Предприятиям или частным лицам, принявшим решение поучаствовать в тендерных торгах, следует изучить большое количество правил, знание которых в дальнейшем потребуются всем желающим поучаствовать в аукционе. В основном, правила проведения тендера разъясняют консультанты со стороны организатора. Связаться с ними можно по номерам телефонов, которые указываются в тендерной документации.
Порядок организации аукциона
К общим положениям относительно организации таких мероприятий в первую очередь относится то, что принимать в них участие имеют право частные предприниматели и юридические люди вне зависимости от гражданства. Однако если в сделке участвует компания из другой страны, то составление и подписание конечной документации по завершении аукциона на территории России должно проводиться в соответствии с законами РФ.
Для участия необходимо подать заявку, оформленную на русском языке, по форме, которая прилагается к тендерной документации. Подавая заявку на участие в аукционе, заявитель подтверждает, что он ознакомлен с правилами участия в данных мероприятиях и обязуется их соблюдать. Если в процессе конкурса участник отклоняется от установленного порядка, то он отстраняется от участия, и его предложения не будут рассматриваться в подведении итогов.
Обязанности и права тендерной комиссии (организатора аукциона)
Работа комиссии должна основываться на уставе предприятия, Гражданском кодексе и Конституции РФ. Кроме этого, ответственный за организацию конкурса обязан действовать в соответствии с регламентом «Об организации и проведении тендерных и конкурсных мероприятий».
В основные функции комиссии входят:
- составление документов;
- оповещение о начале аукциона всех участников тендера;
- сбор заявок от потенциальных участников;
- рассмотрение вопросов от конкурсантов, которые подали заявки, относительно будущего регламента мероприятия;
- квалификация участников исходя из предоставленной тендерной и прочей документации;
- анализ и оценивание предложений;
- подведение итогов тендера и объявление победителя.
Организатор торгов имеет право самостоятельно принимать решение о продлении срока, на протяжении которого компании могут подавать заявки на участие в аукционе. В случае необходимости комиссия по тендерам может в любой момент потребовать у участников разъяснение какой-либо информации в предоставленных документах или исправления неточных формулировок, обнаруженных в них. Если участник отказывается исполнять просьбы организатора, то он отстраняется от торгов.
Также, стоит знать, что организатор не обязан возмещать участникам торгов какие-либо материальные расходы, понесенные ими в ходе тендерных мероприятий и имеет право отклонять заявки без объяснений.
Правила составления и предоставления квалификационных документов
В правила проведения тендеров входит правильное оформление и предоставление организатору всей необходимой документации и предложений. Все квалификационные документы и предложения должны быть переданы секретарю комиссии в двух конвертах, к которым прилагается опись вложений, отштампованных штампом компании и подписанных ее владельцем. Оба запечатанных конверта вскрываются только представителем тендерной комиссии в присутствии владельца предприятия или его доверенного лица, после чего вложения сверяются со списком документации, необходимой для участия.
В том случае, если список документов неполный или не соответствует регламенту конкурса, секретарь тендерной комиссии обязан отказать заявителю и вернуть ему конверты.
Квалификация участников аукциона
Все требования, которые могут предъявляться к участникам торгов, содержатся в квалификационных документах или любых других бумагах, имеющих отношение к привлечению предложений по аукциону. Оценивать претендентов должна организационная комиссия. Этот процесс обязательно основывается на анализе тендерных документов. Оценивание и подведение итогов выполняется без присутствия участников.
Подведение итогов торгов и определение победителя
Победителем тендерных мероприятий становится тот конкурсант, который, по мнению организатора, смог предоставить наилучшее предложение относительно предмета торгов. Лучшее предложение должно соответствовать совокупности следующих параметров:
- цена;
- квалификация;
- график работ и проведения платежей.
Иногда для принятия окончательного решения организатор торгов может потребовать у желающих поучаствовать дополнительную информацию. Если после объявления итогов аукциона будут обнаружены какие-либо несоответствия или скрытые факты, которые противоречат правилам проведения тендера, то победитель снимается с участия в торгах. Новый победитель будет определен в течение пяти рабочих дней.
Если конкурсанта тендерного мероприятия не удовлетворяет решение организатора относительно выбора победителя, то он имеет право обратиться к руководителю компании и написать на его имя соответствующее заявление.
Изменение требований к проведению аукциона и отмена торгов
Любая компания может на протяжении двухнедельного срока после подачи заявки на организацию тендера изменить условия по отношению к участникам аукциона или вовсе отменить проведение торгов. Оповещение об отмене мероприятия делается тем же способом, которым конкурсанты были проинформированы о начале. Если организатор тендера получил только одну заявку на участие в торгах, то он обязан отменить их и объявить начало нового аукциона.
В любом случае, участие в тендере дает неоценимый опыт, даже если компания – поставщик товаров или услуг не смогла его выиграть.
Участие в тендере: Видео
Основным способом конкурентных закупок является открытый конкурс (торги, тендер), в котором может принять участие любой правомочный поставщик, откликнувшийся на извещение о проведении конкурса, распространенное заказчиком.
Открытый конкурс - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Извещение обычно публикуется в специализированных изданиях (в т.ч. и электронных), часто - на интернет-сайте заказчика, иногда - в ведущих газетах и журналах, а также других средствах массовой информации.
Решение о проведении торгов (тендеров) принимается заказчиком при наличии достаточных инвестиций для осуществления строительства или документально подтвержденных финансовых гарантий по своевременному получению необходимых для выполнения заказа средств.
Заказ на строительство может размешаться путем проведения торгов (тендеров) на выполнение проекта в целом, а по значительному объему работ - на сооружение комплексов, выполнение очередности, этапов строительства, определенных проектной документацией.
Не разрешается деление заказа на части в целях искусственного уменьшения стоимости заказа и избежание проведения торгов (тендеров).
Все требования к закупаемой продукции и квалификации поставщиков, а также критерии выбора победителя и процедура проведения конкурса детально прописываются в конкурсной документации, которая распространяется либо бесплатно, либо за плату, не превышающую расходов организатора конкурса на ее тиражирование и рассылку.
Проведение торгов (тендеров) организовывает заказчик, который не должен совершать дискриминационных действий относительно подрядчиков и претендентов.
К участию в торгах (тендерах) не допускаются подрядчики или их участие в торгах (тендерах) может быть прекращено в случае, если они:
- · признаны банкротами или в отношении их возбуждено дело о банкротстве;
- · находятся в стадии ликвидации, прекратили свою хозяйственную деятельность, не имеют лицензии на выполнение соответствующих работ в России;
- · представили необъективную информацию о своей профессиональной готовности выполнить заказ, а также о наличии производственных мощностей, финансовой надежности.
Тендерные процедуры не применяются в случае, если:
- · заказ не мог быть предусмотрен заранее и требует быстрого выполнения.
- · заказ составляет государственную тайну или связан с интересами национальной обороны и национальной безопасности,
- · объекты строятся хозяйственным способом,
- · международным договором России установлены другие правила, отличные от предусмотренных Положением,
- · строительство осуществляется по соглашениям относительно иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Кабинета Министров России международными финансовыми организациями, иностранными финансово-кредитными учреждениями, требующими применения специальных тендерных процедур,
- · иное предусмотрено актам и законодательства.
Организационная работа заказчика.
Подготовку и проведения торгов (тендеров) обеспечивает заказчик или по его поручению организатор, которые формируют тендерный комитет (временный или действующий на постоянной основе), в состав которого входят представители заказчика, министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, исполнительных органов советов, проектных и общественных организаций и др.
Состав тендерного комитета утверждается заказчиком. Председателем тендерного комитета является руководитель предприятия, учреждения организации - заказчика торгов (тендеров) или другое должностное лицо, которое им назначается.
Заказчик или организатор осуществляют:
- - публикацию объявления о проведении торгов (тендеров) или направление приглашений подрядчикам;
- - принятие и регистрацию заявок подрядчиков на участие в торгах (тендерах);
- - разработка документации по предварительной квалификации претендентов и направление ее претендентам;
- - подготовку тендерной документации и направление ее претендентам;
- - организацию посещения претендентами строительной площадки;
- - предоставление разъяснений на вопросы претендентов по поводу уточнения информации, содержащейся в тендерной документации;
- - внесение дополнений и изменений в тендерную документацию и информирование о них всех претендентов.
На тендерный комитет возлагается:
- - проведение предварительной квалификации претендентов принятие, регистрация и хранение тендерных предложений (оферт) претендентов;
- - вскрытие тендерных предложений (оферт) и их объявление, уточнение с претендентами, в случае необходимости, отдельных вопросов относительно тендерных предложений;
- - оценка тендерных предложений (оферт) и принятие решении по результатам оценки;
- - определение победителя торгов (тендеров);
- - документальное оформление информации по процедуре и результатам проведения торгов (тендеров) подготовка отчета о проведении торгов (тендеров);
Решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее двух третей его состава открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равного распределения голосов голос председателя тендерного комитета является решающим.
Решения тендерного комитета оформляются протоколом, который подписывается всеми членами тендерного комитета, принявшими участие в голосовании.
Заказчик контролирует ход работы, связанной с проведением торгов (тендеров), решает важнейшие вопросы, возникающие в ее процессе, утверждает протоколы заседаний тендерного комитета, тендерную документацию, результаты торгов (тендеров), рассматривает жалобы от претендентов, окончательно согласовывает условия контракта с победителем торгов (тендеров) и подписывает с ним контракт.
Заказчик может на любой стадии проведения торгов (тендеров) до заключения контракта, если это было предусмотрено тендерной документацией, прекратить торги (тендеры), уведомив об этом в трехдневный срок всех претендентов с обоснованием своего решения Заказчик не несет при этом ответственности перед претендентами за такое решение.
Объявление о торгах (тендерах).
Согласно статье Статья 448. Гражданского кодекса РФ извещение об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:
- - адресе, сроках условиях и других сведениях по поучению тендерных документов;
- - предмете и порядке проведения конкурса;
- - начальной цене;
- - Названии, адресе, телефонах заказчика или организатора и тендерного комитета;
- - названии и описании заказа;
- - источнике финансирования заказа;
- - способе проведения торгов (тендеров);
- - желаемом или предельном сроке выполнения заказа;
- - сроках и месте представления документов для предварительной квалификации претендентов;
- - возможности уточнения информации, необходимой для подготовки документов в целях проведения предварительной квалификации претендентов;
- - сроках, адресе и способе представления тендерных предложений (оферт);
- - оформлении участия в конкурсе;
- - определении победителя;
- - сроках заключения договора с победителем.
Объявление об открытых торгах (тендерах) и приглашение подрядчиков к участию в закрытых торгах (тендерах) или конкурентных переговорах дается заказчиком или организатором при условии готовности тендерной документации
Объявление об открытых торгах (тендерах) обязательно публикуется заказчиком в газетах, других официальных периодических изданиях и в иностранной прессе, в частности в технических журналах, которые распространяются по международным каталогам. В случае необходимости заказчик может сделать объявление об их проведении по радио или телевидению.
Приглашения к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляются подрядчикам, которые способны выполнить заказ. Участие в таких торгах и переговорах без приглашений невозможно.
Заказчик не позднее трех дней после публикации объявлений о торгах (тендерах) или отправления приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляет их копии органу, который обеспечивает финансирование заказа.
Публикация объявления об открытых торгах (тендерах) или отправление приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) должны осуществляться за 1-6 месяцев до окончания срока представления и регистрации тендерных предложений в зависимости от сложности заказа и времени, необходимого для предварительной квалификации претендентов и подготовки тендерных предложении.
В случае необходимости заказчиком может быть принято решение о других сроках представления и регистрации тендерных предложений.
Объявление об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:
Если заказчик предполагает возможность отмены конкурса, об этом надо четко прописать в извещении, так как в противном случае, при отмене конкурса менее чем за 30 дней до его проведения, организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Едва ли кто из поставщиков решит воспользоваться этим правом, но лучше данную ситуацию предупредить.
Предварительный квалификационный отбор.
Процесс оценки конкурсных заявок весьма длителен и трудоемок. Если заявок поступило достаточно много (больше 7-10), расходы заказчика на анализ предложений значительно возрастают, а общее время оценки увеличивается. Кроме того, низко квалифицированный поставщик, сделавший формально лучшее предложение, зачастую объективно не в состоянии выполнить условия договора на должном уровне.
Поэтому иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, с тем чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают этап предварительного квалификационного отбора (предквалификацию).
Предварительный квалификационный отбор выгоден и для участников конкурса - те из них, которые не соответствуют требованиям заказчика, сберегут силы и деньги, которые ушли бы на покупку конкурсной документации, подготовку конкурсных заявок и предоставление обеспечения.
Чаще всего эта процедура используется при проведении конкурсов по строительству крупных объектов, сложным консультационным проектам, поставкам специального оборудования.
В некоторых случаях квалификационный отбор проводится как отдельная процедура, для того, чтобы сформировать список (реестр) квалифицированных поставщиков, с которыми заказчик будет иметь дело при дальнейших закупках.
Прежде чем оценивать квалификацию поставщиков, необходимо убедиться, что все они правомочны (т.е. имеют право осуществлять поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг), так как в противном случае оценка квалификации таких поставщиков будет пустой тратой времени заказчика.
В то же время, при оценке квалификации поставщика важно правильно установить перечень требований к квалификации и квалификационный порог по ним, излишне не завышая, но и не занижая требования. Иначе можно получить либо очень короткий, а то и пустой, список потенциальных контрагентов, либо, наоборот, невероятно длинный, делающий процедуру квалификационного отбора бессмысленной.
Информация, которая представляется претендентами для предварительной квалификационной оценки, должна содержать:
- - копии документов, удостоверяющих юридический статус место регистрации организации, копию лицензии,
- - справку о ежегодных объемах выполненных строительно-монтажных работ за последние три года в стоимостном отражении,
- - справку об опыте выполнения за последние три года аналогичных заказов с указанием заказчиков, для которых они выполнялись, и их реквизитов,
- - перечень основных строительных материалов, которые предусматривается использовать для выполнения заказа с указанием их производителя,
- - сведения о квалификации и опыте специалистов, которые будут принимать участие в выполнении заказа,
- - отчет о финансово-имущественном положении, финансовых результатах и балансе предприятия (претендента),
- - сведения об арбитражных делах за последние три года,
- - предложения по привлечению субподрядчиков .
В случае необходимости от подрядчиков может требоваться другая информация, за исключением составляющей коммерческую тайну.
Во время проведения квалификационной оценки претендентов необходимо учитывать их соответствие следующим минимальным требованиям:
- - среднегодовой объем работ, который они выполняли ранее, должен быть не меньше предусматриваемого заказом,
- - иметь опыт работы генерального подрядчика не менее чем на двух объектах, подобных по характеру и сложности предусматриваемому заказом,
- - иметь в своем владении или гарантировать возможность приобретения либо выполнения (купля, аренда лизинг и др.) необходимых для выполнения работ машин и механизмов,
- - владеть достаточными для выполнения заказа оборотными средствами или иметь документально подтвержденные гарантии банка о возможности получения кредита.
Претендентам, которые не прошли предварительной квалификации, сообщается об этом письменно с соответствующим обоснованием в течение трех дней после принятия решения. Они могут ознакомиться с официальным отчетом о проведении предварительной квалификации, но не имеют права требовать от заказчика доказательств или пояснений относительно мотивов принятия решения.
Тендерное обеспечение.
Тендерное обеспечение предоставляется претендентом тендерному комитету и подтверждает серьезность его намерений принять участие в торгах (тендерах).
Размер тендерного обеспечения устанавливается заказчиком в объеме не более одного процента ожидаемой (расчетной) цены заказа.
Заказчик имеет право принять решение о проведении торгов (тендеров) без предоставления претендентами тендерного обеспечения.
Заказчик должен указать в тендерной документации способ предоставления тендерного обеспечения (в виде заверенного чека, векселя, гарантии банка, государственных облигаций и др.). Предоставление тендерного обеспечения в другой форме или другой организацией претендент должен согласовывать с заказчиком до представления своего тендерного предложения.
Тендерное предложение, в составе которого не предоставлено предусмотренное тендерной документацией тендерное обеспечение, может не рассматриваться.
Заказчик возвращает претендентам их тендерное обеспечение в течение 10 дней после принятия одного из указанных ниже решений:
- · несоответствие претендента квалификационным требованиям,
- · претендент не допущен или его участие в торгах (тендерах) прекращено,
- · претендент не признан победителем торгов (тендеров),
- · о досрочном прекращении торгов (тендеров).
Тендерное обеспечение победителя торга (тендера) зачисляется посте подписания контракта в счет гарантии выполнения контрактных обязательств, если представление такой гарантии предусмотрено тендерной документации, или в счет обеспечения имущественной ответственности за невыполнение условий контракта.
Тендерное обеспечение не возвращается претенденту в случае:
- - изменения им тендерного предложения или его отзыва после окончания срока его представления,
- - отказа его как победителя торгов (тендеров) от заключения контракта по выполнению заказа на условиях, предусмотренных тендерной документацией, или от предоставления гарантии выполнения контракта, если ее предоставление было предусмотрено проектом контракта,
- - несогласия претендента с исправлением заказчиком арифметических ошибок, выявленных во время проверки его тендерного предложения.
Разработка альтернативных предложений.
Альтернативные предложения могут разрабатываться претендентом одновременно с тендерным предложением, разработанным в соответствии с условиями тендерной документации, если это предусмотрено инструкцией для претендентов. Представленные без основного тендерного предложения или не предусмотренные условиями конкурса альтернативные предложения не рассматриваются.
Альтернативные предложения могут предусматривать изменения в проектной документации, и для их оценки должна быть представлена вся необходимая информация (расчеты конструкций, чертежи обоснования новых технологий, способов выполнения работ перечень работ и расценки по их выполнению и др.).
Подготовка конкурсных заявок.
Подготовка конкурсной заявки начинается поставщиком в момент получения
конкурсной документации (хотя предварительная работа, такая как анализ возможных конкурентов, получение неофициальной информации и т.д. должна начинаться ранее). Этот этап является ключевым в работе поставщика.
Организатор конкурса может устанавливать плату за конкурсную документацию или требовать взноса в различной форме для участия в конкурсе. торги тендер поставщик сметный
В результате на этапе получения конкурсной документации, у некоторых поставщиков возникают затруднения. Во-первых, документация, как правило, приобретается за безналичный расчет. Соответственно требуется время на внутреннее согласование в фирме(руководство, финансовый отдел и т.д.), совершение платежа, поступление денег на счет организатора торгов. Тем самым теряется несколько дней из срока, отведенного на подготовку конкурсного предложения, часто и без того весьма ограниченного.
Во-вторых, особенно когда речь идет о сложных закупках, над подготовкой конкурсного предложения работает несколько специалистов. Соответственно необходимо иметь достаточное число копий документации. В большинстве конкурсов от участников требуется предоставление обеспечения конкурсного предложения (обычно в виде банковской гарантии). Его размер обычно не превышает 3% от предполагаемой цены контракта. В конкурсной документации должны быть указаны критерии отбора победителя. Это делается далеко не всегда, но отсутствие полной информации по этому вопросу может рассматриваться как косвенное свидетельство недобросовестности организатора и необъективности конкурса.
Стоит особо отметить, что выбор поставщика далеко не всегда осуществляется исходя из лучшей цены заявки, особенно когда речь идет о закупке консультационных услуг. Значение при оценке предложений могут иметь также расходы заказчика на эксплуатацию, сопровождение, техническое обслуживание и ремонт продукции, сроки доставки товаров, завершения работ или предоставления услуг, функциональные характеристики продукции, графики поставок и платежей и т.д.
Требования заказчика поставщику игнорировать нельзя, однако их можно обсудить, направив запрос организатору конкурса. Вполне может быть, что то или иное требование попало в конкурсную документацию по недосмотру. Подобная дискуссия должна документироваться - вопросы направляются в письменном виде, а решения заказчика изменить условия конкурса и конкурсную документацию оформляются путем издания дополнений к ней.
Конкурсная заявка поставщика должна оформляться в полном соответствии с требованиями конкурсной документации, причем следует уделить должное внимание всем формальным требованиям - парафированию и подписанию листов предложения лицом, имеющим право подписи (причем это право должно быть подтверждено соответствующим документом, таким как устав или доверенность), постановке во всех требуемых местах печати, маркировке конвертов с заявкой и т. д.
К сожалению, отклонение заявок по формальным признакам - явление не такое уж и редкое. Причины принятия подобных решений могут быть достаточно разнообразными: отсутствие подписи на некоторых документах, внесение изменений в формы конкурсных заявок и т.п.
Все ответы на вопросы поставщиков, должны доводиться до сведения остальных участников конкурса (без указания авторства вопроса). Разумеется, это правило не касается вопросов, ответ на который содержится в конкурсной документации (это часто бывает, когда поставщик не счел нужным внимательно изучить ее требования).
Допускается внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию и продление срока подачи предложений. В этом случае все участники конкурса также должны быть извещены.
Иногда в составе конкурсной заявки требуется представить оригинал и несколько копий предложения, необходимые для удобства работы членов оценочной комиссии. Причем речь идет о полной копии предложения, со всеми подписями и печатями, а не простой ксерокопии.
Обеспечение конкурсной заявки.
Проведение конкурса занимает достаточно много времени и требует немало иных ресурсов от заказчика, включая высокопрофессиональных специалистов. Если соблюдать все требования законодательства, то довольно затруднительно провести открытый конкурс менее чем за полтора - два месяца: только на подготовку конкурсных заявок Гражданский кодекс отводит не менее 30 дней. Не редко столько же или даже больше уходит на подготовку конкурсной документации и оценку предложений претендентов.
Поэтому вполне обоснованным является желание заказчика подстраховаться от рисков, связанных со срывом этой процедуры, в первую очередь - от отказа победителем выполнить контракт на содержащихся в конкурсной документации и конкурсной заявке условиях Российское законодательство предусматривает в качестве основных способов обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ):
- - неустойку;
- - залог;
- - удержание имущества;
- - поручительство;
- - банковскую гарантию;
- - задаток,
а также разрешает использовать другие способы, предусмотренные как законом, так и договором.
Оценка предложений.
Ключевым элементов выбора контрагента является этап оценки конкурсных заявок.
Согласно Гражданскому кодексу, победителем конкурса признается поставщик, который по заключению конкурсной комиссии, предложил лучшие условия. Поэтому в конкурсной документации должны содержаться требования к поставщикам, а также быть сформулировано, каким условиям должно соответствовать предложение победителя и каким образом это соответствие будет определяться комиссией.
Организатор конкурса должен избегать общих формулировок, таких как "лучшее качество, лучшие условия поставки" и т. д., конкретизируя все критерии и указывая их значимость (весомость). При этом по возможности, следует исключать (минимизировать использование) трудно формализуемых (качественных) критериев. Это сравнительно легко сделать при закупках товаров, однако для работ и услуг - довольно проблематично, а иногда и невозможно.
Критерии, используемые при выборе поставщика, и их веса зависят не только от предмета закупки, его ценовых и качественных характеристик. Важен учет также объемов и целей закупки.
Следует не только выделить оцениваемые критерии, но и правильно выбрать методику оценки. Иногда разные методики, применяемые для оценки одних и тех же поставщиков, дают противоречащие друг другу рекомендации по определению победителя.
Определение победителя торгов (тендеров).
Победителем торгов (тендеров) признается претендент, который по оценке и сопоставлению тендерных предложений занял в списке первое место. В случае отказа этого претендента от заключения контракта победителем торгов (тендеров) считается претендент занявший следующее место.
Если цены всех тендерных предложений превышают цену, ориентировочно определенную заказчиком, эти тендерные предложения могут быть отклонены, а торги (тендеры) признаны не определившими победителя.
Решение о результатах торгов (тендеров) оформляется с протоколом и утверждается заказчиком по согласованию с органом, который обеспечивает финансирование заказа в срок, предусмотренный условиями торгов (тендеров), но не позднее чем через 45 календарных дней со дня вскрытия тендерных предложений.
Сообщение об акцепте тендерного предложения победителя торгов (тендеров) должно быть направлено ему не более чем через 3 дня после утверждения решения о результатах торгов (тендеров).
Победитель торгов (тендеров) после получения акцепта тендерного предложения предоставляет заказчику гарантии выполнения контрактных обязательств (если это предусмотрено инструкцией для претендентов) после чего стороны окончательно согласовывают и заключают контракт.
Контракт, подписанный заказчиком, направляется победителю торгов (тендеров) в течение 10 календарных дней после акцепта его тендерного предложения. Победитель торгов (тендеров) обязан подписать контракт в течение 14 календарных дней посте его получения от заказчика. Неподписание контракта в указанным срок считается отказом от заключения контракта.
После подписания контракта или определения торгов (тендеров) такими которые не определили победителя заказчик должен в течение не более 5 дней направить: претендентам которые приняли участие в торгах (тендерах) но не стати победителями - копию решения о результатах торгов (тендеров).
Расходы на проведение торгов (тендеров).
Расходы на организацию и проведение торгов (тендеров) осуществляются за счет средств заказчика и учитываются в стоимости строительства.
Смета на организацию и проведение торгов (тендеров) составляется и утверждается заказчиком по согласованию с органом который обеспечивает финансирование заказа
В случае если торги (тендеры) не состоялись или победитель не был определен и в дальнейшем заказчик отказался от осушествления строительства расходы заказчика на проведение торга (тендера) возмещаются предприятиями за счет основной деятельности, управлениями (отделами) капитального строительства местных органов исполнительной власти - за счет средств местного бюджета, дирекциями строящихся предприятии - за счет средств на строительство или других источников определенных органом создавшим казанную дирекцию.
Расходы подрядчика на подготовку тендерного предложения относятся на его накладные расходы. Если по условию торгов от претендентов требуется разработка проектов планов других документов эта работа может быть оплачена заказчиком. Размер и условия оплаты этих работ определяются инструкцией для претендентов.
Конфиденциальность информации.
Если информация предусмотренная тендерной документацией или тендерным предложением претендента является конфиденциальной стороны письменно уведомляют об этом друг друга и несут ответственность за ее разглашение согласно законодательству.
Проектные конструкторские и другие решения или расчеты вошедшие в состав тендерного предложения являются собственностью претендента и МОГУТ быть использованы заказчиком только для проведения торгов (тендеров) для которых они были представлены. Любое другое их использование возможно только по письменному разрешению претендента.
Рассмотрение жалоб и споров.
В случае нарушения процедур проведения торгов (тендеров) других условий претенденты имеют право подать жалобы заказчику в письменном форме.
Не позднее 3 дней после получения жалобы заказчик должен уведомить всех претендентов о ее подаче и содержании, времени и месте рассмотрения.
Во время рассмотрения жалобы любой претендент или государственный орган, заинтересованный в проведении торгов (тендеров), имеет право принять участие в рассмотрении жалобы Претендент, который подал жалобу, но не принимал участия в ее рассмотрении, лишается права на дальнейшее обращение к заказчику с требованиями относительно пересмотра своей жалобы.
Заказчик может не рассматривать жалобу, если она была подана более чем через 15 календарных дней со дня наступления основания для жалобы.
Заказчик должен приостановить проведение торгов (тендеров) при условии, что жалоба признана им как такая, которая имеет основания и в случае не приостановления торгов (тендеров) может нанести убытки претенденту.
Общий срок приостановления торгов (тендеров) не может превышать 30 календарных дней.
Приостановление заказчиком не применяется, если с учетом неотложных совместных интересов торги (тендеры) следует продолжать.
Любое решение, принятое заказчиком в соответствии с этим пунктом, а также обоснование по поводу его принятия направляется претендентам, подавшим жалобу, в течение 5 календарных дней после принятия решения.
Не могут быть обжалованы решения заказчика о:
- - выборе способа проведения торгов (тендеров) и процедуры определения победителя,
- - признании торгов (тендеров) несостоявшимися.
Заказчик должен рассмотреть жалобу, принять решение и в течение 15 календарных дней уведомить о нем заявителя письменно с изложением мотивов и обоснований, на основе которых это решение принято.
Если заказчик не принимает решение в указанный срок или претенденты, которые подали жалобу, не соглашаются с принятым решением, они имеют право обращаться в суд или арбитражный суд в соответствии с законодательством.
В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.
Что необходимо знать о тендерах
Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.
Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.
Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.
Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.
Виды тендеров и их отличия
В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:
- государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
- коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).
В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:
- Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
- Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
- конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
- аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
- запрос предложений;
- запрос котировок.
Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.
Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.
Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.
Инструкция по участию в тендерах для новичков
Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.
Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:
Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.
Документы для участия в торгах и требования к ним
Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.
Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:
- содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
- коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
- подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
- обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.
Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.
Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):
- содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
- содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.
Как принять участие в тендере: видео
Тендер – обязательная составляющая публичных закупок в государственном секторе. Согласно действующему законодательству, подавляющее большинство госпредприятий должны проводить торги на приобретение услуг и товаров, необходимых для выполнения их функций. Это открывает широкие перспективы перед компаниями-исполнителями, желающими участвовать в госзаказах. Но чтобы это участие стало результативным, важно знать правила проведения тендеров в Украине и следовать им на каждом этапе торгов.
Виды и отличия тендеров
Государственные тендеры в Украине классифицируют по двум критериям:
1) По типу предмета – на закупку:
- товара;
- услуги;
- работы.
2) По уровню стоимости:
- допороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму менее 200 тыс. грн. и работы на сумму не более 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг составляет не больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.;
- сверхпороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму более 200 тыс. грн. и работы на сумму не менее 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.
Большинство государственных торгов в Украине сверхпороговые – порядок проведения тендеров данного формата регламентируется ЗУ №922 «О публичных закупках».
Старт торгов
Первый этап проведения тендера со стороны заказчика – объявление о государственных торгах. Оно публикуется на электронных площадках, авторизированных системой ProZorro. Объявление содержит условия участия в тендере и перечень документов, запрашиваемых от потенциальных участников. Обязательные составляющие объявления:
- требования к закупаемым товарам/услугам/работам (технические, качественные и количественные характеристики);
- требования по квалификации участников;
- критерии и методика оценки предложений.
Подача заявок
Для предприятия, которое планирует принять участие в государственной закупке, первым шагом является регистрация на электронной площадке с последующим поиском торгов. Когда подходящий тендер будет найден, необходимо изучить правила участия в тендере, собрать запрашиваемую документацию и в обозначенные сроки подать в электронном виде свое предложение через авторизированную площадку.
В период подачи заявок на тендер участники могут задавать заказчику уточняющие вопросы, касающиеся содержания документации. Такая опция доступна, если до окончания публикации предложений осталось не менее 10 дней. На ответ заказчику отводится 3 дня. В ходе коммуникации он может изменить некоторые условия, прописанные в документации, – в данной ситуации термин подачи заявок в автоматическом режиме продлевается на 7 или более дней. Уведомление об изменениях в условиях тендера приходят каждому участнику торгов, поэтому у них есть время ознакомиться с поправками. Далее участники имеют право или обновить предложение, или отозвать заявку.
Для проведения закупки должно быть обеспечено минимальное количество участников, подавших предложение: для допороговых торгов – минимум 1 участник, для сверхпороговых – минимум 2 участника. Если критерии не соблюдены, закупка отменятся. Если на сверхпороговые торги подалось достаточное количество участников, объявляется аукцион.
Проведение аукциона
В момент объявления аукциона электронная система раскрывает цены, предлагаемые участниками, и сортирует их по уменьшению. Торги проходят в три этапа – на каждом из них участники в заранее определенном порядке снижают цену своего предложения. Новый этап стартует с последней цены предыдущего.
У участников нет строгих ограничений по уменьшению цены. Главное – придерживаться базового правила: шаг каждого снижения должен превышать минимальный шаг аукциона, указанный в условиях проведения торгов. На каждом этапе участники могут следить, как проходит тендер – как меняются ценовые предложения и кто из конкурентов продолжает участие в торгах.
Оценка предложений
После третьего этапа ставок система делает все предложения публичными для участников. Раскрываются цены, условия предоставления предмета закупки, а также документы, которые подтверждают квалификацию потенциальных исполнителей. На основе этих данных заказчик будет оценивать предложения.
Главный критерий оценки по правилам тендера – экономическая выгода. Поэтому первой рассматривается заявка с наименьшей ценой. После определения выгодного предложения заказчику отводится 5 дней для его изучения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до 20 суток. Если документация первого кандидата отвечает условиям торгов, заказчик вправе объявить его победителем без рассмотрения остальных заявок – на этом процедура проведения тендера считается завершенной.
Если первое предложение не удовлетворяет требования заказчика, он продолжает оценку заявок. На данном этапе анализируются не только цена и документация участников, но и дополнительные факторы:
- допустимые формы оплаты;
- условия гарантийного обслуживания;
- эксплуатационные затраты;
- предлагаемые сроки выполнения договора.
Тендер продолжается или до определения окончательного победителя, или до отклонения всех заявок. Во втором случае торги считаются отмененными.
Заключение договора
После определения участника, победителя тендера, на электронной площадке публикуется официальное сообщение о намерении заказчика заключить договор. Параллельно с этим система ProZorro информирует всех участников о результатах торгов. Каждый из них имеет право обратиться к заказчику для разъяснения конкурентных преимуществ предложения победителя. Также участники могут подать жалобу в Уполномоченный комитет, если, по их мнению, тендер прошел с нарушениями действующего законодательства.
При отсутствии жалоб заказчик и исполнитель подписывают договор. Процедура проводится не позже, чем через 20 суток после официального заявления о заключении договора. На этом торги закрываются. Все решения, которые были приняты в ходе проведения тендера в Украине, оформляются в форме протокола Уполномоченного органа или тендерного комитета.
Часто возникающим вопросом у поставщиков, работающих по 44-ФЗ, является споры о сроках проведения госзакупок. Участники закупки путаются, какие дни следует учитывать, рабочие или календарные, при учете сроков подачи документации и времени проведения непосредственно самого тендера. Как быть, если обнаружена разница в сроках, указанных в документации тендера и на электронной торговой площадке. Что делать, если последний день подписания контракта попадает на выходной или праздничный день? Давайте вместе разбираться по порядку.
Сроки, которые можно встретить при участии в госзакупках
Вариантов не так много. Их три:
Фиксированная календарная дата.
Период времени. Это может быть час или день, может быть месяц или год.
События высокого процента вероятности, например начало морозов, отопительного сезона, сбора урожая винограда (в сельскохозяйственном секторе) и т.п.
Важно! Если в документации тендера заказчик не сделал акцент на том, какие дни он имеет в виду при указании дат, то по умолчанию эти дни принято считать календарными.
Например, протокол проведения торгов опубликован в пятницу 28.07.2017. Первым днем отсчета принято считать день, следующий за датой публикации. Согласно 44-ФЗ статье 70 п.2 - пять дней отведено на публикацию заказчиком проекта контракта с ценой, определенной в результате проведения торгов, и реквизитами победителя. Следовательно, последний день опубликования проекта договора в ЕИС будет среда 02 августа 2017г. (5 календарных, но только 3 рабочих дня). Если бы в законе было бы уточнение (рабочие дни), то в расчет шли бы только рабочие дни, и последним днем публикации была бы пятница 04 августа 2017г.
Расчет временного промежутка
Каждый этап госзакупки имеет своей начальный и конечный период. Дата публикации лота, дата проведения торгов, дата публикации в ЕИС протокола прошедших торгов. Каждый этап идет неразрывно друг за другом, и как не запутаться, какой день считается первым для отсчета времени, а какой последним, порой бывает не очевидно. Начало отсчета времени начинается со следующего дня, идущего за датой публикации. Причем
при расчете временного интервала между последовательными этапами тендера нельзя включать последний день подачи заявок и дату вскрытия конвертов .Пройдемся по этапам на примерах:
Дата опубликования заказчиком в ЕИС извещения о предстоящей закупке, после которой возможен прием заявок от участников закупки. Сроки приема заявок на участие в тендере зависят от НМЦК (до 3 млн руб. - 7 дней, свыше 3-х - 15 дней). В данной ситуации речь идет о календарных днях. Так, если программа мониторинга тендеров нашла новый тендер с датой публикации 01.08.2017 и НМЦК указана 2,4 млн рублей, следовательно, последний день подачи заявок будет 07.08.2017г.
Дата размещения протокола проведения торгов. Следующий календарный день является началом изучения заказчиком второй части заявок и публикации проекта контракта согласно результату проведенных торгов в ЕИС (пример см. выше).
Дата публикации проекта контракта заказчиком. Например, проект контракта с данными о победителе тендера в ЕИС опубликован заказчиком во вторник 15.08.2017, на изучение и подписание проекта у победителя 5 календарных дней (ст.70, пункт 3 Федерального закона 44-ФЗ). Последний день подписания контракта выигравшим тендер поставщиком выпадает на воскресенье 20.08.2017.
Важно! Если последний день подписания проекта контракта выпадает на субботу или воскресенье, то время подписания документа не сдвигаются на понедельник. Поставить усиленную ЭЦП нужно в выходной день, иначе это будет считаться нарушением. Заказчик может принять решение о признание Вас лицом, уклонившимся от обязательств, и как результат - Вы в РНП (в реестре недобросовестных поставщиков).
Пример расчета периода времени подачи документации тендера после выявления победителя
Аукцион состоялся 20.07.2017 (четверг), выявлены лидеры среди поставщиков, один из которых, предложил минимальную цену за лот. В понедельник 24.07.2017 в ЕИС названо имя победителя тендера. У заказчика по закону 5 дней (календарных!) для опубликования проекта контракта, начиная с 25-го июля (вторник) по 29 июля (суббота) включительно. Он тянул до последнего и выложил информацию в ЕИС на пятый день, 29.07 в субботу. Отсчет времени победителя тендера начинается с воскресенья 30-го числа. У него в запасе 5 календарных дней, но 4 рабочих. Последний день подписания контракта - четверг 03 августа 2017г.
Как поступить, если разнятся даты между заявленной в документации заказчика и данными с ЕИС? Мы рекомендуем ориентироваться на минимальный срок, а так же связаться с заказчиком, сделать запрос разъяснений.
Практика ФАС показывает, заказчик может ошибиться, неправильно рассчитать срок окончания подачи заявок. Вместо 7 дней для контрактов до трех миллионов 15 дней (для контрактов свыше трех миллионов), поставить 6 и 14 дней соответственно. Например, заказчик размещает извещение об будущем аукционе в ЕИС (сумма менее 3 000 000 рублей) в среду 02.08.2017 в 8:30 и обозначает срок окончания приема заявки - 09.08.2017 в 9:00. Фактически указано 6 календарных дней, а не 7. Это нарушение. В данной ситуации прием заявок должен осуществляться до 24:00 - 09.08.2017 (Федеральный закон № 107 “Об исчислении времени”, пункты 3 и 7 статьи 2).
Как быть с рабочими и нерабочими днями?
Если последний день публикации выпадает на выходной:
№ |
Документ |
Перенос на ближайший рабочий день |
Размещение заявки на участие в тендере |
да |
|
Запрос на разъяснений |
да |
|
Протокол разногласий |
да |
|
Подписание проекта контракта |
нет |
|
Срок оплаты по контракту |
согласно условиям контракта и ГК РФ |
Заказчик может разместить извещение на проведение тендера в любой день, не посмотрев на
рабочий или выходной день выпадает последний день подачи заявок на участие. В обязанности операторов ЭТП входит отслеживание подобных случаев и продление срока на ближайший рабочий день. Если у Вас не приняли заявку в понедельник, т.к. последний день подачи выпал на воскресенье, можно смело подавать жалобу в ФАС , т.к. это является нарушением ГК РФ.
Рекомендация .Так как в Ваших интересах успеть подать документы на участие, отслеживать появление новых тендеров нужно своевременно, не дожидаться последнего дня подачи документации тендера и сделать это в последние 2 рабочих дня. Плюс в том, что в эти два дня заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения и отменять закупку.