Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.
Трест - монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.
Определение монополии
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова « моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.
В данной работе будет рассмотрена история возникновения и развития монополий в России, где наиболее распространенным видом объединения предприятий являлся синдикат.
Синдикат -- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
История возникновения и развития монополий в России
Процессы монополизации в экономике России в конце XIX - начале XX века породили новые типы предпринимательских объединений и новый характер их взаимоотношений с государством, и в частности с органами государственного управления.
В научной юридической литературе того времени возникло понятие «предпринимательский союз», охватывавшее такие виды объединений, как картели, синдикаты и тресты, которые различались между собой степенью интеграции. Следует сразу отметить, что в России были более распространены первые два вида объединений предпринимателей (или предпринимательских союзов) - картели и синдикаты. Наиболее распространенным явлением стали в то время именно синдикаты. Возникшие из корпоративных представительных организаций предпринимателей-товаропроизводителей, действовавших в тех или иных отраслях, эти объединения немедленно приобретали сугубо коммерческий характер. Характерным явлением для них было то, что, являясь формально добровольными объединениями соответствующих предпринимателей, они были схожи с теми корпоративными объединениями, которые являлись их предшественниками. Это сходство заключалось в том, что в картелях, трестах, синдикатах, как и в биржевых комитетах, различных съездах и обществах промышленников, доминировали лидеры отраслей, наиболее крупные предприниматели-товаропроизводители, которые в значительной мере определяли условия организации и деятельности подавляющего большинства таких монополистических корпораций (предпринимательских союзов).
Что же касается взаимоотношений органов государственной власти с предпринимательскими союзами, в том числе властно-организующей деятельности органов государственного управления, то характер их существенно изменился. Была утрачена инициирующая роль государства в их создании. Инициатива создания таких объединений, или союзов, исходила от самих предпринимателей, их корпоративных общественных объединений - съездов, обществ и т. п.
Правотворческая, нормативно-регулирующая деятельность российского государства в данной сфере существенно отставала от практики организации и деятельности предпринимательских союзов в России. Учредительство предпринимательских союзов осуществлялось по преимуществу вне разрешительной или регистрационной деятельности органов государственного управления.
По сути, применительно к такому явлению, как предпринимательские союзы, в указанный период можно говорить о запретительной, по преимуществу, либо стимулирующей деятельности государства, в том числе правительства, министерств, судебных органов, в отношении этих предпринимательских союзов или монополистических корпораций.
Вместе с тем нельзя утверждать, что органы государственного управления, и прежде всего высшие органы, такие как правительство, утратили властно-организующие рычаги воздействия на процессы организации и деятельности предпринимательских союзов, которые все более занимали господствующие позиции в ключевых отраслях российской экономики.
Можно попытаться дать здесь сжатый сравнительный анализ правовых, организационных, экономических основ организации и деятельности картелей, синдикатов и трестов. Следует отметить, что в конце XIX - начале XX века эти виды предпринимательских союзов в России практически ничем не отличались от соответствующих объединений в США и Европе, откуда они, собственно, в Россию и пришли. Основное существенное различие заключается в том, что в дореволюционной России основной формой объединения стали синдикаты, тогда как картели были явлением относительно редким, а такие объединения, как тресты, в российской промышленности практически отсутствовали.
Для всех видов предпринимательских союзов общим в экономическом смысле было, прежде всего, то обстоятельство, что и картели, и синдикаты, и тресты являлись соглашениями предпринимателей, направленными на урегулирование условий производства и (или) сбыта произведенных товаров, на устранение или ослабление свободной конкуренции между отдельными предприятиями в той или иной отрасли. Правовой основой создания картелей, синдикатов, трестов являлся предпринимательский договор, или договор предпринимательского союза.
Вопрос о том, какова юридическая природа этого договора и на каких правовых основах должно осуществляться регулирование этого договора, представлял немалый интерес для российских юристов конца XIX века, тем более что законодательство России того времени таких понятий, как предпринимательский договор и предпринимательский союз, не знало. В сугубо цивилистические конструкции это понятие не укладывалось. Более того, в это время считалось, что дать единообразное определение предпринимательского договора вряд ли возможно вообще. Слишком широким и неопределенным являлся круг отношений, охватывавшийся этими договорами.
В самом общем плане можно сказать, что договор предпринимательского союза представлял собой многостороннее, заключаемое на принципе добровольности соглашение предпринимателей, контролировавших в своей совокупности значительную или даже большую часть рынка той или иной продукции. Соглашения могли носить по форме и содержанию самый разнообразный характер. Отсутствие какой-либо законодательной регламентации их предоставляло широкий простор для нормотворчества такого рода. Соглашения могли быть письменными или устными, закрытыми или открытыми, то есть опубликованными в печати. Если такое соглашение имело более или менее постоянный характер и самостоятельность владельцев предприятий в рамках постоянного соглашения ограничивалась, но не уничтожалась полностью, речь могла идти о договоре синдикате
Синдикаты приобрели в России конца XIX - начала XX века наибольшее распространение по сравнению с прочими видами объединений хозяйствующих субъектов. Термин «синдикат» многозначен. Под синдикатами вообще подразумевались различного рода союзы, создающие между их участниками общность материальных интересов и не принадлежащие к числу обыкновенных гражданских и промышленных обществ. Наибольшее распространение союзы, именуемые синдикатами, получили во Франции, где существовали, в частности, как синдикаты предпринимателей, так и синдикаты рабочих.
В иных странах термин «синдикат» стал применяться, главным образом, для обозначения лишь одного из видов предпринимательских союзов, а именно таких, которые ставят своей главной целью достижение более или менее выгодного (по своей высоте или устойчивости) для их участников уровня предпринимательской прибыли путем совместного регулирования (нормирования) сбыта своих продуктов, закупки необходимых для производства предметов и самого производства. В этом смысле синдикаты стали термином интернациональным. Отечественное законодательство того времени, как и законодательство европейских государств и США, не давало определения синдикатов.
Отличие синдикатов от иных видов предпринимательских объединений можно проследить на примере целей их создания и основных направлений их деятельности. Картели и тресты являлись объединениями предприятий (предпринимателей), как товаропроизводителей прежде всего. Внутрикорпоративная деятельность в этих объединениях осуществлялась в направлении регулирования объемов производства и сбыта, снижения издержек производства. Целью являлось предотвращение перепроизводства прибыльности объединяемых предприятий.
Предпринимательские синдикаты являлись объединениями предприятий (предпринимателей), действующих в одной и той же отрасли, уже как продавцов той или иной продукции. Такого рода синдикаты являлись, в большинстве случаев, союзами самых крупных предприятий-конкурентов. Для достижения основной цели - высокого и устойчивого уровня предпринимательской прибыли - они пользовались, как главным средством, договорным регулированием цен. Синдикаты более, чем картели и тресты, стремились к полной монополизации соответствующих отраслей промышленности и рынков сбыта.
Среди различных видов промысловых синдикатов, действовавших в России, преобладали товарно-торговые синдикаты, сочетавшие производство и продажу тех или иных видов продукции. При этом в названии их термин «синдикат» отсутствовал.
По степени консолидации объединяемых предприятий российские синдикаты можно подразделять на соглашения предприятий (предпринимателей), заключаемые для достижения каких-либо ограниченных целей (конвенций), собственно синдикаты и тресты, о которых говорилось выше.
По территориальной сфере действия российские синдикаты можно подразделить на национальные, объединяющие все важнейшие предприятия одной и той же отрасли, и местные, охватывающие лишь отдельные предприятия той или иной местности.
Так, в 1902 г. после соответствующих обсуждений на XXVI съезде горнопромышленников Юга России было создано три синдиката по продажам соответствующих товаров в данном регионе, а в 1904 г., в соответствии с рекомендациями экстренного съезда уральских горнопромышленников, был образован синдикат, объединивший 12 крупных уральских заводов, производивших до 80 % всего уральского кровельного железа.
Существовали и интернациональные синдикаты, в которых принимали участие российские предприятия. Так, в 1903 г. был создан синдикат по продаже сенных, навозных и свекловичных вил. В его состав вошли: синдикат немецких и синдикат австрийских металлических предприятий со своими центральными компаниями, а также три российских предприятия, сосредоточивших к тому времени в своих руках почти все производство вил в России.
Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” - в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.) . Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее - экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат «Продамет» - «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» в 1902-м году, а также синдикаты «Трубопродажа» в 1902-м году, «Гвоздь» в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество «Медь», в угольной промышленности синдикат «Продуголь», который контролировал до 70 % сбыта угля. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году), вагонных (“Продвагон” - около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее - Русско-Азиатского коммерческих банков.
Организационная структура синдикатов в то время была весьма несовершенна. Практически единственными органами управления синдикатами были съезды фабрикантов и заводчиков, на которых заключались соответствующие многосторонние соглашения о создании синдикатов, принимались их уставы и отслеживались результаты реализации этих соглашений.
Поскольку, как уже указывалось, законодательство того времени не признавало ни договоров о создании предпринимательских союзов, ни самих предпринимательских союзов, включая синдикаты, вопросы их организации и деятельности никоим образом практически не регламентировались. Следовательно, обязательность положений уставов синдикатов и соглашений об их создании на правовых нормах не основывалась. На практике это приводило к значительным нарушениям этих соглашений и уставов, а в конечном счете к крайней неустойчивости таких предпринимательских союзов. Спорные вопросы разрешались общими собраниями членов этих союзов и третейскими судами, которые могли за нарушения налагать штрафы. Однако при уклонении от уплаты штрафов они не могли быть взысканы в общем судебном порядке, опять-таки по причине отсутствия соответствующих законодательных норм.
Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):
ü Установление на продукцию единой цены.
ü Оговариваются единые условия найма рабочих.
ü Устанавливаются квоты на производство продукции
ü Договариваются о разделе рынков сбыта.
Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.
Трест – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.
Преимущества даваемые АО:
Все дела АО решаются с помощью учредительских собраний. Все вопросы решаются путем голосования. Решающее слово принадлежит держателю контрольного пакета акций (либо 51% акций, либо 50% + 1 акция). На практике достаточно иметь от 15% акций.
Акция - это ценная бумага которая дает ее владельцу возможности, или право, получать определенные доходы по ней, или на нее. Доход который получает владелец акций называется дивидендами или дивидендом.
Облигация – это ценная бумага которая дает возможность получать доход в виде %. Владелец облигации – кредитор.
В первую очередь выплачиваются % по облигациям. По акциям дивиденд выплачивается в самую последнюю очередь.
Родина треста - США.
Концерн. Родина – Япония.
Он объединяет предприятия самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения.
Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция.
Служащими концерна централизованно выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило предприятия производственного характера обладают самостоятельностью.
Образуется концерн на основе т.н. системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия.
Все предприятия взаимосвязаны, т.н. единой технологической цепочкой.
В 60 годах ХХ столетия в США стали появляется такие объединения которые стали называться конгломератами. Считалось, что это пятая форма объединения, но большинство экономистов считают, что это разновидность концерна.
Возникают на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.
Ситуация, при которой на рынке действует только один продавец, является редкой. Значительно чаще в отрасли доминирует несколько крупных производителей (поставщиков). Для них становится выгодным создать союз, занимающий монопольное положение на рынке (монополию, основанную на сговоре). Видами (формами) таких монополистических объединений могут быть пулы, картели, синдикаты, тресты и концерны.
Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 1.). Основные различия между ними – широта соглашений участников и масштаб их объединений.
Таблица 1
Основные формы монополистических союзов
КАРТЕЛЬ представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков, то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и производные квоты (кто и сколько производит) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности. Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка. Ещё один способ скрытого установления монопольных цен – так называемое ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ. Суть его в том, что, когда ведущая в данной отрасли фирма предпринимает нужное изменение цен, другие фирмы “молчаливо” следуют за ней.
Картельная форма монополистических объединений получила наиболее широкое распространение в Германии. Число картелей здесь увеличилось с 300 в 1900 г. до 2200 в 1943 г.; Ярким примером картеля международного масштаба может служить организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК. Особенно успешно (для себя) она действовала в 70-х годах. Договариваясь о количестве производимой продукции и ценах, страны ОПЕК господствовали на мировом рынке нефти.
Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые “хитрости”. Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (принтер и краска к нему) устанавливается “система связанных цен”. На принтер цена не велика, а на краску завышена.
Картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путём ТАЙНОГО СГОВОРА (без существенного оформления). Но многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко.
СИНДИКАТ - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности. В картеле каждый участник объединения самостоятельно реализует свою продукцию по установленной картелем цене. В синдикате предусматривается сдача всей продукции синдикату, которые реализует ее через свои сбытовые организации. Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г. Одной из первых была создана Продамета, официально называвшаяся Обществом по продаже изделий русских металлических заводов. Общество объединяло более 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем организовались Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь и др . Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше.
ТРЕСТ - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности, как в коммерческом, так и в производственном отношениях.
При организации треста все входящие в его состав предприятия переходят в собственность треста. А входящие в состав треста предприниматели получают часть акций треста, соответствующую величине их капитала. Трест не только
реализует продукцию входящих в него предприятий, но и полностью распоряжается ими. Таким образом, тресты – самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. КОНЦЕРН представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля - ХОЛДИНГА через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений. От других форм монополистических объединений концерны отличаются следующими двумя особенностями:
1) они включают в свой состав не только предприятия различных отраслей промышленности, но также транспортные и торговые предприятия, банки и финансовые организации;
2) образование концерна происходит не путем соглашения между отдельными предприятиями об ограничении или утрате их самостоятельности, а путем скупки предпринимателями акций многих предприятий. В результате эти предприятия, хотя и сохраняют свою юридическую самостоятельность, экономически попадают под контроль этих крупнейших предпринимателей.
Например, германский концерн “Рейнише штальверке” в конце 50-х годов XX в. контролировал 113 компаний в металлургической, металлообрабатывающей, машиностроительной, судостроительной, химической промышленности с совокупным капиталом около 848 млн. марок. Итальянский концерн “Фиат” охватывает 150 компаний автомобильной, авиационной, машиностроительной и других отраслей; его активы составили в 1964 г. 1,3 млрд. долларов, а на его предприятиях было занято 124 тыс. человек.
Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.
Наиболее простым монополистическим объединением является временное соглашение между отдельными компаниями, именуемое пулом. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашение носит временный характер, то такое монополистическое объединение является неустойчивым.
ПУЛ - (от англ. pool – общий котел) - форма временного объединения ряда самостоятельных компаний, при котором прибыль поступает в общий фонд(котел), а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями. Далее в таблице 2 представлены отличительные признаки пула.
Таблица 2
2. Понятия реимпорта и реэкспорта
РЕИМПОРТ товаров - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные законом сроки без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.
Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта они должны одновременно отвечать ряду условий:
Быть вывезенными с территории бывшего Союза ССР до 31.12.91 года, а с территории Российской Федерации - с 1.01.92 года в соответствии с таможенным режимом экспорта;
Быть до момента вывоза российскими товарами (до 31.12.91.) либо иностранное происхождение и были выпущены в свободной обращение на территорию Российской Федерации (31.12.91.) с полной уплатой всех таможенных платежей;
Быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с момента вывоза;
Находиться в том же состоянии, в котором были на момент вывоза, за исключением естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Естественный износ (естественная убыль) определяется исходя из норм и стандартов, а также иной норамативно-технической документации, действующей в России.
Использование товаров в производственных или коммерческих целях за пределами страны не является препятствием для их помещения под таможенный режим реимпорта при условии выполнения вышеназванных условий.
Указанные товары могут также подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, приведению в порядок при условии, что стоимость их, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций.
Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.
Особенности оформления и исчисления платежей.
Идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза, а также то, что товары являются российскими, должны быть установлены {подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на заинтересованное лицо. При отсутствии таможенной декларации или при не подтверждении дня пересечения границы моментом вывоза товара российского происхождения (до 31 декабря 1991 года - происхождения бывшего Союза ССР) считается день его изготовления. Если указан только месяц изготовления, то таким днем считается первое число этого месяца, если указан только год - 1 января этого года. При отсутствии документов, указывающих на день изготовления товара, может проводиться экспертиза.
Использование товаров в производственных или иных коммерческих целях за пределами Российской Федерации не является препятствием для помещения указанных товаров под таможенный режим реимпорта.
Товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта любым лицом вне зависимости от того, какое лицо их вывозило.
При повреждении или ином ухудшении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.
При нахождении за пределами Российской Федерации товары могут подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и другим подобным операциям при условии, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций. Соотношение стоимости на момент вывоза в стоимости на момент ввоза определяется на основе доллара США. Если цены в контракте или ином документе выражены в любой другой валюте, пересчет этих валют производится по курсу к доллару США соответственно на момент вывоза или ввоза.
Применение таможенных пошлин, налогов и иных платежей и возмещении
При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин и налога на экспорт. Возврат уплаченных сумм производится при следующих условиях:
Если товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, уплатившим вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт, либо в интересах которого такие платежи были произведены;
Если в таможенный орган представлен экземпляр таможенной декларации, на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины или налог на экспорт, и письменное подтверждение таможенного органа, которому уплачивались эти платежи, или его правопреемника о фактическом поступлении платежей на счета таможенных органов или непосредственно в бюджет. Письменное подтверждение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к финансовым документам;
Если налог на экспорт уплачивался таможенным органам, расположенным на территории Российской Федерации;
Если лицо, уплатившее вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт, либо в интересах которого такие платежи были произведены, подает в таможенный орган письменное заявление о возврате уплаченных сумм. Такое заявление составляется в произвольной форме. Заявление о возврате уплаченных сумм должно быть подано таможенному органу до истечения одного года с даты принятия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим реимпорта.
При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин и налога на экспорт не производится.
Возврату подлежит только уплаченная сумма таможенной пошлины и налога на экспорт. При этом возврат сумм пени, платы за отсрочку и подобных выплат не производится, а возвращаемые суммы не индексируются, проценты с них ее выплачиваются.
Выплата производится в валюте Российской Федерации независимо от того, в какой валюте были уплачены таможенные пошлины и налог на экспорт. Если платеж был произведен в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком России, пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка России, действующему на день принятия таможенной декларации с заявленным таможенным режимом реимпорта. Если же платеж был произведен в иной иностранной валюте, ее пересчет в рубли осуществляется по курсу, действовавшему на день уплаты платежа.
Возврат уплаченных сумм обеспечивается таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта.
При помещении под таможенный режим реимпорта части партии экспортированных товаров возврат уплаченных сумм производится по количественному отношению этой части к партии экспортированных товаров.
Ре - импортируемые товары при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозными таможенными пошлинами не облагаются.
При реимпорте товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации после 1 января 1992 г., декларант уплачивает таможенному органу суммы НДС, возвращенные в связи с экспортом, либо от которых товары были освобождены в связи с экспортом, а также акцизы по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.
Суммы, подлежащие уплате, определяются по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.
Льготы по уплате налога на добавленную стоимость, предоставляемые исключительно в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, не применяются.
Таможенная стоимость для исчисления подлежащих уплате сумм определяется на день принятия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой, товары помещаются под таможенный режим реимпорта. Таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта
Таможенное оформление ре - импортируемых товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится их получатель либо его структурное подразделение.
При помещении товаров под таможенный режим реимпорта в таможенный орган декларантом представляются следующие документы:
Грузовая таможенная декларация;
Разрешение иных государственных органов, если ре - импортируемые товары подлежат контролю этих органов;
Экземпляр грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой ре - импортируемые товары помещались под таможенный режим экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт и момент вывоза таких товаров с территории Союза ССР (до 31 декабря 1991 года) или территории Российской Федерации (с 1 января 1992 года) - товаросопроводительные документы и т.д.;
Иные документы, предусмотренные Положением о таможенном режиме реимпорта товаров от 09.12.1993 г. либо вытекающие из него, необходимые для производства таможенного оформления.
При отсутствии достоверных и подтвержденных соответствующими документами сведений о соблюдении требований Положения от 09.12.1993 помещение товаров под таможенный режим реимпорта не допускается.
За таможенное оформление ре - импортируемых товаров взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 % таможенной стоимости товаров и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в размере 0,06 % таможенной стоимости товаров.
РЕЭКСПОРТ товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования) (ст. 100 ТК РФ).
Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.
Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только с разрешения ГТК России и только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.
Если товары при их ввозе заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их ввоза на таможенную территорию РФ не может превышать 6 месяцев. Такие товары, при невозможности их немедленного вывоза, должны быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад.
Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заявленные изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад, однако сделать это можно по российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, после подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, уплаченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.
Список использованной литературы
1. Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестаков М.П., Комментарий Таможенного кодекса РФ. Юридическая литература., 2006 г.;
2. Грачев, Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника
внешнеторговых операции: учебн.-практ. пособие / Ю. Н. Грачев. –М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. – 592 с.
3. Дегтярева, О. И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие /Дегтярева О. И. [и др.]. – М. : Дело, 2008. – 320 с.
4. Куликов Л. М. «Основы экономических знаний» М.: Финансы и статистика, 2007 г.
5. Положение о таможенном режиме реимпорта товаров от 09.12.1993 г., № 525; в ред. 01.06.1999 г.;
6. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21 марта 2003 № 5003-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 2004. № 12.
7. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.-практич. пособие / Е. Ф. Прокушев. – М. : ИВЦ «Маркетинг Учебник», 2008. –208 с.
8. Трошкина Т. Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая правовая культура, 2004 г. - 330 с.
Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
СИНДИКАТ (от гр. syndikos -действующий сообща) - организационная форма монополитического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно.
Трест (от англ. trust) - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
Наиболее широко были распространены в XIX веке.
Концерн (нем. derKonzern) - финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. [источник не указан 116 дней] Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
20. Предложение. Закон предложения и факторы, воздействующие на предложение.
Предложение - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже; и наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.
Каждая из ряда цен, определяющих предложение, будет называться ценой предложения. Между ценой и количеством продукта существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения, а со снижением цены предложение сокращается. Данная зависимость получила название закона предложения, который также можно представить графически. График предложения получил название кривая предложения (Рисунок 1).
Рисунок 1- Кривая предложения
Кривая строится в системе координат предложение (S) - цена (Р): при снижении цены число производителей, продающих свой товар, уменьшается и наоборот, при её росте - увеличивается.
1.3 Факторы, влияющие на предложение
предложение неценовой рынок
Предложение - это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Существуют неценовые факторы, которые оказывают влияние на величину предложения.
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:
цены на ресурсы;
уровень технологии производства;
налоги и дотации;
цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
число продавцов.
Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
Уровень технологии . Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
Налоги и субсидии . Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
Ожидания производителей . Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения