Конспект открытого занятия в средней группе
Воспитатель Аверченко Р.М.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель : Закреплять и уточнять знания о зимующих птицах.
Задачи : -Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;
Развивать творческие способности и воображение, умение
рассуждать и делать выводы;
Создавать изображение, передавая форму частей птички;
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних
условиях;
Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной
деятельности.
Словарная работа
: зима, зимующие.Материалы к занятию : фотографии, иллюстрации зимующтих птиц, музыка- запись голосов птиц, обручи красного, серого, желтого цвета, геометрические фигуры, клей и атрибут дерева на доске.
Ход занятия:
Дети проходят и встают в круг перед стульчиками.
Подготовка к приветствию. Игра- релаксация приветствия
«Что за чудо- чудеса!
Раз рука и два рука.. ..(руки вытянуты тыльной стороной);
Вот ладошка правая, вот ладошка левая… (показ ладошек);
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья… (приветствуют)».
Вот мы и поприветствовали друг друга, садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение о зиме .
Белый снег пушистый. И под утро снегом
В воздухе кружится, Поле забелело.
И на землю тихо Точно пеленою,
Падает, ложится. Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непрорбудно……
Воспитател ь: Какое сейчас время года?
Правильно. Зима. Холодно зимой, многие птицы улетают в теплые края,
а те птицы, которые остаются зимовать, перебираются поближе к людям.
Воспитатель : Как называются такие птицы?
Правильно. Зимующие.
Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о зимующих птицах.
Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.
Послушайте загадки про птиц
1. Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку.
Подбирает быстро крошки.
И спасается от кошки (воробей) Ставит картинку на доску .
2. Желто- синенькие птички,
Называются …… .(синички).
3. Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Кто она… ..(ворона).
4. Ночевали до зари на морозе ……(снегири).
5. Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет……(сорока).
Воспитатель : Правильно. Скажите, как мы можем помочь птицам выжить
в холодных условиях?
Верно, построить им кормушки.
Чем питаются птицы? Птицы едят: пшено, семечки, сало, хлебные крошки.
Молодцы!
Воспитатель : Сегодня я вам расскажу еще об одной зимующей птице - это клест. Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми и сильными пальцами, острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым опереньем. Главная особенность клеста- клюв, сложенный крестиком. Клесты очень дружные птички, любят летать стайками и всегда строят гнезда в хвойных лесах, где много шишек.
Строят гнездо на верхушки ели или сосны под прикрытием густых ветвей. Строят гнезда сама мамочка, а папа клест помогает. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, которые находятся в шишке (сосны и ели). Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще зимой.
Слушайте загадку : «Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Кле, кле, кле – поет со свистом» (клест).
Воспитатель : Дети, хотите поиграть? Игра называется «Птицы на прогулке ».
Воспитатель раскладывает обручи разного цвета на полу:
серый обруч - воробьи, красный обруч – снегири, желтый обруч –синицы.
Устно называет птицу ребенку. Под бубен птицы летают, по команде «столовая открыта» птицы быстро слетаются к соответствующим кормушкам.
Ребята, нам нужно определить самую дружную стаюптиц.
Воспитатель : Молодцы, все птицы дружно прилетели на свою кормушку.
Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает , стихотворение про птиц?
Дети рассказывают по желанию.
1. Стынут лапы на морозе. Подойду поближе к ней.
У сосны и ели. И глазам не верится:
Что за чудо? На березе Стайка алых снегирей.
Яблоки поспели. Облепила деревце.
2. Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
Воспитатель : Молодцы!
Дети садятся за столы и воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Зимующие птицы».
Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы);
И прекрасна для клеста (перецепить пальцы);
А снегирь, встряхнув снежинки (смахнуть снег с тыльной стороны кисти);
Поклюет зимой рябинки (пальцы правой руки согнуть в щепоть- «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».
Воспитатель : Посмотрите, какие геометрические формы лежат на столах?
Какую фигуру мы можем собрать? Дети предлагают птичку – снегиря.
Воспитатель: Из каких частей состоит птичка? Дети перечисляют.
Из большого круга - тело, круга поменьше - голова, из треугольника хвост, и двух полукругов крылья. Воспитатель предлагает посадить этих птиц на дерево (на доске). Дети приступают к работе под пение птиц.
В завершении работы, дети рассматривают получившийся результат совместной работы.
«Веселая стайка снегирей .
Кобякова Тамара Васильевна
Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область
Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9)..10.2019).
Заказ № 31966
Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.
Развивающие задачи . Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные
Поощрение, подведение итогов
Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных изображений синиц, картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.
Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.
1. Вхождение в день.
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
Хотите помочь сороке?
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? - орнитологи.
Катя, кто мы сегодня?
Богдан, кто мы сегодня?
Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .
Вот мы с вами и в лесу.
Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Ребята, да это птицы. Но где — же они?
А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .
Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…
-Как мы назовем всех птиц одним словом. (зимующие птицы)
-А теперь мальчики пусть посчитают птиц
-Сколько всего птиц на дереве - 10 (десять)
- какой это счет - прямой
А девочки посчитают обратным счетом.
- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?
- Дети. Первой нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.
- Вы правильно выполнили задание.
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.
Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую. Сову на верхнюю правую ветку. Молодцы справились с задание.
Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.
Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:
Воспитатель: Пролетая над нами, голуби показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.
Игра «Прилетели снегири».
Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.
(Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).
К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.
Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.
Игра «Синицы на березе». Формирование умения читать двойками.
(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).
Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?
Дети. На верхней ветке березы две синицы.
Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит на ветку четыре синицы).
Дети. На этой ветке четыре синицы.
Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит шесть синиц).
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке шесть синиц.
Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке восемь синиц.
Посадите на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание).
Сколько синиц на этой ветке?
Дети. На этой ветке десять синиц.
Как мы получили каждое последующее число в этой игре?
Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.
Назовите количество синиц на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.
Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.
Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!
Физминутка «В зимнем лесу»
Рано утром на пушке Ходьба с высоким подниманием колен
Мы повесили кормушку Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза
Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).
И для всех голодных птичек. Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).
Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.
Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.
Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.
Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.
Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.
Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.
Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.
Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.
1 - ый ребенок
Вот на ветках, посмотри.
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Дети. На светло - голубой.
Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?
Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).
Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.
2 - ой ребенок.
Крики слышатся вдали,
Улетают журавли.
В синем небе тает стая.
Улетают, улетают...
Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
А эту картинку куда следует поместить?
Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.
Объясните свой выбор.
Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.
Это верно. Слушайте следующее стихотворение.
3 - ий ребенок.
У леса на деревьях -
Грачиная деревня.
Как ветер начинается -
Деревья все качаются.
Качаются деревья.
А с ними вся деревня.
Подберите картинку к этому стихотворению.
- (Дети выполняют задание).
На какой сектор вы поместите эту картинку?
Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.
Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?
Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.
Правильно. Слушайте последнее стихотворение.
4 - ый ребенок.
Над речкой кружатся стрижи...
Горячий воздух так дрожит,
Что солнце в нем качается,
Что солнце в нем купается.
Подберите картинку.
(Дети выполняют картинку).
Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?
Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.
На какой сектор вы положите картинку?
Дети. Мы положим ее на красный сектор.
Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?
Дети. Красный сектор обозначает лето.
Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.
Рефлексия.
Чему вы научились сегодня?
Дети. Мы сегодня вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, играли в игру «Птичий год».
Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые - орнитологи, очень много знаете о птицах.
Литература
- Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
- Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
МАДОУ д/с «Сказка»
Утверждаю:
Зам. зав. по УВР
МАДОУ д/с «Сказка»
Седен С.К.
Открытое занятие «Зимующие птицы»
Воспитатель:
Узуй-оол Айланмаа Кужугетовна
Ак-Довурак 2012
Тема: «Зимующие птицы»
Цель : закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Словарная работа - «зимующие», снегирь, синица, воробей, голубь, сорока.
Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, ножницы, карандаши и бумага для ручного труда (оригами), музыка – запись голосов птиц.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Как вы думаете, какое сейчас время года?
Как вы догадались?
Какой день зимой?
Какая ночь?
Что можно сказать о снеге?
Какой бывает лёд?
- Рассказ о птицах.
Воспитатель загадывает загадку.
- Спиною зеленовато,
Животиком желтовато,
Черненькая лапочка
И полоска шарфика. (Синица )
(Выставляется картинка)
Синица какая? Есть ли у неё желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
- Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь )
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
- В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей )
Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегирями называют птицами?
Какие это птицы? (Зимующие )
А каких ещё зимующих птиц вы знаете?(Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка т.д .) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост .)
Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем .)
Чем покрыто тело птиц?
Для чего нужны перья?
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? А какая синица? Что можно сказать про воробья?
А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит.
Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное )
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.
- Физминутка.
Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют, «поют»,
Птички крошки собирают. «собирают»,
Зёрнышки клюют. «клюют»,
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
И на место сели. садятся.
- Ручной труд (оригами) «Птичка».
Мы сегодня с вами сделаем птичку из бумаги. (По показу воспитателя дети складывают фигуру птиц, поделками в руках под музыку (летят птицы), имитируют движения птиц. ) Посмотрите, какая замечательная, дружная стая птиц у нас получилась. (Дети читают стихи о птицах.)
6. Итог занятия.
Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).
Предварительная работа:
чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование:
разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель:
Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель:
А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).
5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.
Конспект логопедического занятия по развитию
лексико-грамматических категорий с воспитанниками 6-7 лет
Тема: Зимующие птицы.
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
У точнить и расширить представление о зимующих птицах;
- учить образовывать качественные прилагательные и имена
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Совершенствовать умения согласовывать имена числительные с
именами существительными;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство любви к живой природе;
Оборудование : презентация на тему «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран, картинки с изображением зимующих птиц, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, садитесь на свои места и посмотрите на картинки, которые лежат
перед вами. Давайте назовем их. (Воробей, синица, снегирь)
– Кто изображен на этих картинках? Как назвать их одним словом? (Птицы.)
2. Введение в тему
– Правильно. Это птицы.
– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие птицы.)
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (О зимующих птицах.)
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Посмотрите на экран и назовите
птиц, которых вы видите . (Слайд 2)
(Снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь)
3. Беседа о птицах (Слайды 3-15)
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на
юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год.
Это вороны, сороки, голуби, воробьи, совы, дятлы.
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать. (Синицы, снегири)
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
– У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (Большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птицу можно узнать по стуку, который раздается в лесу. Это дятел.
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы? (Это зимующие птицы.)
– Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу,
Раскрытая ладонь – дерево,
Червячка добыть хочу,
указательный палец другой руки
– клюв дятла.
Хоть он скрылся под корой,
На каждую строчку четыре удара пальца
Все равно он будет мой.
по ладони.
5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь, сорока
– А теперь произнесите эти слова по очереди, также деля их на слоги.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске - пять картинок с изображением зимующих птиц.
Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :
– Какой птички не стало? (Не стало воробья, синицы, снегиря, вороны, дятла)
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь-снегирек, синица-синичка, ворона-воронушка
голубь-голубок, сова-совушка воробей-воробушек
9. Упражнение «Посчитай-ка» (Слайды 16-18)
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые к нам прилетели.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Так же считаем воробьев и синиц).
10. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии? (О зимующих птицах.)
– Что мы делали на занятии? (Считали птиц, рассказывали о них.)
– Что вам понравилось?
Конспект логопедического занятия
по развитию связной речи с воспитанниками 6-7 лет
Тема: Зимующие птицы.
Цель: развитие связной речи.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
- расширять представление о зимующих птицах;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить образовывать существительные в родительном падеже.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику;
Следить за правильным речевым выдохом.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство заботы о птицах;
Ф ормировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Оборудование : презентация на тему «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран, запись голосов птиц, разрезные картинки, «следы» Бабы Яги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Вставайте у своих стульчиков ровно, красиво. Сядет тот, кто назовет по два зимних слова . (Зима, снег, снежинки, сугроб, мороз, сосулька)
2 . Введение в тему
Логопед: Сейчас я узнаю, какие вы умные, отгадаете ли вы мои загадки?
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(Дятел)
Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя…?
(Снегирь)
Верещунья – белобока,
А зовут ее…
(Сорока)
Маленький мальчишка,
В сереньком пальтишке,
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
– Как мы назовем одним словом этих птиц? (Зимующие)
– Почему? (Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас.)
– И правда, смышленые дети.
3. Дыхательная гимнастика
- Ребята , всех наших птиц спрятала Баба-Яга, а чтобы их освободить, надо разгадать ее секреты, давайте пойдем по ее следу.
Дети и логопед идут по импровизированным следам Бабы-Яги.
– Все помнят, как собачки нюхают воздух? Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.
Дети произносят текст:
Раз-два-три-четыре-пять.
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом?
(Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.)
Может, слева под бревном?
(Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.)
- Ой, да я забыла, вы же детки, а не собачки, носы у вас слабые. Пойдем дальше.
Дети и логопед идут по “следам” Бабы-Яги.
4. Развитие ротового выдоха
- Смотрите, следы привели нас к сугробу. Может, кто-то из птиц успел спрятаться от Бабы-Яги в сугроб? Давайте подуем на него.
Логопед следит за правильностью ротового выдоха.
Дети : Успели спрятаться вороны, синичка, клест, воробьи.
- Молодцы, вы не только умные, но и сильные дети! Вы справились с этим заданием и освободили несколько птиц. Идем быстрей вперед!
5. Актуализация знаний и представлений
– Вот еще одна загадка на поляне. Сядем в кружок, послушаем, как птица свой голос подает.
Включается запись с голосами зимующих птиц необходимо отгадать птицу по крику.
Дети : Это вороны, они каркают.
Логопед : Как каркают? (Громко – тихо)
Дети : Это совы, они ухают.
Логопед : Изобразите, как громко ухают совы? А тихо?
Дети: Это воробьи, они чирикают
Логопед : Изобразите, как чирикают воробьи? А тихо?
6. Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
- Ребята, я так рада, что мы освободили уже некоторых птиц. Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и превратимся в птичку.
Скачет шустрая синица
, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится.
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок
, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку
, (Присели.)
Почесала клювом грудку.
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень
, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.)
7. Работа с разрезными картинками
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат осколочные
картинки, при соединении которых получается целое изображение.
Логопед : Ребята, зимующие птицы боятся холодов? (Нет)
– Баба-Яга не смогла их заморозить, но превратила в частички. Какие части
тела птиц вы знаете? (Голова, туловище, хвост, крылья, лапки)
– Если вы соедините все части, то освободите еще несколько птиц.
– Каких птиц вы освободили? (Дятла, синицу, воробья, снегиря, сороку)
8. Составление предложений
- Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?
– Злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку-ловушку. А вот чем мы будем угощать наших птичек, узнает только смелый ребенок, который не побоится достать из кормушки-ловушки корм.
На столе стоит кормушка, накрытая платком.
– Вам нужно сунуть руку под платок и угадать, что там лежит.
– Какой корм спрятала Баба-Яга?
( Семечки, к усочки хлеба, хлебные крошки, шишку, ягоды рябины, зерно.)
– На картинку посмотри – предложение скажи: Кто любит семечки?
Дети: Семечки любят голуби.
9. Итог занятия
– Вы действительно, добрые, смелые, дети. Много знаете о зимующих птицах. – Вы помогли мне их расколдовать.