Введение
II. Основные этапы процесса управления
III.Типология процесса управления
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с тем обстоятельством, что процесс управления, хотя и играет в организации вполне определенную роль, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности .
Однако, необходимо отметить, что при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации, можно с достаточной степенью четкости установить границы деятельности, которая составляет содержание процесса управления.
Определенную специфику имеет процесс управления и внутри самой организации. О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что позиции управления внутри самой организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которую призвана реализовать та или иная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, которое формирует и приводит в движение ресурсы организации для достижения определенных целей .
Управление как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю среду организации, представляющее собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Предмет исследования представляет собой управленческий процесс.
Объект исследования – содержание управленческого процесса.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать содержательную составляющую процесса управления.
Достижение данной цели, на наш взгляд, предполагает решение следующих задач:
1. Осветить содержание процесса управления.
2. Выделить и охарактеризовать основные этапы процесса управления.
3. Классифицировать процесс управления.
В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:
1. Анализ источников и используемой литературы.
2. Сравнительный метод.
Данная работа была написана с использованием нормативных источников и учебной литературы.
I . Содержание процесса управления
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей.
В. Р. Веснин подчеркивает, что управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации .
Он подчеркивает то обстоятельство, что данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации.
Он также заостряет внимание и на том, что управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы, такие как правила, процедуры, официальные полномочия, и достаточно мягкие, как стиль руководства и организационные ценности. Целью конкретного управленческого процесса, как подчеркивает автор, является изменение или наоборот сохранение существующей управленческой ситуации, то есть совокупности тех обстоятельств, которые оказывают, или в будущем могут оказать влияние на развитие самой организации.
О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий.
Они указывают на ту особенность процесса управления, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности (см. рис.1).
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов .
Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 году А. Файоль, для процесса управления внутри организации характерно наличие, в общем – то однородных видов деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, что для процесса управления характерно функциональное содержание. То есть авторы считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:
1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками, а также установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, который заключается в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы .
На существование функциональной составляющей как содержательной стороны процесса управления заостряет внимание и Л. Е. Басовский. Он определяет процесс управления как непрерывную последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля .
Существуют и иные определения содержательной составляющей процесса управления.
По мнению А. И. Орлова и В. Н. Федосеева, термин «процесс управления» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .
В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» . К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.
Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди авторов – теоретиков в области менеджмента не сложилось единой точки зрения по вопросу трактовки содержательной стороны процесса управления.
Тем не менее, анализ приведенных трактовок показывает функциональную направленность в рассмотрении содержания процесса управления.
II . Основные этапы процесса управления
Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.
По нашему мнению процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволит выявить как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.
Исходя из всего вышесказанного, можно определить этап процесса управления как совокупность управленческих оп6ераций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью и отражает необходимость их существования .
Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.
Схематично данный процесс представлен на рис.2
Иной взгляд на рассматриваемую проблему содержится у О. С. Виханского и А. И. Наумова .
По мнению данных авторов, логическая схема процесса управления имеет следующий вид. Исходным началом развития процесса управления является появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.
Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи – реакции, которая должна привести к развитию процесса управления.
По мнению авторов, возможно появление трех типов реакции, которые наиболее рельефно выделяются из всего многообразия отличающихся отдельными нюансами реакций, встречающихся в реальной практике преобразования управления.
Первый тип – попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основные внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, на их устранении.
Второй тип – стереотипный подход к решению возникающих задач. Это чаще всего попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным такого рода стереотипным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.
КАК ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ
Управленческий процесс - это юридическая, процессуальная сторона управленческой деятельности.
У системы государственно-административного управления как любой другой есть два состояния - статичность и динамика. Собственно, и понятие «власть» - политическая или административная - отражает всего лишь абстракцию, которая материализуется только в процессе, во властеосуществлении.
В данном разделе рассматриваются закономерности процесса административного управления, процессуального исполнения гражданской службы, последовательно анализируются системообразующие процедуры управленческой деятельности - нормотворческой и нормоприменительной, принятия управленческих решений и контроля за их обеспечением.
Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию
Концептуальные основы
Административный процесс как исполнение государственной службы. Виды административного процесса
Роль управленческих процедур в механизме административного управления
Административное производство: его место в административно-управленческом процессе и структура
Проблемы упорядочения административно-управленческого процесса
Концептуальные"основы
Процесс (с лат. Ргocessus - продвижение, прохождение) - термин, который употребляется в узком, юридическом смысле и широком, общепонятном.
В юридическом значении процесс - это порядок рассмотрения дел в административных органах (административный процесс, административное дело) или в суде (судебный процесс, судебное дело, судопроизводство).
Как общеупотребимое слово, процесс - продвижение, последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следуемых друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
Как понимать это слово в сочетании с государственным управлением, т.е. процесс государственного управления? Очевидно, только в широком, общеупотребимом смысле - как непрерывное государственно-управляющее воздействие, проявляющее динамику взаимосвязей, взаимодействий, воздействий всех (статичных) компонентов системы госуправления (органов, кадров, актов, решений, принципов, методов и т. д.) в совокупности видимых (положительных и отрицательных) результатов их влияния на общественную систему. Можно сказать, что процесс государственного управления - это форма жизни системы госуправления, ее функционирование.
Процесс государственного управления проявляется через отношения и деятельность государственных органов (должностных лиц), которые базируются на нормах публичного права, всех его отраслей, но при этом существуют отношения и деятельность в управлении, не урегулированные нормами права, которые реализуются в порядке усмотрения как субъективное право. Таким образом, процесс госуправления имеет два основания: профессионально-квалификационное управляющее воздействие и правовое воздействие (юридический процесс) - это вся палитра, динамика управления. С процессом государственного управления нельзя отождествлять управленческий процесс.
Управленческий процесс - это та часть процесса госуправления, которая регламентируется нормами права и результатом имеет юридические последствия; это отношения и действия конкретных государственно-административных органов (и их должностных лиц), динамика которых зиждется на нормах права: материальных и процессуальных; это юридическая, процессуальная сторона управленческой деятельности. Таким образом, понятия «управленческий процесс» и «управленческая деятельность» близкие, но не совпадающие. Разберемся в этом более основательно.
Управленческий процесс, отражая динамическую, действенную, практическую сущность управления, представляет собой совокупность последовательных действий, процедур, регулирующих поведение объекта управления. В результате осуществления этих действий формируются управленческие отношения, достигаются цели, реализуются функции, принципы и методы управления, определяется (достигается) его эффективность.
При осуществлении любой властной управленческой деятельности органы государства обязаны руководствоваться правовыми установлениями, практически использовать предписания нормы права для разрешения конкретных вопросов управления. Причем одновременно необходимо обращаться как к материальным установлениям, так и к процессуальным, чтобы разрешить вопрос законно и оптимально, достичь необходимых социальных результатов.
В то же время управление в своей динамике (т. е. процесс управления - не отождествлять с управленческим процессом!) нельзя рассматривать только через совокупность процедур, только как технологию, которые имеют немаловажное значение для качества управления, НО не исчерпывают его содержания. Более правильной является характеристика процесса управления в контексте его социальной сущности: в какой степени в нем отражены потребности и возможности общества предупреждать и разрешать возникающие противоречия, осуществлять права и свободы, интересы граждан. Без учета этого даже самая передовая технология не может исключить опасности бюрократизации управленческого процесса, превращения системы управления в «вещь для себя». Процесс управления, таким образом, это целостная управленческая деятельность субъектов управления (органов исполнительной власти и должностных лиц), осуществляемая как действия, урегулированные нормами права (управленческий процесс), так и действия, не регламентированные правом. Процесс управления как управленческая деятельность необходимо сочетает администрирование с политикой, предполагает способность управленцев разрабатывать управленческие решения, организовывать работу исходя из общенародных, общегосударственных интересов.
В управленческой деятельности нельзя не замечать политическую составляющую. В современной западной и российской политологии активно разрабатывается подход к определению административной политики как одному из видов (разновидностей) управленческой деятельности, связанной с выражением и защитой значимых интересов государства, социальных групп и слоев общества, индивидов, интеграцией различных слоев населения, гармонизацией их интересов и рационализацией возникших противоречий и т.д. - т.е. по управлению социально-политическими процессами. Можно дать определение административной политике как спланированной на основе конституционно-законодательных норм программы, обозначающей цель, ценности и практические шаги. Любая диспропорция в развитии общества, любая трудность в решении конкретных проблем становится политической управленческой проблемой, ибо ее решение затрагивает интересы многих людей и зависит от власти и тем более, если для ее решения необходимо ломать, изменять существующие управленческие структуры, нормы и технологии (процедуры).
Процессный подход был впервые предложен представителями классической школы управления, сформулировали основные функции управления, считая их необходимыми для любой организации.
Процесс управления - это деятельность объединенных субъектов управления, направленная на достижение определенной цели, путем выполнения определенных функций, с применением соответствующих методов и соблюдением принципов управления .
Предметом управленческого процесса является информация, которую исполнители и руководители используют в своей деятельности .
Средствами осуществления управленческого процесса является управленческий труд персонала, носители и каналы передачи информации .
Различные процессы управления в различных сферах производительной деятельности имеют общие характеристики:
1. Непрерывность - объясняется тем, что одни управленческие процессы переходят в другие, чем выше уровень управления и тем больше продолжительность подпадает под процесс управления.
2. Неравномерность - срок осуществления различных этапов управления различен; изучение, анализ, подготовка вариантов решения долговременные, а также принятия решений коротка.
3. Цикличность - обусловлена тем, что этапы процесса управления являются обязательными и повторяющимися.
4. Последовательность - предполагает соблюдение определенного порядка этапов менеджмента: установление цели, планирование, принятие решения, организация, оперативное влияние, контроль, корректировка.
5. Изменчивость - обусловлена изменчивостью сред, как внешнего, так и внутреннего.
6. Постоянство - характеризует уровень совершенства менеджмента организации, умение предотвращать изменчивость, совершенство организационной структуры, а также правил и процедур управления.
Основной закон управления - на каждое предприятие, как открытую систему, внутреннее и внешнее среду оказывают различное влияние как закономерно повторительный, так и случайный. Чтобы удержать свою целостность и способность к функционированию, система управления предприятия должна отвечать на каждый такое влияние соответствующим противодействием, и именно в подходящее время.
В процесс управления на предприятии относится ряд требований.
Главное требование к организации управления на предприятии заключается в том, что система управления предприятием должна иметь такую же или большее разнообразие и быстродействие программ действий, соответствует возможной разнообразия воздействия среды на систему, которая управляется.
Основными элементами управления выступают: стратегии, структура, системы, стиль, совместимость ценности, состав персонала, сумма навыков. Характеристика элементов управления приведена в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Характеристика элементов управления
элементы управления |
характеристика элемента |
структура |
Описание характеристики организационной схемы (уровни, звенья, организационные связи) |
Описание формальных и неформальных процессов и установление процедур на предприятии |
|
стратегии |
Направленность предприятия на достижение поставленных целей |
состав персонала |
Характеристики основных категорий персонала предприятия |
сумма навыков |
|
Характеристика действий руководителей предприятия, направленных на достижение целей и системы управления в целом |
|
общность ценности |
Важнейшие ценности и основополагающие концепции, определяющие поведение участников деятельности предприятия |
Элементы управления предприятия делятся на жесткие и мягкие (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Формирование результативного и эффективного подхода к управлению предприятием
Характеристика составляющих процесса управления результативного и эффективного подхода приведена в табл. 5.2.
Процессы управления относятся к сложным явлениям. Понять же сущность сложных явлений и получить о них достоверные сведения можно только, многократно наблюдая за поведением исследуемого объекта или явления. При этом нам важно не просто получить достоверный материал о управленческий процесс, но и оценить качественную сторону последнего.
Таблица 5.2
Сопоставлены результативного и эффективного подхода к управлению предприятием
Характеристика составляющих процесса управления |
|
По результативного подхода |
По действенного подхода |
Выполнение работы таким образом, чтобы обеспечить ее эффективность |
Выполнение работ необходимым образом, даже в случаях, когда она не дает существенных результатов |
Избежание возникновения проблем, чтобы уменьшить эффекты внезапности |
Решение проблем по мере их возникновения средствами управления |
Оптимальное использование ресурсов, поиски эффективных заменителей |
Экономия ресурсов |
Повышение прибыльности |
Снижение себестоимости |
Достижения лучших результатов |
Выполнение должностных обязанностей в соответствии с инструкциями |
Оценки конечных результатов |
Контроль расходов |
Поскольку предметом труда управленческого персонала является информация, то количественную оценку качества управления стоит давать в первую очередь по информационным позиций, а исследования существующих процессов управления необходимо проводить с использованием принципов системного анализа.
Системные исследования требуют сохранения целостности исследуемой системы, ее единстве с окружающей средой и последующей направленной упорядоченности элементов системы, а совершенствование этих элементов должно быть направлено на улучшение функционирования всей системы .
Исследование процессов управления производством состоит из вполне определенных последовательных этапов:
а) постановка задачи и определение целей исследования;
б) обследование существующих форм и методов управления производством, их оценка и сравнительный анализ;
в) определение "узких мест" в управленческом процессе;
г) определение факторов, которые играют главную положительную и отрицательную роль в управлении исследуемым объектом;
д) поиск критериев, оценивающих эффективность управления;
Типология процесса управления
Основные этапы процесса управления
Процесс управления
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей. Имеется различные точки зрения в определении процесса управления.
Представим некоторые из них:
1. Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.
Данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации. Управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы (правила, процедуры, официальные полномочия), и достаточно мягкие, (стиль руководства, организационные ценности). Целью конкретного управленческого процесса, является изменение или сохранение существующей управленческой ситуации, которые оказывают, или могут оказать влияние на развитие организации.
2. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий. Особенность процесса управления, состоит в том, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности.
Содержание и набор действий и функций , осуществляемых в процессе управления, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.
Для процесса управления внутри организации характерно наличие однородных видов деятельности.
Ученые считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в общие функции управления:
К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.
Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.
Процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволяет выявить закономерности процесса управления, и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.
Этап процесса управления можно определить как совокупность управленческих операций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью, отражает необходимость их существования.
Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения. Схематично данный процесс представлен на рис.1
Рис. 2 Содержание этапов в процессе управления
По мнению ряда ученых, логическая схема процесса управления имеет следующий вид.
1 . Первый шаг началом развития процесса управления здесь происходит появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.
2 . Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи -которые должны привести к развитию процесса управления. Возможно появление трех типов реакции.
Первый тип - попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основное внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения..
Второй тип - стереотипный подход к решению возникающих задач. Это попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.
Третий тип - комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.
3 . Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.
После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг
4 Четвертый шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления.
Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается завершающий шаг - закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во - первых , соответствующее развитие информационно - поведенческой подсистемы. Во- вторых , на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.
В - третьих , на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.
Выделение тех или иных этапов процесса управления связано с учетом определенных аспектов процесса.
Реферат по предмету менеджмент на тему :
Управленческие процессы в организации
Введение 3
Управленческий процесс 4
Управленческий цикл и его этапы 6
Производство и управление им 9
Управление ассортиментной политикой предприятия 15
Материально- техническое обеспечение предприятия 20
Сбытовая политика предприятия 21
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
1) получение и анализ информации;
2) выработка и принятие решений;
3) организация их выполнения;
4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;
5) вознаграждение или наказание исполнителей.
Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными; своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы, например, правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и прочее.
Управленческий процесс и его характеристика
Любой управленческий процесс состоит из определенных фаз (стадий).
Фаза (стадия) - качественно определенная часть процесса. Переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения как самого процесса, так и системы, в которой он осуществляется.
Полное прохождение стадий процесса и возвращение к исходному образует цикл. В общем случае цикл - это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса.
Этап - более узкое понятие, чем фаза. Этапы выделяются только в процессах, ориентированных на достижение результатов. Этапы управления - это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, в целях получения планируемого результата. Имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, более того, они как бы проникают друг в друга. Иными словами, все управленческие этапы образуют целостный управленческий цикл.
Управленческий цикл - это завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления.
Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать характерные черты, общие зависимости, единые закономерности процессов и обеспечивать на этой основе их рациональную процессуализацию и предвидение.
Общая система этапов:
сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки - диагноз;
научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим - прогноз;
выработка и принятие управленческого решения;
разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели, - планирование;
своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения - организация;
активация деятельности исполнителей - мотивация и стимулирование;
получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, - учет и контроль;
общий для 4-х последних этапов - обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями - регулирование.
Данный алгоритм позволяет определить место каждого этапа в процессе управления, овладеть технологией и методикой, навыками и умением руководить коллективом. Строго последовательное расположение этапов показывает зависимость качества системы управления от каждого отдельного элемента и реализуемых функций. Начало выполнения очередного этапа не означает окончания предыдущего. Например, работа с информацией осуществляется на протяжении всего управленческого цикла, корректировка плана происходит в ходе его выполнения и т.д.
Начинается цикл с появления управленческой проблемы. В качестве проблемы могут выступать как задачи, указания начальника, так и собственные задачи. В нашем случае проблему можно определить как вопрос, который объективно возникает в ходе управления, и решение которого представляет практический интерес, соответствует поставленным целям.
Управленческий цикл и его этапы
1. Диагноз
Диагноз - сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки.
Решение проблемы требует наличия управленческой информации. Это множество сообщений, необходимых для осуществления процесса управления.
Требования к информации: полнота, объективность, достоверность, оперативность, непрерывность поступления.
Информация поступает из вышестоящего звена управления или может собираться самостоятельно. В первом случае информация обязательно уясняется, во втором случае необходимо применение научных методов сбора.
2. Прогнозирование
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования.
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Это специальные исследования, преимущественно с количественными оценками и с указанием тенденций, характера и определенных сроков изменения объекта управления.
Прогнозирование имеет два аспекта: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем. Следовательно, прогноз - не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.
3. Решение
Принятие решений - одна из фундаментальных задач управленческой деятельности, и именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. И не только тогда, когда решение оказывается неверным, - немало хлопот бывает и с правильными, грамотными решениями (С. Макаров).
В научной литературе управленческое решение представлено в двух аспектах - широком и узком.
В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
В узком смысле слова под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуацииСм.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.. Управленческое решение - это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации.
4. Планирование
На базе результатов прогноза и решения руководителя проводится планирование и формируется план деятельности.
Планирование заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения войсками каждой из задач, распределении усилий войск и материальных средств по задачам и направлениям действий, установлении порядка взаимодействия и всех видов обеспечения, позволяющих реализовать решение и достигнуть поставленной цели.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются:
прогнозы развития организации в будущем;
промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
При планировании необходимо учитывать его принципы:
единство;
непрерывность;
гибкость;
координация и интеграция;
обоснованность;
скрытность (в условиях боевой обстановки).
5. Организация
Состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы.
Этапы планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются: планирование готовит почву для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед частью (подразделением), а организация как функция управления создает рабочий процесс, главным компонентом которого выступают люди. Таким образом, планирование и организация как бы материализуют управление, делают его фактом социальной действительности.