Пивень Анна Валентиновна , ст. преподаватель Дальневосточного государственного гуманитарного университета, аспирантка Дальневосточной академии государственной службы, г. Хабаровск, Россия
Translation will be available soon.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
Москва + 7 495 648 6241
Источники:
1. Глисин Ф.Ф., Лосева О.Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России // Инновации. 2003. № 2-3. С. 53-57.
2. Гохберг М.Я. Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. – М.: ЦИСН, 1997. – 157 с.
3. Завлин П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка. – СПб.: Наука, РАН, 1994. – 192 с.
4. Инновационная деятельность предприятия: анализ, перспективы, активизация: Сб. науч. Трудов / Под ред. В.Д. Попова – Ярославль: ЯГТУ, 1997. – 148 с.
5. Кузык Б.Н. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004. – 632 с.
6. Куликов В.И. Регулирование производственной активности организации. – М.: Наука, 2004. – 624 с.
7. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности промышленного предприятия // Инновации. 2003. № 10. С. 51-55.
8. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций // Инновации. 2005. № 1. С. 42-85.
Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии».
Измерение инновационной активности.
Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия.
Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями.
1. Сущность категории «инновационная активность»
Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мулЬти- и мегапроекты, программы, матричные структуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др. Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА).
Инновационная активность - самостоятельная категория. Ее значение состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии и др.), прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.
Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это всего лишь часть общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана с тем, что кроме новатора необходима деятельность Других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации как данной деятельности, так и всего ИП. Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т. е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.
Активность деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.
При этом признак «инновационная активность» носит следующие черты инновационной деятельности фирмы. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.
Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов). На рис. 8.1 и 8.2 отражена схема такого подхода.
Рис. 1. Назначение категории «инновационная активность»
Субъекты инновационной среды, участвующие в инновационном процессе (ИП) |
||||||||||
Инновационная деятельность (ИД) субъектов, включая НТО: характеристики |
||||||||||
2. Место ИД в структуре ИП |
3. Активность ИД |
|||||||||
4. Результативность ИД |
5. Эффективность ИД | |||||||||
Признаки инновационной активности субъекта ИД | ||||||||||
Признаки, отражающие стратегию фирмы и определяющие качественную сторону ИД |
Признаки, отражающие тактику фирмы и определяющие динамическую сторону ИД |
Признак, определяющий рациональность данного масштаба активности |
||||||||
1. Качество инновационной стратегии фирмы 2. Уровень мобилизации инновационного потенциала 3. Размер привлеченных инвестиции 4. Качество методов, используемых при проведении стратегических изменений |
5. Соответствие реакции характеру конкурентной стратегической ситуации 6. Скорость проведения стратегических инновационных изменений |
7". Соответствие реализуемого уровня Инновационной активности состоянию среды |
||||||||
Рис. 2. Роль и содержание показателя «инновационная активность»
В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:
качество инновационной стратегии организации;
уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
В тактическом плане ИА определяется двумя частными показателями:
соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений.
АННОТАЦИЯ
Природу инновационной активности компании обуславливает разнообразие, гибкость и динамичность его хозяйственного поведения в рыночной экономике, а также стремление к обеспечению для себя конкурентных преимуществ. Инновационной активностью ключевых сотрудников обеспечивается высокий уровень эффективности инновационной деятельности компании. Для повышения инновационной активности ключевых сотрудников необходимо развивать в них такие качества, как способность и готовность воспринимать инновации, готовность трансформироваться и реализовать нововведения, готовность мобилизовать собственные ресурсы, обновлять их и быть готовым к самореализации. При этом, инновационную активность ключевых сотрудников обуславливает способность и готовность самой компании к формированию и эффективному использованию инновационного потенциала каждого ключевого сотрудника.
Ключевые слова: инновационная активность ключевых сотрудников, инновационный потенциал компании, инновационное поведение ключевых сотрудников.
Инновационная активность персонала это ключевой фактор инновационной активности организации и важнейшая характеристика инновационного потенциала персонала. Чтобы активизировать инновационную активность работников компании, нужно создать соответствующие организационные предпосылки, способствующие реализации скрытых возможностей компании посредством осознанной инициативной деятельности сотрудников.
Ведущее место в организации занимают ключевые сотрудники, которые идентифицируются с учетом принципа ценности человеческих ресурсов для организации. Ценность для компании может иметь вклад сотрудников в бизнес компании в текущий период, уровень его потенциала, уникальности и пр. Обычно особо ценными сотрудниками считают тех, чей вклад в доходы компании превышает среднестатистический. Также они имеют высокий уровень выполнения профессиональных задач, выходящий за рамки требования к должности.
В литературе имеет место мнение, по которому основные критерии идентификации ключевых сотрудников – это производительность и качество труда. В рамках другого подхода основной критерий, позволяющий отнести сотрудника к ключевым, это статус должности: чем он выше, тем выше ценность сотрудника. Сторонники данного подхода часто относят к ключевым сотрудникам топ-менеджеров компании . Значение роли топ-менеджмента в любой компании не вызывает сомнения, но при этом, необходимо отметить, что не всякий представитель топ-менеджмента может выступать в роли ключевого сотрудника, по той причине, что, согласно практике, деятельность топ-менеджеров, вместо развития, может вызвать крах всей компании .
По мысли сторонников третьего подхода, ключевые сотрудники – это те работники, которым присущи специфические компетенции, необходимые для развития стержневого бизнеса компании. Указанные специалист существенно влияют на взаимоотношения с клиентами, и их потеря негативно отражается на результатах деятельности компании. Так, исследователями определены критерии соответствия работника статусу «ключевой»: он должен обладать ценностью и уникальностью. Соответственно, ценные и уникальные знания и навыки, если они присущи тому или иному работнику, позволяют назвать их ключевыми для фирмы.
Ключевой сотрудник – это не только обладатель ценных и уникальных знаний и навыков, он способен сделать указанные знания ключевыми организационными компетенциями. Авторами выделяется три группы организационных компетенций, которые могут попадать под воздействие ключевых сотрудников, – технические способности, управленческие способности, а также клиентоориентированность.
Соответственно, давая различные определения статусу ключевого сотрудника, все авторы схожи во мнении, что ключевые сотрудники чрезвычайно важны для организации. По этой причине актуальным является выявить и исследовать факторы, способствующие проявлению высокой инновационной активности ключевых сотрудников организации.
Природу инновационной активности компании обуславливает разнообразие, гибкость и динамичность его хозяйственного поведения в рыночной экономике, а также стремление к обеспечению для себя конкурентных преимуществ . И. В. Матузовым отмечен ряд признаков инновационно активной компании :
− организация целенаправленной деятельности, направленной на конструирование, создание, освоение и производство качественно новых объектов, таких, как различные виды техники, предметы труда, объекты интеллектуальной собственности, технологии, а способной внедрить более совершенные формы организации труда и управления производством;
− организация созидательной деятельности, призванной улучшить производственные показатели и создать конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос на рынке;
− организация инициативной деятельности, направленной на реализацию инновационного процесса, определяемой имеющимися внутренними возможностями;
− организация интенсивной деятельности, направленной на приобретение коммерческой выгоды и коммерческих преимуществ.
Указанные характеристики инновационных предприятий могут проявляться только в том случае, если достаточно высоким является качество инновационного потенциала ключевых сотрудников организации и их инновационной активности. Многими исследователями отмечено, что управление инновационным потенциалом ключевых сотрудников компании является целенаправленным, непрерывным, динамическим, постоянно и сознательно осуществляемым всеми участниками системы процессом проведения различных процедур, мероприятий и операций, призванных изменить уровень инновативности ключевых сотрудников. Уровень инновативности исследователь К. А. Лега характеризует восприимчивостью, готовностью и способностью сотрудников к инновациям, их способностью оперативно усвоить и внедрить научно-технические достижения, прогнозировать новые направления развития науки и техники и гибко реагировать на изменение внешней среды, готовностью сотрудников эффективно осваивать научно-технические нововведения, вырабатывать необходимые объективные социально-экономические условия для внедрения нововведений . Соответственно, речь здесь идет об активности, позволяющей воспринимать, быть готовым и способным к выполнению определенных инновационных действий. На практике инновационная активность может сводиться к генерированию новых идей, саморазвитию профессиональных компетенций, включению в инновационную деятельность и внедрению инноваций, к построению внутрифирменных коммуникаций, в рамках которых будут реализовываться инновационные идеи, передаваться имеющиеся скрытые знания и пр. Чтобы реализовать указанные свойства, необходимо создать организационную среду, активизирующую внутренний потенциал ключевых сотрудников и обеспечивающую вовлечение потенциала в активный процесс деятельности .
Основой инновационной активности являются внутренние мотивы и готовность индивидуального потенциала быть реализованным . Как считает И. В. Пахно, готовность инновационного потенциала личности на элементарном уровне может быть рассмотрена в качестве психического состояния, которое настраивает, актуализирует при приспосабливает возможности человека к совершению успешных действий. Структура состояния готовности состоит из ряда компонентов :
а) познавательных (необходимо понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, представлять вероятные изменения трудовой обстановки);
б) эмоциональных (обладать чувством профессиональной чести и ответственности, уметь уверенность в успехе и воодушевление);
в) мотивационных (иметь потребность к успешному выполнению первых трудовых задач, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показывать себя с лучшей стороны);
г) волевых (уметь мобилизовать силы, преодолевать сомнения).
Инновационные действия, по мысли И. В. Пахно, предопределяют возникновение инновационного поведения, развития инновационного мышления, которые затем трансформируются в инновационный образ жизни .
В рамках данной концепции необходимо рассмотреть условия, которые способствуют поддержке инновационной активности ключевых сотрудников и превращают ее в непрерывный процесс.
Так, в период, когда инновационные поступки и инновационное поведение ключевых сотрудников компании только инициируется, доминирует стимулирование инновационной деятельности, в то время как на этапе развития инновационного мышления и формирования инновационного образа жизни важными становятся внешние стимулы, способные активизировать внутриличностные процессы. В процессе саморазвития и самосовершенствования сотрудников активизируются внутренние ресурсы (знания, способности, амбиции, ценности), для которых необходима определенная энергия, обусловленная внутренними мотивами, направляющими действия сотрудника и побуждающими его повысить компетентность, углубить знания, расширить свое профессиональное сообщество, освоить новые роли, преодолеть трудности и пр. Инновационное поведение подкрепляет инновационное мышление, и у же на новом уровне осознанности постепенно осуществляется его трансформация в инновационный образ жизни работника предприятия. Соответственно, процесс возобновления инновационной активности ключевых сотрудников является непрерывным и представляет собой главную движущую силу инновационной деятельности компании.
Инновационной активностью ключевых сотрудников обеспечивается высокий уровень эффективности инновационной деятельности компании. Как считают Ю. В. Бабанова и В. П. Горшенин, на последнее оказывают влияние три составляющих :
− восприимчивость к инновациям;
− интенсивность и своевременность осуществляемых действий по трансформации новаций в нововведения;
− способность к мобилизации потенциал в необходимом количестве и качестве для коммерциализации нововведений.
Рассмотрим основные группы факторов, которые гарантируют эффективность инновационной деятельности ключевых сотрудников.
Первая группа факторов, которые гарантируют эффективность инновационной деятельности, относят условия, которые обеспечивают «восприимчивость к новым идеям»:
– наличие инновационной ориентации организации;
– наличие высокого уровня восприимчивости организации к инновациям;
– реализация стиля управления, присущего инновационно восприимчивым компаниям;
– инновационно-развивающая среда;
– наличие способности и готовности персонала к восприятию инноваций.
Вторая группа факторов, которые обеспечивают «интенсивность и своевременность трансформации инноваций в нововведения», включаются:
–гибкая инновационно-ориентированная организационная структура и механизмы стимулирования инновационной деятельности;
– желание руководства реализовать истинные инновации и их оперативном внедрении;
– желание персонал участвовать в процессе нововведений.
В третью группу входят факторы, направленные на мобилизацию персонала:
– инновационная культура в организации;
– ресурсы для инноваций и их возможность мобилизации;
– управленцы инновационной ориентации;
– готовность персонала мобилизовать собственные ресурсы.
Соответственно, инновационную активность персонала можно представить в качестве неотъемлемой части инновационной деятельности предприятия. Она проявляет себя в той степени, в какой само предприятие готово проявить себя в инновационной сфере, но, чтобы обеспечить высокую инновационную активность персонала, нужны все указанные организационные предпосылки. Таким образом, для повышения инновационной активности ключевых сотрудников необходимо развивать в них такие качества, как способность и готовность воспринимать инновации, готовность трансформироваться и реализовать нововведения, готовность мобилизовать собственные ресурсы, обновлять их и быть готовым к самореализации. При этом, инновационную активность ключевых сотрудников обуславливает способность и готовность самой компании к формированию и эффективному использованию инновационного потенциала каждого ключевого сотрудника.
Список литературы:
- Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Молчанова О. П. и др. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. О.П. Молчановой. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 272 с.
- Бабанова Ю. В. Метод оценки инновационной деятельности организации / Ю. В. Бабанова, В. П. Горшенин // Вестник ЮУрГУ. Управление инвестициями и инновационной деятельностью. – 2012. – № 22. – С. 42–45.
- Горшенин В. П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: автореф.дис. …д-ра экон. наук / В. П. Горшенин. – Челябинск, 2006. – 42 с.
- Завлин П. Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. – СПб.: Питер, 2012. – 192 с.
- Лега К. В. Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала: автореф. дис. … канд. экон. наук / К. В. Лега. – Челябинск, 2008. – 24 с.
- Матузова И. В. К вопросу о содержании и сущности категории «инновационная активность» / И. В. Матузова // Транспортное дело России. – 2012. – № 3. – С. 27–29.
- Пахно И. В. Инновационная активность и новообразование личности: метасистемный подход / И. В. Пахно // Психология в экономике и управлении. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 16–25.
- Сайфуллина С. Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3 – С. 171-179.
- Саликов Ю. А. Анализ внешних факторов влияния на инновационную активность промышленного предприятия / Ю. А. Саликов, И. А. Гончарова, А. С. Барзенкова // Вестник ВГУИТ. – 2014. – № 1. – С. 207–213.
- Яфасов А. Я., Яфасов А. А. Мировая и региональная экономика в контексте глобализации. Сб. статей. – Ч.2. – Калининград, 2012. – 304 с.
- Глебездина Ольга Александровна , студент
- Московский университет им. С.Ю. Витте
- КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
- ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
- ИННОВАЦИИ
В статье поднимается проблема повышения инновационной активности молодых специалистов. Комплексный подход позволил автору проследить взаимосвязь инновационного мышления молодых сотрудников и особенностей системы образования. В статье рассматривается ряд методов, которые могут облегчить молодым специалистам участие в новаторской деятельности, а также уточняются практические алгоритмы для управленцев, нацеленные на развитие инновационного потенциала персонала фирм.
- Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым
- Инновационные методы нематериального стимулирования: геймификация
Характерной чертой современных технологий является то, что они являются производной творческой деятельности человека. Отсюда следует, что главным ресурсом, вовлекаемым в процесс создания инноваций, является человеческий ресурс. От уровня компетентности, инновационной активности молодого специалиста, его мотивации и зависит успех бизнес-проекта в условиях инновационной экономики.
В процессе становлении молодых специалистов важную роль играет образование, прежде всего высшее. В настоящее время требования на рынке труда возросли: работник должен быть уверен в себе, иметь способности к эффективному общению, обладать гибкостью и интуицией, уметь работать в команде. Во многом, проблема сегодняшнего образования в том, что преподаватели стремятся выдать некий объем знаний, но, в недостаточной мере, учат тому, как создавать, генерировать новые идеи.
Возрастной диапазон квалифицированных специалистов в области инноваций заключен в рамки 40-65 лет. Тем не менее, эксперты считают, что рынок труда в области высоких технологий заполнится в ближайшие 5-7 лет, так как тематика инноваций уже набирает популярность среди молодежи, а следовательно и средний возраст специалистов будет демонстрировать тенденцию к уменьшению.
Наукоемкая экономика нуждается в специалистах нового плана – инновационных менеджерах, имеющих способность к дальновидному мышлению, видению за рамками собственных компетенций. Они должны будут принимать решения в неопределенных условиях, насыщенных рисками. Мышление и креативность – вот основные черты, присущие таким управленцам.
Т. Амбайл выделил шесть ключевых моментов в практике руководителей, позволяющих регулировать инновационную активность молодых специалистов, а именно: четкое определение целей, ресурсы, состав рабочей группы, организационная поддержка, поощрение от руководителей, свобода действий. Вкратце рассмотрим каждую категорию.
- Четкое определение задач – ясно сформулированные требования способны расширять диапазон возможностей специалистов. «Задача должна быть достаточно сложной, чтобы человек не почувствовал скуки, и при этом не настолько трудной, чтобы ему показалось, что он не контролирует ситуацию».
- Ресурсы – рабочее пространство, время и финансы – это главные ресурсы, влияющие на уровень креативности и творчества. Так, нереальные и невыполнимые сроки убивают творчество. Касательно финансов – при выделении определенного количества денег на инвестиционный проект необходимо все тщательно просчитать.
- Состав рабочей группы – очень немаловажный момент, ведь именно от того, с кем работает новатор и будут зависеть результаты, психологический аспект немаловажен.
- Организационная поддержка – опытный руководитель знает, как стимулировать новаторское начало, комбинирует разные подходы в решении возникающих проблем.
- Поощрение – имеется в виду скорее внутренняя мотивация, нежели внешнее материальное стимулирование.
- Свобода действий – очень важно не ограничивать молодых специалистов в выборе средств для достижения целей. Свобода выбора повышает внутреннюю мотивацию, новаторскую активность, развивает чувство личной заинтересованности, расширяет пространство для реализации творческого потенциала.
Но понимание влияния ключевых моментов в управлении молодыми новаторами – это лишь малая часть из того, что может повысить инновационную активность. Важную роль здесь играет также перманентное совершенствование корпоративной культуры. Рассмотрим также ряд методов, которые помогают молодым новаторам в разработке инновационных продуктов.
Многие из методов, которые помогают в решении творческих задач, возникли еще в середине прошлого века, однако являются актуальными и востребованными практикой и сегодня. Выделим наиболее распространенные:
- Метод фокального объекта (MFO) – впервые был упомянут в 20-ых годах прошлого столетия ученым Ф. Кунце, а в 50-ых скорректирован Ч. Вайтингом. Смысл MFO заключается в том, что тот объект, который мы пытаемся усовершенствовать как будто устанавливается в «фокусе», в котором происходит концентрация внимания, затем объект сравнивается с другими, рандомно выбираемыми из реального мира. Соединение свойств двух объектов очень часто дает оригинальные идеи относительно фокального объекта. Плюсы этого метода: развитие творческого мышления, получение нового взгляда на проблему. Но, при практике метода MFO, часто оказывается, что выбранный исследователем путь не всегда лежит в той плоскости, в которой он работает. Влияние случайностей также характерно для данного метода.
- Брейнсторминг (BS) – был предложен в 40-ых годах прошлого века морским офицером Алексом Осборном. Отличия от метода MFO: анализ ситуации путем ряда контрольных вопросов, две фазы работы: генерация идей и их критика. В условиях инновационной экономики данный метод пользуется особой популярностью на предприятиях малого и среднего бизнеса, где средний возраст сотрудников, традиционно, более низкий.
- Синектика (SYN) – упомянута ученым У. Гордоном. Как и метод мозгового штурма более подходит для командной работы, нежели для самостоятельной.
- Метод морфологического анализа (ММА) Ф. Цвики. Данный метод является часто применяемым для поиска и анализа возможных решений поставленных проблем. Суть заключается в том, что составляется морфологическая матрица, на которой по горизонтали отмечают возможные значения варьируемых параметров, а по вертикали – сами параметры. К примеру, для поиска лучшего дизайна продукта в качестве параметров мы рассматриваем его основные свойства (материал, форму, вес) и начинаем комбинировать различные значения рассмотренных параметров. Есть два «но»: такой метод вряд ли актуален при усложнении продукта и не может решить технические ошибки, заложенные в проблему.
- Латеральное мышление (LТ) ученого Эдварда де Боно рассматривает план разработки всестороннего развития личности. Методика поиска решений в LT помогают развить стратегическое чутье, видение решения в целом, рассматривают правильный тактический анализ вариантов, рассмотрение множества аспектов при решении проблем. Труды де Боно в большей степени расширяют осознание возможностей интуитивного поиска идей в сравнении, к примеру, с методом брейнсторминга.
- Нейролингвистическое программирование (NLP) – несет в себе более глубокое развитие новаторских способностей специалиста. С помощью тренингов с опытным психологом- педагогом позволяет специалисту освоить способы вхождения в состояние повышенной концентрации внимания и памяти (например, обучение скорочтению и иностранным языкам), мыслить более свободно в ассоциативном плане (метод Mind Mapping), актуализировать личный опыт решения проблем, входить в образ других людей, к примеру, изобретателей и ученых.
В период формирования экономики, зависящей от инноваций, знания стали самым ценным ресурсом. Постоянно растет число специалистов, занятых исключительно интеллектуальным трудом. Прослеживается применение концепции интеллектуального капитала в промышленности , развиваются информационное обеспечение и коммуникации . Доказанный факт: экономика XXI века развивается путем модернизации информационных технологий, которые в свою очередь, являются верными спутниками молодых специалистов в их новаторской деятельности. Суть силы и слабости различных стран таится в интеллектуальном капитале, управление которым дает возможность притоку инноваций и развитию науки.
Подводя итог, хочется отметить, что наша страна нуждается в более широком распространении инновационной культуры, благодаря которой люди будут готовы впустить новшества в свою жизнь, ведь без этого путь инновационного развития невозможен. Заметим, что вопрос об инновационном потенциале многосторонен: в управлении необходимо решить вопрос антибюрократизации, в экономике – обеспечить бо льшую распространенность региональных площадок для разработки и внедрения изобретений , в образовании – помогать талантливым молодым исследователям в реализации проектов, направлять усилия на развитие творческого потенциала. Полагаем, что после решения этих вопросов, приток молодых специалистов в сферу инновационной деятельности увеличится и уже в ближайшей долгосрочной перспективе в условиях всего социально-экономического устройства страны будет сформирована эффективная инновационная среда.
Список литературы
- Алексашина Т.В. Рынок интеллектуального капитала: перспективы формирования и развития. Монография. - Москва, 2014.
- Алексеев А.Н. Корпоративная культура предприятия в условиях инновационной экономики// Транспортное дело России. 2014. № 2. С 129-131.
- Алексеев А.Н. Стратегические альянсы в системе корпоративного управления/В сборнике: Модернизация экономики и управления. II Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Под общей редакцией В.И. Бережного. 2014. С. 274-276.
- Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
- Алексеев А.Н. Управление кадровым потенциалом агропродовольственного сектора районов Крайнего Севера// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 21-23.
- Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.
- Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
- Барт Т.В., Рибокене Е.В., Алямкина Е.А. Роль моделей организационного поведения в управлении качеством образования// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 816.
- Зинов В. Б., Лебедева Т.Я., Цыганов С. А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами. - M.: Издательство «Дело» АНХ, 2014 – 248 c.
- Кумар Н. Маркетинг как стратегия. Роль генерального директора в интенсивном развитии компании и внедрении инноваций. - M.: Претекст, 2011 – 267 с.
- Максимцев И.А. Основы наукоемкой экономики - М.: Креативная экономика, 2011 – 456с.
- Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ. М.: Вопросы экономики, 2011. – 97с.
- Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях/ Коллективная монография. Под редакцией Ю.В. Гнездовой. – М.: Научный консультант, 2016. – 150 с.
- Флеров О.В. Межкультурная коммуникация: к вопросу об истории феномена// Человек и культура. 2015. № 5. С. 77-91.
- Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности/ Пер. с англ. – М.: Гранд: Фаир-пресс, 2012 – 224 с.