Письмо №1
Воронцова Ксения Александровна в 2014 году окончила МГУ по специальности: «Международная журналистика». За годы обучения Воронцова Ксения проявила себя ответственным и целеустремленным студентом, который стремится не просто накапливать знания, но и применять их на практике.
Ксения училась на отлично и при этом принимала активное участие в жизни университета. С третьего курса она возглавила студенческий профсоюз факультета «Журналистика и массовая коммуникация», организовывала концертные мероприятия, занималась благотворительностью и вела блог на сайте университета.
Также хотим отметить широкий круг интересов Ксении. Помимо основных лекций, студентка посещала факультативы по испанскому и польскому языкам, и добилась в их изучении хороших результатов.
С уважением,
Александр Викторович
Письмо №2
Белоусов Алексей Сергеевич в 2014 году окончил Воронежский Национальный Университет и получил диплом бакалавра по специальности «Дизайн городской среды и интерьера».
Преподаватели, которые читали лекции и вели практические занятия у Алексея, отмечают его целеустремленность и большой творческий потенциал. Алексей правильно выбрал профессию и, несомненно, добьется в ней хороших результатов.
Алексей ответственно относился к учебе, получал хорошие отметки и был выделен среди своих однокурсников во время практических занятий.
С уважением,
Александр Викторович
Еще одна неизменная часть пакета документов на обучение в зарубежном университете при поступлении в магистратуру, а в некоторых случаях и в бакалавриат – это рекомендательные письма . Как правило, их количество варьируется от одного до четырех объемом в одну страницу печатного текста. Помимо поступления, рекомендательные письма играют очень важную роль в определении стипендиатов и обладателей грантов. Теоретически, рекомендательное письмо пишет тот, кто его подписывает, но в подавляющем большинстве случаев эта работа остается за студентом. Поэтому необходимо учесть некоторые правила, при соблюдении которых рекомендательное письмо никогда не раскроет Вашего авторства.
Выберите автора
Первое, что Вы должны определить еще до подготовки документов на поступление – это автор письма. Это может быть научный руководитель дипломной работы, лектор, работодатель. В идеале, все письма должны быть от лиц, непосредственно относящихся к выбранному Вами предмету. Но, если Вы несколько лет работаете не по специальности, то письмо, описывающее Вас как ответственного, внимательного и заинтересованного сотрудника сыграет Вам на руку. Что касается академических рекомендаций, здесь уже нет места для маневра – рекомендация от профессора физики не даст Вам преимущества при поступлении на кафедру искусств.Обсудите детали
Если Вы плохо знакомы с выбранным автором, свяжитесь с ним и обсудите условия, на которых автор согласен Вас рекомендовать, предложите помощь в проектах. Скорее всего, от Вас ничего не потребуется – эта практика широко применяется, и профессора подписываются «не глядя». Но в том редком случае, если профессор отказывается Вас рекомендовать без причины, предложите свое участие в его работе. Во-первых, это позволит ему увидеть Ваши достоинства, во-вторых, помощь в научной работе может стать отличным плюсом в резюме.Обычно рекомендации сами профессора не пишут, но за их содержание будут спрашивать именно с них. В том случае, если не очень знакомый Вам преподаватель согласен поставить свою подпись, обязательно поставьте его в известность, что с ним могут связаться. Конечно, расспрашивать его никто не будет, но вполне может прийти письмо на электронную почту с вопросом, действительно ли он Вас рекомендовал. Если Вам повезло получить хотя бы устную оценку своих сильных сторон от автора, смело включайте её в текст письма, которое в последствии автор и подпишет. Если же содержание предоставлено полностью на Ваше усмотрение, здесь уже необходима некоторая работа. Задача на этом этапе – не перечислить в очередной раз свои достоинства, а понять, как Ваши достоинства выглядят в глазах рекомендующего. И, разумеется, если рекомендательные письма пишут несколько человек, то и взгляд их должен хотя бы в чем-то разниться.
Например, один автор подчеркивает Вашу аккуратность, но так же считает Вас коммуникабельным и старательным, второй акцентирует внимание на Вашей работоспособности и так же считает аккуратным. Если все рекомендательные письма будут составлены по одному и тому же шаблону, это может навести на подозрения. Но основные черты должны быть закреплены во всех письмах.
Помните, что комиссия так же рассматривает и перевод транскрипта . Поэтому при оформлении содержания письма убедитесь, что оно соответствует этим оценкам. К примеру, если в дипломе по философии у Вас стоит «хорошо», а преподаватель философии описывает Вас, как «наиболее способного студента», выглядит это неправдоподобно.
Но помимо лестных слов именно о Вас, в рекомендации должны быть и примеры, подкрепляющие слова. Опишите проекты – например, дипломная работа на конкретную тему, если Вы писали её под руководством автора, или курсовая работа, заслуживающая высокой оценки. Еще лучше будет, если Вы имеете практический опыт совместной работы с автором. Но, так как подобные явления встречаются не так уж часто, подойдет любая активность, связывающая Вашу персону с автором. Что касается рекомендации от работодателей, тут можно привести любые мероприятия, которые Вы воплотили во время деятельности – как успешно выполненный проект заказчика, отражающий Ваши организационные навыки, так и сбор мягких игрушек в детские дома, что покажет Вас сострадательным и инициативным. По возможности рекомендательное письмо должно быть напечатано на бланке организации или учебного заведения. При их отсутствии будет достаточно и печати. Убедитесь, что получившийся текст не совпадает по стилю с мотивационным письмом , иначе Ваше авторство будет очевидно. По поводу языка написания – разумеется, письмо должно быть на языке будущего университета. Но если автор не владеет языком и отказывается его подписывать в данном виде, можете написать его на русском, а затем перевести на кафедре иностранного языка, поставив необходимые подписи и заверив подпись автора печатью кафедры.
Обычно, в начале письма ставится дата рекомендации. После неё идет вступительное слово, как правило, классическое ”to whom it may concern”. Затем идет указание лица, которое характеризуется в данной рекомендации. После этого идет основной текст, который можно разделить на несколько абзацев по содержанию.
- Знакомство со студентом. В первом абзаце основного текста нужно указать, какое именно отношение имеет автор к Вашей персоне и как давно он с Вами знаком.
- Описание профессиональных качеств. Во втором абзаце необходимо разместить как раз описание Ваших сильных сторон, желательно подкрепленных примерами.
- Объяснение спорных моментов. Эта часть текста может быть неактуальна для некоторых студентов. Но, если в транскрипте по предмету, преподавателем которого автор является, стоит оценка «хорошо» или ниже, нужно объяснить от лица автора причину этому. И, конечно, лучше так же указать Ваш прогресс в заданной области.
- Заключение. Тут можно привести общую рекомендацию, например, «основываясь на моем опыте общения со студентом, я полагаю, что он прекрасно бы справился с программой Вашего университета».
Последние штрихи
Печатную версию рекомендации заверьте подписью автора и печатью. В случае необходимости, переведите письмо на кафедре.Если университет требует рукописную версию письма (что бывает крайне редко), попросите автора собственноручно переписать с печатной версии.
В том случае, если Вы отправляете рекомендательное письмо по почте, автор должен поставить свою подпись на линии склейки. Обратный адрес письма должен быть соответственно не Ваш, а автора.
Помощь в оформлении документов
В данной статье отображены только основные моменты при составлении документы. Для того чтобы учесть все тонкости, Вы можете обратиться к нам за профессиональной помощью в составлении мотивационных и рекомендательных писем. Также мы предлагаем свою помощь в заполнении электронной заявки в университет и помощь редактуры всех аппликационных документов. Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, мы можем качественно и быстро подготовить Ваши документы в университет, для дальнейшего 100% зачисления в зарубежный ВУЗ.Мировых университетов и бизнес-школ. Ключевые советы для написания рекомендательного письма:
1. Выбор референтов (тех, от чьего имени будет написано рекомендательное письмо)
Негласно, чем выше статус
у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
При этом, более важный критерий - это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком
и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго! Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссий выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов
или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать.
И если удастся совместить все 3 условия, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.
2.1 Как проще подготовить текст
Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны
. Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета , SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.
Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы должны различаться. При наличии общего плана Вам будет проще понять, что включить в свое собственное эссе, а что оставить для каждой из рекомендаций.
- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (я очень часть вижу в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это мертвый груз письма, не имеющий почти никакого воздействия на комиссию.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.
- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма - это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.
- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. - это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза - насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества - насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.
3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю),
3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
- в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
- достаточно ли скана рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
- можно ли загрузить письма можно самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате.
3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.
Структура рекоменательного письма должна иметь следующий вид:
Контекст
- В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.
Достижения кандидата
- Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
- Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
- Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.
Личные качества кандидата
- Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
- Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.
Заключение
- В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
- Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
- В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).
Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.
Для подтверждения личных и деловых качеств граждан при последующем трудоустройстве оформляются рекомендательные письма. Однако необходимость в получении такого документа может возникнуть и у учащихся учебных заведений. Чтобы дать характеристику гражданам за период прохождения обучения, оформляется рекомендательное письмо студенту.
Письма рекомендательного характера выдают должностные лица, в чьем подчинении работали или обучались граждане. Только в этом случае характеристика личных и деловых качеств будет объективной и достоверной. Для студентов такие документы оформляют руководители учебного процесса – декан, научный руководитель, либо иной куратор на стадии обучения.
- Наименование заведения, в котором проходил обучение студент;
- Личные данные студента, которому дается рекомендация;
- Специализация, по которой проходил учебный процесс студента;
- Личные и деловые качества, которые студент проявил за период обучения;
- Достижения научного или общественного характера;
- Рекомендация будущим работодателям или преподавателям.
Указанный документ носит характер делового письма, поэтому все характеристики и формулировки должны быть четкими и определенными. Перечисление достижений студента должно сопровождаться конкретными доказательствами и указанием на мероприятия, в которых он себя проявил.
- Его должности в учебном заведении;
- Полная расшифровка личных данных (фамилия, имя, отчество);
- Контрактная информация.
В заграничный ВУЗ на английском языке
Если студенту предстоит дальнейшее обучение в учебном заведении, расположенном за пределами РФ, потребуется представить рекомендательное письмо на английском языке. Его форма и содержание не будут отличаться от аналогичного документа на русском языке, однако изложение текста на иностранном языке может представлять определенную проблему.
- Стандартным языком делового общения является английский язык, поэтому рекомендательные письма должны составляться с учетом этого факта;
- Документ может быть сразу оформлен на английском языке, если отечественное учебное заведение располагает квалифицированными переводчиками;
- Документ может быть составлен на русском языке, а перевод будет удостоверен и легализован нотариусом.
Обратите внимание! Если происходит перевод документа на русском языке, обе версии рекомендательных писем должны быть идентичного содержания. При нотариальной легализации и переводе это соответствие будет установлено нотариусом.
Из дополнительных сведений, которые может содержать рекомендательное письмо в иностранный ВУЗ, можно выделить указание на уровень теоретических и практических знаний одного или нескольких иностранных языков.
В магистратуру
Еще одним возможным направлением, куда может быть предъявлено рекомендательное письмо, является магистратура, гарантирующая студенту возможность продолжения образовательного процесса. Так как прохождение магистратуры не является обязательным требованием для получения высшего образования, рекомендательное письмо может оказать влияние на результаты конкурса при зачислении.
Студент может выбрать магистратуру не только ВУЗа, в котором проходил обучение по программе бакалавриата, поэтому содержание письма должно подробно описывать его отношение к образовательному процессу, а также сведения, позволяющие отдать предпочтение именно этому студенту.
Если происходит зачисление в магистратуру того же учебного заведения, рекомендательные письма, как правило, оформляют непосредственные научные руководители или кураторы обучения. Только эти лица имеют возможность оценить личное отношение студента к учебе и рекомендовать его для дальнейшего обучения.
Рекомендательные письма получили широкое распространение в качестве источника информации о потенциальном работнике. Компании, рассматривая информацию из таких документов, могут более объективно изучить все слабые и сильные стороны характера и трудового потенциала каждого претендента на вакантное место.
Рекомендательное письмо чаще всего требуется при устройстве на новую работу, но оно бывает необходимо и студенту, например, для получения гранта или стипендии. В первом случае составителем в идеале должен выступать прежний работодатель, во втором – декан или один из преподавателей. Данные письма могут писаться и представителями различных юридических лиц, а также физическими лицами, которые хорошо знакомы с конкретным человеком.
Вы можете скачать образец рекомендательного письма ниже, либо же сформировать его структуру и содержание самостоятельно, в произвольной форме. Данный бланк не является строго регламентированным, он носит рекомендательный характер, однако основные реквизиты и структура документа должны соответствовать общепринятым в бизнесе нормам.Во вводной части указываются данные о том, что сотрудник действительно работал в такой-то организации на такой-то должности. При этом надо написать и временные рамки пребывания работника на описанном посту, а также его функциональные обязанности. Здесь же можно уделить несколько строк и тому, в каких мероприятиях и важных рабочих проектах человек принимал активное участие, какой вклад в продвижение дела он внес.
Основная часть включает в себя краткую характеристику личных и рабочих качеств рекомендуемого человека. В данном разделе рекомендатель описывает то, какими достижениями характеризуется конкретный сотрудник, а также может привести пример проявления его лучших качеств, сделав акцент на наиболее сильных его сторонах.
Рекомендательное письмо сотруднику лучше всего составлять на фирменном бланке предприятия. Под текстом рекомендатель ставит свою подпись (желательно еще и печать) и оставляет личные координаты с расшифровкой своей должности, указывая фамилию и инициалы. Контакты в данном случае нужны для того, чтобы потенциальный работодатель мог связаться с рекомендателем и лично задать вопросы для получения более полной картины.