Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.
Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.
Какие ошибки возникают при фотографировании Луны?
Для начала давайте посмотрим, с какими типичными ошибками сталкивается фотограф, желающий сфотографировать Луну. Пожалуй, первой сложностью для фотографа становится подбор правильной экспопары, то есть, соотношения диафрагмы и выдержки. Кто-то из начинающих фотографов старается снять Луну с длительной выдержкой и низким значением ISO, а другие пытаются произвести съемку в режиме приоритета диафрагмы либо программном режиме. В обоих случаях результаты фотографирования Луны разочаровывают: в первом случае вы получите размытое «нечто» вместо лунного диска (не забываем, что на длительной выдержке фотокамера жестко зафиксирована, а Луна движется по небосводу), а во втором мы имеем переэкспонированный белый круг, лишенный каких-либо деталей.
Итак, как же правильно фотографировать Луну? Что ж, попробуем рассмотреть этот вопрос более детально и попробуем определить алгоритм действий и технических средств, которые потребуются нам для такого рода съемки.
Что нам потребуется для фотографирования Луны ночью?
Для начала развеем популярный среди фотографов миф о том, что хорошо сфотографировать луну можно только со штатива. Конечно, штатив может оказаться полезным дополнением, однако без него вполне можно обойтись. Единственным аспектом при съемке Луны крупным планом может стать наличие длиннофокусного объектива. В принципе, минимальным фокусным расстоянием для фотографирования лунного диска можно признать значение в 300 мм. К слову, фотографировать Луну можно не только зеркалкой или системной камерой со сменной оптикой, но и ультразумом, и результат при грамотном подходе также будет весьма впечатляющим.
Чтобы сфотографировать Луну и не переэкспонировать кадр, стоит помнить, что ночное светило является на практике гораздо более ярким объектом, нежели нам кажется. Эта иллюзия относительно малой яркости «обманывает» не только глаз человека, но и автоматику камеры, которая при съемке в режиме приоритета диафрагмы или программном режиме устанавливает слишком длительную выдержку. По этой причине при съемке старайтесь установить значение выдержки вручную, пользуясь точечным экспозамером по лунному диску либо, используя режим приоритета диафрагмы, смело ставьте «минусовую» экспокоррекцию на полторы-две ступени. При этом снимать следует в режиме RAW и затем, при обработке в конвертере, дополнительно понижать яркость светов. Только таким способом можно «вытянуть» текстуру лунного диска. Итак, давайте пошагово разберемся, как производить съемку и настроить камеру (сейчас мы будем говорить о фотографировании Луны крупным планом, а не ночного пейзажа):
- Установите на фотокамеру длиннофокусный объектив либо, в случае использования «ультразума», переведите его на максимальное значение фокусного расстояния.
- Закрепите камеру на штативе (повторимся, что условие это не обязательное, поскольку выдержка при съемке бывает не очень длительная, но желательное - все же риск получить кадр с «шевеленкой» будет ниже). Если снимаете «с рук», можно включить стабилизатор при его наличии в цифровой фотокамере.
- Поставьте минимальное значение чувствительности в камере (как показывает практика 100 ISO - вполне подходящее значение для фотографирования Луны ночью).
- Выберите режим RAW для сохранения полученных снимков (конечно, в том случае, если ваша фотокамера поддерживает данный формат записи изображений).
- С помощью диска выбора режимов установите режим приоритета диафрагмы (A), либо ручной режим (М).
- Задействуйте режим экспокорреции, введя отрицательное значение в 1.5-2 ступени (оптимально использование именно коррекции в 2 «стопа»).
- Производите съемку. При наличии пересветов корректируйте значение экспокоррекции или прикройте диафрагму на одно-два значения. К слову, фотографировать Луну лучше со средними значениями диафрагмы, от 5.6 до 8.
Итоги:
Как видим, фотографирование Луны ночью - занятие не очень сложное, но требующее несколько специфического подхода. В случае использования пленочного фотоаппарата ситуация осложняется невозможностью заранее отсмотреть получившийся кадр и сделать, при необходимости, корректировку. Тут можно посоветовать одно - фотографирую Луну на пленку, заранее сделайте несколько «пристрелочных» снимков на «цифру». Впрочем, при должном опыте такого рода съемок это вам уже не потребуется. Надеемся, этот небольшой материал поможет вам избежать ошибок при съемке Луны и позволит сделать больше интересных кадров.
Луна может быть большой и яркой на ночном небе, но, во время съемки и при просмотре фотографии, казаться совершенно блеклой, маленькой и совершенно незаметной. В итоге, вместо большой и красивой луны, мы получаем лишь блеклое белое пятнышко на черном фоне.
К счастью, сфотографировать луну качественно можно, если знать некоторые тонкости. Главное, в такой съемке, правильно настроить фотоаппарат.
Одним из первых правил в фотографировании луны, является использование телескопического объектива. В данном примере использовался длиннофокусный объектив Sigma 50-500mm. Если такой модели, в вашей коллекции нет, то вы можете взять подобную оптику в аренду в магазине фототехники, или у знакомого фотографа.
Штатив во время съемки также понадобится. Штатив поможет избежать дрожания камеры и размытости на фотографиях Луны. Также, не забудьте, проверить прогноз погоды заранее – сфотографировать луну можно только в ясную, безоблачную погоду. Кроем того, найдите информацию о фазах луны, узнайте, когда луна восходит, и в какое время будет самой яркой.
Если вы живете в большом городе, где свет города может помешать съемке, является не самым лучшим местом для фотографирования небесных объектов. Постарайтесь отправиться на фотосъемку луны загород, где воздух будет свеж, а фонари не станут для вас помехой.
Для фотосъемки, лучше всего настроить свою фотокамеру на съемку в формате RAW для того, что бы получить наиболее яркие и четкие изображения. Качество таких фотографий поможет вам без потери резкости редактировать снимки. При обработке RAW изображений, Луна сохранит свою текстуру, детали и останется резкой.
Этих рекомендаций должно быть достаточно для вас, что бы сделать фотографию красивой луны. Чуть позже, в нашем уроке мы расскажем вам, как вставить получившийся Земной спутник в любое изображение, с помощью Photoshop, тем самым создавая великолепные пейзажные фотографии. Сфотографировать ночной городской пейзаж вместе с луной сложная задача, поэтому наиболее разумным и простым способом будет добавить луну с помощью графического редактора.
Узнайте фазу луны
Проверьте лунный календарь и узнайте в какой фазе Луна находится в данной момент. Полную информацию о положении Луны вы сможете узнать на сайте Moonconnection.com. Имея всю необходимую информацию, вы сможете запланировать съемку заранее, выбрав ночь, когда будет полнолуние. Совершенно полная луна будет смотреться в кадре наиболее привлекательно.
Выберете Объектив
Телескопический объектив важен во время съемки поверхности Луны. Объектив, используемый в данном случае - 50-500mm от Sigma является идеальным вариантом. Штатив позволит держать камеру на месте, а пульт дистанционного спуска затвора позволит сделать четкий, не смазанный кадр. Не лишним будет установить таймер.
Сделайте снимок
Переключите камеру в ручной режим, и используйте ручную фокусировку на объективе. При выборе настроек камеры, есть два ключевых фактора, которые помогут вам сделать качественный снимок. Так как луна в полнолуние яркая, вы можете использовать низкое значение ISO, так же яркость объекта съемки и большое приближение к объекту позволяет снимать на относительно коротких выдержках. В примере использовались следующие значения: выдержка 1/200 сек., диафрагма f/10 и чувствительность ISO200.
Используйте Live View
В темное время суток фокусироваться через видоискатель будет не просто, так что смело включайте режим Live View и работайте через ЖК-дисплей.
Если луна ярко-оранжевая на ваших фотографиях, то переключите баланс белого с автоматического режима на вольфрамовое освещение, или облачно.
Если вы пропустили полнолуние, это не страшно. У вас все еще есть возможность сделать прекрасную фотографию полумесяца. Молодой месяц, или полумесяц могут прекрасно смотреться на фотографиях.
Как сфотографировать луну и добавить её в другие ночные фотографии
С помощью графического редактора Photoshop вы сможете добавить снимок Луны в любое другое изображение.
Начало работы
Запустите Photoshop. Откройте необходимый снимок Луны и изображение, которое хотите дополнить кадром луны. Важно, что бы в этой фотографии было большое пространство темного неба.
Вырежьте Луну
Выбрав фотографию Луны используйте инструмент лассо. С помощью лассо обведите контур Луны. Нажмите Ctrl + C, чтобы скопировать и вырезать земной спутник.
Приветствую! Вновь с вами, Тимур Мустаев. Какие только объекты фотографы не берутся снимать. Их вовсе не пугает их необычность или сложность. К видам фотографии, где нужно приложить немало усилий, относится фотосъемка, например, небесных светил, в частности звезд и луны. И для самых отважных сегодняшняя тема — как сфотографировать луну на зеркалку.
Красивое полнолуние, например, встречается очень часто. В моей жизни это было много раз. Да вот только фотокамеры в то время у меня не было с собой. Но это меня не расстраивает, и я обязательно найду свою «Луну».
Главные сложности
Помните ли вы, как сами или кто-то пытался заснять этот прекрасный спутник земли на телефон, когда нет под рукой камеры? Согласитесь, хочется сделать качественное изображение, чтоб лунный диск был виден детально, а не просто как светлое пятно на черном небосводе.
Разумеется, дело и в возможностях телефона, и в самих настройках. С зеркалкой, такой как никон или кэнон, реализовать задумку вполне реально.
Можно использовать не только профессиональную фототехнику, но и бюджетные модели, например, сфотографировать на canon 600d, хорошо себя в этом деле показывают и Nikon d3100, Nikon d5100 и др.
Специфика луны как основного предмета, на мой взгляд, очевидна для многих даже непрофессиональных фотографов.
Есть два варианта времени съемок:
- После заката или до рассвета;
- Ночью.
Трудности заметно увеличиваются при подготовке фотоаппарата ко второй ситуации, когда освещения заметно становится меньше.
- Во-первых, с наступлением ночи луна становится все выше, все дальше от нас, следовательно, вам явно нужен , чтобы сфоткать ее во всей красе.
Еще лучше дождаться определенного периода, когда луна приблизится к земле максимально. Так было совсем недавно — в ноябре этого года (2016), а также ожидается в середине декабря.
- Во-вторых, очень велика яркость луны, ее контраст с небом становится разителен в темное время. Хотя есть и плюс: не нужно переживать за отображение цвета неба, ведь оно просто черное (темно-синее), а сфокусироваться на луне.
Этапы фотосъемки луны
Итак, перейдем к практике, как сфотографировать луну пошагово:
1. Подготовка и съемка
a) Настройка фотокамеры
Для этого дела выбираем . Устанавливаем три главных параметра: , . Относительно баланса белого сильно не волнуйтесь, можно поставить на авто или выбрать один из предлагаемых режимов, при котором изображение уйдет в более холодные или теплые оттенки.
Относительно светочувствительности (ИСО) совет большинства знатоков, и мой тоже, — не повышайте ее без надобности. Зашумленность нам ни к чему.
Приемлемые кадры в условиях сумерек (поздний вечер, раннее утро) можно получить и при значениях 100-200. Где-то до 400, а с хорошей фотокамерой и до 800, зернистость не так видна на картинке.
Диафрагму стандартно выставляют, как для пейзажной съемки – около 7.1-9. Если картинка совсем темная и оптика не справляется на этих величинах, то открывайте f при съемке луны, возможно, появится небольшое боке вокруг нее, но это не существенно. В дальнейшем планируется вырезание объекта с фото.
Если с диафрагмой можно не особо морочиться, то какая выдержка при этом необходима?
Опять же в случае, когда еще не темным-темно, адекватно будет выставить 1/100, даже 1/160. Но с наступлением ночи такие показатели не пройдут, нужно значительно уменьшать – 1/30 и далее 1/15, то есть увеличивать время выдержки, тем самым пропуская больше света через объектив.
С этого момента стоит использовать . Мы берем треногу как раз для того, чтобы иметь возможность увеличивать время на фотокамере, при этом не рискуя создать негативные вибрации.
Но здесь есть один нюанс, который может повлиять на изображение. Так как луна все же заметно движется по небу, то длинная выдержка (в районе нескольких минут) может сделать снимок размытым в силу того, что поймает именно это перемещение основного объекта.
Кроме того, любой ветерок может за этот временной отрезок пошатнуть ваш штатив, если только он не из прочного материала и достаточно устойчив. Поэтому имеет смысл не увлекаться варьированием выдержки на фотокамере.
Для фотографировании именно диска луны, лучше использовать точечный замер экспозиции.
Лучше использовать ручную фокусировку, для точного наведения фокуса. С автоматической, есть возможность промаха. Можете использовать режим , для упрощения просмотра фокусировки.
Помимо работы с техникой, по умолчанию стоит задача заранее разведать местность, откуда будете снимать, и примерно определить будущую композицию.
В интернете или по специальному приложению на телефоне можно легко узнать время заката, появление луны и ее движение по небу. Ключевым моментом будет являться наличие облачности: если это редкие облака, то так даже интереснее будет выглядеть лунный диск, периодически выглядывающий из-за них; при высокой облачности ничего не выйдет.
Для отличного кадра учитывайте все эти факторы!
b) Фотографирование
Отрегулировав и установив фотоаппарат, сделайте фото лунного объекта в максимально увеличенном виде, наведя фокус точно на него. Второй кадр – общий пейзаж. Чтобы не промахнуться с настройками и фокусировкой, так как в темноте это еще сложнее делать, организуйте серию снимков.
2. Обработка
Обязательно снимайте в , это позволит вам лучше обработать ваш снимок.
Чем труднее предмет и условия фотографирования, тем больше придется возиться в фоторедакторе после. Наш случай не исключение. Помимо того, что стоит подкорректировать такие стандартные показатели, как цвет, четкость, насыщенность, зернистость и т.д., можно еще заняться кадрированием, если вам это интересно.
Для этого необходимо сделать 2 фотографии:
- Максимально приближенной луны (длиннофокусным объективом);
- Общий фон (без увеличения).
Сделав два снимка – луны и общий фон, их нужно совместить. Несмотря на, скорей всего, неестественно увеличенный размер лунного диска, в целом картинка должна смотреться гармонично, без явного вмешательства фотошопа. Главная рекомендация при наложении фото – оставьте достаточно места в верней части снимка. При этом луна может быть загорожена высоким объектом (зданием, холмом), что не снизит ее привлекательности.
Как вы успели понять, мы разобрались в основных моментах, одну из сложных ситуаций — как сфотографировать луну ночью или в сумерках.
Действительно ли и теперь вам кажется это чрезмерно трудным? Надеюсь, уже нет. Не нужно бояться пробовать и делать что-то впервые. В конце концов, вы же растете как фотограф, набираетесь опыта и повышаете собственное мастерство.
Главное подготовиться и вооружиться любой зеркальной камерой, имеющей достаточно широкие фотографические возможности – nikon, canon, sony, к примеру.
Как вы знаете, каждый уважающий себя фотограф, должен знать хорошо, во-первых, свою зеркальную фотокамеру, во-вторых, знать графические редакторы, такие как, Lightroom и Photoshop. Исходя из этого, хочу порекомендовать следующие курсы, которые когда-то выручили меня, а также тех, кому я их рекомендовал.
- или Моя первая ЗЕРКАЛКА . С этого видео курса стоит начать обучение, если вы новичок в фотоискусстве и совсем не разбираетесь в своем зеркальной фотоаппарате. Курс поможет вам понять все тонкости вашей фотокамеры.
- . Курс посвящен графическому редактору Лайтрум, который разработан специально для фотографов, чтобы упростить им работу. В курсе описано, как грамотно работать с Lightroom, а также на что он способен и чем хорош.
- . С этого курса начинается ознакомление с таким «великим» графическим редактором, как Photoshop. В видео курсе собраны все азы, для правильного его понимания. Очень простой, понятный и в тоже время очень полезный видеокурс.
- . Завершает мою коллекцию, видео курс, предназначенный непосредственно для фотографов. Из курса вы научитесь правильно обрабатывать фотографии, как это делают профессиональные фотографы.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0
— если у вас NIKON, это курс для вас.Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON, это курс для вас.
Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа
Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0
Photoshop для фотографа 3.0. VIP
На этом у меня все. Счастливо, читатели моего фотоблога! Желаю продуктивных фотосессий! Если имеются практические рекомендации и дополнения, делитесь в комментариях, будет интересно почитать.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Дата публикации: 11.06.2015
Луна - красивый и загадочный спутник нашей планеты. Можно просто любоваться ею, а можно попробовать сделать интересные кадры с её участием.
В этой статье мы разберём творческие аспекты съёмки ночного светила, узнаем, как сделать максимально чёткие снимки, как красиво и выразительно показать царицу ночи в кадре.
Что нужно знать фотографу о Луне?
График движения . Луна - это естественный спутник Земли. Как и в случае с Солнцем, жители нашей планеты могут наблюдать её восходы и заходы. Она движется по небу по собственному расписанию и может взойти как глубокой ночью, так и днём. Чтобы делать красивые фотографии, нужно знать это расписание.
Почему Луна светится? Фазы Луны . Луна или её часть начинают светиться тогда, когда от них отражается свет Солнца. При смене взаимного расположения Земли, Солнца и Луны граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны сдвигается. Поэтому освещённая часть может расти или уменьшаться.
Все знают, что Луна может быть полной, а может предстать перед нами в виде полумесяца. Различают восемь ключевых фаз Луны.
Новолуние (New Moon): Луна не видна. | |
Молодая Луна (Waxing crescent). | |
Первая четверть (First quarter): освещена половина Луны. | |
Прибывающая Луна (Waxing gibbous): освещено более половины лунного диска. | |
Полнолуние (Full Moon): Луна освещена полностью. | |
Убывающая Луна (Waning Gibbous): освещено более половины Луны; освещённая площадь лунного диска постепенно уменьшается. | |
Последняя четверть (Last quarter): освещена половина Луны. | |
Старая Луна (Waning crescent) |
Фазы Луны дают лишь обобщённое представление о том, какая её часть будет освещена Солнцем в определённые дни. Например, к первой и последней четверти будет относиться и 70% освещённой площади, и 95%. Поэтому площадь освещённой части Луны часто измеряют в процентах от её общей площади. В полнолуние это около 100%, а при тоненьком месяце на небе - несколько процентов.
Размер и цвет Луны. Иллюзия большой Луны . Сама по себе поверхность Луны серого цвета. Отражая солнечный свет, она становится желтоватой. Также лунный диск может менять свой цвет благодаря атмосфере Земли (проходя через толщу воздуха). Иногда восходящая над горизонтом Луна окрашивается в ярко-красный цвет, при этом она кажется значительно крупнее. Отметим, что для фотографа это самое подходящее время для создания красивых кадров с Луной.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 400.0 мм экв.
Планируем съёмку: выбираем время, место и условия
Для начала стоит определиться с тем, какую фазу Луны вы хотите заснять. Ознакомиться с расписанием движения Луны по небосводу поможет любой лунный календарь. Идеальным же вариантом станут специальные программы для фотографов, отслеживающие движение небесных светил. На компьютере удобно пользоваться веб-приложением TPE .
Обратите внимание: когда на дворе глубокая ночь, а Луна высоко над горизонтом, можно получить скучные кадры лунного диска без какого-то интересного сюжета или фона. По-моему мнению, такие фотографии будут интересны разве что астрономам. Да и те видели лунную поверхность уже тысячи раз.
Чтобы была возможность вписать Луну в какой-то пейзаж, сфотографировать её на фоне города, природы или облаков, фотографировать лучше в сумерках. Дождитесь момента, когда Луна будет восходить или садиться (сразу после захода Солнца или непосредственно до его восхода).
С другой стороны, если вы хотите просто снять Луну на чёрном фоне, то лучше всего фотографировать глубокой ночью в ясную погоду, когда Луна высоко над горизонтом.
Съемка Луны в сумерках позволяет сфотографировать ее не саму по себе на фоне черноты, а вписать в окружающую действительность.
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 400.0 мм экв.По личному опыту: наиболее выразительно в кадре смотрится либо полная Луна, либо тоненький месяц с освещённой частью менее 15%.
Важно выбрать и правильную точку съёмки. Чтобы сделать интересный кадр, найдите место, откуда открывается хороший вид. Программы, упомянутые выше, помогут определить, откуда будет восходить Луна. В городе можно выбрать какую-то возвышенную точку с видом на его достопримечательности. В моём случае ими стали Останкинская башня и Живописный мост. Желательно приехать на место съёмки заранее, ведь восходящая Луна «выпрыгивает» из-за горизонта очень быстро, так что на съёмку у вас будет очень мало времени - несколько десятков минут.
Необходимая фототехника
Составим список фототехники, которая точно пригодится для съёмки Луны.
- Фотокамера с ручными настройками
Съёмка Луны - довольно сложная задача, поэтому лучше настроить самостоятельно хотя бы некоторые параметры. Хорошо, если камера обладает широким динамическим диапазоном. Это поможет при съёмке Луны на фоне других объектов - она не пересветится, а фон не будет слишком тёмным. Для такой съёмки отлично подойдут зеркальные фотокамеры: как самые простые (например Nikon D3300, Nikon D5500), так и продвинутые модели (Nikon D750 или Nikon D810).
Также неплохим бюджетным выбором для фотолюбителя станут компакты-гиперзумы (например, Nikon COOLPIX P900). У них есть ручные настройки и такой зум, что зеркалкам и не снился. Тот же P900 может дать увеличение, эквивалентное объективу для полнокадровой зеркалки с фокусным расстоянием 2000 мм.
- Объектив
Если вы хотите показать Луну в кадре достаточно крупно, то необходимо использовать телеобъектив . Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее в кадре будет показана Луна. Кадры к статье были сняты объективом Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor с двукратным телеконвертером NIKON AF-S TC-20E III. Фокусное расстояние на фотографиях составляет 400 мм. Хорошим компактным и бюджетным телеобъективом является Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/2 с, 350.0 мм экв.
Не забывайте: чем больше фокусное расстояние, тем труднее будет получить качественные кадры. Но об этом чуть ниже.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1 с, 110.0 мм экв.Луну можно фотографировать и широкоугольной оптикой. При этом в кадре она будет не такой крупной, но в этом случае можно показать на фото какой-то пейзаж вместе с ней. Уместно использовать объективы с фокусным расстоянием около 35 мм для полного кадра или 28 мм для «кропа». То есть для таких съёмок подойдёт почти любой универсальный или китовый зум-объектив.
- Штатив
Если вы хотите получить качественные резкие снимки ночного светила, то вам обязательно потребуется штатив . Исключение составит съёмка Луны днём на штатную или широкоугольную оптику . В режимное время (рано утром или поздно вечером) и ночью съёмка Луны проходит на достаточно длинных для фотографирования с рук выдержках (может появиться «шевёленка» от дрожания камеры в руках). Если же вы работаете с телеобъективами, фокусное расстояние которых более 300 мм, то штатив желательно использовать даже днём. Иначе смаза не миновать. Ведь чем уже угол обзора объектива (чем сильнее он приближает), тем сильнее будет «трястись» картинка в видоискателе. При съёмке телеобъективом штатив нужен для стабилизации изображения. Он должен быть очень мощным, способным надёжно, не колеблясь, удержать аппаратуру.
- Пульт дистанционного управления
Он станет полезным аксессуаром при съёмке со штатива. Пульт нужен для того, чтобы избежать колебаний камеры в момент нажатия на кнопку спуска. Так мы застрахуем себя от получения смазанных кадров. Если у вас нет пульта ДУ, то можно настроить камеру на автоспуск, чтобы между нажатием на кнопку спуска и самой съёмкой прошло хотя бы несколько секунд. Если же ваш фотоаппарат, подобно Nikon D5200, Nikon D5300 или Nikon D7200, поддерживает дистанционное управление по Wi-Fi, то пультом может послужить ваш смартфон.
Параметры съёмки. Технические сложности и пути их решения
Проблема новичков №1. «Шевёленка» при съёмке с рук . Начинающие фотографы держат камеру в руках или на хлипком, трясущемся штативе. И если они фотографируют на телеобъектив (с большим зумом), то почти всегда получают смазанное изображение. Чтобы снимать с рук с большим приближением, требуется сильно укорачивать выдержку. То есть при съёмке телеобъективом максимальная выдержка должна быть короче 1/250 с. Резкие кадры поможет получить оптическая стабилизация изображения. Если у вас на объективе есть переключатель с надписью VR, IS или Optical steady shot, установите его в положение ON.
О том, как рассчитать максимально допустимую выдержку при съёмке с рук, рассказано в одном из наших уроков .
Если вы новичок и из предыдущего абзаца ничего не поняли, так как пока пользуетесь только автоматическим режимом и сюжетными программами, для фотографирования Луны с сильным «приближением» выберите сюжетную программу «Спорт» - она гарантирует съёмку на короткой выдержке. Если вы снимаете Луну общим планом, без сильного «приближения», можно воспользоваться сюжетной программой «Ночной пейзаж».
Проблема №2. Луна движется по небосводу . Чем съёмка Луны отличается от других пейзажных съёмок? Тем, что снимаем мы очень быстро движущийся объект. Если фотографировать её на длинной выдержке, она смажется.
Как правильно определить максимальную выдержку для съёмки Луны, чтобы она получилась чётко? Обычно выдержку определяют экспериментальным путём, делая пробные снимки. Общая закономерность проста: чем более длиннофокусный у вас объектив, тем короче нужна выдержка. Поэтому фотографировать супертелеобъективами очень сложно - Луна буквально летит через кадр - успевай ловить. Выдержки при этом потребуются довольно короткие.
Те, кто знаком с астрофотографией, знают о «правиле 600» для определения максимальной выдержки при съёмке звёзд (если число 600 разделить на эквивалентное фокусное расстояние , мы получим оптимальное значение выдержки в секундах). Но при съёмке Луны это правило не сработает, ведь она движется по небу быстрее звёзд.
Чтобы сделать качественный снимок Луны телеобъективом, рекомендуется использовать выдержки короче 1 с. Если мы фотографируем нормальными объективами, то максимальная выдержка может составить 2–3 секунды без потери резкости. Поскольку фотографируем мы на относительно коротких выдержках в условиях ночи или сумерек, ISO придётся поднимать. По собственному опыту скажу, что съёмка Луны обычно происходит при ISO 400–800.
Проблема №3. Настройка экспозиции и нехватка динамического диапазона . Мы уже упоминали об этой проблеме: ночью Луна ярче всего того, что её окружает в кадре. Поэтому фотографу придётся выбирать - показать на фото либо Луну, либо окружающий пейзаж, сильно пересветив ночное светило. Снимая ночью, выбирать придётся только из этих двух зол. В статье уже встречались иллюстрации обеих ситуаций. Давайте посмотрим на них ещё раз:
Экспозиция настроена по Луне. Ее поверхность не пересвечена. Однако, с небесами пришлось попрощаться: в место них чернота.
Если вы снимаете ночью на телеобъектив, ориентируйтесь на Луну, покажите на ней все детали. Если вы снимаете на широкоугольный объектив, лучше сделайте акцент на пейзаж.
Чтобы такой выбор не стоял, необходимо выбирать условия освещения, при которых контраст между Луной и окружающей средой не так высок. Это, прежде всего, сумерки - время, когда Луна уже начинает светиться, однако ещё не так ярко, как ночью.
Динамический диапазон фотокамеры можно немного расширить. Это позволит сохранить в кадре больше деталей разной яркости. Если вы снимаете в JPEG, то у Nikon для расширения динамического диапазона предусмотрена технология «Активный D-Lighting».
Также некоторые фотокамеры позволяют создавать HDR-снимки (для склейки нескольких кадров с разной экспозицией). Помните, что Луна по небу перемещается относительно быстро. И чтобы конечный HDR-снимок не был смазан, каждый отдельный кадр придётся делать на значительно более коротких выдержках.
Как правильно определить экспозицию при съёмке Луны? Думаю, с первого раза никому не удавалось получить идеально проэкспонированный кадр. В таких сложных условиях любой метод замера экспозиции может дать сбой. Всегда делайте пробные кадры и настраивайте экспозицию, ориентируясь на них, делая следующие кадры либо темнее, либо светлее. Пользуйтесь экраном Live View, так вы сможете увидеть будущую яркость кадра прямо на дисплее камеры. Чтобы при этом не зависеть от причуд автоматики, лучше всего снимать в ручном режиме, самостоятельно контролируя все параметры съёмки.
Удобно пользоваться брекетингом экспозиции. Эта функция позволит сделать несколько (от 2 до 9) кадров с разной экспозицией (яркостью). Из этой серии кадров вы сможете выбрать наиболее точно проэкспонированный и работать с ним. Также можно объединить отснятые кадры с помощью HDR или блендинга экспозиции на компьютере.
В заключение хочется пожелать читателям интересных съёмок и смелых фотоэкспериментов! Помните, умение фотографировать не заканчивается умением нажимать кнопки на фотоаппарате. Нужно находить интересные сюжеты для съёмки и выбирать хорошие условия для фотографирования. Уделяйте внимание подготовке к съёмке, планированию. Это залог удачных кадров.
В этой статье я расскажу как фотографировать луну. И даже не просто луну, а пейзаж с луной. Скажу сразу, что задача непростая. Но результат может быть очень и очень интересным. Ради него стоит потрудиться. Для начала определимся когда лучше всего снимать. Конечно все видели различные фазы луны. Такие серпики, с различной шириной освещенной части.С каждым днем серпики становятся все шире и шире, пока наконец не наступает полнолуние.
О, эти дни полнолуния! Поэтическое время! Хочется читать стихи, влюбляться, делать комплименты девушкам. Но в этот раз мы ничем этим заниматься не станем. Потому что отправимся снимать пейзаж с луной. Хотя и девушку можете взять с собой. Она не только будет вдохновлять вас, но и послужит нам деталью в кадре, элементом переднего плана.
Полнолуние для нас важно еще вот по какой причине. Дело в том что снимать пейзаж с луной нужно во время лунного восхода. Т.е. когда луна только появляется над горизонтом.
Во первых в это время яркость лунного диска относительно невелика. Она вполне сравнима с яркостью переднего плана, с деталями нашего будущего пейзажа. Иными словами все элементы нашего снимка отобразятся адекватно и не потребуют какой то особой постобработки в фотошопе.
Во вторых, пока луна находится невысоко над горизонтом, она легко компонуется в пейзаже, иными словами адекватно сочетается с наземными деталями переднего плана нашего будущего снимка.
Но учтите- луна очень быстро поднимается над горизонтом. Поэтому время съемки очень ограничено. Около 30 минут. Но не спешите отправлять девушку- модель на исходную позицию. Еще немного астрономии.
Важно знать что время восхода луны –величина непостоянная. Каждый последующий лунный восход сдвигается по времени на 20- 40 минут вперед. Вот понаблюдайте за ней. И вы увидите что луна в течении своего месяца может всходить и утром и днем и ночью.
В дни полнолуния время ее восхода очень близко к времени захода солнца. Выражаясь поэтически- дни полнолуния, это время когда солнце как бы встречается с луной. Словно всматриваются друг в друга. Ну а потом солнышко спешит за горизонт на покой. А луна остается главной на небосклоне.
Вот еще одна очень важная астрономическая тонкость. За два дня до полнолуния наше ночное светило восходит перед заходом солнца. С разницей в несколько минут. Через два дня ее восход будет уже после захода солнца, в конце сумерек, практически в темноте.
Поэтому, нам с вами как фотографам очень важны вот эти два дня перед полнолунием.Они- идеальное время для съемки пейзажа с луной.
Представим себе лунный месяц как череду дней характеризующих какую то определенную фазу. При этом день полнолуния будет 15 днем лунного месяца. А оптимальное время для съемки нашего пейзажа будут 13 и 14 дни лунного месяца. Правда в эти дни освещенность лунного диска не совсем полная, где то около 98-99%, но визуально это почти незаметно.
Запишите эти даты в своем ежедневнике, ибо отправившись снимать закат в 13 и 14 лунные дни, вы сможете поснимать не только привычный закат, но и восход луны. Достаточно будет только развернуться с фотоаппаратом в противоположную сторону.
Еще одна важная особенность. Луна восходит над горизонтом там же где утром восходит солнце- на востоке. Летом место восхода смещается несколько к югу, а зимой к северу.
Поэтому будет крайне полезно, если вы заранее определитесь где будете снимать. Выберете место будущей съемки заблаговременно.
Идеальное место там где есть открытый горизонт в восточном и юго — восточном направлении. Хорошо если будет большое водное пространство, тогда есть шанс включить в кадр и красивую лунную дорожку.
Нет открытого горизонта? Тогда поищите в городе красивые кованные решетки, купола, другие архитектурные формы для переднего плана. Возможно просто обычные жилые дома, в которых уже зажигаются огни. Хорошо бы при этом забраться на этаж эдак девятый. Тогда сразу появится горизонт, если его не было до этого.
А еще можно попробовать поснимать луну над заводскими трубами, или терриконами, если у вас есть что- то такое в городе. Или например горы, это вообще идеальное место для такой съемки.
Ну а если вы решите все таки снимать восход луны в поле, то очень советую найти точку съемки около какого –либо холма(возвышенности), или на самом холме. Для того что бы по мере подъема луны над горизонтом менять и точку съемки с верхней на более низкую.
Теперь остается уточнить, когда же наступают эти самые благоприятные для съемки 13 и 14 лунные дни. Здесь все очень просто В сети достаточно ресурсов где есть эти данные.
Например сайт РП 5 , где кроме прогноза погоды, имеются данные о времени восхода и захода солнца и луны, а так же информация в какой фазе находится луна в в тот или иной день.
Или наберите в поисковике фразу « лунный календарь» и тоже сможете узнать текущий лунный день. А есть еще специализированные ресурсы, где кроме времени восхода и захода есть данные о точном направлении восхода для конкретного места.
Теперь о технике съемки. Очень желателен длиннофокусный объектив на вашей зеркальной камере. Чем длиннее, тем лучше. Для того что бы передать луну как можно крупнее.
Светосила объектива в этом случае не столь важна. Потому что нам все равно придется несколько прикрывать диафрагму. Насколько именно будет зависеть от наличия переднего плана в кадре.
Уже при фокусном расстоянии 200 мм для камеры с кропнутой матрицей лунный диск передается достаточно крупно. Но с объективами с фокусным расстоянием 300 или 500 мм результат может быть еще интереснее.
Если у вас нет такого объектива, то снимайте тем что есть, и особо не переживайте из за этого. Ибо ваша фантазия и ваша настойчивость смогут преодолеть любые технические нестыковки или отставания.Да и вовсе не обязательно вписывать луну на весь кадр.
Вспомните например картину Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Тут может быть масса вариантов компоновки будущего снимка. Штатив для подобной съемки очень и очень желателен, а в ряде случаев просто необходим.
Очень важно не переэкспонировать лунный диск, что бы не потерялся характерный рисунок и рельеф ее поверхности. Поэтому фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, в настройках камеры обязательно выставляем отрицательную экспокоррекцию, например -0,7 или – 1,0. Этим самым мы предотвратим возможную потерю деталей в светах.
Рассмотрим вариант съемки лунного пейзажа на примере одного из моих снимков. День съемки был выбран по календарю. Это был 14 лунный день, т.е за один день до полнолуния. Луна всходила одновременно с заходом солнца.
Съемка велась на берегу Днепра, с высокого обрывистого берега. Ширина реки в этом месте около 500 м. Режим съемки- приоритет диафрагмы. Экспокоррекция -1,3EV. Фокусное расстояние объектива- 65 мм.
Использовать более длинный фокус возможности не было. Потому что тогда не удалось бы включить в кадр интересные детали переднего плана.
Очень полезен при съемке в сумерках мануальный режим экспозиции. Он более гибок чем полуавтоматические режимы. А правильность экспозиции при этом можно контролировать по монитору и гистограмме. Снимать желательно в формате RAW. Это позволит потом исправить неточности в экспозиции.
Желаю вам найти новые, интересные идеи для съемки сюжетов с луной. А если будут вопросы, то пишите, спрашивайте, всегда готов прийти на помощь.