В современных условиях можно выделить три направления совершенствования действующей системы управления материальными потоками.
Первое - усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов.
Второе - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.
Третье - совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.
Вопросы для повторения
- 1. Задачи управления логистикой.
- 2. Функции логистического управления.
- 3. Виды структур управления логистикой.
- 4. Функции отдела логистики на промышленном предприятии.
- 5. Направления совершенствования системы управления материальными потоками.
Методы оптимизации материальных потоков
Экспресс-диагностика и выявление признаков проблемы
Формулирование и диагноз проблемы
Выбор вариантов решения проблемы
АВС-анализ
Распределение ABC
Техника АВС-анализа
XYZ-анализ
Распределение XYZ
Техника XYZ-анализа
Вопросы для повторения
Диагностика материальных потоков
Диагностика материальных потоков направлена на установление и изучение признаков, оценку внутреннего состояния управления материальными потоками и выявление проблем эффективного функционирования и развития системы управления, а также формирования путей их решения .
С технической точки зрения диагностика позволяет выявить проблемы, обусловленные структурой логистической системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с внешней средой; с экономической - диагностика фиксирует отклонения от нормы параметров, определяющих эффективное функционирование производственно-сбытовой системы.
Диагностика, используя результаты оперативного анализа состояния управляемой системы и ее среды, служит для обоснования решений по организации и регулированию материальных потоков, а также дает информацию для планирования развития логистической системы. Анализ является первой стадией диагностического исследования и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения развития системы управления материальными потоками, выявить причины сбоев в управлении и условия их устранения.
Диагностика позволяет решить следующий комплекс задач:
- · установить состояние системы управления материальными потоками, его соответствие или несоответствие нормам, определяющимся потребностями практической деятельности;
- · выделить логические схемы «причина - следствие», объясняющие зависимость эффективности логистической системы от качественно-количественного состава ее элементов и структуры, а также состояния среды, в которой функционирует предприятие;
- · систематизировать и описать причины, вызывающие нарушения в системе управления материальными потоками;
- · определить возможные состояния данной системы исходя из сложившейся и перспективной структуры связей ее элементов;
- · оценить возможные последствия управленческих решений с точки зрения эффективности системы в целом.
Основой организации диагностических исследований должны служить принципы, реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности проводимых работ. К их числу относятся принципы : ключевого звена, системности, причинно-следственного соответствия.
Принцип ключевого звена . Система управления материальными потоками относится к числу сложных систем. Организационные и экономические процессы, протекающие в ней, формируются под влиянием множества факторов. Учесть и исследовать их все практически невозможно, необходимо выбрать из них решающие, наиболее существенные. Выделение ключевых проблем и основных причин, обусловливающих проблемную ситуацию, составляет один из принципов диагностического исследования. Данный принцип реализуется путем декомпозиции функций и целей логистической системы, классификации проблем, определения приоритетности отдельных факторов при оценке проблем.
Принцип системности . Системность в диагностическом исследовании означает всестороннее и взаимосвязанное изучение проблем управляющей системы. В соответствии с данным принципом программа совершенствования системы управления материальными потоками должна оцениваться с точки зрения эффективности функционирования всей системы управления материальными потоками как единого целого, чтобы исключить возможность неожиданных и непредвиденных последствий.
Принцип причинно-следственного соответствия . Одним из требований к диагностике является познание причин возникновения нарушений в системе и отклонений от нормы ее параметров.
Исследование причин нарушений нормального состояния системы управления как способ решения возникающих проблем, при котором внимание аналитика сосредотачивается на изучении причинно-следственных связей, составляет необходимое условие результативности диагностического исследования и определяется как принцип причинно-следственного соответствия.
Процесс диагностики материальных потоков предусматривает выявление проблем (причин отклонений от нормального состояния системы) и определение путей их разрешения в соответствии с требованиями среды.
Основными фазами данного процесса являются:
- § экспресс-диагностика и выявление признаков проблем (подробнее);
- § формулирование и диагноз проблемы (подробнее);
- § выбор вариантов решения проблемы (подробнее);
- § реализация решений.
ЭКОНОМИКА
Е.А. Алексеева, А.В. Пахомова АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА КАК ЭТАП ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК
Проводится комплексный анализ материального потока с применением метода АВС, позволяющий выявить значения основных параметров материального потока, тенденции его формирования, динамические характеристики. Анализ материального потока
представлен как этап формирования логистической стратегии организации закупок.
E.A. Alekseeva, A.V. Pahomova MATERIAL FLOWS ANALYSIS AS A STAGE IN THE PURCHASING ORGANIZATION LOGISTICS STRATEGY FORMING PROCESS
This article is devoted to the analysis of material flow by the ABC method, which makes it possible to clear up the meaning of its basic parameters, forming trends, dynamical characteristics. The analysis of material flow is submitted as a stage of forming the logistics strategy of purchasing organization.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Основой системы является анализ материальных потоков, как по отдельным товарным группам и подразделениям, так и по предприятию в целом.
Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарноматериальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:
Номенклатура, ассортимент и количество продукции;
Габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);
Весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);
Физико-химические характеристики груза;
Характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
Условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);
Условия транспортировки и страхования;
Финансовые (стоимостные) характеристики;
Условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.
Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость.
Управление в логистике затрагивает большое количество различных объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей и поставщиков, разнообразные грузы. При этом предприниматель получает не равноценные результаты от этих объектов .
Анализ АВС используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли на предприятии. В данном случае применение анализа АВС целесообразно для выделения, во-первых, номенклатурных групп готовой продукции, приносящих основной доход предприятию, во-вторых, групп материалов и комплектующих по выбранным позициям с целью сосредоточения на наиболее значимых объектах логистического управления закупками с точки зрения обозначенной цели.
В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Согласно методу Парето, множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.
Таким образом, перераспределение средств на управление закупками, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.
Порядок проведения анализа АВС выглядит следующим образом:
1. Формирование цели анализа.
2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.
3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.
4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.
5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.
6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.
Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности.
В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса: А, В, С.
А - немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений.
В - относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем
С - материалы, составляющие значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы .
Этапы АВС метода:
Установить стоимость каждой детали;
Установить спрос на каждую деталь;
Расположить материалы по убыванию цены;
Суммировать данные о количестве и издержках на материалы;
Разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.
Проведенный анализ АВС по объемам продаж предприятия ОАО «Завод «Проммаш» за 2003-2005 годы выявил, что всего семь номенклатурных позиций приносят 50% дохода предприятию (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анализа АВС объема продаж ОАО «Завод «Проммаш»
Группа Объем продаж Количество наименований продукции
денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы, ед. удельный вес, %
А 221 406 928 50 7 8
В 133 862 662 30 12 12
С 88 069 411 20 74 80
Итого 443 339 001 100 93 100
Затем анализ АВС был проведен по стоимости материалов и комплектующих, закупаемых для производства продукции, вошедшей в группы А и В. Это позволило выделить материалы и комплектующие, на которые целесообразно ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, заключающейся в оптимизации логистических затрат на закупку материалов. Анализ показал, что среди 150 наименований закупаемых материалов лишь на 23 наименования приходится 80% стоимости всех приобретаемых материалов (табл. 2).
Таблица 2
Результаты анализа АВС стоимости материалов и комплектующих по предприятию ОАО «Завод «Проммаш»
Группа Стоимость материалов и комплектующих Количество наименований материалов и комплектующих
денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы,ед. удельный вес, %
А 80 298 886 52 7 4,5
В 42 792 220 28 16 10,5
С 31 001 957 20 127 85
Итого 154 093 063 100 150 100
С целью формирования логистической стратегии организации закупок необходимо провести комплексный анализ внутреннего (в пределах логистической системы) входящего материального потока.
По номенклатуре входящий материальный поток является многопродуктовым (многовидовым) и многоассортиментным. Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т), а под ассортиментом - состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания. Материальный поток предприятия ОАО «Завод «Проммаш» складывается из среднего (поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами) и мелкого (поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и совмещаемый при транспортировке с другими мелкими грузами) потоков. При этом имеют
место тяжеловесные потоки (образованные грузами высокой плотности и занимающие при том же весе меньший объем) - металлопрокат; и легковесные потоки (образованные грузами с малой плотностью, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом) - вспомогательные материалы. Существуют тарно-штучные и штучные грузы, имеющие разнообразные физические и химические свойства - комплектующие.
Входящий материальный поток является детерминированным, так как известны параметры данного потока. По характеру движения во времени материальный поток дискретный, несмотря на непрерывные процессы производственного цикла.
Особенностью потоковых процессов материалов является складывание устойчивых хозяйственных связей между производителями металла и машиностроительными предприятиями на основании долгосрочных стратегических соглашений о поставках. 30,5% составляют устойчивые хозяйственные связи. Это значительно снижает практическую значимость функции оценки и выбора поставщика при закупках ресурсов данного вида.
Материальные потоки в логистической системе закупок ОАО «Завод «Проммаш» имеют ярко выраженную территориальную направленность с юго-востока на северо-запад, что позволяет осуществить их централизацию с использованием единого транспортного модуля в одном направлении.
Анализ материального потока предприятий машиностроения нельзя считать исчерпывающим без учета факторов, влияющих на параметры материального потока. Так, например, одним из важных факторов является конъюнктура рынка сбыта. Конъюнктура в определяющей мере влияет на движение материального потока. Чем выше спрос на продукцию, тем интенсивнее осуществляется закупка материалов и комплектующих. Необходимо сделать акцент на продолжительности логистического цикла. Чем короче продолжительность логистического цикла, тем быстрее закупленные материалы превращаются в готовую продукцию и продаются покупателям. Изменение параметров сопутствующих потоков (информационного, финансового) существенно влияет на движение материальных потоков. Например, повышение скорости финансового потока за счет ускоренного прохождения платежей может привести к ускорению поступления товаров на предприятие и уменьшить необходимый уровень запасов товаров. Недостаток мощности финансовых потоков или медленная скорость их поступления может вызвать сокращение ассортимента производимой продукции.
Для определения групп и наименований материальных ресурсов, на которые необходимо ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, важно четко представлять структуру материального потока (табл. 3).
Таблица 3
Обобщенная характеристика входящего материального потока на машиностроительном предприятии ОАО «Завод «Проммаш»
Наименован ие группы Наименование подгруппы Основные группы материалов, сырья и оборудования Среднее число номенклатурных наименований Удельный вес в общем материалопотреб лении
Основные материалы Металл Черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги 10-15 59,5 %
Комплектую щие Чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки 35-50 38 %
Вспомогател ьные Материалы Горюче-смазочные материалы, огнеупорные материалы, пиломатериалы, 100-120 2,5 %
материалы
упаковочные материалы, лако-красочные материалы
Изделия Резинотехнические изделия, тканевые изделия
Метизы Болты, гайки и шайбы, винты
Логистические системы закупок этих товарных групп на машиностроительном предприятии подотрасли производства теплового оборудования делятся на два основных ярко выраженных типа (см. рисунок).
1. Первый тип - удельный вес потребления которых в подотрасли не превышает 38%. К нему принадлежат такие комплектующие как чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки. Он характеризуется высокой интеграцией производства, сложностью логистических систем в результате построения логистических цепей.
2. Второй тип - удельный вес потребления подотрасли в которых достигает 59,5%. К нему относятся черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги. Он характеризуется низкой интеграцией производства, зависимостью ценообразования от закупочной политики предприятий машиностроения, относительной упрощенностью логистических систем (стремлением к выстраиванию системы производитель-потребитель).
Данные характеристики во многом определяют специфику управления закупками для нужд предприятия.
Стратегическая сторона снабжения - это целый процесс управления снабжением, его связи и взаимодействия с другими функциями компании, внешним снабжением, потребностями и запросами конечного потребителя. Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.
Процентное соотношение общего материалопотребления
основные материалы
комплектующие
вспомогательные материалы
Структура общего материалопотребления ОАО «Завод «Проммаш»
Таким образом, комплексный, детальный анализ материального потока, циркулирующего в логистической системе, является одним из определяющих этапов
формирования логистической стратегии организации закупок предприятий промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы
профессионалов / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2005. 950 с.
2. Financial Times Mastering Strategy: The Complete MBA Companion In Strategy, Pearson Education Limited, London, 2000. 560 с.
Алексеева Екатерина Александровна -
аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Пахомова Алла Викторовна -
кандидат экономических наук,
профессор кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета
Логистическая система на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» характеризуется, в первую очередь, отсутствием отдела логистики как такового.
Для обеспечения непрерывного производственного процесса на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» создана инфраструктура, рабочее состояние которой поддерживается инженерно-технической службой завода.
Каждый руководитель подразделения является ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, в которых располагается его цех (участок).
Для завоза сырья и материалов, отгрузки продукции используется автомобильный транспорт предприятия и сторонних организаций. А также отгрузка продукции осуществляется железнодорожными контейнерами.
Все перевозки осуществляет и планирует транспортный участок. Завоз материалов производится на основании заявок отдела материально-технического снабжения, отгрузка продукции – на основании заявок отдела продаж.
Количество энергоресурсов, необходимое для обеспечения производства и функционирования предприятия, и оптимизация их потребления планируется помощником технического директора по энергосбережению и отделом материального нормирования. На основании плана выпуска продукции рассчитывается потребность во всех видах энергоресурсов, и заключаются договоры с поставщиками.
В соответствии с планом производства, планом технического развития на предприятии главный экономист разрабатывает финансовый план (годовой и месячный), который утверждается генеральным директором.
Генеральный директор осуществляет менеджмент финансовых ресурсов – их планирование, обеспечение наличия и контроль использования. По итогам месяца, квартала и года проводится анализ затрат на качество, анализ финансовых показателей, таких как увеличение денежного оборота, возросшие выгоды, сокращение непроизводительных расходов.
План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве титановой продукции определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДО. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в отдел материально-технического снабжения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.
Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения.
Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами на основании квартального плана производства. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков.
Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДО автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДО осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.
На основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:
Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;
Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;
Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;
Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;
Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.
Таким образом, видно, что на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» реализуются многие логистические функции, однако единого информационного пространства, единого центра сосредоточения логистических цепей не существует. Поэтому одним из направлений совершенствования структуры логистической системы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» являются мероприятия по внедрению отдела логистики на предприятии.
С О Д Е Р Ж A Н И Е
Введение……………………………………………………………………….2
1. Системы управления материальными потоками…………………………4
1.1. Толкающая система управления материальными потоками……..7
1.2. Тянущая система управления материальными потоками………...9
1.3. Логистическая концепция RP……………………………………10
1.4. Логистическая концепция «just-in-time»………………………..16
1.5 Система KANBAN…………………………………………………...18
1.6 Система ORT……………………………………………………….21
2. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ………22
2.1. Дифференциация товарных запасов фирмы на группы X, Y, Z…23
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики .
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.
В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, ориентированные на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.
В современных условиях выделяют несколько видов логистики: производственную, закупочную, распределительную, информационную, транспортную, логистику сервиса и др.
Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
· отказ от избыточных запасов;
· отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
· устранение простоев оборудования;
· обязательное устранение брака;
· устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:
· никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
· изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
· иметь максимально большой запас материальных ресурсов “на всякий случай”.
Целью данной работы является :
Изучение систем управления материальными потоками на предприятии.
Основные задачи :
1. Применение прогрессивных способов оптимизации производственных процессов на основе логистического подхода.
2. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.
1. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ
Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:
·номенклатура, ассортимент и количество продукции;
·габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
·весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
·физико-химические характеристики груза;
·характеристики тары (упаковки);
·условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
·условия транспортировки и страхования;
·финансовые (стоимостные) характеристики;
· условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% - временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.
Ситуация меняется с приходом на рынок ”диктата” покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.
Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.
Различают несколько систем управления материальными потоками:
·MRP – планирование потребности в материалах;
·DRP – планирование распределения ресурсов;
·JIT – управление материальными и информационными потоками по принципу “точно вовремя”;
·KANBAN – информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”;
·OPT – оптимизированная технология производства.
1.1. Толкающая система
Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток ”выталкивается” получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 1).
Условные обозначения:
Рис. 1. Принципиальная схема, толкающей системы управления материальными потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы
Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.
Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое и максимально задействовать рабочих и оборудование в производстве. Однако в случае резкого изменения спроса использование “выталкивающей” системы приводит к созданию избыточного запаса и “затовариванию” из-за отсутствия возможности “перепланирования” производства для каждой стадии. Параметры ”выталкиваемого” на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.
1.2. Тянущая система управления материальными потоками.
Другой вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название ”тянущая система” и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая системапредполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему. Последующий участок заказывает материал в соответствии с нормой и временем потребления своих изделий. План-график работы устанавливается только для участка (цеха)-потребителя. Участок-производитель не имеет конкретного графика и плана и работает в соответствии с поступившим заказом. Таким образом изготавливаются только те детали, которые реально нужны и только тогда, когда в этом возникает необходимость.
Для того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы рассмотрим пример (рис. 2).
Условные обозначения:
Материальный поток, Информационный поток
Рис. 2 Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех.№ 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный ноток ”вытягивается” каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.
1.3. Логистическая концепция RP
Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число логистических систем, является концепция «Requirements/resourceplanning» - RP («планирования потребностей/ ресурсов»).
Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRPI / MRPII - «Materials/manufacturingrequirements /resourceplanning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRPI / DRPII - «Distributionrequirements/resourceplanning» (Системы планирования распределения продукции/ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления. Хотя сама логистическая концепция RP сформулирована достаточно давно (с середины 1950-х годов), но только с появлением быстродействующих компьютеров, ее удалось реализовать на практике, а революция в микропроцессорных и информационных технологиях стимулировала бурный рост различных приложений RPсистем в бизнесе.
Система MRP
Система MRPI была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение как в США, так и в Европе получила лишь в 1970-е. Согласно определению американского специалиста Дж. Орлиски, одного из главных разработчиков системы MRP, система «планирования потребностей в материалах (MRP-система) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания... MRPсистема перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном расписании, либо в структуре запасов, либо в атрибутах продукта».
MRP системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию.
Основными целями МRP систем являются:
1)удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
2) поддержание низких уровней запасов;
3) планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Рис. 3. Блок-схема системы MRP
Входом MRP системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание. Таким образом, в MRP ключевым фактором является потребительский спрос.
База данных о материальных ресурсах содержит всю требуемую информацию о номенклатуре и основных параметрах (атрибутах) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т.п., необходимых для производства (сборки) продукции или ее частей. Кроме того, в ней содержатся нормы расхода ресурсов на единицу выпускаемой продукции.
База данных о запасах информирует систему и управляющий персонал о наличии и величине производственных, страховых и других требуемых запасов материальных ресурсах в складском хозяйстве фирмы, а также о близости их к критическим уровням с точки зрения необходимости их пополнения.
Проблемы, возникающие в процессе внедрения системы MRP, относятся к разработке информационного, программно-математического обеспечения расчетов и выбору комплекса вычислительной и оргтехники.
Системы, основанные на MRP подходе, имеют ряд недостатков и ограничений, к основным из которых относятся:
Применение MRP систем требует значительного объема вычислений, подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает ведущее время производственного и логистического циклов;
Возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровни запасов или перейти на выпуск продукции в малых объемах с высокой периодичностью;
Нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровней запасов в фиксированных точках заказа;
Большое количество отказов в системе из-за слишком комплексного ее характера и большой размерности.
Система DRP
С операционной точки зрения логистическая концепция RPможет быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для синтеза внешних систем DRP(Distributionrequirementsplanning). Системы DRP - это распространение логики построения MRP в каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют общую логистическую концепцию «RP», в то же время существенно различны.
Функционирование DRP систем базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. DRP систем, работют в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в дистрибутивных сетях.DRP системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
Фундаментальный инструмент логистического менеджмента в DRP системах представляет собой расписание (график), которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети (канале). Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.
Системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют достичь фирмам определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя:
Улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей;
Улучшение продвижения новых товаров на рынок;
Способность предвидеть и предупреждать маркетинговые решения о продвижении готовой продукции с низкими уровнями запасов;
Улучшенная координация управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы;
Исключительная способность удовлетворять требования потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами готовой продукции.
Среди логистических преимуществ DRP систем можно отметить:
Уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;
Уменьшение уровней запасов за счет точного определения
величины и места поставок;
сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
Уменьшение транспортной составляющей логистических издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
Улучшение координации между логистическими активностями в дистрибьюции и производстве.
В то же время существуют определенные ограничения и недостатки в применении DRP систем. Во-первых, система DRP требует точного скоординированного прогноза отправок и пополнении для каждого центра и канала распределения готовой продукции в товаропроводящей сети. В идеальном случае система не должна поддерживать излишние запасы в логистических дистрибутивных каналах, но это определяется только точностью прогнозирования. Для избежания возможных ошибок приходится иметь определенные страховые запасы в дистрибутивных центрах. Во-вторых, планирование запасов в DRP системах требует высокой надежности совершения логистических циклов между дистрибьютивными центрами и другими звеньямив системе. Неопределенность любого цикла (заказа, транспортировки, производства) немедленно сказывается на эффективности решений, принимаемых в системе DRP. В-третьих, интегрированное планирование распределения вызывает частые изменения в производственном расписании, что лихорадит производственные подразделения фирмы, приводит к колебаниям в использовании производственных мощностей, неопределенности в затратах на производство, срывам доставки продукции потребителям.
1.4. Логистическая концепция « just- in- time»
Наиболее широко распространенной в мире концепцией является концепция «just-in-time» - JIT («точно в срок»). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции JIT было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции.
С логистических позиций JIT - это довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута в дистрибьюцию, системы сбыта готовой продукции. Учитывая широкую экспансию JIT подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:
JIT - это современная концепция построения логистических систем в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрнбьюции основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсах, и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звено логистической системы в них нуждается, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.
Концепция JIT тесно связана с логистическим циклом и его составляющими. Многие современные логистические системы основанные на JIT подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменение спроса и, соответственно, производственной программы.
Логистическая концепция JIT характеризуется следующими основными чертами:
Минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, готовой продукции;
Короткими производственными (логистическими) циклами;
Небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
Взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
Эффективной информационной поддержкой;
высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.
Внедрение концепции JIT. как правило, улучшает качество готовой продукции и сервиса, минимизирует излишние запасы и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счет интеграции комплексных логистических активностей.
Логистические системы, использующие JIT идеологию, являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсовили готовой продукции происходит только тогда, когда количество их в определенных достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции.
В практической реализации концепции JIT ключевую роль играет качество. Японские автомобилестроительные фирмы, первоначально внедряя концепцию JIT и систему KANBAN в производство, принципиально изменили подход к контролю и управлению качеством на всех стадиях производственного процесса ипоследующего сервиса.
Современные JIT технологии и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и дистрибутивных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровней запасов, групповые технологии, превентивное гибкое производство, современные системы тотального статистического контроля и управления циклами качества продукции и т.п.
1.5 Система KANBAN
Система KANBAN разработана Корпорацией «Тоёта Моторс» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Тоёта» ушло около 10 лет.
Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:
Рациональная организация и сбалансированность производства;
Тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
Партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
Повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая мораль всего персонала.
Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.
Система KANBAN, впервые примененная корпорацией «Тоёта Моторс» в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том. что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заданного подразделением-потребителем заказа. Таким образом в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа, по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.
Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек; отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тоёты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.
В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.
Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:
o код компонента (полуфабриката);
o описание;
o продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются;
o номер (код рабочего), где производится компонент;
o номер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент;
o количество компонентов для данного контейнера;
o количество контейнеров (карточек «kanban») рядом с обрабатывающим центром.
Карточки «kanban» могут быть двух цветов: белого и черного. Белые карточки находятся на контейнерах на входах Черные карточки «kanban» находятся на контейнерах у позиции выхода и означают разрешение на обработку.
Информация на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.
KANBAN- это типичная схема «тянущей» производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.
Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.
Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм: снизить себестоимость производства: практически исключить страховые запасы. Анализ мирового-опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %. товарные - на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества.
1.6 Система ORT
ORT относится к классу “тянущих” микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых “узких” мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети “снабжение-производство”, а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА XYZ
XYZ анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода времени, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например, сезонным колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых абсолютно незакономерен, т. е. носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.
К категории X относятся материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, и поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55 %.
К категории Y относятся материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30 %.
В качестве показателя, характеризующего возможные колебания в потреблении материалов, может использоваться коэффициент вариации
ν ,
где - стандартное отклонение, определяет степень фактического расхода материала в течении анализируемого периода относительно средней величины; - средняя величина расходования материала.
где - фактический расход материала в n-ом периоде; n - число наблюдаемых периодов.
2.1. Дифференциация товарных запасов фирмы на группы X, Y, Z.
Оптовая фирма «N» расширяет торговый ассортимент. С целью сокращения объема денежных средств, омертвленных в запасах, необходимо усилить контроль ассортимента с помощью анализа ХУZ. С этой целью необходимо:
1. Продифференцировать товарные запасы по методу ХУZ, воспользовавшись следующей таблицей:
2. Построить кривую ХYZ.
3. Разработать требования по организации и управлению запасами для каждой группы товаров.
№ позиции | Реализация за квартал, млн. руб. | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
1 | 600 | 620 | 700 | 680 |
2 | 240 | 180 | 220 | 160 |
3 | 500 | 1400 | 400 | 700 |
4 | 140 | 150 | 170 | 140 |
5 | 10 | 0 | 60 | 50 |
6 | 520 | 530 | 400 | 430 |
7 | 40 | 40 | 50 | 70 |
8 | 4500 | 4600 | 4400 | 4300 |
9 | 40 | 60 | 100 | 40 |
10 | 1010 | 1030 | 1050 | 950 |
Вспомогательная таблица для расчета коэффициента вариации спроса и разбиения товара на группы X, Y, Z
№ позиции | 1кв. | 2кв. | 3кв. | 4кв. | Общая реализация за квартал | Средняя реализация за квартал | Коэффициент вариации | Группа |
1 | 600 | 620 | 700 | 680 | 2600 | 650 | 6,34 | x |
2 | 240 | 180 | 220 | 160 | 800 | 200 | 15,81 | y |
3 | 500 | 1400 | 400 | 700 | 3000 | 750 | 52,07 | z |
4 | 140 | 150 | 170 | 140 | 600 | 150 | 8,16 | x |
5 | 10 | 0 | 50 | 60 | 120 | 30 | 84,98 | z |
6 | 520 | 530 | 400 | 430 | 1880 | 470 | 11,94 | y |
7 | 40 | 40 | 50 | 70 | 200 | 50 | 24,49 | y |
8 | 4500 | 4600 | 4400 | 4300 | 17800 | 4450 | 2,51 | x |
9 | 40 | 60 | 100 | 40 | 240 | 60 | 40,82 | z |
10 | 1010 | 1030 | 1050 | 950 | 4040 | 1010 | 3,7 | x |
Сумма | 7600 | 8610 | 7540 | 7530 | - | - | - | - |
Кривая Х YZ
коэффициент вариации спроса, %
Результаты проведенного анализа XYZ показали, что можно четко выявить абсолютное и относительное значение товаров и групп товара для производственной программы предприятия в перспективе. Метод XYZ позволяет выстроить ассортиментные позиции в зависимости от величины спроса на товар, и определить, какие товары являются наиболее выгодными, а какие нежелательны в ассортименте. С этой точки зрения для материалов класса X можно рекомендовать закупки в соответствии с плановой потребностью синхронному их расходу в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно (около 2-х лет назад), но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. В современных рыночных условиях, когда рынок ориентирован на покупателя, становится нерационально использовать традиционную концепцию производства, и все больше предприятий склоняются к логистической концепции.
Логистика занимается управлением материальными и информационными потоками. Применение систем управления материальными потоками в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. В данной курсовой работе были рассмотрены наиболее распространенные системы управления материальными потоками. Какую из данных систем выбрать и использовать для эффективной работы зависит от каждого конкретного предприятия, его внешних и внутренних условий.
Анализ XYZ и другие способы прогнозирования помогают логистике оценить расход материалов и рационально их использовать, не расходуя лишние денежные средства на невостребованные запасы.
На рынке труда уже появляется спрос на специалистов такого профиля. Возможно в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000.
2. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.
4. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
5. Родионова В.Н. Логистика: Конспект лекций. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.
6. Родионова В.Н. Управление материальными потоками в производстве. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1998.
7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995.
8. Семенко А.И. Предпринимательская логистика: Учебник для Вузов – СПБ: Политехника, 1997.
9. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Материальный поток -- это логистическая категория, представляющая собой движение и/или преобразование в экономической сфере (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.) вещественных объектов, к которым относятся энергоносители, сырьё, материалы, незавершенное производство, полуфабрикаты, комплектующие, готовая продукция и т.д., на всех стадиях общественного производства (снабжение, производство, сбыт и т.д.).
Материальные потоки наряду сфинансовыми, информационными, кадровыми и т.д. являются частью совокупного логистического потока - движения и преобразования всех возможных видов ресурсов на пути от источника до приёмника (от производителя до потребителя). Транспортный поток также является одним из видов материальных потоков.
Примерами материальных потоков являются перекачка нефти из мест добычи к нефтеперерабатывающему заводу, поставки одежды с ткацкой фабрики на оптовый склад, доставка бананов с плантации на овощную базу и т. д.
Принято классифицировать материальные потоки по ряду признаков:
1)По отношению к логистической системе;
2)По составу объектов движения;
3)По характеру движения.
Выделяют следующие основные параметры материальных потоков:
Скорость;
Начальная, конечная и промежуточные точки движения;
Траектория;
Плотность;
Интенсивность;
Мощность.
От забоя до потребителя:
Анализ информационного потока на горном предприятии
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.
Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе.
Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.
Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока.
В процессе анализа информационных потоков предприятия служба контроллинга изучает процессы возникновения, движения и обработки информации, а также направленность и интенсивность документооборота на предприятии.
Цель анализа информационных потоков -- выявление точек дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек.
Наиболее распространенный и, по-видимому, самый практичный метод анализа информационных потоков -- составление графиков информационных потоков. Для построения графиков информационных потоков следует знать (или выработать самим) определенные правила их составления и условные обозначения отдельных элементов.
Каждый информационный поток -- единичное перемещение информации -- имеет следующие признаки:
* документ (на чем физически содержится информация);
* проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планированию и т.д.);
* исполнителя (человека, который эту информацию передает);
* периодичность (частота передачи: ежемесячно, ежеквартально, ежедневно).
На предприятии выделяют два уровня детализации информационных потоков:
* на уровне предприятия детализация производится до уровня цеха (подразделения), т.е. информация передается между цехами и службами предприятия;
* на уровне цеха (подразделения) предприятия детализация производится до уровня рабочего места, т.е. информация передается между работниками цеха и связанных с цехом служб.
Недостатки информационного потока:
* дублирование предоставляемой информации;
* отсутствие релевантной (существенной) информации;
* отсутствие однозначного распределения ответственности за документы;
* несвоевременность предоставления информации;
* после получения информации могут потребоваться уточнения.
Важно соблюдение единых правил, что дает возможность аналитической службе разговаривать на одном языке с остальными участниками процесса анализа информационных потоков (финансово-экономическими службами, отделом автоматизации и т.д.). На уровне предприятия целесообразно строить графики информационных потоков по отдельным проблемам, так как количество информационных потоков (связей) очень велико, поэтому трудно выявить единый алгоритм. На уровне отдельных цехов допускается построение общего графика информационных потоков по всем проблемам, так как здесь количество потоков (связей) не слишком велико, хотя возможно построение графиков по каждой проблеме.
График информационных потоков имеет существенный недостаток -- большое количество информационных связей затрудняет его чтение и анализ, но именно анализ информационных потоков и являлся целью составления графика. Поэтому целесообразно разрабатывать графики, изображающие не статические связи между отделами, а поток документов, связанный с выполнением какой-то определенной рабочей задачи. Составление таких графиков связано с теорией реинжиниринга бизнес-процессов. Бизнес-процесс -- это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, например, материально-технического снабжения, планирования. Реинжиниринг бизнес-процессов занимается анализом и оптимизацией бизнес-процессов для достижения целей предприятия.