ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Клиентом социальной работы может быть практически каждый член общества. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения субъективных и объективных обстоятельств трудной жизненной ситуации индивида дают основание для реализации права на помощь.
Клиент социальной работы – лицо потерпевшее объективные трудности или субъективные затруднения, являющееся реципиентом помощи социального работника и/или состоящее на учете в социальной службе.
клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид).
Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой. Главной целью социальной работы является определение социальной проблемы и социально-психологического портрета клиента и лишь затем нахождение правильных средств для разрешения его жизненных затруднений.
Типология клиента связана также со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.
Объективные характеристики клиента социальной работы: социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные); возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые); пол (женщины, мужчины); уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень); состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды); семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении); территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители); социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).
Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер
Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности индивида, группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудности - несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления.
Закон «Об основах социального обслуживания населения» трактует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудности (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором - субъективный страх не имеет реальных оснований.
Итак, объект социальной работы может испытывать объективные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруднения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств регулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.
Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление помощи находится в прямой зависимости от непосредственной договоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу, предусмотренному российским законодательством.
Рассмотрю пример. Первый шаг в социальной защите инвалидов связан с признанием человека инвалидом (получение специального правового статуса). Данная процедура - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица (включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма) - называется медико-социальной экспертизой.
После того как человек признан инвалидом, для него открывается доступ к использованию общественных ресурсов. Привлечение внешних ресурсов позволяет осуществлять различные виды реабилитации: восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование (медицинская); профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация и трудоустройство (профессиональная); социально-средовая ориентация и социально-бытовая адаптация (социальная). Результатом реабилитации должно стать замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности и создание инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей. Эти уровни определяются на основе традиционного выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоциональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей - это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи индивида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированное в данных социокультурных обстоятельствах.
Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой коммуникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоидентификацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?).
Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобретенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические расстройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне - здравый смысл, который следует понимать, как способность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает отражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков.
В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением - осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной информированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях.
Психоментальные связи - эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, группе, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе. Последнее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жизненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятельства порождаются несоответствием субъективного восприятия социальной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером могут служить психоментальные проблемы представителей сексуальных меньшинств.
Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений индивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовлетворяет потребности субъекта в психологическом комфорте, принятии. Так, социально-психологические противоречия в семье приводят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, родителей и детей чувства защищенности.
Виды личностных проблем
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем я обратился к типологии трудных жизненных ситуаций.
Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида.
Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).
Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).
Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).
Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок - осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически исполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.
Безнадзорность вы звана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.
Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).
Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.
При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.
Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.
Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.
Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.
А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:
активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).
Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встроенное™ в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».
Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов. Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.
Под физическим насилием Сексуальное насилие психическим насилием
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).
Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.
Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.
Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.
ВЫВОД
Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.
Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.
Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.
В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника (социальной службы).
Для оценки возможностей привлечения внешних официальных (государства и муниципалитета) ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных - семьи, родственников, соседства, частных лиц и т.д.
Отдельное направление познания социальным работником клиента - это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Разработчик:
ассистент кафедры «Социальной педагогики»
Черевко М.А.
Хабаровск
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО - АДМИНИСТРАТИВНОЙ
РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ БЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ:
Б) государственная и муниципальная;
В) международная и государственная;
Г) региональная и местная.
^ К ОСНОВНЫМ ЦЕЛЯМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ МОЖНО ОТНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ:
Б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
В) увеличение степени самостоятельности клиентов, их
способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация или реадаптация людей в обществе;
Г) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.
^ СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ :
Б) руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ УСЛУГ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН,
^ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ -
Б) оказание материальной помощи;
В) социальная реабилитация;
Г) социальная реадаптация.
^ ОБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
В) работники предприятий бюджетной сферы;
Г) работники предприятий внебюджетной сферы.
^ :
Б) обращения;
В) требования;
Г) наличия паспорта.
^ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЛИ ВРЕМЕННОМ НЕСТАЦИОНАРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ -
а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
Б) социальное обслуживание на дому;
В) учреждения социального обслуживания дневного пребывания;
Г) центр психолого-педагогической помощи населению.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ :
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Б) предоставления социальных услуг гражданам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера (питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга);
В) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим
в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;
Г) повышения стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений.
^ БЕСПЛАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТЯХ, ВИДАХ, ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ВПРАВЕ ПОЛУЧИТЬ В СЛЕДУЮЩИХ ОРГАНАХ:
Б) по месту работы;
В) в государственной системе социальных служб;
Г) в отделе кадров.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ :
Б) за плату;
В) бесплатно и за плату;
Г) компенсационно.
^ БЕСПЛАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ:
Б) работникам бюджетной сферы;
В) гражданам, работающим на частных предприятиях;
Г) работникам внебюджетной сферы.
^ К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
Б) стационарные учреждения социального обслуживания
(дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физически
ми недостатками);
В) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;
Г) дома дневного пребывания.
^ ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий
жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
В) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ К ЗАДАЧАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ГРАЖДАНАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ВИДЕ:
а) денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также
специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Б) предоставления жилья, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;
В) уборки квартиры, ухода за лежачими больными.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ :
Б) обращения;
В) все ответы верны.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ :
посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психокоррекционной помощи;
Б) предоставление временного места пребывания или ночлега; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи к условиям жизни в обществе;
В) предоставление постоянного проживания гражданам,
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
Г) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
^ К КАТЕГОРИЯМ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ СОЦИАЛЬНЫМ ПРИЮТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТНОСЯТСЯ:
Б) дети-подростки от 4 до 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные
другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;
В) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие и достигшие 16 лет;
Г) граждане без определенного места жительства и занятий.
^ ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленных на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
В) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из
мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;
^ ФУНКЦИИ ДОМА НОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ:
Б) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;
В) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;
Г) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
^ ЗАДАЧАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
В) медицинское обслуживание и лечение, проведение
медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ :
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;
Б) обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет, и оказание всесторонней помощи органами опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве;
В) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
Г) предоставление постоянного проживания престарелым и инвалидам, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ :
Б) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем;
В) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Г) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.
^ К СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТНОСЯТСЯ:
Б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогической помощи гражданам;
В) отделение социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации;
Г) отделение дневного пребывания; стационарное отделение.
^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:
Б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
В) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем.
^ ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ЯВЛЯЕТСЯ:
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
Б) предоставление временного места пребывания или
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
В) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья,
создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.
^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
27. В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ:
А) количество услуг, предоставляемых одному клиенту;
Б) дни, часы работы учреждения;
В) порядок приема населения;
Г) перечень услуг, предоставляемых отделением;
Д) правила пожарной безопасности;
ДОПОЛНИТЕ:
В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ __________________________________________
^ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в центрах социального обслуживания.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную деятельность в системе социальной работы.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в органах, учреждениях и организациях образования.
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях здравоохранения.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях армии.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в правоохранительных органах.
Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Методики развития социальных учреждений в современной практике.
Технологическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Практические методики реализации технологий организационно-административной работы.
Результирующее содержание организационно-административной работы.
Используемые методики для оценки результативности организационно-административной работы.
Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы в конкретном социальном учреждении.
Практика повышения квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Основные составляющие формирования делового имиджа в процессе организационно-административной работы
Формы и методы оценки делового имиджа руководителей социального учреждения.
Организация информационной системы для изучения передового опыта организационно-административной работы в конкретных социальных учреждениях.
Формы и методы, используемые на практике для распространения передового опыта организационно-административной работы.
Понятие социального обслуживания, его виды, структура.
Социальная служба: понятие, виды, содержание деятельности.
Учреждения и предприятия социального обслуживания
Законодательная основа организации и регулирования социального обслуживания.
Административные органы социальной защиты и их функции.
Территориальные органы социальной защиты и их функции.
Стационарные формы социального обслуживания, их виды и функции.
Центры социальной помощи семье и детям.
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальные приюты (дома временного пребывания, социальные гостиницы).
Специальные дома для одиноких пожилых граждан.
Центр психолого-педагогической помощи населению.
Центр экстренной психологической помощи по телефону.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Социальная помощь лицам без определенного места жительства.
Социальные приюты для детей и подростков.
Структура управления в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Нормативные документы, положения, инструкции, методические рекомендации по организации деятельности социальных служб.
Государственная система служб: виды, структура и содержание их деятельности.
Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.
Социальные службы ведомств.
Общественные социальные предприятия и организации как социальные службы.
Частные организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению.
Учреждения по подготовке кадров для социального обслуживания.
Административные органы власти и их функции.
Органы социальной защиты как исполнительные органы государства.
Виды территориальных органов социальной защиты населения.
^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какие нормативно-правовые акты составляют законодательную основу организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. Дайте краткую характеристику.
В чем заключаются различия правового статуса социальных служб, учреждений и организаций?
Опишите правовые последствия решения конфликтных ситуаций практике руководителей социальной сферы.
Опишите критерии эффективности организационно – административной деятельности в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Охарактеризуйте правовой статус социальных служб, учреждений и организаций.
Проанализируйте уставы, положения, должностные инструкции, используемые в организационно-административной работе социальных учреждений, опишите их структуру и содержание;
Что входит в систему организационных норм учреждения?
Охарактеризуйте режим труда и отдыха в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Дайте определение понятию «организационная норма».
Проанализируйте составные элементы системы организационных норм.
Охарактеризуйте основные задачи системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
Охарактеризуйте основные направления социального обслуживания
населения.
Опишите организационно-административную структура органов социальной защиты населения на всех уровнях власти.
Проанализируйте функциональные обязанности специалистов по социальной работе в центрах социального обслуживания населения.
Опишите функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Раскройте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях образования;
Охарактеризуйте законодательную базу, регулирующую право на образование в Российской Федерации;
Опишите структура органов исполнительной власти в области образования;
Охарактеризуйте нормативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве образования и науки РФ;
Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях здравоохранения.
Проанализируйте номативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве здравоохранения и социального развития России;
Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как, на Ваш взгляд, стиль руководства влияет на организационно-административную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В чем проявляются особенности организационно-административной работы в ОВД РФ (Федеральной службы исполнения наказания);
Понятие «кадровое обеспечение». Разновидность кадрового обеспечения.
Организационно – системные основы кадрового обеспечения органов и учреждений социальной защиты населения.
В чем заключаются особенности правильного подбора и расстановки кадров в коллективе.
Каковы проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу?
Опишите модель «руководитель, работающий в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы».
^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Практическое задание №1
Разработайте программу развития делового имиджа в учреждениях социальной работы.
Практическое задание №2
Разработайте стратегию кадровой политики (с описанием каждого из этапов), с целью ее реализации в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Практическое задание №3
Изучите опыт создания социальных служб в различных регионах России и за рубежом.
Практическое задание №4
Практическое задание №5
Составьте перечень норм обслуживания клиентов социальных служб и социальных учреждений.
Практическое задание №6
Опишите административную работу по всем её составляющим, которую выполняет социальный работник по долгу службы.
Которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
а) функция социальной помощи, которая включает:
Международные;
Выявление, учет семей и отдельных лиц;
Поддержке малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами.
Оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
Родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
Распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.
Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):
Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;
Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним
правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации .
Социальное обслуживается базируется на принципах:
Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
Доступности;
Добровольности;
Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
Профилактической направленности;
Законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико - социальную, профилактическую и т.д.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.
На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе.
Так, финансовые средства социальной службы формируются из:
Нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части
бюджета;
Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
Дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
Слабая правовая база системы социального обслуживания;
Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Когда говорят об объекте исследования той или иной области знания, подразумевают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это реально существующая действительность, которая может иметь природное или социальное начало. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука не изучает объект в целом, а лишь определенную его часть, в которой проявляются его свойства и закономерности определенного типа. Этот тип связи не характерен тем типам связей, которые изучаются другими социальными науками.
Так, «теория социальной работы» – это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих в жизни отдельного индивиды, групп, слоев общества в разных социальных ситуациях, под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Очевидно, что к типам связей «теории социальной работы» можно отнести такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита и т.п.
«К объекту исследования данной науки, по нашему мнению, относятся проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности».
Таким образом, объектом исследования социальной работы как науки, на наш взгляд, является процесс взаимодействий и взаимовлияний механизмов, методов, средств, способствующих реализации жизненных сил человека в трудной жизненной ситуации.
Основание для классификации и виды объектов теории социальной работы. Следует различать объект социальной работы как науки и социальной работы как практики. Во втором случае, объектом социальной работы, следует называть ту сторону исследования, на которую направлено познание или деятельность. В случае с социальной работой – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Говоря об объектах практики социальной работы можно выделить несколько критериев классификации:
− степень общности – индивиды, группы, общины, общество;
− признак объединения – организация, профессиональный коллектив, неформальное объединение, класс;
− уровень (характер) решаемых проблем – социально-психологические, организационно-управленческие, правовые и т.д.
Субъект в теории социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.
Классификация субъектов в теории социальной работы
1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня.
во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.
2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации.
3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы.
4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области.