Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:
- образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
- сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
- укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
- появление социально различных групп населения.
Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.
Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.
Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.
Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.
Финансовые ресурсы
Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).
Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.
Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсовФинансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.
Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):
Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.
Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.
Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводстваПервичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.
Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.
Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.
Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:
ΣA = ΣB + ΣС ,
- А — первичные доходы;
- В — конечные доходы;
- С — сбережения и накопления.
На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.
Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.
Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.
Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.
Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.
Эту задачу решают финансовые посредники
(банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.
Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.
Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".
Финансовые отношения как сфера экономической деятельности
Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.
Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).
Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного доходаФинансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).
Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.
Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношенийКредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.
Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.
Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.
Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.
На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.
В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.
Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.
Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.
Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.
На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.
Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.
Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.
Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.
Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую системуКонтрольная функция
Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.
Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .
Стимулирующая функция
Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .
Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.
Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.
См.также:ФМ представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Успешное функционирование ФМ во многом определяется эффективностью его организации, т.е. созданием структуры управления финансовой деятельностью предприятия, которая в свою очередь представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений.
В максимизации благосостояния путём увеличения рыночной стоимости компании - рыночной стоимости акций предприятия.
В качестве субъекта управления выступают собственник (цели и стратегии), финансовый директор (общее управления финансами); финансовый менеджер (выполняет функции ФМ).
объекты управления :
1. Финансовые ресурсы предприятия – совокупность аккумулируемых предприятием собственных и заемных денежных средств и их эквивалентов в форме целевых денежных фондов, предназначенных для обеспечения его хозяйственной деятельности в предстоящем периоде, источники формирования и конкретные направления использования которых имеют четко установленную регламентацию.
2. Источники формирования финансовых ресурсов : собственные, привлеченные и заемные.
3. Финансовые отношения : всегда опосредованные денежными средствами. По своему характеру вся совокупность финансовых отношений предприятия подразделяется на внешние и внутренние
§ Система внешних финансовых отношений предприятия включает:
1. Финансовые отношения предприятия с органами государственных финансов (государственными и местными бюджетами; государственными внебюджетными целевыми фондами; другими органами государственных финансов).
2. Финансовые отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности (поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов; покупателями готовой продукции; предприятиями производственно-коммерческой инфраструктуры).
3. Финансовые отношения предприятия с партнерами по финансово-инвестиционной деятельности (коммерческими банками; финансово-кредитными небанковскими институтами; инвестиционными фондами и компаниями; страховыми компаниями; органами финансово-инвестиционной инфраструктуры).
4. Финансовые отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
§ Система внутренних финансовых отношений предприятия включает:
1. Финансовые отношения предприятия в рамках объединения (холдинга, союза, ассоциации ). Эта группа финансовых отношений предприятия отнесена к внутренним в связи с тем, что они в значительной степени регулируются внутренними нормами, действующими в конкретном объединении (т.е. представляют собой форму внутриотраслевых финансовых связей). Кроме того, в таком объединении предприятие может выступать в роли головного, имея финансовые отношения с другими, дочерними предприятиями.
2. Финансовые отношения в рамках предприятия (с учредителями - акционерами, участниками; с персоналом; между органами управления предприятием и его структурными подразделениями; между различными структурными подразделениями предприятия - его "центрами ответственности").
Финансовый менеджмент выполняет совокупность функций: общих – менеджмента и специальных финансов:
Общие: - разработка целей и стратегии;
Создание организационной структуры управления;
Создание информационной системы;
Анализ результатов финансовой деятельности;
Разработка системы стимулирования;
Финансовый контроль;
специальные: - управление активами;
Управление капиталом;
Управление денежными потоками;
Управление инвестициями;
Управление финансовыми рисками и антикризисное управление.
Для достижения целей и выполнения функций необходим механизм:
Финансовый механизм: представляет собой совокупность основных элементов:
1) Система регулирования финансовой деятельности: гос. нормативно-правовое, рыночный механизм и внутренний в рамках самого предприятия (учетная политика)
2) Система внешней поддержки финансовой деятельности: внешнее финансирование, кредитование, страхование;
3) финансовые методы: бюджетирование, планирование, контроль, экспертная оценка, балансовые;
4) финансовые рычаги (показатели): ставки кредитования, налогообложения, цены, выручка, прибыль, дивиденды;
5) информационное обеспечение необходимо для выработки и оценки реализации управленческих решений;
6) организационное обеспечение (персонал).
— специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования и национального дохода.
Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.
Виды финансовых отношений по направлениям
Все можно объединить в четыре группы:
- с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений предприятий и организаций;
- с финансово-кредитной системой государства.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями
Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается , предприятия получают и .
- финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
- финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; это прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;
Финансовые отношения внутри предприятия
Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — это выплаты , пособий, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
- финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;
Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций
Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри , а также .
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.
- финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом которых является организация; такие отношения, как правило, связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;
Отношения с финансово-кредитной системой государства
Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.
Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением и отчислений.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. является источником формирования , расширения производства, его ритмичности, улучшения , способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: , траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.
Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают .
- финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
- финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно свободных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.
Виды финансовых отношений по степени обязательности
С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:
- добровольные;
- добровольно-принудительные;
- принудительные.
К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления , при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.
К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.
Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.
Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы организации.
Внешние финансовые отношения:
отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами (например, перечисление предприятием налогов);
отношения предприятия с прямыми участниками и учреждениями инфраструктуры финансового риска (банками, биржами, страховыми компаниями);
отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности (поставщиками, покупателями готовой продукции, продавцами основных средств);
отношения предприятия с органами производственной инфраструктуры (транспорт, учреждения связи).
Внутренние финансовые отношения:
отношения между головным и дочерними предприятиями возникающие внутри финансово-промышленных групп;
отношения предприятия с его учредителями – эти отношения троятся по поводу формирования основного капитала;
отношения с персоналом;
отношения между структурными подразделениями предприятия.
Государственное регулирование финансовой деятельности предприятии – это процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществление ими основных видов финансовых операций.
Государственное регулирование включает следующие направления:
регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия;
налоговое регулирование;
регулирование кредитных операций;
регулирование денежного обращения форм расчетов;
валютное регулирование;
регулирование инвестиционных операций;
регулирование рынка ценных бумаг;
регулирование операций страхования на финансовом рынке;
регулирование порядка и форм санации предприятий;
Санация – финансовое оздоровление предприятия.
10)регулирование процедуру банкротства и ликвидации предприятий.
Принципы организации финансов предприятия
Принцип хозяйственной самостоятельности , его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы источников финансирования, а так же направления вложения денежных средств с целью получения прибыли.
До 90-ых гг. сверху устанавливали, что производить, кому поставлять и цены на продукцию. Предприятие рассчитывалась по всем обязательствам и если оставалась прибыль, то ее забирали в виде отчислений свободного остатка прибыли в бюджет.
На данном этапе самостоятельность предприятия ограниче6на только некоторыми нормами: государством устанавливаются проценты налогов, нормы амортизации и др.
Принцип самостоятельности и самофинансирования он означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а так же инвестирование в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости за счет банковских кредитов. Но самоокупаемость пока не распространяется на отрасли, где есть государственное регулирование цен: сельское хозяйство, транспорт, угольная промышленность, ЖКХ – там выдаются дотации.
Принцип материальной заинтересованности , его реализация может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, а так же соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и накопления. Налог на предприятии не должен превышать 30%. Достойная оплата труда должна быть обеспечена за счет фонда оплаты и прибыли направляемой: на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а так же выплат работникам процентов по облигациям и дивидендов по акциям.
Принцип материальной ответственности – означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности, т.е. этот принцип реализуется в случае убыточности работы предприятия, его неспособности удовлетворить требования кредиторов. Этот принцип так же находит свое отражение в штрафах пени.
Принцип обеспечения финансовых резервов , на предприятии должны формироваться резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств.
Финансовые отношения возникают:
между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использования;
между хозяйствующими субъектами и государственными органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов (накопительный пенсионный фонд).
Совокупность денежных средств, находящихся в распределении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов:
На уровне хозяйствующих субъектов:
прибыль, амортизация продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам от других эмитентов.
На уровне населения:
заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера;
(пенсии, пособия, оплата за выслуги) на предприятии;
командировочные расходы;
доходы от предпринимательской деятельности;
операции с личным имуществом.
На уровне государства, органов местного самоуправления:
доходы от государственных и муниципальных предприятий;
доходы от приватизации имущества;
доходы от внешнеэкономической деятельности (область с 29 государствами);
налоговые доходы;
государственный и муниципальный кредиты;
эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Функции финансов
Главной функцией финансов является распределительная функция.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:
Федеральный;
Региональный (субъект РФ);
Местный (органы местного самоуправления).
Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов, экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.д.
Распределительная функция позволяет:
создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, государства, органов местного самоуправления, населения;
осуществлять межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и т.д.;
создавать резервы на всех уровнях хозяйствования, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция.
Она с распределительной представляет собой две стороны одного и того же экономического процесса. Контроль за движением финансовых потоков.
Регулирующая функция.
Совокупность норм, правил, положений правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.