось познакомиться и послушать представителей с государственных спортивных учреждений Великобритании, Голландии в сфере анти-допинга, экс-генеральным директором Всемирно анти-допингового агенства (ВАДА), представителями паралимпийского комитета и с олимпийскими и паралимпийскими атлетами из Великобритании.
Сейчас я очень интересуюсь темой процесса заявок на проведение Олимпийских игр и кодексов этики спортивных организаций. Но это далеко не все, что меня интересует и что потенциально может стать темой для моей финальной диссертации.
О процессе поступления
Процесс был разделен на два этапа: подача документов и интервью. Во второй этап проходят те, чей пакет документов является подходящим для программы. Спустя несколько недель после интервью мне пришло письмо, что я была принята на программу в качестве стипендиата. Я до последнего не могла поверить, что стала частью данной программы, так как была убеждена, что не имела достаточного опыта в сфере спорта. Думаю, что получилось убедить директора программы во время интервью своей историей, а также своим большим интересом и рвением к программе.
В этом году было отобрано 21 человек со всего мира, 3 из которых поступили на программу на платной основе. Я являюсь единственным стипендиатом из Казахстана. Мы заканчиваем магистратуру в 2019 году и будем первыми выпускниками этой программы.
На уроках мы не занимаемся спортом, хотя можно было бы интегрировать в программу. Но в этом семестре мы участвовали в спортивном лагере для людей с органиченными возможностями совместно со студентами программы по адаптивной физической культуре, где я впервые попробовала себя в хоккее на траве, узнала о спорте Бочча и участвовала в игровых гонках с одногруппниками в инвалидной коляске.
Официально наша профессия звучит по-английски как “Sport Integrity Officer”, что в переводе на русский «Специалист по спортивной этике и целостности».
Чтобы показать масштабы развития других стран, расскажу о Бельгии, где на данный момент прохожу обучение, а в частности о регионе Фландрии. С населением в 6 миллионов в федерации легкой атлетики данного региона имеются 90 клубов, где насчитываются 92 специалиста по спортивной этике и целостности, которые независимо помогают решать возникающие проблемы этического характера. Например, что подростки нуждаются в особенной защите, так как они могут подвергаться различным явлениям, таким как сексуальное домогательство, которое может быть различного характера. Соответственно, такие проблемы входят в компетенцию специалиста по спортивной этике и целостности, у которого есть свой план реагирования.
О спортивной этике в Казахстане
В нашей стране я буду первым специалистом такого профиля. Думаю, что до сегодняшнего дня данными проблемами скорее всего занимались люди юридического образования. Хотя спортивных менеджеров у нас тоже можно по пальцам пересчитать.
Нам стоит задуматься о том, как нам защитить движение и воспитать спортивные ценности. Взять даже кейс с практикой допинга в соседней России. На сегодняшний день мы не готовы противостоять существующим проблемам в спорте, так как спортивных организациях нет специалистов.
Так как Казахстан активно стал принимать участие во всемирном олимпийском движении, хотелось бы, чтобы с самого начала наша страна развила этический подход к любым вопросам, касающихся массового спорта, спорта высших достижений, спортивного воспитания и различных спортивных мероприятий.
Конечно, нам еще есть, над чем работать. Перед программой я встречалась с представителями нашего Олимпийского комитета, где в ходе встречи пыталась понять для себя, какие у нас перспективы развития и какие проблемы беспокоят спортсменов. Все мы помним, что наши спортсмены неоднократно лишались медалей из-за обнаружения допинга при повторном изучении проб. Это говорит о том, что наши спортсмены хотят победить любой ценой.
Несмотря на это, мы делаем большие шаги, чтобы спорт в Казахстане развивался качественно, учитывая нужды всех представителей нашего общества. Мы совсем недавно открыли паралимпийский тренировочный центр в столице, уравнили законом значимость паралимпийского спорта с олимпийским, строим университет по спортивному менеджменту и медицине.
О планах и перспективах
Я все-таки хочу продолжить работать на масштабных международных спортивных мероприятиях, но уже в качестве организатора Олимпийских Игр. Моя ближайшая цель - это летние Олимпийские Игры в Париже в 2024 году. Оргкомитет Парижских игр уже вовсю работает, несмотря на то, что еще 6 лет впереди.
Также очень хотелось бы быть первопроходцем данного направления у нас в стране и открыть соответствующий департамент в олимпийском комитете на правительственном уровне (Министерство культуры и спорта Республики Казахстан).
Есть еще перспектива перевести фундаментальную литературу на русский и казахский языки и проводить исследования у нас в регионе. В будущем хочу преподавать по направлению «Спортивная этика» и делиться своим опытом и знаниями, потому что верю, что перспективы развития спорта у нас все-таки есть.
«И думал Буткеев, мне челюсть кроша:
И жить хорошо, и жизнь хороша!…
Вот он ударил – раз, два, три –
И сам лишился сил, -
Мне руку поднял рефери,
Которой я не бил» Владимир Высоцкий. Песня о сентиментальном боксере
Поддержание физической формы является условием эффективной деятельности специалиста, залогом выносливости, преодоления перегрузок, стрессов, фактором профессионального долголетия. Для многих сегодня это связано также с регулярными занятиями спортом. Состоятельные люди, преуспевающие бизнесмены встают на горные лыжи, берут в руки теннисные ракетки, покупают яхты, велосипеды, собираются в спортивные команды – по футболу, бейсболу. Занятия спортом, участие в клубах теннисистов, гольф-клубах, восточных единоборств становится модным признаком истинного бизнесмена, отличает политиков новой волны. Поэтому не только для болельщиков, профессионалов в спорте, но и для новоявленных любителей становится актуальной спортивная этика.
Спортивная этика – достаточно сложное понятие, поскольку в разных видах спорта – разные правила игры и разные нормы отношений. И все-таки, хотя спорт и не традиционная профессия и часто является любительским, этические нормы в нем являются характерным примером главенства морали при явной конкуренции. Девиз спортивной борьбы – «Пусть победит сильнейший!». Он относится еще к эпохе зарождения греческих олимпиад.
В спорте моральные традиции почти этикетны. В значительной мере это обусловлено необходимостью баланса соперничества – сотрудничества. Приветствие соперника перед началом состязаний и по их окончании, строгое следование жеребьевке, уважение судей и ряд других правил - являются условием самого существования спорта. Популярность спорта, его зрелищность не в последнюю очередь обусловлены очевидностью соблюдения правил игры. В каждом виде спорта существуют свои правила и свои этические максимы. Их соблюдение гарантируется справедливым судейством. Здесь, где победителя определяют подчас с разницей в тысячные доли секунды, очень важны равные для всех условия, скрупулезное обеспечение постоянных параметров снарядов, поля, равных стартовых возможностей и пр.
Однако, иногда в спорте сочетается не только набор чисто физических приемов и правил, но и эстетическая выразительность. Как, например, в фигурном катании и в художественной гимнастике, акробатическом рок-н-ролле. Субъективность восприятия красоты движения может привести и приводит порой к злоупотреблениям, как это произошло недавно на Украине. Ряд судей, обвиненные в сговоре против одной из гимнасток, были дисквалифицированы за несправедливое судейство. На зимней олимпиаде 2002 года однажды выраженное сомнение в справедливости судейства в фигурном катании и выдача (беспрецедентная!!) второго комплекта золотых медалей привели к шквалу недовольства судейством и в этом, и в других видах спорта. Этика спорта базируется на уважении традиций и правил спортивного состязания. Она порицает делячество и принесение спортивных достижений в жертву высоким гонорарам.
В спортивной борьбе суровы правила равных шансов – наказания за прием допинга. Сегодня ведется дискуссия даже о запрете кофе для участников шахматных поединков.
В этой связи поучителен Кодекс спортивной этики, в котором разъясняется гуманистический смысл понятия «справедливая игра». Ведь человек (согласно, например, Хейзинге) вообще существо играющее. В понятиях «биржевой игрок», «политические игры», «игровые искусства» и многих других воплощены представления о близости спортивных и других жизненных игр.
КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ
СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА - ПУТЬ К ПОБЕДЕ (в сокращении)
ВВЕДЕНИЕ
1.Кодекс спортивной этики Совета Европы: «Справедливая игра - путь к победе» является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.
2.В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, и являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.
3.Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе и добровольном движении.
ЦЕЛЬ КОДЕКСА
4.Основной заботой и целью Кодекса является Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду, что завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное воздействие на привлечение молодежи к участию в спорте.
5.Кодекс включает в себя положение о ПРАВЕ детей и юношества участвовать и наслаждаться спортивной деятельностью, а также ОБЯЗАННОСТИ учреждений и взрослых лиц распространять правила Справедливой игры и обеспечивать уважение этих прав.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА»
6.В определение понятия «Справедливая игра» включено больше, чем простое следование правилам в спортивной деятельности: оно включает в себя понятие дружбы, уважения и почитания атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра - это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию.
7.Справедливая игра - понятие положительное. Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая, при соблюдении правил Справедливой игры, обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт … как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия. Вовлечение в занятия спортом налагает ответственность на общество… и на работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому ответственность за некоторые виды деятельности будет способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ИГРЫ
8.Кодекс признает… потенциальные выгоды для общества и отдельных лиц …Справедливой игры и обретения ею центрального места вместо занимаемого ранее периферийного. Кодекс признает, что Справедливая игра должна пользоваться самым высоким приоритетом у всех, кто непосредственно или косвенно оказывает влияние на спортивную деятельность детей и юношества. Эти приоритеты включают:
8.1.Правительства - на всех уровнях, а также …организации, работающие с правительством.
Учреждения, занимающиеся образованием, несут особую ответственность.
8.2.Спортивные организации … тренерские центры и институты, лица медицинской и фармакологической профессии и средства массовой информации.
Коммерческий сектор, включающий производителей спортивных товаров,…
8.3.Отдельные лица - включая родителей, педагогов, тренеров, судей, официальных лиц, руководителей спорта, администраторов, журналистов, врачей и фармацевтов, а также тех звезд в спорте, которые достигли славы и спортивного совершенства.
Кодекс соблюдается независимо от того, осуществляется ли деятельность на добровольной или профессиональной основе. Зрители на спортивных соревнованиях также несут ответственность за соблюдение Кодекса.
9.Каждый из указанных лиц и учреждений должен выполнять свою роль и нести ответственность. Данный Кодекс по этике адресуется им. Он будет эффективным только тогда, когда все, вовлеченные в спорт, готовы принять на себя ответственность, заложенную в Кодексе.
ПРАВИТЕЛЬСТВА
10.Правительства должны:
10.1.Поощрять внедрение высоких этических норм во все сферы общества, где осуществляется спортивная деятельность.
10.2.Поощрять и поддерживать организации и отдельных лиц, которые строго придерживаются этических принципов в своей работе в спорте.
10.3.Способствовать, чтобы в системе профессионального обучения оказывалась поддержка спортивной деятельности и правилам Справедливой игры как одной из центральных частей программы физического воспитания.
10.4.Поддерживать инициативы, направленные на внедрение Справедливой игры в спорте, и поощрять организации, которые рассматривают Справедливую игру в качестве приоритетной в своей работе.
10.5.Поощрять исследовательскую работу … направленную на улучшение … понимания … вопросов, связанных с вовлечением … в спорт, выявляющую случаи неправильного поведения, а также возможности по внедрению Справедливой игры
СПОРТИВНЫЕ И ОТНОСЯЩИЕСЯ К СПОРТУ ОРГАНИЗАЦИИ
11.Спортивные и относящиеся к спорту организации должны:
11.2.Обеспечивать, чтобы все решения в данном виде спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает положения Европейского кодекса.
11.3.Повышать внимание к Справедливой игре в рамках своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний награждения, распространения материалов воспитательного характера и использования возможностей в процессе тренировок. … управлять этим процессом и оценивать его результаты.
11.4.Определить такие системы, которые бы вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры, помимо успешных выступлений в соревнованиях.
11.5.Обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде хорошего поведения.
11.6… 11.7.Поддерживать изменения правил с тем, чтобы они соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и акцентировали внимание скорее на Справедливую игру, чем на успешное выступление в соревнованиях.
11.8.Обеспечить меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных.
11.9.Обеспечить, чтобы все люди,…, которые несут ответственность за детей и молодежь, имели соответствующую квалификацию… особенно в части понимания биологических и физиологических изменений, происходящих в организме ребенка в период его созревания.
ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА
12.Отдельные лица должны:
12.1.Подавать хороший пример своим поведением с тем, чтобы дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и лично не проявлять и не прощать другим несправедливую игру, предпринимая соответствующее наказание в случае плохого поведения.
12.2.Обеспечить, чтобы их собственный уровень подготовки и квалификации соответствовали особенностям детей на различных стадиях их спортивной деятельности
12.3.Считать своей первейшей задачей заботу о здоровье, безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы, клуба, или тренера или родителя.
12.4.Способствовать тому, чтобы приобретенный детьми спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для укрепления здоровья в течение всей жизни.
12.5.Исключить подход к детям … как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их выступлений.
…12.7.Ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой ими деятельности и никогда не оказывать давления на ребенка в отношении его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности.
12.8.Относиться одинаково как к одаренным, так и к менее одаренным детям, подчеркивать и поощрять личные достижения и спортивные навыки так же, как и успехи в соревнованиях.
12.9.Поощрять детей в изобретении ими новых игр с собственными правилами, а также желание брать ими на себя роль руководителя, тренера, судьи, а не только участника; определять самими детьми меры поощрения за Справедливую игру и лично нести ответственность за свои поступки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13.Справедливая игра является неотъемлемым важным условием успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством Справедливой игры выигрывают все - от отдельных лиц до спортивных организаций и общества в целом. На всех нас лежит ответственность за распространение и соблюдение Справедливой игры.( httр://www.infosрort.ru/рress/sfa/1997N2/р62-63.htm)