Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.
Работу выполняйте в следующей последовательности.
1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.
2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отраслевой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количество книг по данной отрасли, количество названий, литература каких лет издания преимущественно представлена в фонде.
Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).
Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Количество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читателей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолютный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Характеристика единого комплекса показателей: обращаемость, читаемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектованы хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их использования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.
3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.
а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?
б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?
д) другие предложения.
Условные обозначения и формулы:
Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.
А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.
Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.
Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;
О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;
Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)
Тр = У1 / У 0 х 100%;
Тпр = Ар / У 0 х 100%;
Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)
Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)
Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)
Основная
1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790
2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html
3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).
4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).
Дополнительная
5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.
6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.
7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.
8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.
ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.
Тематика курсовых работ:
1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).
Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.
таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.
В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы
библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.
В последние годы актуализируется проблема библиотечного
обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.
В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на
современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.
В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и
сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.
В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.
Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.
Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:
- Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).
2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).
3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).
4. Сохранность библиотечного фонда.
5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.
6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).
7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).
8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).
9. Сохранность библиотечного фонда.
10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.
Требования к выпускной квалификационной работе :
Полное и правильное раскрытие темы;
Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;
Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;
Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;
Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;
библиотек;
Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);
Презентация работы.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Изучение состава и использования библиотечного фонда Целью изучения состава и использования библиотечного фонда, проводимого во всех структурных подразделениях библиотечной системы, является выявления малоиспользуемой и неиспользуемой литературы, решения вопросов докомплектования и усиления популяризации изданий. Работа по изучению состава книжного фонда проводится всеми библиотеками-филиалами ЦБС регулярно. Итоги изучения и мероприятия по реализации этих итогов включаются в оперативный план комплектования единого фонда. Перед изучением состава и использования книжного фонда проводится подготовительная работа, включающая в себя: 1) проверку правильности заполнения учетной документации, материалов об отказах; 2) проверку правильности расстановки книжного фонда; 3) подготовку таблиц анализа фонда; 4) подбор библиографических пособий и составление списков литературы для выявления пробелов в фонде; 5) инструктаж библиотечных работников (ознакомление с методическими рекомендациями и календарным планом выполнения работ); Статистический анализ состава и использования фонда проводится ежегодно всеми филиалами и по ЦБС в целом. Оценка состава фонда и его использования проводится по следующим основным показателям: 1) величина фонда и его состав по отраслям; 2) величина и состав поступления и выбытия литературы; 3) книгообеспеченность читателей; 4) выдача изданий из фонда подразделения и полученных из единого фонда во временное пользование; 5) неудовлетворенный спрос читателей (отказы). Данные исследования заносятся в таблицы «Статистический анализ фонда» и «Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний» (см. Приложение 1, Приложение 2). Учетные документы и статистический отчет дают сведения о том, сколько изданий состояло на начало и конец года, поступило и выбыло в течение года, об отраслевом составе фонда. Определяется процентное отношение величины каждого отраслевого отдела ко всему фонду. Результаты статистического анализа все филиалы библиотечной системы в установленные сроки представляют в ОК и О центральной библиотеки. На основе сравнительного анализа оценивает эффективность распределения литературы между подразделениями ЦБС; выявляет филиалы с низкой книгообеспеченностью, читаемостью, обращаемостью, недостаточной (избыточной) величиной отраслевых отделов. Мероприятия по устранению выявленных недостатков включаются в оперативный (годовой) план комплектования единого фонда ЦБС. Выявление необходимых изданий, отсутствующих в ЦБС, проводят все работники отделов обслуживания. Сведения об отсутствующих в фонде изданиях выписываются на карточки и передаются в ОК и О, который принимает меры по восполнению выявленных пробелов. Подразделения ЦБС регулярно осуществляют сплошной просмотр находящихся на полках изданий одного отдела с целью выявления мало или совершенно не используемых читателями книг, а также экземпляров, нуждающихся в ремонте и реставрации. Анализ проводится по отметкам на книжных формулярах по схеме, показанной в приложении № 3. Устанавливаются причины активного или слабого использования конкретного издания: «непрофильные» книги; не соответствующие запросам и интересам читателей данного филиала ЦБС; приобретенные в излишнем количестве экземпляров; устаревшие, утратившие научную и познавательную ценность; неудовлетворительно полиграфически исполненные; ветхие; плохо пропагандируемые. Аналитический метод дает возможность в определенной мере выяснить эффективность комплектования и использования фонда, но принимая во внимание трудоемкость он применяется в библиотеках ограниченно. Таблица «Изучение использования отдельных книг», применяемая в аналитическом методе, приведена в приложении № 4. Качественный состав фонда можно изучить также с помощью социологических методов: анкетирование, интервью, экспертной оценки, а также контент-анализа. Позитивным в этих методах есть то, что они дают возможность выявить отношение читателей к фонду библиотеки, их оценку комплектования библиотеки. Некоторые социологические методы дают возможность изучить непосредственно фонд (контент-анализ, экспертные оценки), другие - соответствие книжного фонда запросам читателей. Среди этих методов привлекает внимание контент-анализ, который дает возможность одновременно изучать состав фонда и его использование. Технология его проведения предусматривает несколько последовательных действий. Необходимо определить содержание анализа. На основе выводов статистического анализа и плана библиотеки следует определить отдел, который будет изучаться, и темы, которые раскрывают его содержание. Таблицы, заполняемые по данным исследования приведены в приложениях №№5-8. Литература, не потерявшая научной и художественной ценности, но ставшая ненужной или непрофильной для данной библиотеки, а также издания, накопленные в излишней экземплярности, перераспределяются между подразделениями системы или передаются в ЦБ. Литература, не представляющая интереса для читателей ЦБС, передается в обменный фонд ОК и О, библиотеки других ведомств или списывается в установленном порядке. Ветхие издания ремонтируются на месте или передаются в переплетные мастерские. Принимаются меры по активной пропаганде среди читателей незаслуженно забытых изданий. Приложение 1 % экз. % экз. % экз. % экз. % Худож. экз. % Составляло на начало года Поступило на протяжении года Выбыло на протяжении года Составляет на конец года Выдано за год Обращаемость Книгообеспеченность Читаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Ин. экз. Лит.вед. Крымтат % Техн. Рус. экз. Ест. По языкам Укр. ОПЛ Брошюр Всего По видам книг Книжный фонд По отраслям Иск, С/х спорт Краеведение Статистический анализ фонда * филиала №_______ за 20____г. Приложение 2 Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний * филиала № _______ за 20_____год Всего ОПЛ Ест.науч. Техн. С/х Иск., спорт Лит.вед. Худож. лит-ра Укр. Рус. Ин. Книговыдач Книжный фонд Обращаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Крым.тат. Краевед. Приложение 3 Схема написания анализа изучения книжного фонда 1. Определить отдел книжного фонда или тему анализа. 2. Определить цель данного анализа. 3. Определить методы изучения фонда. 4. Составить таблицу(ы). 5. Проанализировать. 6. Сделать выводы. 7. Наметить план работы по результатам анализа. Приложение 4 Изучение использования отдельных книг № п.п. Шифр Автор, название Год издания К-во экз. Сколько раз выдавалась Устаревшая Причины Непро- Многофильная экз. Недостаток экз. Примечание Приложение 5 Анализ книгообеспеченности книжного фонда библиотеки-филиала № ________ учебная техниучикум лище Отдел Название отдела 32.97 32.973 Вычислительная техника ЭВМ и устройства 175 16 35 - 64 7 - 17 2 12 3 16 3 11 1 20 - 191 35 71 - 19 15 19 12 20 Итого: научнопопулярная производственная для специадля листов рабочих Всего книг по каталогу справочная ВУЗ ср.школа Приложение 6 Анализ интенсивности использования книжного фонда __3_ отдела подотдела 32.97 «Вычислительная техника» Год издания Всего книг До 1995г. 1995-2005 2006-2010 7 70 5 Ни разу не выдавалась 12 - Всего 82 12 (14,6%) 1 - 3 р. До 5 р. До 10 р. Свыше 10 р. 1 17 - 5 18 1 4 - 1 19 4 18 (22%) 24 (29,3%) 4 (4,9%) 24 (29,3%) № п.п. Название отдела и тем больше 10 раз 6 - 10 раз 3 - 5 раз По языкам 1 - 2 раза ни разу не выдавались просмотрено на полках крымскотатарский Типы изданий украинский русский справочные учебные научнопопулярные научные официальные Всего по каталогу Приложение 7 Изучение отдела книжного фонда методом контент-анализа Использование Приложение 8 Анализ причин образования неиспользуемой части книжного фонда подотдела _______ «___________________________________» Всего просмотрено книг По причинам Малоиспользуемые непрофильные дублетные устаревшие незаслуженно забытые
в) Анализ комплектования книжных фондов
На сегодняшний день совокупный объем фондов МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает 35 898 экземпляров, это в среднем 7 экземпляров на 1 читателя, или 2,6 экземпляра на 1 жителя. За отчетный период фонд уменьшился на 342 экземпляра.
В среднем в каждой библиотеке 11 966 экземпляров книг, это на 114 экземпляров меньше, чем в 2011 году.
Объем новых поступлений в библиотеки города Фокино составил 1 811 экземпляров, что выше по сравнению с 2011 годом на 41 экземпляр.
Книгообеспеченность жителей очень низкая – 2,6 экземпляра (по сравнению с прошлым годом не изменилась).
Книгообеспеченность читателей – 7, по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 0,1 (с 7,1 экземпляров до 7).
Обновляемость фонда по сравнению с прошлым годом увеличилась незначительно (с 4,9% до 5 %).
г) Справочный аппарат в помощь комплектованию
внесены изменения в картотеку периодических изданий по МБУК
внесены изменения в картотеку социально-экономического профиля города;
составлена сводная картотека докомплектования на книги,
^ III. Изучение состава и использования библиотечных фондов
Анализ использования книжного фонда
На сегодняшний день фонд МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает более 36 000 экз. документов по различным отраслям знаний.
В 2012 в библиотеках МБУК «Библиотека города Фокино» был проведен анализ состояния и использования книжного фонда по искусству и спорту.
Цель анализа – формирование фонда, соответствующего информационным потребностям пользователей.
Задачи анализа:
Выявление малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий
Выявление и анализ причин образования пассивной части фонда
Освобождение фонда от малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий
Выявление недостатков в работе с фондом и выработка мер по их устранению.
Рабочая гипотеза – невостребованная литература засоряет фонд, снижает показатели обращаемости фонда.
Всего в фонде литературы по искусству и спорту состоит 1360 экземпляров книг, или 3,8% от общего состава фонда.
Исследование проводилось на абонементах и в читальных залах библиотек.
В ходе анализа было просмотрено 994 экз. книг (73,1%) фонда литературы по искусству и спорту.
^ В том числе:
МБУК «Библиотека г. Фокино»:
512 экз. (91,6%) в Библиотечно-информационный отдел
169 экз. (36,6%) в Отдел семейного чтения
313 экз. (87,7%) в Детской библиотеке
^ Анализ фонда по хронологическому охвату и интенсивности использования
а) Литература за последние 5 лет издания (2007 – 2011гг.)
Всего просмотрено 131 экз. (13,2%)
Не выдавались ни разу – 20 экз. (15,3%)
Выдавались:
1 – 2 раза – 29 экз. (22,1%)
3 – 5 раз – 37 экз. (28,2%)
6 – 10 раз – 25 экз. (19,1%)
Свыше 10 раз – 20 экз. (15,3%)
б) Литература за предыдущие 5 лет издания (2002 – 2006 гг.)
Всего просмотрено 88 экз. (8,9%)
Не выдавались ни разу – 24 экз. (27,3%)
Выдавались:
1 – 2 раза – 22 экз. (25%)
3 – 5 раз – 12 экз. (13,6%)
6 – 10 раз – 20 экз. (22,7%)
Свыше 10 раз – 10 экз. (11,4%)
в) Книги, изданные свыше 10 лет назад (ранее 2001 г.)
Всего просмотрено 775 экз. (78%)
Не выдавались ни разу – 85 экз. (11%)
Выдавались:
1 – 2 раза – 133 экз. (17,1%)
3 – 5 раз – 322 экз. (41,5%)
6 – 10 раз – 112 экз. (14,5%)
Свыше 10 раз – 123 экз. (15,9%)
^ Анализ фонда показал следующее:
Литература по искусству и спорту составляет в общем фонде 3,8%, что меньше нормы, более чем в 2,5 раза. Необходимо увеличить долю литературы данного отдела в фонде до 6,5%.
Из хронологического анализа видно, что книги, изданные за последние 5 лет (2007 – 2011 гг.) составляют 11,9%, а для нормальной работы библиотеки требуется, чтобы литература последних 5 лет издания занимала в фонде до 50% его объема.
Книги за предыдущие 5 лет (2002 – 2006 гг.) составляют 8,9%, а остальные почти 80% – это книги, изданные более 10 лет назад. Это говорит о том, что книги, в основном, старые (80 – 90-х годов издания), читателям они почти не интересны. Многие из них уже морально устарели. Необходимо кардинально обновить фонд литературы по искусству и спорту.
Из анализа фонда видно, что в читальных залах библиотек преобладают, в основном, новые издания, в то время, как на абонементах – фонды устаревшие.
Сравнительный анализ литературы по искусству и спорту показал, что книг по искусству в фонде больше, чем по спорту, но, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые. Большая часть книг по искусству, изданных свыше 10 лет назад, до сих пор пользуется популярностью.
В отделе «Спорт» не хватает книг по следующим разделам и темам: литература по отдельным видам спорта, об истории физической культуры в России, оздоровительной физкультуре, спортивной гимнастике. Очень мало литературы по физкультуре и спорту для младших школьников.
В отделе «Искусство» недостаточно следующей литературы: охрана памятников, литература об отдельных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея), о русских художниках их картинах, о дизайне, об отдельных видах художественных изделий (Хохлома, Палех), о скульпторах, о памятниках литературным героям.
Не хватает также литературы о русских и зарубежных актерах, композиторах, о видах и жанрах музыки, об истории игрушек, мебели, кухонной утвари, костюме, о жанрах и видах живописи, сборников популярных песен с нотами, сценариев.
В целом анализ литературы по искусству и спорту показал, что фонд не удовлетворяет потребностям читателей. Книг очень мало, а состав имеющихся книг по читательскому, целевому назначению, конкретной тематике не соответствует запросам читателей, так как книги давно устарели. Та небольшая часть книг, которая обращается, быстро изнашивается и исключается из фонда.
^ Анализ причин образования пассивной части фонда
Не выдавались ни разу – 129 экз. (13%)
Выдавались:
1 – 2 раза – 184 экз. (15,5%)
3 – 5 раз – 371 экз. (37,3%)
6 – 10 раз – 157 экз. (15,8%)
Свыше 10 раз – 153 экз. (15,4%)
Среди пассивной части фонда 313 экз. (31,5%)
Дублетных – 93 экз. (29,7%)
Незаслуженно забытых – 129 экз. (41,2%)
Недавно поступили – 70 экз. (22,4%)
Ветхих – 52 экз. (16,6%)
Устаревших по содержанию – 56 экз. (17,(%)
Непрофильных – 9 экз. (2,9%)
Анализ пассивной части фонда выявил следующее. Необходимо пополнить фонд литературы по искусству и спорту новыми изданиями. За последние несколько лет отдел «Искусство» и «Спорт» существенно сократился, было исключено много устаревшей по содержанию литературы, изданной более 20 лет назад, а новых поступлений почти не было, то есть выбытие во много раз превышает поступление. Имеющаяся в фонде литература постоянно обращается, а высокая обращаемость ведет к быстрому износу книг.
Анализ позволил выявить пробелы в работе и скорректировать план мероприятий по пропаганде литературы по искусству и спорту.
С вновь поступившими изданиями необходимо проводить мероприятия по их рекламе: организовывать выставки новой литературы, оформлять открытые полки-просмотры, проводить обзоры новых книг с выходами в образовательные учреждения.
Для более полного удовлетворения запросов читателей ЦБ планирует провести анкетирование «Информационные запросы читателей», ежеквартально проводить обзор-рекламу отделов «Спорт», «Искусство».
Необходимо также запланировать мероприятия с незаслуженно забытыми книгами: выставки «По страницам забытых книг», цветные закладки «Интересная книга» в книги для привлечения внимания читателей, информация в периодическую печать с обзорами интересных книг.
Необходимо исключить устаревшую по содержанию, излишне дублетную и ветхую литературу.
Анализ отказов
Сделан анализ неудовлетворенного спроса читателей МБУК «Библиотека города Фокино» за 2012 год на основе «Тетрадей отказов» каждого филиала. Составлен список книг и тем получивших наибольшее количество отказов.
В МБУК «Библиотека города Фокино» книжный фонд в 2012 году составлял 36 240 экземпляров книг.
Фонд библиотеки универсален, так как в нем представлены документы по всем отраслям знаний. В течение года фонд пополнялся новыми документами, но в недостаточном количестве. В связи с этим не все запросы пользователей удалось удовлетворить. В библиотеках МБУК «города Фокино» ведутся «Тетради учёта отказов», где фиксируются все книги и темы, на которые были отказы.
^ Всего отказов – 654
в том числе:
а) в помощь деловому чтению – 444 (67,9 %)
по темам:
художественная литература (программные произведения) – 333 (75%)
естественнонаучная литература – 30 (6,7%)
литературоведение, языкознание – 28 (6,3%)
общественно-политическая литература – 23 (5,2%)
искусство, спорт – 18 (4,1 %)
техника – 8 (1,8%)
сельское хозяйство – 4 (0,9)
б) личный интерес – 210 (32,1 %)
по темам:
художественная литература – 86 (41%)
литературоведение, языкознание – 30 (14,3%)
естественнонаучная литература – 23 (11%)
общественно-политическая литература – 23 (11%)
техника – 19 (9%)
искусство, спорт – 17 (8%)
сельское хозяйство – 12 (5,7%)
Анализ отказов показал следующее.
Наибольшее число неудовлетворенных запросов приходится на учебную и художественную (программную) литературу. По-прежнему не хватает изданий по краеведению, стихов и рассказов о войне для младших школьников, православной литературы для детей и взрослых.
Спрос на произведения классической и современной русской и зарубежной литературы, входящие в учебные программы, не был удовлетворен в полной мере. Книги некоторых авторов или совсем отсутствуют в библиотеках, или имеются в 1 – 3 экземплярах, а необходимо в 4 – 5 раз больше. Не хватает произведений следующих авторов: Лиханов А. Последние холода, Токмакова И. Аля Кляксич и другие, Хогарт Э.Мафин и его друзья, Крапивин В. Брат, которому семь, Булычев К. Миллион приключений, Зальтен Ф. Бемби, Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть, Лондон Д. Маленькая хозяйка большого дома, Велтистов В. Приключения Электроника, Астафьев В. Рассказы, Солженицын А. Матренин двор и другие.
В отделе художественной литературы наиболее часты отказы на следующие жанры и темы: триллеры (мистика, ужасы), детективы, фантастика, книги, ставшие «литературным событием». Чаще всего спрашивают книги А.Марининой, Т. Устиновой, З. Прилепина, О. Роя, Б. Акунина, П. Дашковой, Л. Улицкой, Д. Рубиной.
В фонде естественных наук, искусства и сельского хозяйства наибольшее число отказов пришлось на научно-популярную, справочную литературу, книги по биологии человека, о домашних животных, цветоводстве, дачном хозяйстве, пчеловодстве, описание картин, памятников. Отказы носят конкретный характер.
Остро не хватает литературы для подростков и книг для молодежи. Мало книг по физкультуре и спорту.
Часты отказы на техническую литературу по домоводству и рукоделию (плетение из лозы, столярное дело, дизайн жилых помещений, вязание, бисероплетение).
На основе «Тетрадей отказов» составлен список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов.
Список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов, прилагается.
^ IV. Работа с каталогами и картотеками
За работу с каталогами в МБУК «Библиотека города Фокино» отвечает отдел комплектования и обработки (заведующая Мишина Т.В., образование среднее специальное (библ.)).
В филиалах МБУК «Библиотека города Фокино» являются обязательными алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей, краеведческая картотека.
В должностных инструкциях библиотекарей филиалов работа с каталогами и картотеками отражена в виде следующих формулировок:
«Отвечает за ведение систематического каталога и АПУ к нему»;
«Отвечает за ведение алфавитного каталога»;
«Отвечает за ведение топографического каталога»;
«Отвечает за ведение систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, тематических картотек».
Образование библиотекарей филиалов:
Высшее – 3 чел. (2 – эконом., 1 – педаг.)
Среднее специальное – 8 чел. (в том числе библ. – 7).
Количество полученной новой литературы за 2012 год составляет 1 811 экземпляров.
Распределение по филиалам
Название библиотеки | Количество поступивших изданий | Количество библиографическ. записей, влитых в алфавитный каталог
| Количество библиографическ. записей, влитых в систематичес- кий каталог
|
Библиотечно-информационный отдел | 352 | 461 | 403 |
Детская библиотека | 455 | 500 | 378 |
Отдел семейного чтения | 333 | 469 | 452 |
ИТОГО | 1 140 | 1 430 | 1 233 |
По данным отчетов, справочно-библиографический аппарат библиотек МБУК в 2012 году пополнился на 6 433 библиографических записи, включая поступления из ОКиО, изъято – 3 923 библиографических записи.
Во всех филиалах оформлены картотеки периодических изданий для
читателей. Влито 53 библиографических записи, в том числе в Библиотечно-информационном отделе – 20, в Детской библиотеке – 18, в Отделе семейного чтения – 25.
Редактирование:
Цель изучения библиотечного фонда – оценка качества данного фонда или подфонда, установление его слабых и сильных сторон, своевременное выявление нарушений, изъянов, ошибок в деятельности по его созданию, с тем что бы вовремя предупредить возникновение кризисных ситуаций, предприняв правильное корректирующее действие.
Методы сбора контролирующей информации -Быстрое ознакомление с содержанием документов при обработке документов, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов в фонде; - наблюдения за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отдельные документы; - наблюдения за отказами по различным темам; - наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов.
Выводы. § Положительные стороны метода: при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов метод позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Недостатки метода: субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности.
Библиографический метод состоит в том, что библиотечный каталог, отражающий состав. фонда сопоставляется с библиографическими указателями, в которых отражаются документы по профилю данного фонда. Таким образом происходит выявление документов отсутствующих в фонде
В качестве источников информации используются: - государственные библиографические издания, выпускаемые Российской книжной палатой; - текущие указатели или реферативные журналы институтов научной информации; - профильные библиографические указатели рекомендательного характера; - рекомендательные списки в профильных изданиях (учебниках, учебных пособиях и т. д. ; - Критические обзоры и рецензии в отраслевых журналах;
- рекомендательные списки изданий по профилю на сайтах отдельных организаций; - литература предлагаемая на различных тематических сайтах и порталах.
Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный его недостаток – трудоемкость. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.
Социологические методы направлены на выявление мнений пользователей о данном фонде, их читательских предпочтений, служат для оценки их удовлетворенности фондом библиотеки. Методы, используемые для изучения фонда опрос наблюдени е Возможность читателями вносить свои предложения метод выборочного наблюдения анализ читательског о формуляра экспертный опрос анализ книжных формуляров и листков возврата составление рейтинга метод эксперимента
2. Статистический анализ библиотечного фонда. Метод статистического анализа предусматривает рассмотрение и сравнение различных количественных данных о состоянии и использовании библиотечного фонда. Преимущества статистического анализа - относительная объективность, поскольку он основывается на количественных данных, собранных в результате сплошного учета фонда и результатов его использования; - экономичность – статистический анализ базируется на данных библиотечной статистики и не требует специального сбора сведений, особой математической подготовки; - оперативность – с его помощью можно быстро диагностировать проблемы в фонде для принятия соответствующих управленческих решений;
- эффективность – позволяет одновременно решать несколько задач: определять соответствие данного фонда или подфонда запросам пользователей; выявлять пассивные, малоспрашиваемые части фонда; регулировать отраслевую или типовидовую структуру фонда, достигать оптимального соотношения между подфондами, выделенными по различным признакам; определять базовые показатели для планирования деятельности библиотеки с учетом выявленных проблем и тенденций; выявлять скрытые резервы для повышения эффективности использования фонда.
В статистическом анализе фонда используются два основных вида количественных показателей: Абсолютные показатели Образуются в результате суммирования данных учета. Относительные (расчетные) показатели Рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам.
Источниками получения абсолютных показателей библиотечного фонда являются: Книга суммарного учета: Дневник библиотеки: § объем фонда в экземплярах; § объем фонда в названиях; § Объем подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам; § объем новых поступлений. А также объемы поступлений по отдельным видам документов, отраслям, языкам, источникам комплектования; § количество выбывших из фонда документов, в том числе по отраслям, языкам, причинам выбытия. § книговыдача. Показывает востребованность документов из фонда; § частная книговыдача – выдача отдельных видов документов из различных отраслевых подфондов; § общее количество показателей; § количество отдельных групп пользователей (по полу, возрасту и пр.).
Относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения и выражаются в коэффициентах (кратких отношениях) или в процентах, а в некоторых случаях – именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя). Для многих относительных показателей устанавливаются нормативы, в кото определяется приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствуют об имеющихся проблемах в фонде.
Все относительные показатели связанные с библиотечным фонд делятся на три группы: 1. Относительные показатели библиотечного фонда Наименование показателей Книгообеспеченность (Ко) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество Ф: П документов в фонде, Ф – объем приходящееся на одного фондаполуфонда; пользователя Нормативные границы 8
Наименование показателей Сущность показателей Расчетная формула Нормативные границы Коэффициент полноты комплектования (Пкомпл) Степень представленности в фонде документов из профильного документопотока, т. е. всех выпущенных профильных документов (как правило за определенный период) (Фназв: ДПпр) * 100% От 20% до 100% - в зависимости от задач фонда. Коэффициент удовлетворения запросов (Уз), или удельный вес удовлетворенного спроса Доля запросов удовлетворенных собственным фондом, от всех поступающих запросов пользователей по профилю фондаподфонда (Зудв. : Зобщ) * 100%, Где Зудв. – количество удовлетворенных запросов; Зобщ. – поступивших Фназв – объем фондаполуфонда в названиях за последние 3 -5 лет; ДПпр – количество названий в профильном документопотоке за последние 3 -5 лет. Относительные показатели использования библиотечного фонда 80%
Наименование показателей Обращаемость (Об) Читаемость (Ч) Удельный вес отрасли в книговыдаче (Ув. В) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество В: Ф, где выдач каждого В – объем документа в фонде за книговыдачи из год фонда подфонда; Ф – объем фонда подфонда. Среднее количество документов, выданных из фонда подфонда каждому пользователю в год В: П, где В – в объеме книговыдачи из фонда подфонда; Доля книговыдачи из (Впф: В) * 100%, где данного подфонда в Впф – книговыдача из общей книговыдаче данного подфонда; (т. е. из фонда в В – общая целом), выраженная в книговыдача. процентах Нормативные границы 1, 3
Коэффициент соответствия (Кс) Показатель соизмеримости долей отрасли знаний в фонде и в книговыдаче Ув. Вп. Ф: Ув Фп. Ф, где Ув. Впф – удельный вес книговыдачи из данного подфонда; Ув. Фп. Ф – удельный вес подфонда в общем объеме фонда. 0, 7 0
Темпы прироста фонда Прирост величины фонда подфонда за определенный период, выраженный в процентах (Пр. Ф: Фпред) * 100%, где Пр. Ф – абсолютный прирост фонда подфонда за рассматриваемый период; Фпред = исходная величина фонда за рассматриваемый период. От 2% до 10%
Темпы роста фонда (Тр. Ф), книговыдачи (Тр. В), ползователей (Тр. П) Степень прироста базового показателя за определенный период (несколько лет) Тр. Ф = Фтек: Фпред Тр. В = Втек: Впред Тр. П = Птек: Ппред, где Фтек, Втек, Птек – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за текущий год; Фпред, Впред, Ппред – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за предыдущий год. Обновляемость фонда Степень обновления (Фн: Ф)*100%, где (Н) фонда за Фн – объем новых определенный период поступлений; (1 -5 лет) Ф – объем фонда. Тр. Ф = Тр. В = Тр. П От 3% до 10%
Относительные показатели состава (состояния) фонда Книгообеспеченность показывает, какое количество документов в фонде в среднем приходится на одного пользователя. Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. При этом в расчете показателя используется объем фонда или подфонда, исчисляемый в названиях, а не в экземплярах.
Относительные показатели использования фонда удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов) рассчитывается для оценки оптимальности полноты библиотечного фонда; показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования библиотечного фонда, а, следовательно, его востребованность; Относительные показатели развития фонда Абсолютный прирост фонда образуется путем вычитания абсолютных показателей объемов фонда за текущий и предыдущий годы; Темпы прироста фонда показывают, на какую долю, выраженную в процентах, увеличился или сократился фонд.
Соразмерность темпов роста фондов с темпами роста пользователей и книговыдачи оценивается в библиотечных фондах, ориентированных в первую очередь на использование документов, а не на сохранение их как культурного наследия Все большее значение в последние годы приобретает показатель обновляемости фонда. Для поддержания соответствия состава фонда современным запросам потребителей информации необходимо непрерывное обновление библиотечных фондов.
Походы к расчету показателя обновляемости фонда: - обносляемость как удельный вес (доля) поступлений в общем объеме фонда. Позволяет контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться; - обновляемость как период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет; - обновляемость как доля новых документов в фонде (в%). норматив может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей его профиля.
Почти все нормативы относительных показателей носят рекомендательный характер. Прежде всего они разрабатываются для библиотек определенного типа. Поэтому для каждого библиотечного фонда разрабатывается собственный стандарт оценки качества фонда. При анализе полученные статистические данные сравниваются: - с нормативными показателями; - с аналогичными показателями за предыдущие периоды; - с аналогичными показателями фондов других библиотек; - Сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели (комплексный анализ библиотечного фонда).
В ходе изучения выявляют документы, которые требуют усилить их пропаганду среди абонентов, увеличить или сократить их экземплярность, исключить из фонда, передать на другой уровень хранения. Чем меньше объем фонда, тем чаще он должен изучаться.
Отдел комплектования - составляет план изучения состава и использования фонда, рассчитанный на определенный срок, длительность которого зависит от величины фонда, количества библиотекарей и времени, которое они могут уделять этому процессу .
Технологически изучение фонда делится на этапы.
На подготовительном этапе определяют очередность, сроки, исполнителей. Составляют и утверждают календарный график выполнения операций, подготавливают учетно-отчетные материалы о составе, величине, движении фонда и его использовании, отказах абонентам, готовят бланки учетной документации, таблицы анализа фонда, подбирают соответствующие библиографические пособия, инструктируют и обеспечивают нужными материалами исполнителей.
На втором этапе приступают непосредственно к изучению намеченного раздела фонда - его состава, величины, характера использования.
Третий этап - обработка и анализ данных, полученных в ходе изучения. С ними на производственных совещаниях знакомят всех библиотекарей, которым эти сведения необходимы в их производственной деятельности. На этом этапе принимают решения по вторичному отбору в изученной части фонда.
Заключительный этап - проведение принятых решений в жизнь .
Очередность изучения подфондов (разделов фонда) определяется актуальностью тематики, подлежащей изучению, активностью спроса, состоянием сохранности, сменой сотрудников и тому подобными факторами. При этом может оказаться правомерным, что одни части фонда изучаются чаще, основательнее, разностороннее, чем другие.
Показатели: Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту .
Расчет экземплярности: число читателей умножить на средний срок пребывания учебника на руках и все это разделить на количество дней жизни документа.
Библиотечный фонд равен книговыдаче умноженной на количество читателей.
Обращаемость библиотечного фонда. Показатель определяется по формуле количество выданных читателям в течение года документов из библиотечного фонда, разделив на общий объем этого фонда. Обращаемость может быть общая (по всему фонду) или частная (по подфондам), она равна количество выдач делить на время пребывания в фонде документов. Чем выше обращаемость, тем лучше скомплектован фонд.
Читаемость определяют числом документов, выданных одному читателю за определенный отрезок времени. Показатель получают путем деления количества книговыдач на число читателей. Если этот показатель невелик, возможно, в библиотеке мало интересных и нужных читателям книг. Так же можно рассчитать формулу читательской емкости - время, затраченное на чтение всего фонда поделить на время, затраченное на чтение одного документа .
Разделив количество документов, которыми располагает библиотека, на количество читателей, получим показатель общей книгообеспеченности. Показатель говорит о достаточности (или наоборот) фонда для обслуживания читателей.
Обновляемость БФ показывает качественные изменения в структуре фонда, придает ему динамичность развития. Зная темп обновляемости БФ, можно вычислить период, в течение которого он обновится практически полностью.
Под показателем обновляемости фонда понимается средняя величина, рассчитанная путем деления объема поступлений за исследуемый период на объем фонда на конец исследуемого периода и умноженная на 100 процентов.
Макулатур-фактор - показатель, определяющий в процентах, сколько не нужных библиотеке документов (макулатуры) было приобретено в фонд за конкретный период. На основе читательского спроса он рассчитывается по формуле L=[(S - Sn)/S] - 100%, где S - количество документов, введенных в конкретный период в фонд; Sn - количество использованных из них читателями в течение этого периода .
Любой показатель позволяет библиотекарю контролировать качество фонда, находить причины отклонения от оптимальных данных и либо пополнять, либо очищать его. Все показатели взаимосвязаны - их сопоставление позволяет определить, в какой части фонда произошло рассогласование комплектования, какие процессы, тенденции в развитии фонда проявляются, какие из них прогрессивны, какие нет .
Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотечного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при проведении бесед и библиографических обзоров. Однако такого ежедневного наблюдения за фондом недостаточно для управления его формированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фонда: статистический, библиографический, аналитический и социологический.