СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
1. Область применения регламента и объекты технического регулирования
Указывается область распространения данного ТР, взаимосвязь с другими ТР, перечень объектов технического регулирования, на которые данный ТР распространяется и не распространяется.
2. Основные понятия
Приводятся термины, которые важны для однозначного понимания положений ТР, и их определения (т.е. ключевые понятия).
3. Общие положения для размещения на рынке РФ
Указывается, что продукция не может быть размещена на рынке РФ, если она способна оказать вредное воздействие на людей, имущество, окружающую среду; способы продажи (по каталогам, через интернет, магазины, рынки и т.д.)
4. Требования к продукции .
5. Применение стандартов (презумпция соответствия )
Принцип презумпции соответствия заключается в том, что общие (минимально необходимые) требования технического регламента могут обеспечиваться выполнением детальных требований национальных стандартов, гармонизированных с этим регламентом.
Одновременно с проектом технического регламента следует разработать проект перечня гармонизированных стандартов, предлагаемых для применения в целях соблюдения соответствующих требований данного регламента.
В разделе должны быть установлены конкретные положения для случая, если гармонизированные стандарты отсутствуют или изготовитель не желает их применять.
6. Подтверждение соответствия
Определяются объекты подтверждения соответствия, указывается форма обязательного подтверждения соответствия – декларирование либо обязательная сертификация (приоритетной формой согласно ФЗ о техническом регулировании является декларирование, обязательная сертификация применяется в случае высокой степени потенциальной опасности продукции)
7. Государственный контроль (надзор )
Описываются процедуры осуществления контроля и надзора.
8. Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию ТР.
Технический регламент принимается Федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов:
· Разработка проектаТР ;
· Опубликованиеуведомления о разработке проекта ТР в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – Минпромэнерго России («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, интернет-издание «Российская газета»);
· Ознакомление с проектом ТР всех заинтересованных сторон, внесение замечаний и предложений;
· Доработка проекта ТР с учетом замечаний и предложений;
· Публичное обсуждение проекта ТР ;
· Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР в печатном издании Минпромэнерго России («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, интернет-издание «Российская газета»);
· Внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона о техническом регламенте;
· Госдума направляет проект Федерального закона о ТР в Правительство РФ , которое дает отзыв на проект, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, и отправляет в Госдуму РФ;
· Госдума рассматривает проект федерального закона о ТР в первом чтении, принимает поправки, затем рассматривает проект федерального закона о ТР во втором чтении и принимает этот закон.
В исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения.
В некоторых случаях ТР принимаются Постановлением Правительства РФ , минуя Госдуму, и Международным договором (при ввозе на территорию РФ продукции по импорту)
В настоящее время действуют 14 регламентов:
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений , Федеральный Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г.
- Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно - инфузионной терапии . Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 29.
- Технический регламент о безопасности машин и оборудования , утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.
- Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств , утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720.
- Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту , утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.
- Технический регламент на табачную продукцию , Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.
- Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и ово щей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасност и, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
- Технический регламент на масложировую продукцию , Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г.
- Технический регламент на молоко и молочную продукцию , Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
- Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ ». Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609
- Технический регламент о безопасности лифтов . Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
- Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий . Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1082.
- Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе . Утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2010 г. N 65 (вступил в силу с 1 января 2011 г.).
Утверждены, но еще не вступили в силу, 9 регламентов:
- Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620. (вступает в силу с 23.08. 2011 г.)
- Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления . Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870 (вступает в силу с 8 ноября 2011 г.).
- Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. N 86. (вступает в силу с 1.01.2012 г.)
- Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков . Утвержден Постановлением Правительства РФ № 307 от 7 апреля 2009г. (вступает в силу с 1.01.2012 г.)
- Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623. (вступает в силу с 23.02. 2012 г.)
- Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1213 (вступает в силу с 1 июля 2012 г.)
- Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07. 2010 г. № 533. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
- Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 525. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
- Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 524. (вступает в силу с 2.08. 2013 г.)
Технический регламент
Технический регламент - документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО , ГОСТ , ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение. Понятия "Регламент" и "Технический регламент" в России впервые введены изменением N 2 (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этим определениям Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент - регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам
История технических регламентов
Регламенты должны были прийти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям и были чрезвычайно запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие госорганы всегда имели возможность найти какие-либо «несоответствия» и товары, как правило, сертифицировались за взятку .
В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры.
В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил . Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.
В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять Ростехрегулирование . В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании“ показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов - за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным - согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации .»
Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта , установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения энергетической эффективности.
На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН,СНиП).
Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.).
Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В ряде федеральных законов установлены дополнительные требования к продукции и различным процессам. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" принимаются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, а в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" – требования пожарной безопасности. При этом требуется выполнять не только нормы технических регламентов, но и соблюдать технические требования, установленные иными нормативными актами, в том числе подзаконными.
Технические регламенты Евразийского экономического сообщества
Интеграция в Евразии | ||||||||
Этапы интеграции | ||||||||
|
||||||||
См. также | ||||||||
|
||||||||
В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества.
Технические регламенты Таможенного союза
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерации приступили к созданию единой системы технического регулирования. Правительственные инстанции трех стран передают свои полномочия по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. Одновременно с этим эта Комиссия осуществляет и координацию усилий трёх стран во всей сфере технического регулирования. В момент вступления в силу технических регламентов Таможенного союза национальные нормы прекращают своё действие. К 1 января 2012 года должны были функционировать только наднациональные нормы. Технические регламенты имеют прямое действие на территории трёх стран.
В график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза на 2011 были включены 47 регламентов.
В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования создан единый перечень продукции , в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования. Не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза
- Машины и оборудование.
- Низковольтное оборудование.
- Высоковольтное оборудование.
- Аппараты, работающие на газообразном топливе.
- Оборудование, работающее под избыточным давлением.
- Сосуды, работающие под давлением.
- Оборудование для работы во взрывоопасных средах.
- Аттракционы, оборудование детских игровых площадок.
- Лифты.
- Колесные транспортные средства.
- Тракторы.
- Сельскохозяйственная техника.
- Машины для лесного хозяйства.
- Шины.
- Подвижной состав железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростной.
- Подвижной состав метрополитена.
- Легкий рельсовый транспорт, трамваи.
- Объекты морского транспорта.
- Объекты внутреннего водного транспорта.
- Маломерные суда.
- Здания и сооружения.
- Строительные материалы и изделия.
- Инфраструктура железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростного.
- Инфраструктура метрополитена.
- Автомобильные дороги.
- Пиротехнические составы и содержащие их изделия.
- Взрывчатые вещества гражданского применения и содержащие их изделия.
- Продукция легкой промышленности (готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные; обувь; меха и меховые изделия).
- Игрушки.
- Товары для детей и подростков.
- Изделия для ухода за детьми.
- Посуда.
- Изделия санитарно-гигиенического назначения.
- Парфюмерно-косметическая продукция.
- Средства гигиены полости рта.
- Тара и упаковка.
- Средства индивидуальной защиты.
- Средства обеспечения пожарной безопасности.
- Средства пожаротушения.
- Медицинские изделия.
- Изделия санитарно-технические.
- Мебельная продукция.
- Химическая продукция.
- Синтетические моющие средства.
- Товары бытовой химии.
- Лакокрасочные материалы и растворители.
- Удобрения.
- Средства защиты растений.
- Бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут.
- Альтернативные виды топлива.
- Смазочные материалы, масла и специальные жидкости.
- Приборы и системы учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии.
- Приборы и системы учета нефти, продуктов ее переработки.
- Пищевая продукция.
- Алкогольная продукция.
- Корма и кормовые добавки.
- Зерно.
- Табачная продукция.
- Оружие охотничье и спортивное, боеприпасы к нему.
- Средства электросвязи.
- Уголь и продукты его переработки.
Действующие
Внесенные на публичное обсуждение
Прошедшие публичное обсуждение и внесенные на внутригосударственное согласование
Принятые
Российские технические регламенты
В настоящее время действуют
Утверждение о соответствии техническому регламенту на коробке с кефиром
Приостановлено действие
Комиссией Таможенного союза рекомендовано приостанавливать вступление в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и (или) технических регламентов Таможенного союза.
С 31 декабря 2010 года по 1 января 2014 года приостановлено действие Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования».
- Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах
Отменены
Утратили силу
Утверждены, но еще не вступили в силу
- Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07. 2010 г. № 533. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
- Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 525. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
- Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 524. (вступает в силу с 2.08. 2013 г.)
Украина
В настоящее время на Украине в течение 2003...2010 гг. приняты 30 технических регламентов.
Примечания
- Закон о защите прав потребителей / преамбула
- Согласно мнению специалистов, например: и т. д.
- Бизнес выступил против депутатских поправок // Новые известия, 13.03.07г.
- Госдума и правительство поделили техрегулирование // Коммерсантъ, 19.03.07г.
- Федеральный закон «О техническом регулировании», статья 16, пункт 10
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПРИКАЗ от 30 апреля 2009 года N 1573 Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Д.Медведев внёс в Госдуму поправки в закон о техническом регулировании
- Президент внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» // Сайт президента РФ, 16.12.09г.
- Федеральный закон О техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года Статья 5.1
- Проекты актов, устанавливающих технические требования, должны будут размещаться на Едином портале - Lawfirm.ru
- Проекты технических регламентов ЕврАзЭС - Государственный Комитет по Стандартизации Республики Беларусь
- Техническое регулирование и технический регламент таможенного союза:: Таможня.Ру
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS22/Documents/P_492.pdf
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS23/Documents/P_526.pdf
- http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Oprincipah_texreg.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS30/Pages/R_770.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_878.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS30/Pages/R_769.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS31/Pages/R_797.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS31/Pages/R_798.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS31/Pages/R_799.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_876.aspx
- Публичное обсуждение проектов технических регламентов Таможенного союза
- Проекты технических регламентов Таможенного союза, внесенные на внутригосударственное согласование
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_884.aspx
- Новое в федеральном законодательстве за 25.10.2011 \ Консультант Плюс
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_875.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_879.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_874.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_880.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_881.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_882.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_883.aspx
- http://www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK5/Pages/R_34.aspx
- http://tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK8/Pages/R_58.aspx
- http://www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK5/Pages/R_33.aspx
- http://tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK8/Pages/R_59.aspx
- http://www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK5/Pages/R_32.aspx
- http://tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK8/Pages/R_57.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS29/Pages/R_710.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS29/Pages/kts29.aspx
- http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_877.aspx
- http://tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK8/Pages/R_60.aspx
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ И ОТМЕНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
Закон о техническом регулировании предусматривает порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 10 нюня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» 1 в этом процессе произошли существенные изменения. Прежде всего изменился уровень, на котором происходит принятие основных нормативных актов в области стандартизации. Если ранее государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимались Госстандартом России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России), то после принятия Закона о техническом регулировании в настоящее время национальным органом по техническому регулированию и стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и стандартизации (далее - Ростехрегулирование), положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 2 .
Иным стал и порядок принятия основных нормативных актов в области технического регулирования: технические регламенты принимаются федеральными законами в порядке, установленном для принятия федеральных законов.
Изменился и подход к разработке документов. Порядок разработки госстандартов определялся Госстандартом России. В соответствии с Законом о техническом регулировании разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Более открытым стал и сам
- 1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст.917.
- 2 СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.
порядок разработки технического регламента. Теперь о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Это уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования. Уведомление должно содержать также краткое изложение цели этого технического регламента, обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта этого технического регламента. Кроме этих сведений, в уведомлении должны быть указаны способы ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилия, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, но которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента этот проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким их изложением и результатов их обсуждения. Все письменные замечания заинтересованных лиц должны сохраняться разработчиком до дня вступления в силу технического регламента. Разработчик обязан предоставлять полученные замечания депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и соответствующим экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента не может быть менее двух месяцев.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронноцифровой форме. Постановлением Правительства РФ № 294 определено, что Федеральное агентство но техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Федеральное агентство осуществляет лицензирование деятельности но изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство также осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти, организует экспертизы по проверке национальных стандартов и технических регламентов.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, но которым с разработчиком может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Федеральный орган исполнительной власти но техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении его публичного обсуждения в течение десяти дней с момента оплаты этих публикаций. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.
После публичного обсуждения проекта технического регламента любой субъект, обладающий правом законодательной инициативы, вправе внести этот проект в виде проекта федерального закона о техническом регламенте на обсуждение Государственной Думы РФ. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы по подобного рода вопросам обладают Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Вместе с проектом федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу вносятся следующие документы:
- - обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;
- - финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;
- - документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
- - документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
- - перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в нервом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти но техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до проведения Государственной Думой второго чтения проекта закона о техническом регламенте. Проект федерального закона о техническом регламенте также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с порядком и правилами, установленными Правительством РФ.
Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, также направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до его рассмотрения во втором чтении. На подготовленный ко второму чтению проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца дает свой отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии но техническому регулированию.
Важную роль в прохождении проектов технических регламентов и проектов федеральных законов о технических регламентах играют экспертные комиссии но техническому регулированию. Эти комиссии проводят экспертизы проектов технических регламентов. В их состав на паритетных началах входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий но техническому регулированию являются открытыми.
Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок и условия опубликования таких заключений устанавливаются Правительством РФ.
В случае несоответствия действующего технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или его отмены.
Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляются в порядке, предусмотренном сг. 9 и 10 Закона о техническом регулировании в части разработки и принятия технических регламентов.
Кроме общего порядка принятия технического регламента, Закон о техническом регулировании предусматривает и особый порядок разработки и принятия технических регламентов (ст. 10). Этот особый порядок допускает принятие технического регламента, минуя Государственную Думу, и без принятия соответствующего федерального закона. Такое возможно в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этих случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения, придав ему обязательный характер своим указом.
Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками СНГ) и в дальнейшем ратифицирован в порядке, установленном законодательством РФ.
До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
При этом проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию но техническому регулированию. В дальнейшем проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте рассматривается с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии но техническому регулированию. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства РФ. Порядок опубликования проекта такого постановления устанавливается Правительством РФ.
При этом технические регламенты, принятые указом Президента РФ или введенные в действие постановлением Правительства РФ, утрачивают свою силу со вступлением в действие Федерального закона о соответствующем техническом регламенте.
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:
1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;
2) цели разработки данного регламента;
3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;
4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;
5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.
Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента. Так, в качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое лицо: физическое и юридическое.
Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:
1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента. В роли заявителей могут выступать и Госорганы, и организации, и различные общественные объединения, и научно-технические общества, компании и фирмы, и частные предприниматели;
2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;
4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, а также в информационном источнике так называемого «общего пользования», как правило, в электронно-цифровом виде. Есть особые рекомендации по содержанию уведомления о ведении работ по созданию проекта технического регламента.
Так, данное уведомление должно включать информацию по следующим вопросам:
1) в отношении какого товара, процессов производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации разрабатываются требования;
2) с какой целью разрабатывается данный регламент;
3) непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких-либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;
4) сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;
5) название организации или инициалы лица, разрабатывающего данный проект регламента, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных лиц;
5 этап: публичное обсуждение проекта;
6 этап: получение отзывов на проект;
7 этап: анализ полученных отзывов;
8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;
9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;
10 этап: принятие проекта в первом чтении;
11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;
12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию, в которую могут входить как представители различных Федеральных органов исполнительной власти, так и представители научных учреждений, общественных организаций, разнообразных фондов и учреждений потребителей и предпринимателей;
13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении. Также предусмотрен порядок принятия и рассмотрения проекта Закона РФ «О техническом регламенте» в Государственной думе и, далее, в правительстве Российской Федерации. Направленный из Государственной думы в правительство РФ проект Закона РФ «О техническом регламенте» рассматривается на протяжении календарного месяца, в течение которого в Государственную думу должен быть отправлен отзыв, созданный с учетом положений заключения, выданного экспертной комиссией по техническому регулированию. Подготовленный таким образом проект Закона РФ «О техническом регламенте» направляется Государственной думой в правительство РФ для второго чтения, но не позже, чем за месяц до рассмотрения вышеуказанного проекта в Госдуме также во втором чтении. На этот проект правительство РФ обязано также в течение месячного срока отослать в Госдуму свой отзыв, который также учитывает заключения, полученные из экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение дополнений и изменений в принятый таким образом технический регламент или же его отмена происходят в том же порядке
Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции.
В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений. В связи с этим специально для участников оконного рынка компания ТБМ взяла интервью у Татьяны Владимировны Власовой, директора «Центра по сертификации оконной и дверной техники».
В ходе беседы Татьяна Владимировна раскрыла такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
- Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем суть закона «О техническом регулировании»?
Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
– Что изменилось в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»?
– Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.
– Кто занимается разработкой этих стандартов?
– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» - общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
К сожалению, сейчас осталось не так много классических специалистов по стандартизации. Ведь понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации - определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.
– При разработке технических регламентов опыт зарубежных стандартов учитывается или просто включается в них как рекомендация?
– Конечно учитывается. Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы - России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.
– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?
– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
Есть информация, что в 2011 году будет разрабатываться Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.
– То есть у импортера есть альтернатива по стандартам? Можно оформлять товар по международным правилам, а можно по внутренним правилам одной из стран?
– Думаю, что так, но в каждом случае нужно обязательно консультироваться с таможенными органами, так как изменения в правила могут вноситься достаточно часто.
В следующей части беседы Татьяна Владимировна Власова, директор «Центра по сертификации оконной и дверной техники», расскажет об аспектах законодательного регулирования оконного производства.