Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; *** Дата рождения:20 марта (1 апреля) 1809()1 апреля1809 Место рождения: местечко Большие Сорочинцы , Полтавская губерния, Российская империя Большие Сорочинцы Полтавская губерния Российская империя Дата смерти:21 февраля (4 марта) 1852() (42 года)4 марта1852 Место смерти: Москва, Российская империя Москва Российская империя Гражданство: Российская империя Российская империя Род деятельности: прозаик, драматург прозаик драматург Жанр: драма, проза драма проза Язык произведений: русский
В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет.1836 года В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Его привлекала природа и произведения искусства. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью. В Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были « Мёртвые души ».1837 года Риме Рим вечный город Н. В. Гоголь в Риме
Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по - итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Д. Боборыкина Риме П. Д. Боборыкина
Памятник Н. В. Гоголю (скульптор Н. А. Андреев 1909)1909 Восстановленный крест на могиле Н. В. Гоголя на Новодевичьем кладбище год Новодевичьем кладбище
Топонимы Именем Гоголя названы улицы в ряде городов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик постсоветского пространства, а также в Харбине (Китай). Российской Федерации Украины Белоруссии Казахстана Харбине Китай Именем Гоголя названы кратер на Меркурии и пароход. Меркурии пароход На Украине День рождения Н. В. Гоголя отмечается многими гражданами как праздник русского языка и повод вспомнить о единстве славянских народов
Некоторые произведения Гоголя Мёртвые души Ревизор Петербургские повести Невский проспект Нос Шинель Записки сумасшедшего Коляска Коляска Женитьба Женитьба Вечера на хуторе близ Диканьки Миргород Вий Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Старосветские помещики Тарас Бульба
Антон Антонович Сквозник - Дмухановский, городничий Антон Антонович Сквозник - Дмухановский городничий Анна Андреевна, жена его Марья Антоновна, дочь его Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. Жена его. Аммос Федорович Ляпкин - Тяпкин, судья. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер. Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский городские помещики. Пётр Иванович Добчинский Пётр Иванович Бобчинский Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Иван Александрович Хлестаков Петербурга Осип, слуга его.
Действующие лица (продолжение) Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин отставные чиновники, почётные лица в городе. Степан Ильич Уховертов, частный пристав. частный пристав Свистунов, Пуговицын, Держиморда полицейские. Абдулин, купец. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша. Жена унтер - офицера. Мишка, слуга городничего. Слуга трактирный. Гости и гостьи, купцы, мещане, просители
Премьеры 19 апреля 1836 года Александринский театр: Городничий Сосницкий, Анна Андреевна Сосницкая, Марья Антоновна Асенкова, Ляпкин - Тяпкин Григорьев 1- й, Земляника Толченов, Бобчинский Мартынов, Хлестаков Дюр, Осип Афанасьев, Пошлёпкина Гусева. 19 апреля1836 года Александринский театр Сосницкий Сосницкая Асенкова Григорьев 1- й Толченов Мартынов Дюр Афанасьев Гусева На петербургской премьере присутствовал сам Николай I. Николай I Городничий Сосницкий Сосницкий
Почтовая марка России, посвящённая 200- летию со дня рождения Н. В. Гоголя, 2009 Комедия оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности. Современники Гоголя отмечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Произведением Гоголя сразу после первых чтений и публикаций восхищались Пушкин, Белинский, Анненков, Герцен, Щепкин Пушкин Белинский Анненков Герцен Щепкин Фразы из комедии стали крылатыми.
Сюжет « Ревизора » Действие 1 Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник низкого ранга (коллежский регистратор, самый низкий чин в Табели о рангах), следует из Петербурга в Саратов со своим слугой Осипом. Он оказывается проездом в небольшом уездном городке. Хлестаков проигрывается в карты и остается без денег. Как раз в это время всё погрязшее во взятках и казнокрадстве градоначальство, начиная с городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, из полученного им письма, узнаёт о приезде инкогнито из Петербурга ревизора, и в страхе ожидает его прибытия. Городские помещики Бобчинский и Добчинский, случайно узнав о появлении неплательщика Хлестакова в гостинице, решают, что это и есть ревизор, и докладывают о нём городничему. Начинается переполох. Все чиновники и официальные лица суетливо бросаются прикрывать свои грехи, Антон Антонович,сам некоторое время находится в растерянности, но быстро приходит в себя и понимает, что нужно самому идти на поклон к ревизору.
Действие 2 Между тем голодный Хлестаков, устроившийся в самом дешёвом номере гостиницы, размышляет, где бы раздобыть еды. Он вымаливает обед из супа и жарко́го у трактирного слуги, а получив желаемое, выражает неудовольствие количеством и качеством блюд. Появление городничего в номере Хлестакова является для него неприятной неожиданностью. Поначалу он думает, что на него, как неплатёжеспособного гостя, донёс хозяин гостиницы. Городничий сам откровенно робеет, полагая что разговаривает с важным столичным чиновником, который приехал с тайной миссией ревизии состояния дел в городе. Городничий, думая, что Хлестаков ревизор, предлагает ему взяточку. Хлестаков, думая, что городничий добросердечный и порядочный гражданин, принимает от него взаймы. «Я-таки ему вместо двухсот четыреста ввернул», радуется городничий. Тем не менее, он решает прикинуться дурачком, чтобы побольше выпытать сведений о Хлестакове. «Он хочет, чтобы его считали инкогнито», думает про себя городничий. «Хорошо, подпустим и мы трусы, прикинемся, будто совсем не знаем, что он за человек». Но Хлестаков с присущей ему наивностью ведёт себя настолько непосредственно, что градоначальник остаётся ни с чем, не теряя убеждения, однако, что Хлестаков «тонкая штучка» и «с ним нужно держать ухо востро». Тогда у городничего возникает план напоить Хлестакова, и он предлагает осмотреть богоугодные заведения города. Хлестаков соглашается.
Действие 3 Далее действие продолжается в доме городничего. Изрядно захмелевший Хлестаков, завидев дам Анну Андреевну и Марью Антоновну, решает «пустить пыль в глаза». Рисуясь перед ними, он рассказывает небылицы о своём важном положении в Петербурге, и, что самое интересное, он сам верит в них. Он приписывает себе литературные и музыкальные произведения, которые в силу «лёгкости необыкновенной в мыслях», якобы, «в один вечер, кажется, написал, всех изумил». И даже не смущается, когда Марья Антоновна практически уличает его во лжи. Но вскоре язык отказывается служить порядочно захмелевшему столичному гостю, и Хлестаков с помощью городничего отправляется «отдохнуть».
Действие 4 На следующий день Хлестаков ничего не помнит, он просыпается не «фельдмаршалом», а коллежским регистратором. Тем временем, официальные лица города «на военную ногу» выстраиваются в очередь с целью дать взятку Хлестакову, и он, думая, что берёт взаймы (и будучи уверен, что добравшись до своей деревни, он вернёт все долги), принимает деньги от всех, включая Бобчинского и Добчинского, которым, казалось бы, незачем давать ревизору взятку. Хлестаков даже сам выпрашивает деньги, ссылаясь на «престранный случай», что «в дороге совершенно издержался». Далее к Хлестакову прорываются просители, которые «челом бьют на городничего» и хотят заплатить ему натурой (вином и сахаром). Только тогда до Хлестакова доходит, что ему давали взятки, и наотрез отказывается, а вот если бы ему предложили взаймы, он бы взял. Однако, слуга Хлестакова Осип, будучи гораздо умнее своего хозяина, понимает, что и натура, и деньги всё равно взятки, и забирает всё у купцов, мотивируя это тем, что «и верёвочка в дороге пригодится». Выпроводив последнего гостя, успевает поухаживать за женой и за дочерью Антона Антоновича. И, хотя они знакомы всего один день, просит руки дочери городничего и получает согласие родителей. Осип настоятельно рекомендует Хлестакову быстро убираться из города, пока не вскрылся обман. Хлестаков уезжает, напоследок отправив своему другу Тряпичкину письмо с местной почты.
Немая сцена Действие 5 Городничий и его окружение облегчённо переводят дух. В своих фантазиях городничий уже видит себя генералом, и живёт в Петербурге. Вознесясь на недосягаемые высоты, он решает « задать перца » купцам, которые ходили жаловаться на него Хлестакову. Он куражится над ними и обзывает последними словами, но стоило купцам пообещать богатое угощение на помолвку (а в дальнейшем и на свадьбу) Марьи Антоновны с Хлестаковым, как городничий их всех простил. Он собирает полный дом гостей, чтобы объявить всенародно о помолвке Хлестакова с Марьей Антоновной. Анна Андреевна, убеждённая в том, что породнилась с большим столичным начальством, в полном восторге. Но далее происходит неожиданное. Почтмейстер местного отделения по собственной инициативе вскрыл письмо Хлестакова и из него явствует, что инкогнито оказался пустышкой. Обманутый городничий ещё не успел прийти в себя после такого удара, когда приходит следующая новость. Остановившийся в гостинице чиновник из Петербурга требует его к себе. Все заканчивается немой сценой …
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2
слайд
Описание слайда:
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.
3
слайд
Описание слайда:
В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».
4
слайд
Описание слайда:
Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.
5
слайд
Описание слайда:
Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
6
слайд
Описание слайда:
Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.
7
слайд
Описание слайда:
Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".
8
слайд
Описание слайда:
Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.
9
слайд
Описание слайда:
Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.
10
слайд
Описание слайда:
Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.
11
слайд
Описание слайда:
В конце жизни психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православным канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.
Cлайд 1
Cлайд 2
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. В.Г.Белинский Портрет Н.В.Гоголя. Художник Ф.А.Моллер. 1843 Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью - мыслью о служении благу родины. Н. Г. ЧернышевскийCлайд 3
«Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохранят все прекрасное. Я испытал это на себе». Из письма Н.В.Гоголя матери СемьяCлайд 4
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта ст. ст. 1809 года в селе Сорочинцы недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. ДетствоCлайд 5
«Еще бывши в школе, чувствовал я временами расположение к веселости и надоедал товарищам неуместными шутками. Но это были временные припадки; вообще же я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению». Из письма Н.В.Гоголя В.А.Жуковскому Здание гимназии высших наук в Нежине, где в 1821-1828 гг. учился Н.В.Гоголь. Нежинская гимназия Нежин Н.В.Гоголь – гимназист. Портрет работы неизв. художника. 1827Cлайд 6
Петербург. Первые литературные выступления «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге, по крайней мере, такую цель начертал я уже издавна. …я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу», - писал Гоголь из Нежина своему дяде П. П. Косяровскому 3 октября 1827 г. Отрицательные рецензии на поэму «Ганц Кюхельгартен» побудили Гоголя уничтожить книгу.Cлайд 7
20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 г. они часто встречались в Царском Селе, где Пушкин жил на даче. Знакомство с Пушкиным Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский и А.С.Пушкин летом 1831 г. в Царском Селе. Худ. П.Геллер. Конец XIX в. А.С.Пушкин у Н.В.Гоголя. Худ. М.П.Клодт. 1887Cлайд 8
Глубокий интерес к народной жизни, народному искусству и языку, зародившийся у Гоголя еще в детстве, не ослабевал и в дальнейшем. В родной Васильевке Гоголь слушал и записывал народные песни. Он внимательно изучал фольклорные сборники; в письмах к матери просил сообщать ему народные поверья и предания. Образы народной поэзии наряду с реальными впечатлениями жизни украинского села легли в основу повестей, составивших книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».Cлайд 9
«Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…» А.С.Пушкин «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831)Cлайд 10
«Миргород» (1835) Знакомы ли вам эти герои? Назовите произведение, вошедшее в сборник Н.В.Гоголя «Миргород». Какие еще произведения из этого сборника вам знакомы?Cлайд 11
К каким произведениям Н.В.Гоголя могут служить иллюстрацией эти полотна русских художников? Вспомните авторов и названия картинCлайд 12
Арабески – арабские письмена или ковровые узоры, сочетание чего-то разнородного. Почти одновременно с «Миргородом» был напечатан сборник «Арабески». В него вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». «Арабески» (1835) «Портрет» «Невский проспект»Cлайд 13
«Арабески» и «Миргород» носят на себе все признаки зреющего таланта. В них меньше этого упоения, этого лирического разгула, но больше глубины и верности в изображении жизни». В.Г.Белинский Вместе с Пушкиным Гоголь прокладывал пути передовой реалистической русской литературы. Он принимал деятельное участие в журнале Пушкина «Современник», где напечатал повести «Коляска» и «Нос». А.С.Пушкин подсказал Н.В.Гоголю сюжеты крупнейших его произведений – комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».Cлайд 14
О каком произведении Н.В.Гоголя идет речь? «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз …, оригинальная комедия в 5 действиях. Сочинение Н.Гоголя… Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…» Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 19 апреля 1836 г. «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Н.В.ГогольCлайд 15
«Читал Гоголь так, как едва ли кто может читать. Это было верх удивительного совершенства. М.П.Погодин Н.В.Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого Театра «Ревизор» (1836)Cлайд 16
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н.В.Гоголь «Авторская исповедь»Cлайд 17
Такими видит героев комедии художник М.Добужинский Назовите этих героев. Какие детали внешности помогли вам назвать персонажей комедии «Ревизор»?Cлайд 18
Проверьте себя Городничий Ляпкин-Тяпкин Марья Антоновна Земляника Хлестаков Анна АндреевнаCлайд 19
Восприняв шумную критику вокруг «Ревизора» как провал своего произведения, Гоголь морским путем выехал из Петербурга в Германию. «Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь… одна только прекрасная Русь». Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь. Портрет работы К.Мазера. 1840 Годы странствий «Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне». Из письма Н.В.Гоголя М.С.ЩепкинуCлайд 20
«Гоголь – человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце». А.Иванов Н.В.Гоголь в Риме Портрет Н.В.Гоголя. Художник А.Иванов. 1841 Н.В.Гоголь среди художников в Риме. Дагерротип. 1845 Дом в Риме, где жил Н.В.Гоголь в 1838-1842 гг. На доме мемориальная доскаCлайд 21
«…Я принялся за «Мертвых душ», которых было начал в Петербурге… Если совершу это творенье так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет мое имя». Гоголь – В.А.Жуковскому, 12 ноября 1836 г., Париж Поэма «Мертвые души». Первый том (1835-1842)Cлайд 22
«Думаю, по случаю выхода «Мертвых душ», написать несколько статей вообще о ваших сочинениях… Величайшею наградою за труд для меня может быть ваше внимание и ваше доброе, приветливое слово… Вы у нас теперь один, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою; не будь вас, – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни нашего отечества…» Из письма В.Г.Белинского Н.В.Гоголю, 20 апреля 1842 г. Белинский и ГогольCлайд 23
«Уже вскоре после своего появления «Шинель» стала ощущаться как «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г.Белинский), как открытие новой темы – темы «маленького человека», равнозначное манифесту человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом ее состоянии и звании». Ю.В.Манн «Шинель» (1842) Акакий Акакиевич у «значительного лица». Рисунок Кукрыниксов. 1951Cлайд 24
Второй том «Мертвых душ» создавался в неизмеримо более трудных условиях, чем первый. Изменились взгляды писателя на жизнь, искусство, религию. Разлад между христианскими идеалами и жизнью приводит Гоголя к духовному кризису. Как художник, Гоголь был недоволен вторым томом, он чувствовал, что в нем отсутствует художественная правда. Его терзали мучительные сомнения. Все это стало причиной уничтожения рукописи. Первую редакцию Гоголь сжег в 1845 году, так как недостаточно ясно показал пути и дороги к идеалу. За девять дней до смерти он предает огню и беловую рукопись второго тома. «Мертвые души». Второй том (1842-1852) Н.В.Гоголь незадолго до смерти. Рисунок Э.Дмитриева-МамоноваCлайд 25
Неудовлетворенность взыскательного художника «положительными» образами второго тома «Мертвых душ», их нежизненностью, желание сказать миру свое «спасительное слово» побудили Гоголя выступить с публицистической книгой писем-статей «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Последние годы Дом на Никитском бульваре в Москве, где жил последнее время и умер Н.В.Гоголь Мучительные переживания, вызванные неразрешимыми социальными противоречиями, и тяжелая болезнь подтачивали физические силы Гоголя и привели его к смерти 21 февраля (4 марта) 1852 г.Cлайд 26
Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России… Н.В.Гоголь Бессмертие Могила Н.В.Гоголя на Новодевичьем кладбище в Москве Памятник Н.В.Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве. Скульптор Н.В.ТомскийCлайд 27
«...Гоголь, бесспорно, реалист - у кого найдешь больше правды в образах? Но он, смеша и смеясь, невидимо плакал: оттого в его сатиры и улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием». И.А.Гончаров Значение творчества Н.В.Гоголя «Дорого русскому сердцу имя Гоголя, ...никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества; лучшие и современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя; на всех их произведениях лежит печать его влияния, следы которого еще долго, вероятно, останутся в русской словесности». Д.И.Писарев Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. ……………………………. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя! Н.А.Некрасов, «В день смерти Гоголя, 21 февраля 1852 г.».Cлайд 28
Спасибо за урок! Автор презентации: Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Заозерновская основная общеобразовательная школа» Юргинского района Кемеровской областиГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852), рус. писатель. Лит. известность Г. принёс сб. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), насыщенный укр. этногр. и фольклорным материалом, отмеченный романтич. настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сб-ков "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистич. период творчества Г. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в пов. "Шинель" (1842), с к-рой связано становление натурольной школы. Гротескное начало "петерб. повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедия "Ревизор" (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократич. мира. В поэме-романе "Мёртвые души" (1-й том - 1842) сатирич. осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религ.-публицистич. кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критич. письмо В. Г. Белинского. В 1852 Г. сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ". Г. оказал решающее влияние на утверждение гуманистич. и демокр. принципов в рус. лит-ре.
Биография
Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".
После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".
Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.
Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 1840 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 1841.
Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".
Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.
В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.
В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.
11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.
Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.