Морские узлы — это своего рода искусство, которое берет свое начало в период появления мореходства. И на сегодняшний день данное искусство не теряет своей актуальности. Обладать навыкам вязки морских мусингов должен абсолютно каждый человек, который решает совершить путешествие по морским просторам. В независимости от того каким видом морского транспорта вы обладаете, будь то яхта или небольшая лодка.
Необходимо учитывать то, что ваш мусинг должен быть очень прочным и надежным, так как от него зависит сохранность вашего груза. И обязательно должен быть прикреплен именно так, чтобы вы были в состоянии его легко развязать в нужный момент. Всем новичкам требуется знать несколько основ:
- Неподвижный крепеж, который находится на конце троса, называется коренным.
- Незакрепленный конец, который начинает свободно двигаться при вязании, называется ходовым.
Кроме этого также имеется и английская терминология:
- KNOT – это мусинг, который закрепляет ходовой конец с коренным.
- BEND – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец с двумя торсами и соединяет его в один.
- HITCH – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец к любому предмету.
Новичкам, конечно же, будет немного трудно, но если запомнить вышеперечисленное, то в дальнейшем изучение данного искусства не покажется таким трудным.
Основные морские узлы
Имеются порядочное количество самых главных узлов, их следует знать всем мореплавателям:
Беседочный мусинг. Восьмерка. Геркулесовский (прямой, турецкий)мусинг.
Сперва-наперво необходимо запомнить именно беседочный тип. Он очень универсален, так что без проблем подойдет для страховки и швартовки. Наиболее надежным способом является связывание двух торсов данным узлом. Его достоинством являются:
- Простота вязки.
- Легкость развязки.
- Он совершенно не имеет свойства скольжения.
- Высокий уровень надежности.
- Мусинг восьмерка является самым стандартным морским узлом. Свое название он получил из-за формы, который напоминает цифру восемь. Он предоставляет собой вязание нескольких узлов.
- Применяется в основном для закрепления.
- Он очень легко завязывается
- Просто развязывается.
Самым древним из всех узлов является прямой. Еще в период древней Греции его прозвали геркулесовым. Благодаря ему связываются два торса имеющие одинаковый диаметр. Он часто применяется, но, увы, является не самым надежным. Данный мусинг имеет неприятное свойство сползания по тросу.
Кроме этого он сильно затягивается при значительных нагрузках, а также намокании. Самое главное чаще совершенствовать свои навыки, ведь именно практика поможет вам в освоении данного искусства.
Как завязывать морской мусинг?
Снизу будет перечислено несколько способов вязание морских узлов. Морской мусинг как завязать? На первый взгляд это может показаться немного трудным занятием, но если быть внимательным и терпеливым, то у вас, несомненно, все получится.
Беседочный мусинг
Сделайте снизу и сверху петлю. Протяните через нее ходовой конец, а после пропустите его позади корневого конца и проденьте в петлю. Ходовой конец обязательно должен находится в другом силке. Затем остается только как можно туже затянуть его.
Восьмерка
Обведите ходовой конец вокруг корневого, а после вытяните его поверх него. Должна образоваться стандартная петля. Требуется пустить в нее ходовой конец, предварительно заведя его за себя. Завершающим действием является прочная затяжка.
Прямой мусинг
Закрепить данный мусинг не составит никакого труда. Для начала необходимо провести один ходовой конец в одну сторону, а второй в противоположную. Благодаря многочисленным схемам морских узлов можно легко научиться. Они довольно просты, поэтому понять их будет совершенно не трудно.
Также имеются и другие виды узлов, которые пригодятся вам. Существуют не затягивающиеся и затягивающие узлы. Существуют ещё и узлы для рыболовных снастей. Их часто можно встретить во время рыбалки. Рыбаки применяют их для ловли добычи. Кроме них имеются и узлы, служащие для декора. Благодаря таким узлам вы без проблем сможете украсить свой дом в настоящем морском стиле. К подобным узлам относятся:
- Королевские.
- Трехпетельные.
- Кордовые. Турецкие (то есть прямые узлы).
Чему равен морской мусинг?
Вычисление расстояния на море между пунктами пути, который проходит морской транспорт, имеется величина, получило название морская миля. Она состоит из средней длины дуги и одной минуты земного меридиана.
Узелок – это линейная скорость, которая состоит из одной м/ч. Он имеет широкое применение в мореходной, а также авиационной практике.
Морской мусинг в километры. По стандарту один мусинг равен 1,8 километров в час.
История узлов
Древние узлы были обнаружены в Финляндии. По исследованиям стало ясно, что они относятся к позднему каменному веку. Конечно же, навык вязание узлов пришло к нам намного раньше, но материальные доказательства тому, к сожалению, не сохранились до наших времен.
Работая с ними человек того века создавал различного рода изделия, которые помогали ему в хозяйстве. Кроме этого они также применялись в создании различных аксессуаров. Также узлы по мнению людей того времени имели магическую силу.
Как говорилось раннее, в древней Греции прямой мусинг имел широкое применение. Они делали из него талисман и носили на шее, считая, что он сможет защитить его обладателя. Кроме этого, он также применялся и в медицине. С помощью него греки перевязывали раны пострадавшим.
Они имеют большое количество интересных легенд и историй.
Практически все узлы не забыты и дошли до нас в целости и сохранности. Во время раскопок находились остатки разных упряжек, элементов одежды, аксессуаров, разного рода оружия труда, а также несколько видов узлов. Но абсолютно все были известны и на нынешний день.
Но большой толчок дало развитие парусного флота. Благодаря ему мы смогли создать ещё больше узлов, которые не имели никаких лишних элементов. История их очень богата и по ней мы можем узнать, как жили наши предки. Каких высот они достигли в подобном искусстве.
Каждому настоящему моряку приятно осознавать, что в своей практике используются самые прочные и надежные морские узлы . Не так давно журнал “Yachting monthly” провел свое исследование, какой из морских узлов, изучаемых по программе RAY, самый прочный.
Для испытаний использовалось следующие типы веревок: 12 мм плетеный трос из полиэфира Marlowbraid
10 мм синтетический кевларовый трос Dyneema,
14 мм трехпрядный полиэстеровый канат
Тестирование проводилось на специальной установке Marlow Ropes’ 30-tonne strain facility.
Для тестов выбранные узлы были разделены на 2 категории: петли (loops) и узлы для связывания концов (bands)
Вторую группу составили узлы для связывания веревок между собой. Сюда вошли:
Также в испытаниях петель участвовали:
В ходе испытаний были получены следующие результаты:
Итак, прокомментируем результаты. Сначала петли.
Самыми прочными оказались плетеные огоны. Первое место!
Второе место занимает двойная рыбацкая петля (Double fisherman’s loop)
Третье место — Рыбацкий штык (Anchor bend)
Четвертое место – Фламандская петля (Flemish loop)
Пятое место – король всех узлов, — беседочный узел (Bowline)
На графике присутствует Splicing nut – это огон, полученный с помощью специальной защелки. Мы его не используем.
Среди узлов для связывания концов
Первое место у двойного рыбацкого узла (Double fisherman’s knot)
Второе место занял двойной шкотовый узел (Double sheet bend)
Третье место – рыбацкий узел (Fisherman’s knot), другое название – узел связывания чужими концами
Четвертое место – шкотовый узел (Sheet bend)
Пятое место – самый распространенный прямой узел (Reef knot)
Проведя все необходимые испытания, исследователи пришли к следующим выводам:
1. Для швартовки на кнехт, битенг наиболее надежным будет использование огона, заплетенного с помощью длинного (иногда его называют разгонным) сплесня. Если такого троса нет, или нет возможности заплести огон, тогда лучшим узлом для швартовки будет штык со шлагом (Round turn and two half-hitches). Этот узел прочнее традиционного булиня и не развяжется под нагрузкой.
2. Для крепления шкотов к парусам, как свидетельствуют полученные данные, лучше всего подходит двойная рыбацкая петля (double fisherman’s loop), однако, это справедливо при условии, если вы не против в конце сезона отрезать шкоты вместе со шкотовым углом паруса. Все дело в том, что этот узел затягивается. Поэтому большинство для этих целей предпочитает использовать, пусть менее прочный, но зато незатягивающийся булинь. В то же время, для крепления кренгельсов фалов затягивающаяся петля уже не является проблемой, поэтому даже производители, например, такие, как Bavaria, рекомендуют двойную рыбацкую петлю
3. Для связывания двух концов одинакового диаметра наиболее предпочтительным будет двойной рыбацкий узел (double fisherman’s knot). Для тросов различного диаметра лучше подойдет двойной шкотовый узел (double sheet bend) как наиболее безопасный и легко завязываемый.
Чтобы правильно завязать морской узел, в первую очередь, нужно запомнить, что закрепленный конец каната называется коренным, а подвижный – ходовым. Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.
Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Вязание морского узла восьмерка
Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.
Как вязать морской узел:
- Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
- Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
- Затянуть.
Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.
Схема вязки прямого морского узла
Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.
Классическая методика:
- Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
- Второй конец образует открытую петлю.
- В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
- Затянуть обе веревки.
Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.
Полуштык и штык
Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.
С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.
Как завязывать морской узел рыбацкий штык
Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.
Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.
Порядок действий:
- Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
- Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
- Затягивают оба двойных конца.
Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.
Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема
Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.
Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.
Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.
Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.
Для выполнения тещиного узла следует:
- Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
- Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.
Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.
Виды и способы выполнения узла удавка
Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.
Схема вязки:
- Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
- Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
- Затянуть.
Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.
Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.
Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.
Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого
во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой
момент его при необходимости можно было легко развязать.
Что стоит учесть новичкам перед обучением
Часто
новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при
пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить
несколько основных определений:1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.
В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:
1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.
Новичкам
в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее
часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять
принцип образования иных разновидностей.
Основные морские узлы
Беседочный узел/булинь
– один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую
очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских
узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и
для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание
двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным.
Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого
диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу,
его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо
надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют
королём морских узлов.
Как завязать беседочный узел :
1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3)
затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в
петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.
Хотя
беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит
проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к
немного ослабленному при этом коренному концу.
Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.
Как завязать узел восьмёрка :
1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.
Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.
Завязывают прямой узел
довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в
другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский»
узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в
разные стороны.
Простой полуштык и его более сложные вариации
Простой
полуштык
– широко распространённый простой не затягивающийся морской
узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его
получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому
будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и
пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к
коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично
выдерживает сильную тягу.
– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный
узел
– один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который
используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с
тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой
штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага,
охватывающего предмет крепления.
Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
История применения узлов насчитывает уже многие тысячелетия. По словам ученых, еще пещерные люди использовали простые узлы в своем быту. Родоначальниками сложных типов узлов являются моряки. С появлением парусных судов возникла необходимость в удобных и надежных узлах, чтобы закрепить мачту, паруса и другие снасти. От качества узла зависела не только скорость корабля, но и жизнь всей команды. Поэтому морские узлы сильно отличаются от обычных. Они не только надежны, их легко завязывать и так же легко развязывать, чего нельзя сделать с обычными узлами.
Классификация узлов пришла к нам из Англии. Обычно англичане делят морские узлы на 3 типа:
- Knot – нужны для увеличения диаметра веревки или переплетения чего-либо.
- Hitch – крепят веревку к различным предметам (мачтам, реям, якорям).
- Bend – соединяют разные по диаметру веревки в одну.
Существует около пятисот описаний морских узлов, но в настоящее время используются лишь несколько десятков, так как моторные корабли вытесняют парусные. Умение вязать морские узлы пригодится не только яхтсменам, но также туристам и рыболовам. Поэтапно осваивая приведенные ниже схемы с картинками, вы быстро научитесь это делать.
Прямой узел
Хоть этот узел и является одним из самых древних, но надежностью он не отличается. Его недостатки – частые смещения на веревке, его непросто развязать после больших нагрузок и намокания, а также с таким узлом уменьшается прочность веревки. Применяется для легкого прихвата на несильных тягах и сращивания двух концов троса. На его основе вяжутся более сложные узлы. Несмотря на то что узел очень простой, у него есть свои нюансы. Свободные концы должны находиться по одну сторону веревки. Если они будут располагаться с разных сторон, то такой узел считается неправильным и называется не простым, а воровским.
Как вязать прямой узел:
- Завязывается обычный узел.
- Из одного неподвижного конца веревки конца делаем петлю.
- Свободным концом обносим снаружи петли и заводим внутрь.
- Затягиваем. Получается правильный узел. Для большей надежности сверху завязывается еще один обычный узел.
Беседочный узел (Булинь)
В яхтенном спорте этот узел используется чаще других. Изначально он применялся для обвязывания беседки – приспособления, с помощью которого моряки забирались на мачту корабля. За это он и получил свое название. Этот узел не имеет недостатков, его просто связать и развязать. Им можно связывать веревки разных диаметров, материалов и не бояться того, что он развяжется. Чаще всего он используется при швартовке судна или в тех случаях, когда нужно сделать петлю или обвязать что-либо.
Как вязать беседочный узел:
- Делаем обычную петлю.
- Внутрь петли просовываем свободный конец и по диагонали оплетаем его вокруг неподвижного конца.
- Пропускаем обратно внутрь петли.
- Стягиваем концы веревки. Чтобы узел был крепким, очень важно сильно стянуть концы.
Узел восьмерка
По внешнему виду похож на цифру 8, поэтому название говорит само за себя. Узел простой, но очень важный. На его основе вяжутся более сложные узлы. Преимущество узла восьмерки в том, что он никогда не сместится и не распустится при нагрузке. Также при намокании троса он легко завязывается и развязывается. Используется как стопор на конце троса и как закрепляющий узел. С его помощью можно сделать ручки для деревянного ведра или закрепить струны на музыкальных инструментах.
Как вязать восьмерку:
- Делаем обычную петлю.
- Проворачиваем нашу петлю на 360 градусов и продеваем свободный конец внутрь петли.
- Затягиваем.
Как вязать петлю-восьмерку:
- Складываем свободный конец вдвое, чтобы получилась петля.
- Делаем вторую петлю возле сдвоенного конца.
- Поворачиваем вторую петлю на 360 градусов.
- Первую петлю продеваем внутрь второй.
- Затягиваем.
Узел удавка
Этот узел представляет собой самозатягивающуюся петлю. Его преимущества – простота и быстрота вязки, надежность и легкое развязывание. Подходит для привязывания к предметам с ровной поверхностью.
Как вязать удавку:
- На конце веревки делаем петлю.
- Делаем вторую петлю, чтобы получился бантик.
- Свободный конец веревки обматываем 3-4 раза вокруг.
- Конец просовываем с тыльной стороны во вторую петлю.
- Затягиваем.
Кровавый узел
В далекие времена такие узлы вязали на кошке – плети с девятью и более концами. Кошка применялась как орудие пытки и поддержки дисциплины на корабле – удар был очень болезненным, рваные раны долго не заживали. За это узел и получил свое кровавое название.
Как вязать кровавый узел:
- Свободный конец веревки дважды обхватывается вокруг неподвижного.
- Затягиваем.
Плоский узел
Используется тогда, когда нужно связать концы веревки разного диаметра или из разного материала. Хорошо выдерживает большие нагрузки и намокание. Но это не самый простой узел, его легко связать неправильно. Важнейший нюанс при вязании плоского узла – концы веревок должны быть параллельны друг другу.
Как вязать плоский узел:
- Из толстого конца веревки делаем петлю.
- Тонкий конец заводится внутрь толстого.
- Делается два оборота поверх толстого конца.
- Затягиваем.
Выбленочный узел
Изначально этот узел использовался для крепления выбленок – тонких веревок, из которых делали лестницы для вант. Является одним из самых надежных затягивающихся креплений. Его особенность – большая надежность возможна только под нагрузкой. Также на его надежность влияет поверхность, на которой он завязывается. Большой плюс выбленочного узла – возможность завязать его одной рукой. Используется для крепления веревки к предметам с гладкой и ровной поверхностью – бревнам, мачтам. На предметах с гранями выбленочный узел будет не так эффективен.
Как вязать выбленочный узел:
- Свободный конец веревки обносят вокруг предмета.
- Делается перехлест.
- Продеваем конец в образовавшуюся петлю.
- Затягиваем.
Второй способ (вязка полуштыками):
- Делаем петлю. Длинный конец веревки находится сверху.
- Накидываем петлю на предмет.
- На нижнем конце веревки делаем петлю и накидываем ее сверху на предмет.
- Затягиваем.
Якорный узел или рыбацкий штык
Уже не одно тысячелетие он используется для крепления веревки к якорю. Также этим узлом привязываются концы троса к любому крепежному отверстию. Является надежным и легко развязываемым узлом.
Как вязать якорный узел:
- Пропускаем конец веревки два раза через петлю якоря или другого крепежного отверстия.
- Свободный конец веревки перекидываем через неподвижный конец и пропускаем через образовавшуюся петлю.
- Стягиваем обе петли.
- Сверху делаем обычный узел для надежности.
Стопорный узел
Используется в тех случаях, когда нужно увеличить диаметр троса.
Как вязать стопорный узел:
- Стопорную веревку складываем вдвое.
- Прикладываем ее к основной.
- Свободным концом стопорной веревки обматываем основную и второй конец стопорной 5-7 раз.
- Неподвижный конец, который мы обматывали, возвращаем в петлю стопорной веревки.
- Затягиваем оба конца.
Шкотовый узел
Таким узлом раньше подвязывались шкоты – снасти для управления парусом. В настоящее время он используется для связывания веревок разного диаметра. Не подходит для вязания синтетических веревок, так как они скользкие.
Как вязать шкотовый узел:
- Из толстой веревки делаем петлю.
- Тонкую веревку заводим внутрь, огибаем петлю и заводим саму под себя.
- Затягиваем.