Для того, чтобы понять насколько человек подходит для продаж, необходимо сделать анализ характеристик, личностных качеств, способностей и предпочтений человека. Быстрее всего это можно сделать с помощью тестов для продавцов:
Стоимость тестов определяется в соответствии с целями и объемом тестирования!
Применение данных тестов для продавцов позволяет решить четыре важные задачи для компании:
- Подбирать людей, которые лучше всего подходят для работы продавцом
- Выявлять сильных продавцов, которые будут приносить основной объем продаж, и определять чему этих продавцов нужно дальше учить, и как их правильно мотивировать
- Определять, кто из продавцов потенциально подходит для карьерного роста, и может претендовать на позицию старшего продавца или менеджера
- Находить среди продавцов лучших наставников, которые могут обучать продажам, ассортименту и особенностям работы в магазине.
_____________________________________________________________________
Пример: Тест для продавцов и продавцов-консультантов
Тесты для продавцов позволяют в короткий срок оценить насколько продавец разбирается в теории и практике продаж, а также выявить его вероятные склонности к продажам, и дать прогноз о том, как успешно тот или иной продавец будет продавать.
Безусловно, тестирование продавцов, это лишь один из инструментов, который используется для оценки профессионализма продавцов и уровня развития их компетенций. Подобные тесты хорошо зарекомендовали себя в качестве метода для подбора продавцов, использования из перед собеседованиями, а также для возможности самостоятельного анализа продавцами своих знаний. Также при проведении аттестации продавцов, подобные тесты являются необходимыми, но обычно используются в еще более расширенном варианте (включая вопросы ассортимента, регламентов работы магазина, знаний существующего законодательства, продукции конкурентов, а также прав и обязанностей как продавцов, так и покупателей). И еще подобные тесты используются до и после проведения , что позволяет определить эффективность прошедшего обучения.
Предлагаем Вам познакомиться с одним из возможных примеров теста для продавцов. Под каждую ситуацию или задачу такие тесты должны быть адаптированы в соответствии с ключевыми целями тестирования.
Вам нужен тест для вашего магазина? Зайдите в раздел « » и отправьте нам сообщение, или свяжитесь с нами через почту: [email protected] Обратите внимание, что тест для продавцов должен обязательно учитывать специфику вашего магазина, поэтому например, тесты для продавцов одежды будут отличаться от тестов по продажам для продавцов обуви.
Ваши ФИО: Ваш магазин: |
Вопрос 1. Что такое личная конверсия в работе продавца? () Соотношение тех кто купил у вас, и тех кто купил у других продавцов () Соотношение тех, кто зашел в магазин и тех, кто примерил обувь () Соотношение между теми кто зашел и теми, кто купил товар у вас () Соотношение между теми кто зашел, и с кем вы установили контакт |
Вопрос 2. Перечислите, пожалуйста, этапы продаж, так как они сформулированы в стандартах продаж вашего магазина: |
Вопрос 3. Какой главный критерий того, что Вы успешно прошли этап установления контакта с покупателем? |
Вопрос 4. Как правильно работать с покупателями «ХХХХХ»-типа? |
Вопрос 5. Каких фраз лучше избегать при начале контакта с покупателем? |
Вопрос 6. Приведите пример начала разговора с покупателем, используя…. |
Вопрос 7. Для каких целей используется воронка вопросов? |
Вопрос 8. Для чего нужны открытые вопросы в работе ? |
Вопрос 9. Какие фразы помогают проверить насколько точно Вы поняли то, что сказал Вам покупатель? (то, что точно выявили его потребности?) |
Вопрос 11. Для чего нужна технология презентации «ХХХХХ» Приведите пример: |
Вопрос 12. Как продавец может повлиять на используя компоненты невербальной коммуникации? () Задавать открытые вопросы и выслушивать ответы () Стараться подойти к покупателю максимально близко и замедлить дыхание () Использовать улыбку, открытые позы, эмпатию, отзеркаливание () Перейти на доверительные интонации, говорить тише, пристально смотреть |
Вопрос 13. Вчем отличие ограничивающих фактов от возражений покупателей? |
Вопрос 14. В чем состоит самый главный и незаметный риск в работе любого продавца? |
Вопрос 15. В чем смысл правил «Правило 15 минут в день / Правило 21 дня»? Удовлетворять или впаривать товары: зависит от Вас! |
Вопрос 16. В каких случаях нужно предлагать клиенту дополнительные и сопутствующие товары? () В случае если клиент сам о них спрашивает () Если это ХХХХ тип клиента () Если клиент уже бывал у Вас ранее () В случае, если… ()Основываясь на таких реакциях покупателя, как |
Вопрос 17. Когда следует предлагать клиенту сопутствующие товары и аксессуары? () В конце разговора либо на кассе () Вместе с основного товара () После работы с возражениями () В начале разговора для успешного установления контакта |
Вопрос 18. Для предложения дополнительных товаров нужно найти подходящий повод, чтобы заинтересовать покупателя. Приведите примеры нескольких дополнительных товаров и поводы для их покупки: Товар 1:Повод его купить: Товар 2:Повод его купить: Товар 3:Повод его купить: Главные обязанности продавцов: |
Вопрос 19. Приведите примеры наводящих вопросов, которые помогут покупателю задуматься о покупке сопутствующего товара (К примеру, что можно спросить у покупателя, чтобы навести его на мысли о покупке средств по уходу за обувью?) |
Вопрос 20. В чем причины возражений и сомнений покупателей? |
Вопрос 21. Что означает термин «ХХХХние» возражения? Приведите пример возражения и подходящей для него ХХХХХей фразы. Каждый продавец должен пройти ! |
Вопрос 22. Напишите, как Вы отреагируете на слова клиента «Надо подумать!»: |
Вопрос 23. Цена зимних мужских ботинок составляет, к примеру, 5 500 рублей. Покупатель спрашивает у Вас цену. Напишите Ваш ответ покупателю тремя разными методами, которые помогут Вам более привлекательно презентовать данную цену , с учетом его индивидуальных потребностей: |
Вопрос 24. Что такое «метод ХХХХХ?». Чем он может помочь продавцу? |
Вопрос 25. Какие существуют приемы побуждения клиента к покупке? |
Вопрос 26. Как продавцу следует работать с несколькими покупателями / очередью? Вопрос 28. Какой конкурс Вы бы предложили для покупателей Вашего магазина? |
Вопрос 29. Какая психологическая установка помогает продавцу конструктивно воспринимать себя и других? |
Вопрос 30. Какими фразами можно выразить свое сопереживание клиенту при решении конфликтной ситуации? |
Спасибо большое за ваши ответы!
В данном примере теста продемонстрированы вопросы как из общей теории продаж и работы с покупателями в розничном магазине, так и вопросы связанные с преподнесением клиенту конкретного ассортимента (в данном случае, были примеры из ).
Важным аспектом являются методики проверки результатов тестирования, а также оценка полученных результатов. В самом упрощенном варианте тестов для продавцов, используются вопросы с заранее ограниченным выбором вопросов, с наличием одного верного правильного ответа. В более сложных тестах по продажам, допускается наличие в некоторых вопросах нескольких правильных ответов. Иногда в каком-либо вопросе может отсутствовать правильный ответ, и продавцу необходимо догадаться об этом, поставив в таком вопросе прочерк.
Помимо описанных выше способов формулирования вопросов с правильными ответами, довольно высокую эффективность показали тесты, содержащие большое количество открытых вопросов, как в вышеприведенных примерах. Когда продавец-консультант лишен возможности выбора ответов из предложенных вариантов, у него появляется возможность самостоятельно сформулировать свою точку зрения, описать свои мысли, идеи и мнения по тому или иному вопросу, продемонстрировать навыки логического рассуждения и аргументации. Все это позволяет более глубоко оценить уровень знаний и квалификации продавца.
Спасибо за Ваш интерес!
За разработкой тестов для ваших продавцов!
Тест помогает определить:
- знает ли продавец принципы работы с клиентом на каждом этапе продаж,
- какие техники продаж знает продавец и наколько хорошо в них разбирается,
- каким техникам продаж необходимо обучить продавци и о каких рассказать более подробно, чтобы скорректировать знания продавца.
Тест проверяет теоретические знания, может быть использован как элемент диагностики при проведении предтренинговой работы и как метод оценки знаний участников после обучения.
Описание теста « Знание техники продаж»
Блок 1. Установление контакта.
Оценивается:
- знание техник вступления в контакт;
- понимание испытуемыми психологических особенностей при установлении контакта;
- знание факторов, влияющих на эффективность предстоящего контакта с клиентом.
Максимальный полученный балл по данному блоку (5) свидетельствует о:
- понимании и знании техник вступления в контакт;
- клиент-ориентированности испытуемого в профессиональном плане;
- о системном подходе к своей работе.
Блок 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
Оценивается:
- понимание испытуемым особенностей этапа презентации товара;
- понимание испытуемым последовательности действий при работе с клиентом на данных этапах.
- знание техник презентации товара;
Блок 3. Работа с возражениями.
Оценивается:
- понимание испытуемым причин возникновения возражений;
- реакция испытуемого на возражения;
- знание техник работы с возражениями.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
Блок 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
Оценивается:
- знание техник завершения сделки;
- знание техник обоснования цены;
- умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИК ПРОДАЖ
(это вариант для тренера, для тестируемого даем бланк без указания баллов!!!)
БЛОК 1. Установление контакта.
1. Зачем нужна подготовка к предстоящему разговору?
Чтобы не попадать в сложные ситуации - 2 балла
Чтобы знать, что говорить и настроиться на разговор - 1 балл
Специальной подготовки к разговору не требуется, все определяется опытом и профессионализмом продавца - 3 балла.
2. Эффективная подготовка к общению с клиентом это:
Определение целей и задач разговора с клиентом - 2 балла
Знание продукта (компетентность сотрудников компании - превыше всего) и дружелюбный настрой - 3 балла
Улыбка, компетентность и четко поставленная цель - 1 балл.
3. Зачем нужен развернутый сценарий телефонного разговора:
Чтобы умело вести разговор с клиентом, не отступая от цели звонка - 1 балл
Сценарий можно и не составлять, разговор и так короткий - 3 балла.
4. В первые 10 секунд делового телефонного звонка необходимо:
Познакомиться с собеседником, представиться - 2 балла
Обменяться приветствиями и привлечь внимание клиента - 1 балл
Сообщить информацию о себе и суть предложения - 3 балла.
5. Какое значение отводится в телефонных переговорах обращение к собеседнику по имени-отчеству?
Принципиального значения не имеет - 3 балла
Можно по имени-отчеству, если известно, а можно обратиться к должности, без разницы - 2 балла
Переход на личный уровень общения - 1 балл
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
5-6 баллов |
отличный результат |
Данный результат свидетельствует о понимании важности системного подхода в работе, знании техник установления контакта с клиентом, клиент-ориентированном подходе в работе |
|
7-9 баллов |
допустимый результат |
Данный результат свидетельствует о наличии знаний в области установления контакта с клиентом, понимании клиент-ориентированного подхода в работе |
|
10-12 баллов |
удовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии систематизации знаний в области установления контактов и клиент-ориентированного подхода в работе |
|
13-15 баллов |
неудовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии знаний в области клиент-ориентированного подхода в работе |
БЛОК 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
6. Если Вы хотите сделать клиенту предложение, то какая формулировка предпочтительнее:
Как вы относитесь к возможности порадовать своих партнеров … (название товара/услуги) на Новый год? - 1 балл
Новый год не за горами. Скажите, Вы готовите … (название товара/услуги) для своих партнеров? - 2 балла
Мы знаем все о … (сфера деятельности) и хотим предложить Вам свои услуги. - 3 балла.
7. Вам нужно согласовать с клиентом дальнейшие действия. Выберите наиболее удачную формулировку.
Для Вас имеет смысл… - 1 балл
Вы должны…- 3 балла
Наверное, Вы не против, если…- 2 балла.
8. В ходе разговора менеджер задает уточняющие вопросы. Зачем?
так принято - 3 балла
для сбора дополнительной информации - 2 балла
для лучшего понимания клиента - 1 балл.
9. Кем Вы являетесь для клиента (по степени важности):
Эксперт, личность, представитель фирмы - 2 балла
Личность, представитель фирмы, эксперт - 3 балла
Эксперт, представитель фирмы, личность - 1 балл
10. Что такое презентация товара/услуги?
Рассказ об услуге/товаре - 3 балла
Рассказ о пользе услуги - 2 балла
Рассказ о решении имеющейся проблемы клиента - 1 балл.
11. В какой момент разговора лучше проводить презентацию товара/услуги?
После установления контакта и вопроса клиента - 3 балла
После установления контакта и выяснения того, что нужно клиенту - 2 балла
После того, как стало ясно, что нужно клиенту - 1 балл.
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
четком знании схемы продажи «выявление потребности - презентация» товара;
знание техник презентации товара;
понимание психологических основ поведения клиента и продавца с точки зрения достижения максимального результата.
Для блока 2 использовалась следующая шкала оценки:
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию клиента, понимании техники презентации товара/услуги, наличие установки на профессионализм в работе.
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию психологии поведения клиента, среднем знании определенных техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании профессионального подхода к работе.
Данный результат свидетельствует о средней ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
Данный результат свидетельствует о низкой ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании или незнании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
БЛОК 3. Работа с возражениями.
12. Почему на Ваш взгляд появляются возражения?
Менеджер что-то не учел, упустил - 3 балла
Клиенты стали придирчивы и многого хотят -2 балла
Возможно, клиент хочет побольше узнать - 1 балл
13. Как Вы воспринимаете возражения?
С чувством неизбежности - возражения есть всегда - 3 балла
С определенным азартом - будем играть с клиентом в игру «кто кого» - 2 балла
С определенным интересом - всегда есть возможность узнать что-то новое - 1 балл
14. Клиент говорит «дорого». Как лучше реагировать?
Ваш ответ: «Если сравнивать с предложениями других компаний, то вы увидите, что это недорого» - 3 балла
Ваш ответ: «Да, я согласен, что это дорого, но давайте посмотрим, что Вы получите за эти деньги» - 2 балла
Ваш ответ: «Да, я понимаю, что вопрос денег важен и поэтому, давайте посмотрим на это с другой стороны…» - 1 балл.
15. Клиент возражает. Менеджер считает, что клиент не прав. Что делать?
Менеджеру отстаивать свою точку зрения, пытаясь доказать/аргументировать неправоту клиента - 3 балла
Принять точку зрения клиента, если он сможет это доказать или аргументировать - 2 балла
Обе стратегии неэффективны - 1 балл.
16. Клиент два раза возразил, что «это дорого». Ваши действия?
Наверное, у него нет денег. Нет дальнейшего смысла отвечать. - 3 балла
Возможно, что это отговорка. Надо это выяснить. - 1 балл
Предложу скидки, специальные предложения, кредит. Возможно, удастся найти решение проблемы нехватки денег. 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании техник работы с возражениями;
хорошем понимании причин возникновения возражений;
Данный результат свидетельствует о отличном понимании причин возникновения возражений, хорошем знании техник работы с возражениями и отговорками, о понимании психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений.
Данный результат свидетельствует о непонимании причин возникновения возражений, об отсутствии понимания психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений, о слабом / плохом знании техник работы с возражениями и отговорками
Данный результат свидетельствует о незнании техник работы с возражениями и отговорками, непонимании причин появления возражений и неумении работать в ситуации предъявления возражений.
БЛОК 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
17. При обсуждении возможного заказа завершить вопрос лучше так:
Вы будете делать заказ? - 3 балла
Мы можем выполнить это для Вас… (тогда-то). - 1 балл
Если Вы готовы сделать заказ прямо сейчас, мы выполним его немедленно. Иначе придется немного подождать. - 2 балла.
18. Клиент спрашивает о цене в начале разговора. Ваши действия:
Называете цену - 2 балла
Называете цену и дополнительные бонусы и скидки - 3 балла
Стараюсь не называть цену - 1 балл
19. Клиент требует скидки. Почему?
Клиенты всегда требуют скидки - 3 балла
Менеджер сам сказал о скидках в процессе разговоров - 2 балла
Клиент не видит пользы от приобретения товара - 1 балл.
20. Клиент, после презентации услуги, спрашивает о цене. Ваши действия:
Называю цену и жду реакции - 2 балла
Называю цену и возможные скидки, бонусы - 3 балла
Объясняю названную цену - 1 балл.
21. Что такое сопровождение клиента по результатам переговоров?
Это сервис и выполнение гарантийных обязательств - 3 балла
Это удовлетворенный и довольный сотрудничеством клиент - 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании и умении завершать сделку;
умении испытуемого работать на этапе обоснования цены;
направленности испытуемого в своей работе на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.
Данный результат свидетельствует о отличном знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе с клиентом на установление долгосрочных отношений, о отличном понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги.
Данный результат свидетельствует о отличном / хорошем знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, о хорошем понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги и ориентированности в работе на установление долгосрочных отношений.
Данный результат свидетельствует о частичном знании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, непонимании процесса установления долгосрочных отношений с клиентом, ориентированности на убеждение при работе по обоснованию цены.
Данный результат свидетельствует о незнании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе на кратковременный эффект.
Тест помогает определить:
- знает ли продавец принципы работы с клиентом на каждом этапе продаж,
- какие техники продаж знает продавец и наколько хорошо в них разбирается,
- каким техникам продаж необходимо обучить продавци и о каких рассказать более подробно, чтобы скорректировать знания продавца.
Тест проверяет теоретические знания, может быть использован как элемент диагностики при проведении предтренинговой работы и как метод оценки знаний участников после обучения.
Описание теста « Знание техники продаж»
Блок 1. Установление контакта.
Оценивается:
- знание техник вступления в контакт;
- понимание испытуемыми психологических особенностей при установлении контакта;
- знание факторов, влияющих на эффективность предстоящего контакта с клиентом.
Максимальный полученный балл по данному блоку (5) свидетельствует о:
- понимании и знании техник вступления в контакт;
- клиент-ориентированности испытуемого в профессиональном плане;
- о системном подходе к своей работе.
Блок 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
Оценивается:
- понимание испытуемым особенностей этапа презентации товара;
- понимание испытуемым последовательности действий при работе с клиентом на данных этапах.
- знание техник презентации товара;
Блок 3. Работа с возражениями.
Оценивается:
- понимание испытуемым причин возникновения возражений;
- реакция испытуемого на возражения;
- знание техник работы с возражениями.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
Блок 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
Оценивается:
- знание техник завершения сделки;
- знание техник обоснования цены;
- умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИК ПРОДАЖ
(это вариант для тренера, для тестируемого даем бланк без указания баллов!!!)
БЛОК 1. Установление контакта.
1. Зачем нужна подготовка к предстоящему разговору?
Чтобы не попадать в сложные ситуации - 2 балла
Чтобы знать, что говорить и настроиться на разговор - 1 балл
Специальной подготовки к разговору не требуется, все определяется опытом и профессионализмом продавца - 3 балла.
2. Эффективная подготовка к общению с клиентом это:
Определение целей и задач разговора с клиентом - 2 балла
Знание продукта (компетентность сотрудников компании - превыше всего) и дружелюбный настрой - 3 балла
Улыбка, компетентность и четко поставленная цель - 1 балл.
3. Зачем нужен развернутый сценарий телефонного разговора:
Чтобы умело вести разговор с клиентом, не отступая от цели звонка - 1 балл
Сценарий можно и не составлять, разговор и так короткий - 3 балла.
4. В первые 10 секунд делового телефонного звонка необходимо:
Познакомиться с собеседником, представиться - 2 балла
Обменяться приветствиями и привлечь внимание клиента - 1 балл
Сообщить информацию о себе и суть предложения - 3 балла.
5. Какое значение отводится в телефонных переговорах обращение к собеседнику по имени-отчеству?
Принципиального значения не имеет - 3 балла
Можно по имени-отчеству, если известно, а можно обратиться к должности, без разницы - 2 балла
Переход на личный уровень общения - 1 балл
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
5-6 баллов |
отличный результат |
Данный результат свидетельствует о понимании важности системного подхода в работе, знании техник установления контакта с клиентом, клиент-ориентированном подходе в работе |
|
7-9 баллов |
допустимый результат |
Данный результат свидетельствует о наличии знаний в области установления контакта с клиентом, понимании клиент-ориентированного подхода в работе |
|
10-12 баллов |
удовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии систематизации знаний в области установления контактов и клиент-ориентированного подхода в работе |
|
13-15 баллов |
неудовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии знаний в области клиент-ориентированного подхода в работе |
БЛОК 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
6. Если Вы хотите сделать клиенту предложение, то какая формулировка предпочтительнее:
Как вы относитесь к возможности порадовать своих партнеров … (название товара/услуги) на Новый год? - 1 балл
Новый год не за горами. Скажите, Вы готовите … (название товара/услуги) для своих партнеров? - 2 балла
Мы знаем все о … (сфера деятельности) и хотим предложить Вам свои услуги. - 3 балла.
7. Вам нужно согласовать с клиентом дальнейшие действия. Выберите наиболее удачную формулировку.
Для Вас имеет смысл… - 1 балл
Вы должны…- 3 балла
Наверное, Вы не против, если…- 2 балла.
8. В ходе разговора менеджер задает уточняющие вопросы. Зачем?
так принято - 3 балла
для сбора дополнительной информации - 2 балла
для лучшего понимания клиента - 1 балл.
9. Кем Вы являетесь для клиента (по степени важности):
Эксперт, личность, представитель фирмы - 2 балла
Личность, представитель фирмы, эксперт - 3 балла
Эксперт, представитель фирмы, личность - 1 балл
10. Что такое презентация товара/услуги?
Рассказ об услуге/товаре - 3 балла
Рассказ о пользе услуги - 2 балла
Рассказ о решении имеющейся проблемы клиента - 1 балл.
11. В какой момент разговора лучше проводить презентацию товара/услуги?
После установления контакта и вопроса клиента - 3 балла
После установления контакта и выяснения того, что нужно клиенту - 2 балла
После того, как стало ясно, что нужно клиенту - 1 балл.
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
четком знании схемы продажи «выявление потребности - презентация» товара;
знание техник презентации товара;
понимание психологических основ поведения клиента и продавца с точки зрения достижения максимального результата.
Для блока 2 использовалась следующая шкала оценки:
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию клиента, понимании техники презентации товара/услуги, наличие установки на профессионализм в работе.
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию психологии поведения клиента, среднем знании определенных техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании профессионального подхода к работе.
Данный результат свидетельствует о средней ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
Данный результат свидетельствует о низкой ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании или незнании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
БЛОК 3. Работа с возражениями.
12. Почему на Ваш взгляд появляются возражения?
Менеджер что-то не учел, упустил - 3 балла
Клиенты стали придирчивы и многого хотят -2 балла
Возможно, клиент хочет побольше узнать - 1 балл
13. Как Вы воспринимаете возражения?
С чувством неизбежности - возражения есть всегда - 3 балла
С определенным азартом - будем играть с клиентом в игру «кто кого» - 2 балла
С определенным интересом - всегда есть возможность узнать что-то новое - 1 балл
14. Клиент говорит «дорого». Как лучше реагировать?
Ваш ответ: «Если сравнивать с предложениями других компаний, то вы увидите, что это недорого» - 3 балла
Ваш ответ: «Да, я согласен, что это дорого, но давайте посмотрим, что Вы получите за эти деньги» - 2 балла
Ваш ответ: «Да, я понимаю, что вопрос денег важен и поэтому, давайте посмотрим на это с другой стороны…» - 1 балл.
15. Клиент возражает. Менеджер считает, что клиент не прав. Что делать?
Менеджеру отстаивать свою точку зрения, пытаясь доказать/аргументировать неправоту клиента - 3 балла
Принять точку зрения клиента, если он сможет это доказать или аргументировать - 2 балла
Обе стратегии неэффективны - 1 балл.
16. Клиент два раза возразил, что «это дорого». Ваши действия?
Наверное, у него нет денег. Нет дальнейшего смысла отвечать. - 3 балла
Возможно, что это отговорка. Надо это выяснить. - 1 балл
Предложу скидки, специальные предложения, кредит. Возможно, удастся найти решение проблемы нехватки денег. 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании техник работы с возражениями;
хорошем понимании причин возникновения возражений;
Данный результат свидетельствует о отличном понимании причин возникновения возражений, хорошем знании техник работы с возражениями и отговорками, о понимании психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений.
Данный результат свидетельствует о непонимании причин возникновения возражений, об отсутствии понимания психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений, о слабом / плохом знании техник работы с возражениями и отговорками
Данный результат свидетельствует о незнании техник работы с возражениями и отговорками, непонимании причин появления возражений и неумении работать в ситуации предъявления возражений.
БЛОК 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
17. При обсуждении возможного заказа завершить вопрос лучше так:
Вы будете делать заказ? - 3 балла
Мы можем выполнить это для Вас… (тогда-то). - 1 балл
Если Вы готовы сделать заказ прямо сейчас, мы выполним его немедленно. Иначе придется немного подождать. - 2 балла.
18. Клиент спрашивает о цене в начале разговора. Ваши действия:
Называете цену - 2 балла
Называете цену и дополнительные бонусы и скидки - 3 балла
Стараюсь не называть цену - 1 балл
19. Клиент требует скидки. Почему?
Клиенты всегда требуют скидки - 3 балла
Менеджер сам сказал о скидках в процессе разговоров - 2 балла
Клиент не видит пользы от приобретения товара - 1 балл.
20. Клиент, после презентации услуги, спрашивает о цене. Ваши действия:
Называю цену и жду реакции - 2 балла
Называю цену и возможные скидки, бонусы - 3 балла
Объясняю названную цену - 1 балл.
21. Что такое сопровождение клиента по результатам переговоров?
Это сервис и выполнение гарантийных обязательств - 3 балла
Это удовлетворенный и довольный сотрудничеством клиент - 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании и умении завершать сделку;
умении испытуемого работать на этапе обоснования цены;
направленности испытуемого в своей работе на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.
Данный результат свидетельствует о отличном знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе с клиентом на установление долгосрочных отношений, о отличном понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги.
Данный результат свидетельствует о отличном / хорошем знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, о хорошем понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги и ориентированности в работе на установление долгосрочных отношений.
Данный результат свидетельствует о частичном знании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, непонимании процесса установления долгосрочных отношений с клиентом, ориентированности на убеждение при работе по обоснованию цены.
Данный результат свидетельствует о незнании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе на кратковременный эффект.
Через несколько минут Вы сможете понять, почему контроль знаний сотрудников ортопедического салона так важен в повседневной работе.
Около 45% опрашиваемых на тренингах продавцов-консультантов ортопедических салонов считают, что они обслуживают слишком требовательных и всем недовольных покупателей.
При этом до 70% тех же самых продавцов перед первичным тренингом не могут рассказать о том, как строится алгоритм продаж ортопедических изделий.
Более половины продавцов-консультантов через 3 месяца после проведённого тренинга по продажам забывает как, когда и зачем применять полученные на тренинге знания и навыки.
В то же время на возвратах и обменах товара, проданного без правильного применения алгоритмов продаж, компания может терять до 5 % прибыли!
Получается, что без контроля и постоянного восстановления знаний эффективность обучения у большинства сотрудников падает до предтренингового уровня.
Именно поэтому при внедрении системы контроля сотрудников необходимо соблюдать три правила:
- Любое обучение должно включать в себя дополнительное сопровождение в виде проверки знаний . Как бы не было организовано обучение персонала, через 1-2 месяца необходимо проверить знания, которые закрепились у людей и выяснить «белые пятна» в знаниях персонала. Эти слабые места нужно прорабатывать в последующих курсах или семинарах.
- Обучение, проводимое «своими силами», должно заканчиваться формальной проверкой уровня знаний . Наставничество как форма обучения нередко грешит отсутствием прописанного плана обучения и принятием результата обучения «на веру». Это не только расхолаживает обучающегося, но и ухудшает усвоение знаний.
- Обучение персонала должно проводиться на постоянной основе . Ежемесячные семинары по товарам или технике продаж, обучение работе в зале или на кассовом аппарате, внедрение шаблонов ответов на вопросы - вот хорошие темы для постоянного обучения.
Организацию индивидуального обучения сотрудника можно построить по предлагаемому плану.
Более полную информацию по применению алгоритма продаж в ортопедическом салоне можно получить в книге «Основы техники розничных продаж ортопедических изделий»
Тестирование продавцов можно провести на странице тестирования.
P. S. Для тех, кто относится к тестированию продавцов более ответственно, у меня есть хорошая новость: в ближайшее время будут готовы расширенные дистанционные тесты по контролю продавцов (более 150 вопросов, программа-оболочка для тестирования, возможность записи результатов тестов, деление ответов на правильные и неправильные), которые можно будет приобрести и использовать для удалённого контроля продавцов и других сотрудников в ваших салонах или медицинских магазинах.
Предлагаем Вашему вниманию обучающий тест для продающих специалистов.
Вы можете пройти этот тест сами или предложить пройти его своим продающим специалистам. Благодаря этому тесту можно не только оценить свои навыки как продающего специалиста, но и понять что в работе с клиентом будет правильным действием, а что — нет, а так же увидеть для себя направления развития.
Кстати, на один вопрос в некоторых случаях может быть несколько правильных ответов:
- Стратегии продаж — сколько их и какие они:
- А) 5 — компания, бренд, цена, я, товар.
- Б) 8 — цена, товар, я, бренд, услуга, ценовая политика, условия сотрудничества, лояльность.
- С) 7 — компания, я, ценность, товар, бренд, клиент, цена.
- Воздействовать на логику клиента можно следующими способами:
- А) аксиома, факт, статистика, таблицы, чертежи, диаграммы, схемы.
- Б) расчёты, мнение экспертов, абсурд, ассоциация, аналогия, результаты исследований.
- Перечислите органы чувств человека:
- Какие модели поведения покупателей Вы знаете, перечислите:
- Какие функции продаж Вы знаете, перечислите:
- Виды клиентов по классификации "ГЛЭП":
- А) гордецы, подражатели, подлецы, экономисты;
- Б) подражатели, гордецы, зазанаватели, ленивцы;
- С) гордецы, экономисты, ленивцы, подражатели.
- Магические слова — это:
- А) слова, которые произносил Гарри Поттер при заклинаниях.
- Б) слова, которые адресованы только соответствующему им типу клиентов, а потому оказывающие на клиентов нужное автору воздействие.
- С) слова, которые обладают целительной силой.
- Какие стратегии взаимодействия с клиентами могут быть:
- А) подавление, уклонение, развитие, сотрудничество.
- Б) конкуренция, компромисс, приспособление, сотрудничество, уклонение.
- С) приспособление, компромисс, партнёрство, подавление, игнорирование.
- Технология продаж состоит из следующих этапов:
- А) установление контакта, презентация, работа с возражениями и продажа;
- Б) поиск клиента, установление контакта, выявление желаний, презентация, работа с возражениями, завершение сделки, анализ;
- С) поиск директора, установление контакта, выявление желаний, презентация, работа с возражениями, завершение сделки, анализ последствий.
- Возражения возникают, если:
- А) не нашли директора;
- Б) продающий специалист перескочил через этапы, цели;
- С) клиент перескочил через этапы, цели.
- Какие модели можно использовать для подготовки презентации:
- А) AIDA, Adoption, Dagmar, 3У.
- Б) AIDA, Agаhtion, Dagmar.
- С) AIDA, Loailhen, Gagmar, Skuns.
- Выявлять потребности можно при помощи следующих вопросов:
- А) открытые, закрытые, альтернативные, безальтернативные, встречные;
- Б) встречные, альтернативные, обоснованные, СПИН, проверочные, закрытые, открытые;
- С) уточняющие, извлекающие, развлекающие, сомнительные и встречные.
- Когда клиент раздражён, то поможет:
- А) фраза "Успокойтесь, пожалуйста".
- Б) выяснение причин раздражения, сочувствие, понимание, присоединение, поиск решения.
- С) выяснение причин беспокойства, сочувствие, понимание, присоединение и фраза "Да из-за такого пустяка так переживать".
- Д) выслушивание, сочувствие, уточнение, согласие, извинение, благодарность, поиск решения, реализация решения, контроль удовлетворённости клиента выполнением решением.
- Ключевыми шагами в алгоритме совершения звонка, встречи, написания письма являются:
- А) подготовка к звонку, встрече и действия в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Б) приветствие и подведение итогов;
- С) приветствие, обсуждение вопроса и подведение итогов с назначением дел, ответственных, сроков.
- Если Вам и клиенту комфортно, то это означает что Вы использовали:
- А) подстройку;
- Б) присоединение;
- С) надстройку.
- Работать с возражениями можно при помощи следующих техник:
- А) Интеллект — карты, ЦНП, техника Q;
- Б) техника Q, СПИН, ЦНП, "6 из 7", "Да, но", метод мелких шагов, ДДП, ЧЧП, "удиви клиента", "проверка на логику", "игнорирование", "проверка на истину", "и я о том же", "ленивый продавец";
- С) "Тотальное Да", "Да, но", ЦНП, "2 из 3", СПИН, техника вопросов, народная мудрость, "философский контекст", "аксиому" и др.
- Завершать сделку можно следующими фразами:
- А) Определились Вы уже? Покупать будете?
- Б) Хороший выбор, а как Вы считаете? Если у Вас нет других вопросов и Вам все нравится, то тогда давайте перейдём к вопросу … (на кого будет оформлять договор).
- С) Будете оплачивать налом или по безналу?
- Д) Если мы устраним этот нюанс, Вы были бы готовы принять положительное решение?
- К опасным вопросам относятся:
- А) почему, откуда, вы кто?
- Б) почему, откуда, как вы могли, когда вы собираетесь.
- С) что побудило сделать Вас такое предположение, в течении какого времени Вы планируете заключить договор?
- Идеальная конверсия продаж — это:
- А) когда 1 звонок = 1 продаже, 1 приход клиента = продаже;
- Б) валюта, на которую ориентируются при формировании цены;
- С) количество звонков и встреч, которые провёл менеджер.
- Анализировать свои переговоры нужно, для того чтобы:
- А) предупредить коллегу об эффективных и неэффективных технологиях;
- Б) пожаловаться директору на то, что конкуренты занимаются чёрной магией, а иначе как им удаётся продавать больше и переманивать у нас клиентов;
- С) чётко осознавать, что помогает моим продажам, что мешает.
- Клиент Вам сказал:
"Ну…, если честно, я не знаю чего хочу. Столько предложений! Сложно во всем в этом разобраться".
Ваши действия:
- А) Спрашиваете: "А чего тогда пришли? Сначала определитесь!"
- Б) Говорите: "Давайте с Вами посмотрим варианты, которые у нас есть сейчас в наличии".
- С) Спрашиваете: "Может тогда вот это посмотрим? Или вот это?"
- Д) Спрашиваете: "А чего бы Вы точно не хотели? Какой вариант Вас точно не устроит?"
- Клиент Вам сказал: "Какая — то Вы странная компания. Сомнительная у Вас репутация" . Ваши действия:
- Как Вы определите является ли покупатель реальным?
- А) Почувствую.
- Б) Знаю я таких — время зря тратят моё и своё.
- С) Задам вопросы: "Покупаете для себя или своих близких? Что для Вас важно при выборе …? Какие рассматриваете варианты? Знаком ли Вам этот …? Возможно Вы хотели бы сначала…?"
- Д) Задам вопросы: "Откуда у Вас столько денег? Вы их честно заработали? А где гарантия, что Вы сможете…?"
- Е) Скандалит — значит точно купит.
- Что нельзя делать при возражениях клиента:
- А) принимать всё на свой личный счёт.
- Б) считать, что теперь он точно ничего не купит.
- С) доказывать и убеждать, что клиент не прав.
- Д) уточнять, задавать вопросы, обосновывать.
- Когда Вы назовёте цену?
- А) сразу, чтоб клиент понял — по карману ему это или нет.
- Б) как только спросит.
- С) после того, как сформировал ценности нашего предложения.
- Как вы назовёте цену?
- А) только цену — что тут ещё можно добавить.
- Б) цену и важные для покупателя свойства предложения.
- С) цену и обоснования её выгодности.
- Какое из перечисленных качеств, умений, на Ваш взгляд, важно для менеджера по продажам:
- А) всё знает.
- Б) умение вызывать доверие.
- С) умение настоять на своём.
- Д) навязчивость.
- Е) умение быть "лапочкой".
- У Ваших конкурентов более выгодное предложение. Ваши действия:
- А) расскажу клиентам все печальную правду о конкурентах.
- Б) буду нахваливать конкурентов.
- С) скажу несколько тёплых слов в адрес конкурентов и сосредоточу внимание клиента на наших преимуществах и достоинствах.
- Д) скажу ему, что он не прав и обосную в чём именно.
- У Вас планируется акция. Ваши действия:
- А) клиенту надо — пусть и изучает.
- Б) изучу все материалы, поищу аналогичную информацию в Интернете, чтоб лучше понять акцию, предусмотрю возможные вопросы клиентов и заранее подготовлю на них ответы.
- С) попрошу коллегу объяснить мне: "Что это за фигня происходит?".
- Д) если клиент спросит, то конечно же расскажу.
- Ели клиент отказывается покупать у Вас, то Ваши действия:
- Демонстрационная папка (папка менеджера), рабочий стол должны быть:
- А) любыми, как захочет менеджер, ведь какая разница — это папка, стол менеджера.
- Б) чистыми, опрятными.
- С) заваленными бумагами, документами, чтоб показать клиенту — работы у нас много, клиентов тоже.
- Д) в порядке, а ещё лучше с элементами фирменного стиля, продвижения.
- Вы уже давно общаетесь с клиентом, но он каждый раз говорит: "Я подумаю" . Ваши действия:
- У Вас в продаже товар, услуга, в которых есть дефект, недостаток. Вы понимаете, что это вызовет непонимание, недовольство клиента. Ваши действия:
P.S. Если Вы хотите получить лист для оценки теста, то отправьте письмо с темой "Получить лист оценки" на почту [email protected].