Практически в любом городе есть автомобильный портал или же доска объявлений. Ну, автомобильный рынок, по крайней мере, точно везде должен быть. Однажды я обратил внимание, что на форуме, который посвящён купле-продаже автомобилей, есть очень похожие, грамотно оформленные объявления о продаже автомобиля с великолепной оптимизированной фотографией. К тому же, я нашел не одно, а несколько объявлений. Размещались они практически каждый день. Но в этих объявлениях, несмотря на один и тот же стиль фотографа, контактные телефоны все же были разными. И так повторялось каждый день: иногда больше, иногда меньше. Получается, что таким бизнесом на фотографиях, предназначенных для форумов или газет, где есть бесплатные объявления о продаже автомобилей, кто-то занимается очень серьёзно. А раз он занимается этим постоянно, то выходит, что и прибыль есть постоянная.
Меня очень заинтересовало это, и я, первым делом, начал звонить владельцам автомобилей. Я поинтересовался у них объявлениями на счет продажи машин, и так, ненароком, спросил и про объявления на сайтах или в газетах. И все они мне сказали, что после того, как разместили текстовое объявление в газете, им позвонил какой-то мужчина и предложил давать объявления с качественной фотографией автомобиля. За то, что он сфотографирует машину, и разместит объявления на сайтах, он просил всего лишь 250 рублей. А это для хозяина автомобиля, который желает получить за него от 200 до 500 тысяч рублей, просто мелочи. И все клиенты сказали, что соглашались на такое предложение даже не задумываясь. Более того, для них это все делать долго, да и время на такое никто тратить не хочет, к тому же, они и не знают, как все это делается.
Мужчина приезжал в назначенное время. У него с собой был обычный цифровой фотоаппарат. Он фотографировал, потом очень внимательно записывал описание автомобиля, а так же контактный телефон его владельца. За все это ему платили 250 рублей. А уже вечером объявление о продаже появлялось на страницах Интернета. Вот что я смог узнать после разговора с хозяевами машин.
Вот так вот и реализуется простой и прибыльный фото-бизнес. У человека нет ничего, кроме недорогого цифрового фотоаппарата и доступа в Интернет, но зато есть большое желание заработать деньги, и, конечно же, есть фантазия.
Для того чтобы найти несколько клиентов в день в городе не нужно сильно трудиться. А вечером надо потратить где-то лишь пол часа, чтобы разместить объявления на форумах своего региона. Если так работать каждый день, а на выходных потрудиться вдвойне (ведь на выходных больше свободного времени), то за месяц можно получить пять, а то и десять тысяч рублей. Ну, а для студентов это вообще хорошие деньги. К тому же это может стать великолепным дополнительным заработком. Так что, желаю удачи в таком интересном фото-бизнесе.
Что нам готовит год грядущий?
Ласло Габани и Булат Алеев прогнозируют основные тренды следующего года и объясняюткак нужно будет работать, чтобы улучшить бизнес фотографа
КРИЗИС СВАДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ
Именно сейчас сказывается демографическая яма, которая случилась в начале 90-х. Так, количество брачующихся будет всё уменьшатся и борьба среди свадебных фотографов будет расти пропорционально. И как бы вы ни повышали качество своей фотографии - больше клиентов от этого не станет. Что с этим делать? Всё просто: заниматься не только свадебной фотографией. Но об этом далее.
СЕРВИС НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Да, клиент стал очень разборчив и придирчив. Но, в первую очередь, не к качеству фотографии, а к обслуживанию. Поэтому в 2016 году особое внимание стоит уделять общению и правильному клиентскому сервису.
ПОПУЛЯРНОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ФОТОГРАФИИ
Этот тренд наметился ещё в 2015. Но если в 2016 вы хотите стабилизировать свой доход и перестать быть зависимым от свадебной съёмки - самое перейти на съёмку семейную. Именно она будет в тренде. Ведь в момент кризисных ситуаций, люди всё больше держатся за семью.
Просто предложите всем прошлым свадебным клиентам детские и семейные съёмки. Как правило, большинство клиентов дают утвердительный ответ. Вполне вероятно, что через год-два рынок свадебной и семейной фотографии сравняются - как по объёмам, так и по финансам.
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Всё больше фотографов стали нанимать себе менеджеров, чтобы полностью сложить с себя работу по планированию и общению с клиентами. Это действительно высвобождает массу сил и энергии. Более того – многие перестали бояться делиться доходами. И стали делегировать работу и по обработке, и по дизайну книг, и работать со вторым фотографом. Именно так создаются крутые команды, которым проще отстроиться от конкурентов.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
Поскольку фотографы всё больше времени уделяют бизнесу, трендом следующего года будет внедрение технологических процессов, вроде автоматической е-мэйл рассылки, внедрения CRM систем и даже самостоятельная настройка маркетинговых воронок. Поскольку огромной важностью в фотобизнесе обладают контактные данные клиента, все эти инструменты помогут их заполучить и распределить по групппам.
РАБОТА С КЛИЕНТСКОЙ БАЗОЙ
Сейчас качество работы с существующими клиентами просто отвратительное. Все гонятся за новыми, хотя сейчас самое время обратиться к вашим старым клиентам. К тем, кто уже априори лоялен.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Поведение вебинаров, трансляции в Periscope, использование Instagram. Всё это наберёт обороты в 2016 году и будет главным инструментарием фотографа-бизнесмена. Это маркетинг доверия - прежде чем ты сделаешь клиенту съёмку, он тебя уже знает и отделяет от других фотографов
В стремительный век информационных технологий фотография для многих стала доступным и увлекательным хобби. Но если для вас это занятие — не просто хобби, и вы планируете стать профессиональным фотографом, мы рекомендуем обратить внимание на собственный онлайн-фотобизнес.
Разумеется, первое, что нужно сделать для открытия успешного онлайн-бизнеса — создать персональный тематический веб-сайт, на котором потенциальные клиенты смогут увидеть примеры авторских работ и получить всю необходимую информацию об услугах фотографа. Это значит, что вам необходимо выбрать хорошую платформу для создания сайта и правильно воспользоваться ее возможностями.
Существует множество различных площадок для создания сайтов, и новичку бывает сложно сориентироваться во всем разнообразии интернет-технологий и веб-дизайна в сфере создания собственного сайта. Наши советы помогут не растеряться и получить желаемый результат с наименьшими усилиями и потерями времени.
Давайте определим, что нужно сделать для создания хорошего сайта, который будет способствовать процветанию фотобизнеса.
Самый простой способ получить персональный веб-сайт — обратиться за помощью к профессиональным веб-разработчикам. Но многих останавливает высокая цена на подобные услуги. Более того, даже профессионал может неправильно понять ваши требования, и результат будет не таким, как ожидался.
К счастью, в наше время существует немало платформ для создания сайтов с нуля, и каждый может справиться с этой задачей самостоятельно. Используя готовые шаблоны, можно создать сайт "под себя", именно такой, какой вам нужен. К тому же, создавая сайт на базе уже имеющихся заготовок, вы, несомненно, экономите деньги и время; в результате получаете то, что хотели, т.к. сайт может быть отредактирован самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов; можете сделать сайт, не имея навыков программирования.
Первое, с чего необходимо начать — подобрать шаблон, на базе которого вы будете создавать свой собственный интернет-портал.
Три лучших решения для онлайн-фотобизнеса
В 2017 году выбор готовых шаблонов сайтов достаточно велик, поскольку многие компании занимаются их разработкой. Предлагаем вам для примера ознакомиться с информацией о трех современных решениях для онлайн-фотобизнеса, чтобы понять на какие функции шаблонов стоит обращать внимание в первую очередь.
Defrozo — отличный шаблон от MotoCMS с удобным встроенным редактором. Множество функций и инструментов, которыми оснащен шаблон, помогут быстро начать работу над созданием веб-сайта. Для работы с не нужны навыки программирования, так как, благодаря встроенной админпанели создать сайт для фотографа сможет даже новичок.
Помимо конструктора, шаблон имеет множество интересных особенностей. Например, удобный блочный редактор. Все, что вам нужно сделать для создания дизайна портфолио — разместить на странице готовые блоки контента. Редактор работает по принципу drag -and -drop , что только упрощает задачу. Defrozo содержит готовые макеты страниц, которые можно использовать при создании сайта. Для каждой страницы предложено 4 оригинальных варианта готового дизайна. Вы можете создать персональный блог, чтобы делиться с клиентами интересной информацией и подтверждать свой профессионализм. В есть весь необходимый функционал для этого. Шаблон предлагает 3 вида фотогалерей, которые могут быть использованы на сайте.
Еще одна полезная функция шаблона — фоторедактор Aviary . Функциональный редактор изображений и файловый менеджер включены в для вашего удобства. Уверяем, вам эти инструменты непременно пригодятся.
Стоит обратить внимание, что для начала работы над сайтом не нужно сразу покупать шаблон. Можно воспользоваться демо-версией и оценить все преимущества и недостатки шаблона перед его покупкой. Если по истечении тестового периода вы захотите приобрести шаблон, все сделанные вами изменения и правки будут сохранены!
Zenfolio — популярная платформа, предлагающая множество готовых шаблонов для создания сайтов. Особенность в том, что, каким бы тарифом вы ни пользовались, вы не будете ограничены в дисковом пространстве. Более того, вы сможете загружать видео в FullHD качестве, что очень важно для сайта, посвященного фотографии, а также создавать уникальные слайд-шоу, дополняя их музыкальным сопровождением на свой вкус.
Zenfolio предлагает вам демонстрировать свои работы с помощью Центра фотографов, где клиенты могут выбирать для себя подходящего специалиста. Это поможет привлечь больше посетителей на сайт. К слову, с вы также можете открыть собственный интернет-магазин фотографий.
Zenfolio предоставляет клиентам полезные инструменты для ведения блога, интеграции с социальными сетями и создания галерей. У вас есть возможность использовать собственные логотипы и водяные знаки.
У каждого клиента есть возможность воспользоваться 14-дневным тестовым периодом, чтобы определить, подходит ли вам этот сервис. В течение двух недель вы сможете взвесить все “за” и “против” и принять правильное решение. К тому же, вам не придется предоставлять информацию о своей кредитной карте, поэтому с вас не будет взиматься никаких платежей, даже если вы забудете вовремя отменить подписку.
В есть все необходимые инструменты для настройки макетов страниц и создания оригинального дизайна сайта. К сожалению, поначалу вы можете столкнуться с трудностями, разбираясь с большим количеством инструментов и функций.
PhotoShelter — популярная платформа, давно известная на рынке услуг по созданию сайтов. Если вы хотите самостоятельно создать качественный сайт, — отличный вариант. Данный сервис предоставляет дисковое пространство для хранения фото, и позволяет создать интернет-магазин для их продажи. К слову, недавно команда представила новый продукт под названием “Beam ”. Beam — этоAPI -платформа, которая помимо стандартного для PhotoShelter функционала предлагает принципиально новые функции и инструменты, необходимые клиентам.
Шаблон позволяет редактировать страницы сайта по принципу drag -and -drop . Вы можете напрямую загружать фотографии с помощью . Сделать это можно тремя способами, включая загрузку по FTP .
PhotoShelter предлагает клиентам отличное решение для электронной коммерции. Возле каждого загруженного фото есть иконка, нажав на которую, можно отправить снимок на продажу.
PhotoShelter позволяет бесплатно пользоваться продуктом в течение 14-дневного тестового периода, чтобы вы убедились в его качестве и соответствии вашим нуждам. Но для того, чтобы воспользоваться демо-версией продукта, вам нужно будет сразу определиться с тарифом и предоставить информацию о своей кредитной карте. Поэтому, если по истечении тестового периода вы решите не работать с в дальнейшем, не забудьте отменить подписку. В противном случае сумма платежа будет снята с вашей карты автоматически.
Начиная карьеру фотографа стоит определиться с фоторедактором. Вы можете делать отличные фотографии, но неграмотно и плохо отредактированные снимки испортят впечатление о вас.
Навык владения фоторедактором увеличит возможность заработка с помощью фотографии. Вы сможете создавать открытки, приглашения, свадебные альбомы и объявления. Эта работа всегда востребована и хорошо оплачивается.
К слову, в удобном редакторе вам может даже понравиться редактировать фотоизображения, и вы откроете в себе новый талант. Ознакомьтесь со списком фоторедакторов, чтобы выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
Некоторые из предложенных программ можно скачать бесплатно. Для тех, кто только начинает карьеру фотографа, это будет отличным вариантом. Представляем вашему вниманию два неплохих бесплатных фоторедактора.
Pixlr — популярный фоторедактор, предлагающий более 600 готовых эффектов для редактирования фото. Данная программа содержит все необходимые функции и инструменты, с помощью которых вы можете создать новое изображение, загрузить готовое фото с компьютера или с помощью URL -адреса, обрезать фото, изменить его размер, убрать эффект красных глаз и т.д. Если вы ранее работали с Photoshop , интерфейс Pixlr будет для вас прост и понятен.
GIMP — популярный open -source фоторедактор, предлагающий широкий выбор инструментов для работы с изображениями. С помощью этой программы вы можете ретушировать фото, улучшать композицию и выполнять много других манипуляций. GIMP позволяет работать со всеми известными форматами изображений, что очень удобно для пользователей. Также GIMP содержит множество удобных инструментов для работы с цветом. По сути, GIMP является отличной бесплатной альтернативой фоторедактору Photoshop .
Несмотря на то, что данные бесплатные редакторы отличаются высоким качеством и неплохим функционалом, большинство фотографов считают, что неразумно тратить тысячи долларов на покупку профессионального оборудования и экономить на редакторе. Соглашаться с этим или нет — дело личное. В любом случае вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми вариантами платных программ для редактирования фотографий.
Эта программа пришла на замену редактору Photoshop CS 6. Она доступна только пользователям, оформившим подписку на Creative Cloud . Все функции Photoshop CC невозможно описать в коротком обзоре. Чтобы понять, насколько хорош этот редактор, вы должны с ним поработать. Без всяких сомнений, Photoshop CC — идеальная программа для тех, кто хочет профессионально обрабатывать фотографии. Единственное, что может не понравиться вам в этом редакторе — его цена.
Adobe Lightroom — еще один неплохой продукт от Adobe . Основное различие между Lightroom и Photoshop в том, что последний не предназначен для комплексных манипуляций над фото, с которыми отлично справляется Lightroom . Более того, Adobe Lightroom позволяет хранить все фотографии в одном месте, редактировать их и делиться готовыми снимками с друзьями в социальных сетях. Также данный редактор предлагает множество необычных функций и является неплохой альтернативой Photoshop CC .
DxO Optics Pro 10 — высококачественный RAW -конвертер с уникальным функционалом. Приобретая эту программу, вы получаете доступ к отличным инструментам для редактирования фото и таким опциям, как “умное” освещение DxO , уменьшение муара, управление цветом ICC . Вы также можете создавать пресеты, настраивать цветовые палитры и сохранять фотографии различными способами. Также вам наверняка понравится список поддерживаемых камер и объективов DxO Optics Pro 10, который постоянно пополняется новыми устройствами. К тому же, данный редактор поддерживает импорт изображений из Lightroom и экспорт фото в эту программу. Многие опытные фотографы считают эту функцию крайне полезной.
PaintShop Pro X 9 — одна из лучших альтернатив редактору Photoshop . Программа содержит расширенный функционал для редактирования фото и поддерживает все известные форматы, в том числе и raw -файлы. В PaintShop Pro X 9 вашему вниманию представлены порядка 1000 готовых фильтров и эффектов. Более того, данный редактор может похвастаться поддержкой 4К мониторов, возможностью коррекции искажений, инструментами для добавления текста, автоматического заполнения фона и удаления больших объектов без клонирования.
Теперь вы знаете, с чего начать создание фотобизнеса, и как сделать его успешным. Самое время применить эти знания на практике. Успехов вам и вдохновения!
Юлия Блейк , блогер, SMM-специалист, эксперт в сфере email-маркетинга
Недавно всем известный фотосток Shutterstock опубликовал в своем блоге мнения экспертов в сфере фотографии, которые рассуждают о перспективах фотоискусства на 2017 год. Полный перевод статьи о тенденциях фотостоков на 2017 год читайте на нашем сайте!
Более 115 лет назад, когда искусство фотографии только начало развиваться, в одном из популярных журналов для домохозяек вышла статья, автором которой был инженер Джон Уоткинс. В статье Уоткинс давал некоторые прогнозы на ближайшее столетие. Он писал о том, что технология автомобилестроения останется невостребованной, предрекал, что из английского алфавита удалят за ненадобностью буквы C, Q, и X, считал, что человечество полностью избавится от мух и прочее.
Однако, наряду с большим количеством предсказаний, которым не суждено было сбыться, Джон Уоткинс предположил следующее: “Фотографировать объекты можно будет с любого расстояния. Более того, фотография, сделанная в Китае, через час сможет появится в газетах по всему миру” .
Конечно, в этом Джон Уоткинс был абсолютно прав. На момент написания этой статьи, только в Instagram’e есть более 13 миллионов фотографий с хештегом #Китай. Самый последний снимок был сделан 40 секунд назад…
Идя по стопам Джона Уоткинса, мы попросили известных фотографов дать предсказания об изменениях в мире фотографии на 2017 год.
Качество фотографии превыше всего
Брайан Ходжес считает, что ввиду того, что ежедневно в сети появляются миллионы новых фотографий, качество фотографий будет играть решающую роль.
Реалистичность и аутентичность в коммерческой фотографии
Энди Смит не предсказывает никаких кардинально новых черт в искусстве коммерческой фотографии в 2017 году. Вместо этого, по мнению фотографа, продолжится ранее намеченная тенденция фотостоков к аутентичности в коммерческой фотографии. Вместо идеальных образов бизнесменов, широко улыбающихся врачей и чистеньких и опрятных ремонтников, изображениями которых пестрили баннеры различных кампаний, внимание фотографов будут привлекать реальные люди в реальных условиях.
Конечно, в роли реальных людей могут выступать модели, а обстановка будет создана в студии, но общая тенденция к реалистичности будет просматриваться. Интерес к повседневным несовершенным фактурным образам, несомненно, возрастет и такие коммерческие фотографии станут более востребованы.
Видеосъемка будет все больше привлекать фотографов. В любом, случае, я думаю, мы увидим больше интересных пейзажных видео и видео от первого лица. Камеры и гаджеты становятся все доступнее, и все любят делать селфи, не так ли?
Видео наступает!
Мэтт Дьютайл считает, что мы продолжим наблюдать возросший интерес и востребованность видео. Клиенты фотостоков требуют все более интересный контент, интерактивного характера. Видео прекрасно отвечает этим запросам. Вы увидите много качественных видео от первого лица. Речь идет не только о показе красивых пейзажей; видео от первого лица – прекрасная возможность запечатлеть момент так, чтобы зритель почувствовал себя участником события.
Искусство видеографов также возрастет. Игра с фокусом, выбор сцен – каждый сможет предложить собственный подход, нужно только найти свой перспективный стиль и культивировать свое видение.
Фото и видео как шедевры изобразительного искусства
Джен Хуанг считает, что съемка видео снова станет более эстетично направленной. Сегодня, когда камера есть практически у каждого, цениться будет исключительно высокое мастерство фотографа и видеографа.
Творческие средства повествования против стандартных приемов фотожурналистики
Аманда Мустард рассматривает современную фотоиндустрию, как спираль, стремящуюся вниз, но и она находит положительные моменты – в фотожурналистике. Сегодня фотожурналисты используют различные творческие подходы, чтобы как можно интереснее преподать ту или иную историю. Мы все дальше уходим от стандартных приемов фотожурналистики. Фотожурналисты в 2017 году будут предлагать нам все более глубокие по содержанию и эстетичные по форме фотообразы.
Начинающие фотографы оставят свой след в фотоиндустрии
Мишель Фиге кажется, что в современной фотоиндустрии все еще осталось место для новых фотографов. Молодые фотографы сегодня растут и развиваются в открытой среде, полной разнообразных визуальных образов.
Остановись мгновенье
Айеша Малик говорит, что мир полон противоречий. Мы постоянно фотографируем и фотографируемся, выкладываем фото в социальные медиа, создавая нон-стоп ленту изображений. Мы пытаемся запечатлеть каждый миг, не отдавая должное его красоте и неповторимости.
Вероятно, пришло время остановиться, взять громоздкую камеру, работающую только в определенных условиях, и отдать дань истории фотографии, создав уникальный образ — неспешный и глубокий.
Больше хороших изображений
Дэйв Броша предрекает фотографии в 2017 году, что количество качественных фото будет расти с астрономической скоростью. Никогда в мире еще не было такого количества профессиональных фотографов, и в то же время, никогда еще не было столько фотографов, возмущенных данным фактом. Дейв же просматривает в этом только позитив, так как повышенная конкуренция провоцирует рост мастерства. Каждый хочет быть лучшим!
Дэйв Броша также предсказывает постепенный отказ от популярного ныне пресета “look”, который широко использовался в течение последних двух лет. Скорее всего, фотографы вернуться к изображению вечных образов, используя профессиональную технику и художественное видение.
Бум фото от путешественников – в поисках неизведанного
Аарон Джоэль Сантос с оптимизмом смотрит в 2017 год. Он предрекает выход фотографов из Юго-Восточной Азии на мировую арену ввиду того, что здесь огромное вниманиея уделяется качеству изображений, как художественных, так и коммерческих.
Он предсказывает появление множество изображений отдаленных мест, ранее не попадавших в объектив фотографов. Мир сегодня становится все меньше, так как люди путешествуют все больше и больше.
Новые технологии будут создавать новые возможности для фототворчества
С. Гэри Чепмен считает, что любая новая технология, и каждая новая социальная платформа создает новые возможности экспериментировать с фотографией. Наша отрасль изменяется настолько быстро, что и без магического хрустального шара можно предсказать, что технологии и социальные платформы продолжат создавать все новые пути для проявления творчества в фотографии. Роль же печатных изданий в фотобизнесе продолжит уменьшаться.
Фотограф должен будет примерять новое амплуа
Эрика Дуфо считает, что сегодня многие любители могут без привлечения фотографа создавать неплохие снимки, поэтому настоящий профессионал должен стать еще и мастером создания сцен, и мастером освещения и в целом мастером на все руки.
Рынок фотосалонов стагнирует уже много лет - люди предпочитают размещать снимки в соцсетях, а не в семейных альбомах. Однако особо находчивые предприниматели сумели найти доходные ниши и в сегменте фотопечати
Возвращение фотобудки
В каждом смартфоне камера, в каждом все больше фотографий, но все реже люди их печатают. И в самом деле, это хлопотно — искать студию, скачивать изображения, ждать карточки. Долго, неудобно и немодно. Почему бы не предложить людям распечатывать фотографии напрямую из соцсетей с помощью вендинговых аппаратов в торговых центрах, подумали основатели компании Boft Тос Мовсисян и Артем Гармерян, познакомившиеся во время учебы в финском Технологическом институте в Лаппеенранте. Так родилась идея их бизнеса.
Первый автомат партнеры заказали у производителя вендингового оборудования. На разработку и сборку работающего прототипа ушел почти год. Разместить его согласились владельцы московского дизайн-завода «Флакон» в апреле 2014 года.
И сразу стало понятно, что сервис востребован у молодежи — некоторые распечатывали по десять фото за раз. Тогда предприниматели решились вложиться по-крупному. В создание собственного производства под Петербургом и сборку нескольких первых автоматов инвестировали $200 тыс. «Я продал две свои машины, Артем — квартиру, плюс у родственников занимали», — говорит Тос Мовсисян. Каркасы решили делать деревянными: во-первых, это удешевляло производство, во-вторых, автоматы из дерева выглядели более стильно, с намеком на старину — то, что любят хипстеры.
К концу 2014-го партнеры установили более десяти автоматов в Москве и еще три в Санкт-Петербурге — дело шло медленно, владельцы коммерческой недвижимости не очень понимали, кому и зачем нужны эти фотобудки. «Как-то нас пригласил на встречу вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов (сын Араса Агаларова, президента и владельца Crocus Group. — РБК ) — он где-то увидел наши аппараты, и они ему приглянулись. Его помощница попросила прислать марку и номер машины, чтобы заказать пропуск на VIP-парковку. Я тогда ездил на «четырнадцатой», мне стало стыдно, и я пошел пешком», — смеется Мовсисян. Эта встреча стала судьбоносной — после установки автоматов Boft на площадках Crocus Group вести переговоры с другими ТЦ стало значительно легче; кроме того, начали поступать заявки на франшизы.
«Сегодня у нас 45 франчайзи в 21 стране», — хвастается Тос. Продавать автоматы партнерам Boft начала в 2015-м, а по итогам года сеть выросла в десять раз. Аппарат продается за 490 тыс. руб., плюс франчайзи платят 7% роялти и закупают расходники. В Москве и Петербурге стоят исключительно собственные автоматы компании — их более 90, всего в сети более 300 фотобудок. «Средняя выручка с одного нашего аппарата — около €1 тыс. в месяц, но все сильно зависит от локации», — говорит Тос. Например, летом больше всего приносят автоматы в парках. Партнеры утверждают, что окупаются инвестиции в будку за шесть—восемь месяцев.
В прошлом году Мовсисян и Гармерян начали международную экспансию. Зарубежные франшизы обычно покупают русскоязычные бизнес-эмигранты и знакомые основателей Boft. Наибольшие надежды у партнеров были на США, где сконцентрирована аудитория Instagram. Но оказалось, что американская молодежь не любит фотографии на бумаге — автоматы, установленные в торговых центрах, не окупили даже затрат на перевозку. А вот в Азии дела пошли в гору. «Там любят фотографироваться и печатать. К тому же, в отличие от пресыщенных Европы и Америки, в Азии хорошо воспринимают новые продукты. Например, в одном из торговых центров во Вьетнаме автоматы стоят в 30 м друг от друга, и оба прибыльны», — говорит Мовсисян. Развитием франшизы во Вьетнаме занимается франчайзи Тхай Нгуен — бывший одногруппник из института в Лаппеенранте. Еще один партнер, Марк Майер, управляет 60 автоматами по франшизе в 12 городах России, а также в Сингапуре и Гонконге. «В России средняя выручка — 50 тыс. руб. в месяц, в Азии — $1,5 тыс.», — рассказал он РБК. В планах компании — выйти на рынок Латинской Америки, ведь Instagram очень популярен в Чили и Бразилии.
Сейчас компания зарабатывает еще и на рекламе — ее крутят, пока печатается фото. Например, в Москве автоматы Boft показывали промокоды на бесплатную поездку с Uber. В прошлом году реклама принесла 2 млн руб. выручки, а совокупный оборот компании превысил 230 млн руб., из которых почти половина — платежи франчайзи.
В апреле 2017 года проект победил в престижном конкурсе стартапов Generation S и получил 5 млн руб. «Мы хотим, чтобы у нас было не 300 автоматов, а 3 тыс. Для этого нам нужны инвестиции, наставники, экспертиза. Именно поэтому мы пошли на конкурс только сейчас — на старте было не до того», — говорит Мовсисян.
Наступление смартфонов
1,6 млрд смартфонов было продано в мире в 2016 году, в 2010-м на пике популярности цифровых камер их было продано 120 млн штук
379 тыс. цифровых камер было продано в России в 2016 году, в 2012-м — 5,5 млн штук
1 млн селфи в день делают пользователи соцсетей, 13% из них всегда ретушируют фотографии
Более 150 млн фото ежедневно загружаются в сеть Snapchat, они исчезают уже через 10 секунд
Источник: Techinfographics.com, deloitte.com
Фотовечеринка
Основатель компании Event-shows Алексей Уткин пошел несколько иным путем — он сдает организаторам вечеринок в аренду фотобудки и инстапринтеры, которые собирает своими руками.
Прежде Уткин работал HR-менеджером в крупной корпорации. В 2010 году увидел в интернете интересную штуку — мобильную студию Dance Heads. Два или три человека заходят в нее, садятся на фоне хромакея — телевизионного зеленого фона, надев зеленые же манишки, встроенная камера их снимает, а через пять минут можно увидеть ролик с танцующими под узнаваемые хиты фигурами с лицами «актеров» и забрать диск с записью. Такие развлечения пользовались популярностью в США, а мастер-франшизу на СНГ приобрели украинские предприниматели.
Алексею формат показался интересным, он подумал, что можно поставить такие студии в торговые центры, и уговорил двух своих друзей вложиться в оборудование. Всего на закупку двух станций Dance Hеads потратили порядка 1 млн руб. Однако уже в момент подписания сделки франчайзер объяснил, что этот формат в торговых центрах не идет. «Взрослые люди в обычной жизни стесняются заниматься подобной ерундой. Зато во время застолий, когда гости в кондиции, подобное развлечение идет на ура. Пока кто-то снимается, остальные наблюдают на большом экране, что происходит внутри. Так что весело всем», — говорит Уткин. Предприниматель решил сдавать мобильные студии в аренду для частных вечеринок. Поначалу бизнес шел со скрипом — партнеры разочаровались и продали Алексею свои доли.
Ситуацию спасла знакомая из event-индустрии, которая пригласила Уткина на несколько праздников. По словам Алексея, новинка понравилась обеспеченной аудитории. Первое время особенно много заказов было с Рублевки — выезжали на частные вечеринки сенаторов, депутатов, спортсменов. Стоимость часа аренды «станции веселья» на празднике составляла до 15 тыс. руб., инвестиции удалось отбить через год.
Фото: Владислав Шатило / РБК
Однако после первого всплеска интерес к «Танцующим головам» ослаб. Нужно было придумать что-то еще. Уткин решил, что на вечеринках будут востребованы фотокабины вроде тех, что были еще в СССР. Уткину нужен был мобильный автомат, способный печатать кадры с рамочками, на разных фонах и с дополнительными эффектами.
Первый проект такой будки ему помогла сделать сестра, инженер по образованию. Каркас по собственным чертежам он заказал у фирмы, специализирующейся на металлоконструкциях. Сложность возникла с софтом. «Там требуется довольно сложное программное обеспечение, которое позволяло бы использовать разного рода макеты, а также выбирать, печатать одну большую фотографию или четыре маленьких», — объясняет Алексей. Он нашел бизнесменов из Краснодара, которые тоже занимались фотобудками и разработали ПО, обеспечивающее необходимый функционал. Краснодарцы продали ему технологию за 30 тыс. руб. (впоследствии оказалось, что это всего лишь адаптированная версия американского софта). Всего на создание первой фотобудки в 2013 году Уткин потратил 250 тыс. руб.
«Как сейчас помню первый выезд. Мы работали на мероприятии в ГУМе. И во второй день техника отказала. Был сентябрь, по ночам прохладно. Мы на сутки оставили оборудование в машине, а когда занесли в теплое помещение, оказалось, что там образовался конденсат. Но когда все просушили, автомат начал печатать», — вспоминает предприниматель.
Доходы были меньше, чем при работе с мобильными студиями, но и расходы ниже. Каждый пустой диск, который нужно было закупать у производителя Dance Heads, обходился в $1,6, а себестоимость распечатки одной фотографии не превышала 15 руб. Как правило, стоимость распечатки фотографий входит в стоимость аренды оборудования — 14 тыс. руб. за час. Поначалу Уткин ездил по мероприятиям один, для перевозки оборудования арендовал микроавтобус, затем стал привлекать помощников. Сейчас в штате работают дизайнер и инженер, операторы оборудования привлекаются по необходимости.
Затем Уткин арендовал в Подмосковье мастерскую за 20 тыс. руб., где принялся собирать развлекательную фототехнику. Например, в 2014-м Алексей нашел в интернете модели первых инстапринтеров. Схема работы такая: блогер размещает в соцсети фотографию и определенный хештег, и фото автоматически отправляется на распечатку. Такие принтеры пользуются популярностью на вечеринках.
Сегодня, помимо фотобудок и инстапринтеров, Уткин собирает и сдает в аренду еще gif-стойки (записывающие закольцованные мини-видео, которые можно выкладывать в соцсети) и другие фотоаттракционы для вечеринок. Среди заказчиков как крупные агентства, так и частники. «В декабре — корпоративы, летом — свадьбы, затишье только в ноябре», — говорит предприниматель. Он уже давно не ездит на мероприятия, занимается в основном продвижением и общением с заказчиками. За прошлый год предприниматель заработал на любви людей к фото 11 млн руб. выручки при рентабельности 47%.
В стиле ретро
«В какой-то момент у меня случился свадебный передоз», — вспоминает Георгий Кеймах, сооснователь фотостудии «Шипр». Профессиональный фотограф так устал от бесконечной съемки свадеб, что в 2005 году пошел учиться на историко-филологический факультет РГГУ. На первых курсах вуза Кеймах еще подрабатывал фотографией, но потом полностью сконцентрировался на учебе.
Георгий Кеймах (Фото: Владислав Шатило / РБК)
«К моменту, когда я окончил вуз, оказалось, что фотоиндустрия в корне поменялась — теперь это была высокотехнологичная, почти айтишная профессия с высоким порогом входа. Фотосессии на «зеркалку» людей уже не устраивали — похожее по качеству можно было снимать на смартфон. Нужна была камера почти за полмиллиона», — вспоминает Кеймах.
Его супруга Тамара подкинула идею: сделать ставку не на модную технологичность, а наоборот, на винтажность, и открыть фотоателье с традиционной печатью фото. Георгий решил объединиться с однокурсницей Анастасией Сухомлиновой — они сдружились на почве увлечения фотографией.
Начать решили с малого — купили Polaroid 1967 года за 3 тыс. руб., еще один фотоаппарат взяли в аренду, и в апреле 2012-го стали фотографировать посетителей мероприятий на территории «Флакона» за 200 руб. Гостям нравилось, но о серьезных заработках речи не было — себестоимость каждого снимка была 150 руб. Зато стало понятно: концепция выездного ретрофотоателье вполне может выстрелить.
Партнеры купили на Avito старинную деревянную камеру, штатив, мобильную мини-проявочную 1942 года у старика, который много лет держал фотомагазин на Арбате. «Оборудование, например те же деревянные дорожные камеры, можно купить как за 300 тыс. руб., так и за 3 тыс. — надо просто знать места и правильных людей», — говорит Георгий.
Технология фотопечати сложная, но это часть шоу. Выездное фотоателье представляет собой три зоны: фото, печать и экспозиция готовых черно-белых работ, которые развешивают на прищепках сушиться. В первой зоне человека фотографируют на старинную камеру с «гармошкой», используя мощную вспышку. Далее пленку из фотоаппарата помещают в мобильную проявочную, которая представляет собой накрытый светонепроницаемым чехлом с «рукавами» чемодан, внутри которого ванночки с реактивами. «Вокруг нас на любом мероприятии бешеный ажиотаж, — уверяет Георгий. — Всегда стоит толпа детей и мужиков. Одному надо в камеру посмотреть, другому расспросить о технологии. Это вам не на смартфоне кнопку нажимать».
Анастасия Сухомлинова (Фото: Владислав Шатило / РБК)
Основной доход фотоателье приносит за счет выездных мероприятий, оплата считается по количеству кадров. Средний чек — 50 тыс. руб. Изначально Георгий и Анастасия всюду ездили сами, потом стали привлекать помощников. «У нас нет сотрудников, есть просто сочувствующие люди, с которыми мы в необременительных отношениях. За работу они получают половину стоимости выезда», — объясняет ретрофотограф. Но бизнес очень сезонный — обычно половину годового дохода приносит один декабрь. В 2016 году выручка фотоателье превысила 5 млн руб., прибыль — около половины.
Помимо выездов на мероприятия партнеры проводят фотосессии и мастер-классы по фотографии у себя в офисе (это комната в старом особняке в центре Москвы, которая обходится им в 27 тыс. руб. в месяц). Кроме того, у фотоателье появились точки, открытые по франшизе — в Сочи, Казани и Екатеринбурге. Кеймах помогает им с подбором оборудования и разрешает использовать бренд, пока не требуя роялти. Например, в Сочи работает ретрофотоателье в центре города. «Местные фишки не понимают, зато фотоателье приводит в восторг туристов из Москвы или Питера, они его находят через Forsquare и другие подобные сервисы», — рассказывает предприниматель. Он мечтает накопить денег и открыть фотоателье в Нью-Йорке — как это сделал его кумир, фотограф Джеймс Ван Дер Зи в 20-х годах прошлого столетия.
Взгляд со стороны
Дмитрий Меркулов, управляющий сети «Фотопроект» (11 фотолабораторий в Москве)
«Рынок действительно меняется на глазах. Сначала упал спрос на пленочную фотопечать, теперь и на цифровую. Зато на смену обычным цифровым фотографиям пришли фотокниги (каждая страница представляет собой отпечаток, соединяющий обработанные фотографии, комментарии к ним и художественные элементы. — РБК ). При этом наши доходы не падают, так как средний чек фотокниг выше на порядки — 2-3 тыс. руб. против 10 руб. за распечатку отдельной карточки. Ежемесячно мы сейчас изготавливаем порядка 4 тыс. фотокниг. С автоматами по распечатке фотографий, которые тоже набирают сейчас популярность, мы не конкурируем — у них более молодая целевая аудитория».
СохранитьСохранить