На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят:
швартовные клюзы и направляющие роульсы;
киповые планки (с роульсами и без них);
вьюшки и банкеты;
швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательныеконцы).
швартовные тросы;
Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тормозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупнотоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с приводом.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров ниже 60 0 С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны н е реже 1 р аза в 6 месяце в подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно) .
Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой па л или крепят скобой к рыму швартовной бочки Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две - три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.
Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями Для проводки швартовов с автоматических лебедок обычно устанавливают универ с альные поворотные клюзы.Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие больший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособленные для работы со швартовами большого диаметра.
Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направления швартова На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) .
Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.
Для выбирания швартовных тросов на баке используют тур а чки брашпиля. Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.
Авт о матичес к ие швар т овные ле б едки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают судно, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.
Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.
При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворотных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно смазывать трущиеся части.
Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.
При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:
запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпилей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;
в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швартовных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетических материалов;
во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;
во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;
во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 - 12 % и могут лопнуть.
Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.
Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, значительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более числа нитей в канате.
Швартовное устройство Назначение, расположение, общая схема
Швартовное устройство -- совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях.
Швартовы.Материал швартов. Названия швартовов в зависимости от расположения
Швартовное устройство -- совокупность приспособлений и механизмов расположенных на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях.
Вартовы - стальные, растительные или синтетические канаты (тросы). В настоящее время в основном применяются синтетические швартовы. Эти швартовы имеют ряд преимуществ: они легкие, гибкие, прочные, упругие (гасятся рывки), но есть и недостатки: оплавляются при трении, разрушаются на солнце, при разрыве выделяют колоссальную кинетическую энергию (что опасно для швартовщиков).
Cодержание статьи:
Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.
Значение слова «швартовы»
Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.
А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз , кнехт , мачта , такелаж . Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов .
Есть две версии происхождения слова «швартов»:
- Голландские «zwaar touw» означают «тяжелый канат»;
- Английские слова «shore» и «tow» — берег и буксир.
Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.
Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.
В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.
Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.
В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем
Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти .
Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:
- Стальной цепи;
- Пеньки;
- Синтетики (полипропилен, терилен);
- Растительных волокон;
- Парусины;
- В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
- Проволоки.
На судне встречаются такие канаты:
- Бакштов . Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
- Стропы . Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
- Буйареп . Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
- Сорлинь . Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
- Шпринги . Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.
Что значит отдать швартовы?
Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.
Виды концов или выбросок:
- Коренной;
- Ходовой.
Конец состоит из огона , линя , то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.
Швартовные операции
Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».
Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:
- Старшие члены команды: помощники капитана, механик, старший матрос – занимают положенные места на носу, корме.
- На конце швартового каната, осуществляющем крепление к причалу, находится петля, которая называется огон – от голландского «глаза»;
- На палубе и пристани установлены парные тумбы для крепления троса – кнехты;
- Конец пропускается через специальные отверстия в палубе – клюзы, киповые планки;
- Проложив канат парусиной в местах трения, концы по команде кидают сначала с носовой части, затем остальные;
- После закрепления канатов на морской узел места крепления покрываются противокрысиными щитами.
Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.
В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.
При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.
Морские узлы и крепление судна
Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:
- Выбленочный узел с петлей . Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
- Узел полуштык . Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.
Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.
Видео: как спускают судно на воду
В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:
ШВАРТОВ
ШВАРТОВ
(голл.). Канат, которым прикрепляются корабли с носа и кормы к палам и сваям.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
ШВАРТОВ
[нидерл. sjortouw ] - морск. канат, трос (или цепь), которым судно подтягивают и крепят к пристани, к другому судну и т. п. во время стоянки.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .
ШВАРТОВ
канаты, которыми корабли и пароходы прикрепляются с носа и кормы к палам и пристаням.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
ШВАРТОВ
толстый канат, которым привязывается ставшее на якоре судно к пристани.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
Шварто́в
(гол. zwaartouw) мор. трос (или цепь), которым судно привязывается к пристани, другому судну и т. п. во время стоянки.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Швартов
швартова, м. [гол. sjortow ] (мор., авиац.). Трос (или цепь), которым судно привязывается к пристани, другому судну и т. п. во время стоянки.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Швартов
а, м.
(нидерл.
zwaartouw zwaar тяжелый + touw канат).
мор.
Канат, трос, которым судно привязывается к пристани или к другому судну во время стоянки. Отдать швартовы!
(команда, означающая: отвязать судно от причала).
Швартовый
- относящийся к работам во время стоянки судна на швартовах.
Швартовать
- ставить (судно) на швартовы.
||
Ср.
бакштаг , буйреп , грунтов , линь , перлинь , фал , фалинь , шкентель .
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ШВАРТОВ" в других словарях:
Стальной, синтетический или растительный трос (цепь), предназначенный для крепления корабля (судна) к причалу или другому кораблю (судну). Число швартов, их толщина и материал зависят от размеров корабля (судна) и условий стоянки. EdwART.… … Морской словарь
- (от нидерл. zwaartouw) трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну … Большой Энциклопедический словарь
ШВАРТОВ, швартова, муж. (голланд. sjortow) (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; срн. чалка1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать… … Толковый словарь Ушакова
ШВАРТОВ, а, муж. (спец.). Канат, трос, к рым морское судно крепится к причалу. Отдать швартовы (открепить судно от причала). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Муж., мор. причал волжск. канат, перлинь (волжск. шейма, косяк), коим корабли в гавани чалятся к палам и сваям. Швартовить, ошвартовить на зиму судно. ся, страд. и ·возвр. Шварт муж. запасный, пятый якорь на корабле. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля
Сущ., кол во синонимов: 3 канат (36) трос (55) чал (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
швартов - швартов, м., род. швартова; мн. швартовы, род. швартовов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке