В 2017 году, в рамках подготовки очередного, восьмого по счету, «Народного рейтинга» лучших бизнес-школ МВА на российском рынке,
портал «МВА в Москве и России» (сайт) провел опрос выпускников программ МВА и Executive MBA 2013-2015 гг. выпуска.
По сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA определялись оценки следующие параметров:
- увеличение дохода
- карьерный рост
- уровень установленных деловых связей
- личное и профессиональное развитие
Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения
и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.
Главной особенностью результатов опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.
Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.
На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса . По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.
Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).
Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование
, работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).
После обучения на МВА
доля менеджеров среднего звена сократилась на 17%, доля линейных менеджеров - на 15%. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 20% , а число владельцев бизнеса увеличилось вдвое (22%).
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общую тенденцию на неуклонное повышение по службе после завершения обучения на МВА.
В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.
В подавляющем большинстве случаев карьерный рост сопровождался увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через 2 года после окончания бизнес-школ в Москве составил 47% , в Санкт-Петербурге - 58% , в регионах - 34%
.БИЗНЕС-ШКОЛА | РОСТ ДОХОДА % |
МОСКВА | |
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС |
71 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС |
64 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 63 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 56 |
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ)
|
55 |
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ | |
Банковский институт НИУ ВШЭ | 54 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО |
53 |
Школа IT-менеджмента РАНХиГС | 52 |
Бизнес-школа МФЮА | 49 |
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ | |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 48 |
Международный институт менеджмента ЛИНК | |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 47 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 45 |
Бизнес-школа «Синергия» | 43 |
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ | 43 |
Бизнес-школа школа ВАВТ | 41 |
Академия PwC | 39 |
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ |
37 |
Moscow Business School | 36 |
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова |
31 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
|
|
Бизнес-школа
Бизнес-школа ИМИСП
|
67 |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета |
66 |
Высшая экономичекская школа СПбГЭУ | 53 |
Бизнес-школа AMI | 50 |
Программа МВА Балтийского государственного технического университета "Военмех" (Санкт-Петербург) |
48 |
РЕГИОНЫ
|
|
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) | 51 |
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления | 39 |
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) | 34 |
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) | 24 |
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) | 23 |
В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены
.
Источник данных
С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.
Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»
1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
1. Академия PwC
2. Балтийский государственный технический университет "Военмех" (Санкт-Петербург)
3. Банковский институт НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)
4. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
5. Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
6. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
7. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород - Москва)
9. Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург)
10. Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва)
11. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
12. Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)
13. Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск)
14. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
15. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
16. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
17. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
18. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
19. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
20. Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
21. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
22. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
23. Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ (Москва)
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
26. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
27. Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС с Kingston University (Москва)
28. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ (Москва)
29. Московский государственный строительный университет (Москва)
30. Московская школа управления «Сколково» (Москва)
31. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
32. Плехановская школа бизнеса «Intregral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
33. Стокгольмская школа экономики в России (Санкт-Петербург-Москва)
34. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
35. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
36. Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (Москва)
37. Школа бизнеса Линкама (Пермь)
38. Школа бизнеса "Синергия" (Москва)
39. Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
40. Экономический факультет Московского государственного университета (Москва)
41. First_Business_School (Уфа)
42. City Business School (Москва)
43. Moscow Business School (Москва)
Несмотря на кризис, на мировом рынке труда по-прежнему наблюдается разрыв в зарплатах у выпускников МВА и тех, у кого нет такой степени. Рекрутеры борются между собой за молодые таланты из бизнес-школ. Нунзио Квакварелли (Nunzio Quacquarelli), редактор и topmba.com , рассказывает о последних данных по этой теме.
В эру финансовой нестабильности и интенсивной глобальной конкуренции степень МВА становится безопасным островком для молодых профессионалов, стремящихся к карьерному росту. Впервые за всю историю континентальные европейские бизнес-школы сообщили о более высоких заработных платах выпускников, чем их коллег из США и Великобритании, в то время как США по-прежнему остались лидерами по уровню бонусов и премий.
Средняя зарплата выпускников МВА в консалтинге составляет $101 137, ее превосходят только зарплаты в сфере телекоммуникаций и высоких технологий, которые составляют $106 142. Для сравнения средняя зарплата кандидата, обладающего четырехлетним стажем работы, но не получившим степень МВА, составляет $66 271, а кандидата, проработавшего четыре года в сфере телекоммуникаций, - $74 378.
В развивающихся странах зарплаты выпускников МВА колеблются от $32 000 до $160 000. Маловероятно, что эти зарплаты будут уменьшаться, принимая во внимание прогнозируемый спрос на менеджеров в ближайшие годы.
Зарплаты выпускников МВА в сфере медиа и развлечений находятся на третьем месте и составляют $97 295 по сравнению с $63 745 - зарплатами кандидатов с четырьмя годами опыта в данной индустрии. Зарплаты людей со степенью магистра или PhD также всегда ниже, чем выпускников МВА.
В среднем выпускник бизнес-школы, начинающий работать в банке, получает $89 169. К сравнению, его коллега без степени МВА, имеющий четыре года опыта в банковском деле, в среднем получает $80 236. По ответам респондентов этого года, зарплаты выпускников МВА в банковском секторе достигали отметки в $140 000 и довольно низкой отметки в $25 000 на некоторых развивающихся рынках.
KPMG, лидер на мировом рынке по предоставлению аудиторских, налоговых и консалтинговых услуг, в Европе традиционно отдает предпочтение простым бухгалтерам, нежели кандидатам со степенью MBA. Лорд Майкл Хастингс, Global Head of Diversity в KPMG International, говорит, что ситуация меняется. KPMG постоянно работает с клиентами во всем мире, которые не только просят совета, столкнувшись с налоговыми проблемами. Их интересует, как они могли бы функционировать и лучше всего развивать свой бизнес в тех странах, где возникают сложные ситуации. Степень МВА открывает более широкие перспективы, чем стандартное финансовое образование.
Зарплаты выпускников МВА в зависимости от региона
Слабеющий доллар и очевидный рост компенсаций в странах Западной Европы привели к тому, что зарплаты у западноевропейских выпускников МВА составляют в среднем $99 156, по сравнению с $91 283 у выпускников в Северной Америке (подробнее - в ).
Зарплаты в других регионах, судя по всему, тоже подтягиваются к этому уровню. Зарплаты в Азии и Тихом океане выросли на более чем 10% в 2008 г. и достигли в среднем $83 380 (Австралия, Япония, Сингапур, Корея, Таивань, не включая данные из Китая, Индии и Тайланда).
Зарплаты в Латинской Америке также растут довольно быстро, достигнув в 2008 г. в среднем $70 456. Во всех регионах международные корпорации предлагают выпускникам МВА более высокие зарплаты, чем местные компании.
Внутри стран зарплаты выпускников МВА на 20% выше в столицах и финансовых центрах, чем в небольших городах. В Великобритании наблюдалась самая высокая зарплата в $111,000 в 2007 г. во многом благодаря лондонским рекрутерам. Неизвестно, останется ли картина такой же в следующем году.
Сравнивая зарплаты в разных регионах, выпускники МВА программ также должны принимать во внимание и расходы на проживание - реальное соотношение расходов и компенсаций в отдельно взятой стране и компании.
Каждый год ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) издает исследование, сравнивающее покупательскую способность в различных странах. Согласно данным исследования, покупательская способность в Мехико на 24% выше, чем в США. Несмотря на то, что зарплаты выпускников бизнес-школ в Латинской Америке на 23% ниже, чем в Северной, выпускники, живущие в Мехико, смогут позволить себе больше, чем их коллеги, живущие в США. Напротив, покупательская способность в Японии на 36% ниже, чем в США, однако более высокие цены приведут к более низкому уровню жизни, если здесь будут платить такие же зарплаты, что и в других странах.
* Исследование The QS TopMBA.com Salary & Recruitment Trends Report издается в августе каждого года. Его обобщенные результаты доступны на TopMBA.com для зарегистрированных кандидатов на выставку QS World MBA Tour и другие форумы и мероприятия QS.
Кэролайн Циммерман вместе со степенью MBA в бизнес-школе INSEAD приобрела обычный набор преимуществ: понимание основ бизнеса и широкую сеть связей. Однако один навык программой не предлагался – программирование на языке Python.
Python – один из важнейших инструментов в работе Циммерман (она руководит анализом и обработкой данных в музыкальной компании BMG). Однако отсутствие технических навыков не помешало ей поступить на должность, потому что в INSEAD она научилась правильному отношению к проблемам – не бояться их. И Циммерман сама выучила Python на онлайн-курсах.
Желание научиться чему-то новому, чего ты не знаешь, в технологическом секторе ценится выше обширных знаний, говорит Циммерман.
Способность решать сложные проблемы – один из пяти самых востребованных работодателями навыков выпускников MBA, показало проведенное FT исследование 2018 FT MBA Skills Gap Survey. В исследовании приняли участие более 70 крупнейших работодателей мира.
Данные FT показывают, что работодатели стремятся нанимать выпускников, обладающих нужными социально-психологическими качествами (soft skills), такими как умение работать в команде и находить общий язык с самыми разными людьми (в числе самых важных их назвали 64 и 54% респондентов FT соответственно).
Программы MBA традиционно дают различные профессиональные знания и рабочие навыки (hard skills), и, по словам работодателей, кандидатов с нужными профессиональными навыками (например, владеющих бухгалтерским учетом, знающих маркетинг, экономику, программирование или иностранные языки) найти легче.
Сьюзен Сэндлер Бреннан, помощник декана Sloan School of Management в MIT, говорит, что полезные социально-психологические качества помогут их обладателям защитить свои рабочие места в эпоху автоматизации. Однако на стадии найма сотрудника такие качества сложнее оценить, чем то же владение бухучетом. Сейчас компании все чаще применяют предварительное онлайн-тестирование кандидатов, это значит, что до стадии собеседования доходят только соискатели с необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Способность строить, поддерживать и расширять связи может быть очень ценна для работодателя, но без необходимых технических навыков выпускника на собеседование не пригласят, говорит Сэндлер Бреннан.
Ведущие работодатели все чаще стали выражать скепсис в отношении бизнес-школ как канала подготовки сотрудников с необходимыми навыками – как социально-психологическими качествами, так и профессиональными знаниями.
Самые важные навыки для работодателей
1) Способность работать в команде 2) Способность работать с самыми разными людьми 3) Способность решать сложные проблемы 4) Способность строить, поддерживать и расширять связи с людьми 5) Тайм-менеджмент и способность определять приоритеты
«Мы ждем от кандидатов профессионального опыта, умения управлять командой и координировать работу с клиентами», – говорит Анна Перчас, партнер KPMG UK. Консалтинговая компания ищет кандидатов с опытом работы по профилю, с лидерскими качествами и увлеченных работой. Однако в KPMG UK обнаружили, что таких кандидатов можно найти не только в бизнес-школах, но и в других компаниях, особенно в технологическом секторе. «Мы не занимаемся привлечением выпускников MBA и даже не следим, сколько наших сотрудников имеют такую степень», – рассказала Перчас.
Работодатели из всех отраслей признались, что труднее всего найти аналитиков больших данных. 13% респондентов FT заявили, что нанять таких специалистов невозможно.
Кандидаты на должности в KPMG, связанные с кибербезопасностью или анализом данных, должны хорошо разбираться в языках программирования, таких как Python и R, и средствах визуализации данных, например Tableau.
Циммерман говорит, что недостаток технических дисциплин в программе MBA не повлиял на ее удовлетворенность курсом, приобретенные знания и опыт и без того оказались ценными, но ей кажется, что бизнес-школы не уделяют техническим навыкам достаточно внимания, тогда как многие их выпускники идут работать именно в технологический сектор.
Генеральный директор Graduate Management Admission Council (организация, администрирующая вступительные экзамены в бизнес-школы) Сангит Чуфла говорит, что бизнес-школы стараются добавлять в программы технические дисциплины и этот процесс идет достаточно быстро.
Тем не менее треть технологических компаний, опрошенных FT, заявили, что им труднее всего найти выпускников MBA, владеющих навыками программирования.
Пять навыков, которые работодателям труднее всего найти
1) Способность влиять на других 2) Стратегическое мышление 3) Энергичность и стойкость 4) Умение анализировать большие данные 5) Способность решать сложные проблемы
Почти половина участников исследования признались, что им трудно находить выпускников бизнес-школ с нужными им навыками и качествами и что с каждым годом трудности усугубляются.
Чуфла рекомендует бизнес-школам действовать в двух направлениях: определять кандидатов с нужным работодателям потенциалом и заставлять студентов в процессе обучения решать непривычные задачи и взаимодействовать с непохожими на них людьми. Все это поможет им в работе.
Выпускники MBA в целом согласны с работодателями, что подходящие социально-психологические качества важнее всего, показал опрос FT. Однако они совершенно иначе оценивают свои сильные стороны, нежели работодатели. Выпускники элитных бизнес-школ чаще всего называли своими самыми сильными качествами энергичность и стойкость, а также умение решать сложные проблемы. Рекрутеры же говорят, что именно эти качества им труднее всего найти у кандидатов из бизнес-школ. Сэндлер Бреннан признает, что выпускники MBA переоценивают свои возможности.
Перевела Надежда Беличенко
История МВА началась с одной важной даты. Дортмутский колледж (штат Нью Хэмпшир, США) на заре ХХ века в 1901 году присвоил своим выпускникам степень Master of Business Administration . В то время это было очень актуально, но не так почетно, как сегодня. Степень МВА означала, что выпускник колледжа готов работать в сфере производства и рынка. И только через полвека стало возможно получить бизнес-образование в Европе. Первой эту волну подхватили ведущие учебные заведения Лондона и Манчестера в Великобритании. Остальная Европа «созрела» намного позднее. Россия познакомилась с бизнес-образованием уже в 90-е годы в силу понятных причин.
Самый первые выпускники программы MBA появились в 1908 г. в школе бизнеса Гарварда, которая была открыта в 1906 г. А 1907 год стал годом создания в России Московского Высшего коммерческого училища. Оно стало фактически первой в России и Европе школой бизнеса . Инициаторами проекта выступили меценаты и представители элиты российского бизнеса. Хотя часть историков считают, что начало эпохи МВА в мире положил 1902 год, так как именно тогда Дартмутский колледж города Ганновер в штате Нью-Гемпшир (США) впервые в истории выпустил специалистов, прошедших программу М.С.S. (Master of Commercial Science). Эту программу считают в чем-то прообразом МВА. Но историки считают эту дату спорной и неточной, поэтому за точку отсчета МВА образования принимают именно 1908 год.
Разумеется, на этой волне открылась масса школ, приписавших себе приставку "бизнес". Время показало, кто из них предлагал качественное образование , оставшиеся просто исчезли, а настоящие бизнес-школы со временем трансформировали свои программы в соответствии с западными образцами. Они прошли проверку на качество, получив аккредитацию. И именно их дипломы у работодателей вызывают уважение и гарантируют если не место в топ-менеджменте, то как минимум горячее рукопожатие президента заинтересовавшей Вас компании и большие перспективы на будущее.
Правда, такое образование дорого стоит. Поэтому многие соискатели выбирают обучение в бизнес-школах, которые предоставляют так называемые "псевдо MBA" (junk-MBA). Они не соответствуют стандартам, но, тем не менее, преподаются. Они дешевле и короче, поэтому пользуются популярностью у неосведомленных или не слишком заинтересованных людей.
Если же Вас интересует настоящий, аккредитованный МВА, обратитесь в AACSB (Американскую ассамблею школ бизнеса), AMBA (The Association of MBAs - Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA) или EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система улучшения качества). Сегодня именно эти учреждения производят аккредитацию бизнес-школ и программ МВА. Именно в них Вы найдете максимум достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки Магистров делового администрирования.
Еще ни одна программа обучения за последние сто лет не претерпевала столь серьезных изменений в такое рекордно короткое время. И каждое из них диктовала необходимость приспосабливаться к реалиям времени. Самая первая бизнес-программа включала в себя экономические и бухгалтерские курсы. Так как Америка на тот момент нуждалась в этих специалистах из-за финансовой нестабильности в государстве. Это было похоже на аспирантуру – пойти на обучение можно было сразу по окончании высших учебных заведений. И этот подход вместе с программой быстро подхватили другие штаты.
Но при этом многие очень уважаемые вузы Америки категорически отказывались включать в свои программы обучения курс МВА из-за предубеждения, что он «торгашеский». Понадобилось время, чтобы общество убедилось в необходимости подобных программ. Но проблемы у МВА не закончились. В 1959 году были опубликованы два доклада, которые обвиняли программу МВА в ее доступности. Авторы утверждали, что не должны напоминать дома отдыха, доступные для всех, где можно отлично провести время. Ответную реакцию мы чувствуем и сегодня – бизнес-образование стало элитарным, имеет высокие требования к степени подготовки потенциальных кандидатов.
Параллельно с ужесточением требований к претендентам школы МВА стали уделять больше внимания исследованиям. Этим они заработали благосклонность представителей академического образования и навлекли на себя гнев представителей бизнеса, которым были необходимы не теоретики-исполнители, а готовые к действию, практико-ориентированные управленцы.
Поэтому в соответствии с требованиями времени, бизнес-школам пришлось разделить программу на две части: в первый год предлагались основные дисциплины, а второй включал в себя предметы более специализированные с предоставлением возможности учащимся выбирать более подходящие для его целей. Это и стало процессом формирования классической модели курса МВА. Современным бизнес-школам довольно регулярно приходится обновлять материалы для своих программ, чтобы не отстать от времени. Последней тенденцией стала необходимость добавлять в программу дисциплины, которые раньше не пользовались пристальным вниманием, но, как доказала практика, они важны не менее, чем право или финансы. Это лидерство, этика, межличностные и межкультурные отношения и т.п. Современными программами МВА предусмотрено не только «накачать» выпускника теорией и практикой, но и развивать его как личность, задав направление для его дальнейшего роста.
История МВА в Европе
Первая европейская страна, которая подхватила новое веяние в бизнес-образовании, это Великобритания. Именно в Англии, в 1960-ые годы, через полвека после США, на базе лучших университетов Лондона и Манчестера появились первые школы МВА Европы. Причем идея основания таких элитных школ приживалась слабо – основателей обвиняли, что они копируют американские стандарты и отрываются от реалий собственной страны. Зато теперь через полвека Лондонская бизнес-школа – один из признанных лидеров бизнес-образования Европы.
Следует заметить, что не все школы МВА в Европе взяли для себя американскую модель. Например, IMD, Henley, INSEAD, и Ashridge образовала группа компаний, которая разрабатывала менеджмент-тренинги для собственных сотрудников. Французские бизнес-школ создали и всемернро поддерживают региональные и местные палаты коммерции. Создание первой российской бизнес-школы инициировало государство: в 1988 году специальное постановление Совета министров дало «зеленый свет» созданию первой в стране профессиональной школы бизнеса – Высшей коммерческой школе.
МВА ХХI века
По приблизительным подсчетам, в США диплом МВА имеет на руках каждый 250-й житель, т.е. количество специалистов этой квалификации насчитывается более миллиона. Ежегодно несколько сотен тысяч студентов вкладывают миллионы долларов в обучение. Степень MBA позволяет начать головокружительную карьеру , в этом уже убедилось большое количество бизнес-лидеров мирового уровня, закончивших в свое время бизнес-школы: сейчас они руководят такими компаниями, как Ебэй, Найк, Е-трейд, Моторола, Федеральный резервный банк и другие. В России волну бизнес-образования подхватила Moscow Business School. Адаптируясь к требованиям современного бизнеса, Мoscow Business School продолжает создавать инновационные продукты в области бизнес-образования. Школа гордится своими проектами MBA Company и МВА Start. Благодаря внедрению в обучающий курс новейших мультимедийных технологий и всемерной поддержке своих студентов во время процесса обучения, внедрению эффективного программного обеспечения Moscow Business School вполне способна вывести российское бизнес-образование на более высокий уровень конкурентоспособности.
Газета Financial Times провела опрос среди работодателей о навыках и умениях, которые они хотят видеть у выпускников МВА. В роли респондентов выступило 48 компаний, распределенных по 12 отраслям экономики (финансовая деятельность, ритейл, электронная торговля и прочие). Компании локализированы по всему миру: в пул исследования попали представители из США, Европы, Бразилии, Китая, Нигерии и других стран.
Суть опроса – оценка навыков и умений соискателей с дипломом МВА. Всего представлено 29 таких навыков (soft и hard skills), и компаниям необходимо выбрать наиболее и неимение важные из них. Опрос проводился анонимно.
Наиболее важные навыки
- Умение работать с разными людьми («проголосовало» 76% респондентов).
- Эффективный тайм-менеджмент (72%).
- Понимание влияния цифровых технологий и инноваций на бизнес.
Наиболее значимые для респондентов навыки – это soft skills («мягкие навыки»), тогда как «твердым навыкам», базовым предметным знаниям, была отведена второстепенная роль. При этом компании заявили, что найти выпускника, который способен управлять своим временем, — довольно сложно.
Отсутствие hard skills в первой пятерке, по мнению респондентов, связано со спецификой деятельности конкретных компаний. В узконаправленных отраслях (например, нефть и газ, гражданское строительство, транспорт и энергетика) наличие диплома МВА не является решающим фактором в пользу выбора сотрудника на руководящую должность. Работодатели не уверены, что школы бизнеса дают актуальные для отрасли знания и учат правильным навыкам.
Наименее важные навыки
- Навыки в сфере маркетинга.
- Навыки в области статистики.
- Корпоративная ответственность и менеджмент окружающей среды.
- Программирование.
- Узкоспециализированные финансовые знания и умения.
Еще одна причина отнесения «твердых навыков» к менее важным – неуверенность работодателей в том, что тематические исследования в программах МВА подойдут их компаниям. По мнению респондентов, большинство изучаемых в бизнес-школах кейсов основано на примерах крупных американских корпораций. Полученные знания сложно применить к мелким компаниям с собственными традициями и региональными особенностями.
Наиболее сложные навыки для рекрутинга
- Использование социальных медиа для увеличения прибыли.
- Тренерские или коучинговые навыки, умение обучать других.
- Финансовое прогнозирование.
- Работа с большими данными (Big data).
- Навыки строительства бренда и написания историй о бренде.
Сложности начинаются тогда, когда на управленческую должность ищут кандидата с техническими навыками и опытом. К примеру, менеджер продуктов в ИТ компании должен быть и хорошим управленцем, и знать методологию анализа Big data. Поэтому здесь важен не только диплом МВА, но и квалификация в отрасли.
Наиболее простые навыки для рекрутинга
- Навыки в сфере маркетинга.
- Проектный менеджмент.
- Коммуникативные навыки. Нетворкинг.
- Умение решать комплексные проблемы.
- Умение работать с разными людьми.
Найти выпускника МВА с практическими навыками по направлению маркетинг или проектный менеджмент проще, так как эти предметы чаще преподаются школах бизнеса.
По материалам исследования ft.com
Написала и перевела Инна Колдун