[Обновлено 09/2018]
Что важно для для приемной комиссии зарубежного вуза, когда Ваши оценки, мотивационное письмо и CV уже рассмотрены? Что даст им дополнительную информацию о Вас, чтобы принять решение о приеме?
На этом этапе решающую роль зачастую играет рекомендательное письмо — документ, который по важности не уступает мотивационному письму, а при прочих равных может склонить в Вашу пользу, если рекомендация грамотно представлена.
За свой значительный опыт работы с поступающими в магистратуру за рубежом я поняла, что в российских вузах нет культуры подготавливать для студента рекомендательное письмо или характеристику. В большинстве случаев преподаватель предлагает просто подписать написанное студентом письмо. И студент, которому до этого и так пришлось подготовить целый пакет документов, должен еще и сам себе рекомендательные письма написать. И избежать повторений, шаблонных фраз и слишком расплывчатых характеристик удается очень немногим (потому что все самое лучшее пошло в мотивационное письмо!).
При этом, на Западе к рекомендательным письмам относятся с большим уважением — как при написании (преподаватель, к которому Вы обратитесь за рекомендацией, воспримет это за честь и будет готов уделить время на подготовку солидного письма), так и при рассмотрении (помимо Вашего личного представления своих успехов и достижений, комиссии важно получить оценку со стороны).
Насколько значимо рекомендательное письмо в комплекте документов?
Для приемной комиссии рекомендации — это дополнительная информация о поступающем, которая может подтвердить или дополнить данные из других документов. И эта информация очень важна, потому что она предоставлена от лица тех, кто видел Вас «в работе».
В помощь тем, кто поступает сейчас в магистратуру за рубежом, я подготовила ряд советов по составлению рекомендаций. Используйте их, и Вы сможете подготовить солидный документ, выгодно дополняющий Ваше заявление на поступление!
1. Выбор референтов
Негласно, чем выше статус
у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
Но при этом, более важный критерий — это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком
и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго. Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссии выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов
или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать. К примеру, частая ошибка поступающих — брать рекомендацию от преподавателя по английскому языку. Это в корне не верно, поскольку комиссия хочет знать не о том, как хорошо Вы учили английский (для этого есть официальное подтверждение с помощью международных языковых экзаменов ), а то, насколько у Вас есть релевантные для программы знания, навыки и способности. Единственный случай, когда релевантно выбирать преподавателя по языку в качестве референта — если Вы поступаете на филологию или подобную специальность.
В итоге, если при выборе референта удастся совместить все 3 условия, как описано выше, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.
2.1 Как проще подготовить текст
Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны
. Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета, SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.
Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы, способ изложения, выражения и пр. должны различаться. Имея общий план Вам будет проще понять, что включить в свое собственное мотивационное письмо, а что оставить для каждой из рекомендаций.
- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (очень часто встречаем такую формулировку в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это ‘мертвый’ груз письма, не имеющий почти никакой ценности в глазах комиссии.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры в подтверждение. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.
- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма — это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.
- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. — это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза — насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества — насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.
3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю)
3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
— в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
— достаточно ли загрузить скан рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
— можно ли загрузить письма самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате, и соответственно договориться с преподавателями.
3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.
Комплексная информация по каждому документу для поступления (мотивационное письмо, эссе для бизнес-школ, рекомендательные письма, резюме), о том, как выбрать программу и подготовить грамотно всю заявку - в онлайн-курсе от наших экспертов
Поступление в вуз - событие важное и волнительное. Особенно, если этот вуз иностранный и между вами и вашей мечтой есть языковой барьер и культурные различия.
Для того, чтобы не заплутать в трех соснах этого процесса, необходимо заранее узнать требования университетов, наметить план действий и вооружиться мнением и знаниями экспертов по всем краеугольным вопросам.
Одним из таких вопросов является обязательное требование большинства американских вузов – предоставление рекомендательных писем . Обычно данный пункт вызывает множество затруднений у русскоязычных абитуриентов и не теряет из года в год своей актуальности, поэтому сегодня мы решили подробно осветить тему написания рекомендательных писем в иностранный вуз, а также дать пару полезных советов о том, как получить «правильную» рекомендацию с точки зрения приемных комиссий США.
Рекомендательные письма (recommendation letter, reference letter) - это письма от преподавателей и других лиц, в которых дается характеристика академического потенциала студента, а также приводится описание его личных качеств.
Кто может его написать?
Обычно вузы запрашивают 2-3 рекомендации. Чаще всего под этим понимается предоставление рекомендаций от преподавателей. Правда, некоторые университеты также требуют письма от работодателей, коллег или людей, с которыми вы вместе работали над каким-либо проектом (если таковые имеются). Последнее особенно актуально для поступающих на программы MBA.
Насколько хорошо этот человек знает меня как студента?
Знает ли этот человек меня как личность?
Насколько ответственно он отнесется к моей просьбе?
Если вы еще учитесь в школе, то лучше выбрать тех учителей, кто преподавал у вас несколько лет, например, классного руководителя или завуча школы. Если вы уже студент вуза, то лучше всего попросить рекомендацию у руководителя вашей курсовой или дипломной работы. Кстати, должность рекомендателя не так важна, как личный подход, и зачастую, рекомендация от простого преподавателя может оказаться более полезной, чем от директора школы.
Основные составляющие такой характеристики:
общая положительность
наличие описания академических успехов студента, его сильных сторон и заслуг
упоминание личных качеств студента, помогающих ему в учебе
Отмечено, что лучшее впечатление производят рекомендации, написанные нестандартным и не клишированным языком, в которых содержатся не только факты (какое отношение имеет рекомендатель к студенту, сколько лет его знает, и т.п.), но и описание жизненных принципов и целей студента, его видение мира, планы на будущее. Также хорошо будет включить описание ситуаций из жизни студента, иллюстрирующих его личностный портрет, умения или навыки.
В любом случае, чего университеты точно не ждут – это унифицированной формы-отписки. Документооборот у приемных комиссий в период подачи заявок колоссален, а бюрократизм системы имеет разумные пределы. Иными словами, рекомендательное письмо - это не просто еще один документ, который вы отправите по почте приемной комиссии, а реальный шанс увеличить вероятность зачисления в вуз вашей мечты.
Несмотря на то, что официальных требований к длине и письма нет, существует негласное правило о том, что рекомендация должна уложиться в 300-1000 слов.
Также нет унифицированного плана (композиции) рекомендательных писем, однако наиболее приемлемой и распространенной является следующая структура:
Основная часть
Состоит из 2-3 небольших абзацев (для лучшего восприятия), в которых описываются академические и личностные особенности (!) студента. В идеале каждое выделенное качество студента должно подкрепляться фактом из жизни.
Заключительная часть
Традиционно посвящается ответу на вопрос о том, почему автор считает аппликанта отличной кандидатурой для поступления в конкретное учебное заведение и на конкретную специальность.
Сперва вы подаете в университет необходимый пакет документов, включающий в себя до 3-х рекомендательных писем. Затем, на сайте университета вы оставляете контактные данные тех, кто вас рекомендует, включая их номер телефона и электронный адрес.
В Америке обычной практикой является рассылка представителями приемной комиссии вуза дополнительных запросов рекомендателям. Так, автор вашего рекомендательного письма может получить по электронной почте следующие вопросы: «Как давно вы знаете студента?», «В каком качестве вы знаете студента?», «Оцените по шкале от 1 до 10 академические навыки, лидерские качества, умение студента работать в команде» и т.д.
Однако не у всех университетов существует практика обработки рекомендательных писем через интернет. Некоторые из них запрашивают письменные рекомендации на бланке университета/факультета, содержащие подпись и печать.
Также следует помнить, что все документы, включая рекомендательные письма, написанные на русском языке, подлежат официальному переводу на английский. В этом случае перевод прикладывается к оригиналу и отправляется в приемную комиссию в общем пакете документов.
1. Не пишите рекомендательные письма сами. Во-первых, стилистика всех представленных писем и эссе у вас будет совпадать, что может вызвать лишние вопросы у приемной комиссии. Во-вторых, не забывайте, что в университетах США обычной практикой является связь с автором рекомендации по электронной почте.
2. Не используйте сугубо деловой стиль письма. Несмотря на то, что рекомендация - это пример деловой переписки, она должна быть написана с душой. В противном случае, она ничем не будет отличаться от сотен других и останется незамеченной вузом.
4. Не отсылайте письмо, если не уверены в его структуре, содержании или переводе! Лучше доверьте это дело профессионалам - компании EDucation Masters!
Нужна помощь с оформлением документов для вузов США? Обратитесь к нашим консультантам!
Вы можете пообщаться с нами лично уже сейчас. Для этого достаточно заполнить форму на сайте, и мы проведем бесплатную консультацию в удобное вам время.
Когда годы обучения студента подходят к концу, и получение диплома уже близко, стоит задуматься о поиске достойного места работы. Ускорить трудоустройство поможет рекомендательное письмо от преподавателя или иного представителя учебного учреждения, где студент обучался. Образец письма с рекомендациями можно скачать ниже.
Зачастую работодатели побаиваются брать на работу молодого специалиста без опыта работы, студента, не применяющего свои знания на практике. О его качествах может рассказать только диплом об образовании. Рекомендации от ВУЗа помогут потенциальному работодателю более четко представить профессиональные качества и умения кандидата на вакантную должность.
Рекомендательное письмо от преподавателя может пригодиться студенту также при осуществлении перевода в другое учебное заведение. Традиционно эта бумага пользуется популярностью при переходе в зарубежные институты.
Рекомендации составляет человек, способный составить объективную характеристику студенту, дать анализ его наклонностей, способностей и прописать рекомендации в конкретном направлении, например, преподаватель, научный руководитель.
Письмо является своего рода характеристикой, оформленной в свободной форме и отражающей главные качества потенциального работника или студента.
Документ составляется в виде делового письма. Формат обращения - «студент», «вы», «коллега». Художественные выражения не применяются. Составление письма на фирменном бланке будет дополнительным плюсом для рекомендуемого.
Самым сложным моментом является правильный выбор рекомендателя. Для студента следует выбрать не просто преподавателя, читающего курс лекций и видевший его несколько раз, а человека, с которым была проведена длительная работа, и способного предоставить полную информацию об ученике.
Начинать следует, как правило, с заголовка. Далее указывается период знакомства рекомендателя и рекомендуемого.
- фамилия, имя, отчество;
- место и период обучения;
- полученная специальность;
- моральные качества;
- личные достижения (участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях);
- наличие почетных грамот, полученных во время учебы.
Проинформировав о навыках и знаниях, необходимо перейти к перечислению полезных качеств для определенного вида деятельности в будущем как квалифицированного специалиста. Можно прописать конкретную должность, с которой студент успешно справится.
- статус референта должен быть достаточно высоким;
- упоминание личного знакомства со студентом;
- фиксирование мнений других преподавателей и одногруппников;
- конкретные достижения студента (с указанием времени и места получения награды);
- присутствие хвалебных характеристик в минимальном количестве;
- перечисленные успехи должны пересекаться с направлением желаемой должности;
- присутствие описания не только деловых, но и личных качеств рекомендуемого.
Скачать пример
2017-03-27
Студент может запросить у своего преподавателя или иного лица по месту учебы рекомендательное письмо, в котором студент будет охарактеризован со всех сторон с вытекающими из этого рекомендациями.
Запросить письмо с рекомендациями студент может при окончании учебы для того, чтобы ускорить и упростить поиск работы. Не каждый работодатель будет согласен взять на работу молодого специалиста без опыта, вчерашнего студента, не имеющего достаточных практических навыков. Тем более, что о студенте в данном случае может рассказать только полученный диплом.
Еще одним поводом оформления этого документа может стать необходимость прохождения практики.
Писать рекомендации должен тот человек, который знаком со студентом, может его охарактеризовать, проанализировать его наклонности и порекомендовать в определенном качествен. Образец рекомендательного письма студенту от преподавателя можно скачать внизу статьи.
Как правильно написать?
Прежде чем давать какие-либо рекомендации, нужно сначала охарактеризовать студента — его личность, полученные знания, способность применить их на практике. Необходимо перечислить те качества студента, которыми он не только обладает, но которые будут полезны для его дальнейшей судьбы как специалиста.
Еще одна неизменная часть пакета документов на обучение в зарубежном университете при поступлении в магистратуру, а в некоторых случаях и в бакалавриат – это рекомендательные письма . Как правило, их количество варьируется от одного до четырех объемом в одну страницу печатного текста. Помимо поступления, рекомендательные письма играют очень важную роль в определении стипендиатов и обладателей грантов. Теоретически, рекомендательное письмо пишет тот, кто его подписывает, но в подавляющем большинстве случаев эта работа остается за студентом. Поэтому необходимо учесть некоторые правила, при соблюдении которых рекомендательное письмо никогда не раскроет Вашего авторства.
Выберите автора
Первое, что Вы должны определить еще до подготовки документов на поступление – это автор письма. Это может быть научный руководитель дипломной работы, лектор, работодатель. В идеале, все письма должны быть от лиц, непосредственно относящихся к выбранному Вами предмету. Но, если Вы несколько лет работаете не по специальности, то письмо, описывающее Вас как ответственного, внимательного и заинтересованного сотрудника сыграет Вам на руку. Что касается академических рекомендаций, здесь уже нет места для маневра – рекомендация от профессора физики не даст Вам преимущества при поступлении на кафедру искусств.Обсудите детали
Если Вы плохо знакомы с выбранным автором, свяжитесь с ним и обсудите условия, на которых автор согласен Вас рекомендовать, предложите помощь в проектах. Скорее всего, от Вас ничего не потребуется – эта практика широко применяется, и профессора подписываются «не глядя». Но в том редком случае, если профессор отказывается Вас рекомендовать без причины, предложите свое участие в его работе. Во-первых, это позволит ему увидеть Ваши достоинства, во-вторых, помощь в научной работе может стать отличным плюсом в резюме.Обычно рекомендации сами профессора не пишут, но за их содержание будут спрашивать именно с них. В том случае, если не очень знакомый Вам преподаватель согласен поставить свою подпись, обязательно поставьте его в известность, что с ним могут связаться. Конечно, расспрашивать его никто не будет, но вполне может прийти письмо на электронную почту с вопросом, действительно ли он Вас рекомендовал. Если Вам повезло получить хотя бы устную оценку своих сильных сторон от автора, смело включайте её в текст письма, которое в последствии автор и подпишет. Если же содержание предоставлено полностью на Ваше усмотрение, здесь уже необходима некоторая работа. Задача на этом этапе – не перечислить в очередной раз свои достоинства, а понять, как Ваши достоинства выглядят в глазах рекомендующего. И, разумеется, если рекомендательные письма пишут несколько человек, то и взгляд их должен хотя бы в чем-то разниться.
Например, один автор подчеркивает Вашу аккуратность, но так же считает Вас коммуникабельным и старательным, второй акцентирует внимание на Вашей работоспособности и так же считает аккуратным. Если все рекомендательные письма будут составлены по одному и тому же шаблону, это может навести на подозрения. Но основные черты должны быть закреплены во всех письмах.
Помните, что комиссия так же рассматривает и перевод транскрипта . Поэтому при оформлении содержания письма убедитесь, что оно соответствует этим оценкам. К примеру, если в дипломе по философии у Вас стоит «хорошо», а преподаватель философии описывает Вас, как «наиболее способного студента», выглядит это неправдоподобно.
Но помимо лестных слов именно о Вас, в рекомендации должны быть и примеры, подкрепляющие слова. Опишите проекты – например, дипломная работа на конкретную тему, если Вы писали её под руководством автора, или курсовая работа, заслуживающая высокой оценки. Еще лучше будет, если Вы имеете практический опыт совместной работы с автором. Но, так как подобные явления встречаются не так уж часто, подойдет любая активность, связывающая Вашу персону с автором. Что касается рекомендации от работодателей, тут можно привести любые мероприятия, которые Вы воплотили во время деятельности – как успешно выполненный проект заказчика, отражающий Ваши организационные навыки, так и сбор мягких игрушек в детские дома, что покажет Вас сострадательным и инициативным. По возможности рекомендательное письмо должно быть напечатано на бланке организации или учебного заведения. При их отсутствии будет достаточно и печати. Убедитесь, что получившийся текст не совпадает по стилю с мотивационным письмом , иначе Ваше авторство будет очевидно. По поводу языка написания – разумеется, письмо должно быть на языке будущего университета. Но если автор не владеет языком и отказывается его подписывать в данном виде, можете написать его на русском, а затем перевести на кафедре иностранного языка, поставив необходимые подписи и заверив подпись автора печатью кафедры.
Обычно, в начале письма ставится дата рекомендации. После неё идет вступительное слово, как правило, классическое ”to whom it may concern”. Затем идет указание лица, которое характеризуется в данной рекомендации. После этого идет основной текст, который можно разделить на несколько абзацев по содержанию.
- Знакомство со студентом. В первом абзаце основного текста нужно указать, какое именно отношение имеет автор к Вашей персоне и как давно он с Вами знаком.
- Описание профессиональных качеств. Во втором абзаце необходимо разместить как раз описание Ваших сильных сторон, желательно подкрепленных примерами.
- Объяснение спорных моментов. Эта часть текста может быть неактуальна для некоторых студентов. Но, если в транскрипте по предмету, преподавателем которого автор является, стоит оценка «хорошо» или ниже, нужно объяснить от лица автора причину этому. И, конечно, лучше так же указать Ваш прогресс в заданной области.
- Заключение. Тут можно привести общую рекомендацию, например, «основываясь на моем опыте общения со студентом, я полагаю, что он прекрасно бы справился с программой Вашего университета».
Последние штрихи
Печатную версию рекомендации заверьте подписью автора и печатью. В случае необходимости, переведите письмо на кафедре.Если университет требует рукописную версию письма (что бывает крайне редко), попросите автора собственноручно переписать с печатной версии.
В том случае, если Вы отправляете рекомендательное письмо по почте, автор должен поставить свою подпись на линии склейки. Обратный адрес письма должен быть соответственно не Ваш, а автора.