Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2005 г.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2010 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в пункт 4 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
См. текст пункта в предыдущей редакции
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 4 настоящего Закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы "
Требования
к подбору подходящей работы
1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам,
зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее -
зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.
2. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и
безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных
рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре
получателей государственных услуг в сфере занятости населения -
работодателей.
3. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии
(специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной
подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего
заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы
транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя
к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих
местах и вакантных должностях.
4. Зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на
регистрационный учет документов, подтверждающих профессиональную
квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы,
сфере занятости населения - работодателей предложения оплачиваемой
работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной
подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также
требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях
о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
5. При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего
места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от
места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет
в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей
считается работа, в том числе работа временного характера, которая
соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня
профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за
исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан
и транспортной доступности рабочего места.
7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не
работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на
регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в
учреждениях профессионального образования, подходящей считается работа, в
том числе работа временного характера, которая соответствует профессии
(специальности) с учетом уровня профессиональной подготовки, состоянию
здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.
8. Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не
работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не
более 2 предложений профессиональной подготовки или направлений на
оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или
не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан)
предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,
9. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и
общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и
иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая
требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается
подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан:
а) уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего
началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные
действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
б) прекративших индивидуальную предпринимательскую и иную
деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в
установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного
(более 1 года) перерыва;
г) направленных государственными учреждениями службы занятости
населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся
профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти
переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по
безработице;
е) состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости
населения более 18 месяцев;
ж) более 3 лет не работавших;
з) обратившихся в государственные учреждения службы занятости
населения после окончания сезонных работ.
10. При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам
подходящей работы не допускается:
а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для
граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих
профессии (специальности), предложение одного и того же варианта
профессиональной подготовки дважды;
б) направление на рабочие места без учета развития сети
общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность
рабочего места;
в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства
граждан без их согласия;
г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют
правилам и нормам по охране труда;
д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка,
исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан.
Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину
прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте
Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может
минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном
11. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим
несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы
осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня
профессиональной подготовки, опыта и навыков работы.
12. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и
безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан
в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с
работодателями.
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не
13. При отсутствии подходящей работы зарегистрированным гражданам и
безработным гражданам при их согласии могут быть предложены:
а) направление на работу по смежной профессии (специальности);
б) направление для участия в оплачиваемых общественных работах;
в) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
г) профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства и профессионального обучения;
д) направление на временное трудоустройство безработных граждан,
испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от
18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
14. Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14
до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от
учебы время.
15. Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в
случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или
участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве
согласовываются с работодателями.
Орлова, учительница начальных классов, обратилась в службу занятости с просьбой направить её на переобучение профессии бухгалтера.
Каких граждан и в каких случаях служба занятости направляет на переподготовку?
Здравствуйте Евгений.
В данном случае, необходимо обратиться к положениям регулирующим порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы.
Так, согласно:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 года N 891
О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы
(с изменениями на 4 августа 2015 года)
Требования к подбору подходящей работы
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2012 года N 891
1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.
5. При подборе подходящей работы
транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и
транспортной доступности рабочего места.
7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан
и транспортной доступности рабочего места.
10. При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы
не допускается:
б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;
в)
предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия; docs.cntd.ru/document/902368352
При этом, согласно информации Министерства труда и социального развития РФ:
Какие подходы могут быть использованы при определении транспортной доступности рабочего места при подборе подходящей работы? Правомерно ли при определении максимальной удаленности места подходящей работы от места жительства зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, помимо транспортной доступности рабочего места (пункты 5, 6 требований к подбору подходящей работы) применять иные критерии, такие как стоимость проезда к предполагаемому месту работы и обратно, а также время нахождения в пути и количество пересадок, так как зачастую стоимость проезда к месту работы и обратно, с учетом транспортной доступности превышает размер предлагаемой заработной платы, а время нахождения в пути составляет более 3 часов в день.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина
устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в дифференцированном размере в зависимости от категорий граждан и с учетом развития сети общественного транспорта.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина.
Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).
Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, обеспечивающего доставку персонала к месту работы и обратно.
www.rosmintrud.ru/reception/help/23/4
Следовательно, по вашему району также есть нормативы определяющие максимальную удаленность подходящей работы, т.е. Вы можете обратиться в районную службу занятости с заявлением по вопросу ознакомления и предоставления полной и исчерпывающей информации в отношении установленным нормативов по максимальной удаленности подходящей работы, к сожалению в сети найти его оказалось затруднительно.
Вот один из примеров такого норматива:
ГЛАВА ШАХОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2003 года
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
На основании п. 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации», учитывая степень
развития сети общественного транспорта в Шаховском районе,
постановляю:
Считать подходящим местом работы для безработных граждан:
- проживающих в сельских административных округах, - предприятия, находящиеся в пределах Шаховского района;
- проживающих в поселке, - предприятия, находящиеся в пределах
Шаховского района, а также предприятия, находящиеся в двух часах
проезда (на общественном транспорте в одном направлении), при
условии, что транспортные затраты не будут превышать 25%
выплачиваемой заработной платы;
- одиноких граждан и граждан, не имеющих лиц на своем
содержании, - предприятия Московской области, работающие по
вахтовому методу или при наличии места для проживания.
zakon.7law.info/base62/part1/d62ru1373.htm
КОМИТЕТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРУДУ, СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 2016 года N 29
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
1. Определить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан при наличии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены) не более чем за 1,5 часа (в одну сторону); для женщин, имеющих малолетних детей, - 1 час, для инвалидов - 40 минут.
2. Считать предлагаемую работу подходящей для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в случае, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, осуществляющего доставку работников к месту работы и обратно, либо до мест остановки общественного транспорта или маршрутного такси.
3. При отсутствии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены), установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства:- для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан - 5 километров (в одну сторону);- для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, относящихся к категориям инвалидов или несовершеннолетних, не более 1,5 км (в одну сторону).
docs.cntd.ru/document/432997125
КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ (второй созыв, пятое заседание)
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 1998 года N 61
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
Рассмотрев предложение Главы города о максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработных граждан, руководствуясь статьей 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 25 Устава города Кемерово, учитывая развитие сети общественного транспорта в г. Кемерово, Кемеровский городской Совет народных депутатов решил:
1. Установить на срок до 01.01.99, что подходящей работой для безработных граждан, с учетом транспортной доступности считаются рабочие места, находящиеся в пределах административных границ г. Кемерово.
Когда гражданин обращается за помощью в трудоустройстве, он желает получить работу, которая соответствует профессии или специальности, полученной гражданином.
Также предоставляемая работа должно подходить отвечать требованиям общедоступности, состоянию здоровья. Иначе гражданин имеет полное право отказаться от такой работы, а служба занятости должна начать поиск другой подходящей работы.
В этой статье:
Условия предоставления подходящей работы
При предоставлении работы гражданину, нуждающемуся в трудоустройстве, она должна подходить с учетом следующих критериев:
- Соответствовать его профессиональной пригодности
- Иметь схожие условия работы по последнему месту, где исполнял трудовые функции гражданин
- Должно учитываться состояние здоровья, позволяющее выполнять тот или иной вид или объем работы
- Наличие транспортной доступности к месту работы, при этом максимальная доступность определяется службой занятости самостоятельно
Если предоставленная работа не будет отвечать вышеперечисленным критериям, то гражданин имеет полное право отказаться от данной работы. Допускается возможность отказаться дважды от подходящей работы, после чего можно утратить статус безработного, однако это не относится к работе, которая считается для него неподходящей.
Работа, которая не может считаться подходящей
Есть ряд условий, при которых гражданин может отказаться от работы, так как она будет считаться неподходящей:
Во-первых, если потребует сменить постоянное место жительства гражданина без его согласия.
Во-вторых, выполняемая работа не будет соответствовать общеустановленным правилам в области труда и нормам по охране труда.
В-третьих, если предлагаемая работа будет оплачиваться ниже среднего заработной платы, которую гражданин получал ранее на работе.
Таким образом, можно требовать предоставления иной работы, которая будет удовлетворять гражданина и не подпадать под условия неподходящей работы.
Цель государственной поддержки предоставить возможность трудиться, но при этом не причинять дискомфорт при осуществлении трудовой функции.
Государственная поддержка граждан в занятости и трудоустройстве
Гражданин, обладая правом на труд, может его реализовать только при необходимой поддержке со стороны государства. Государственная поддержка выражается в виде предоставления гарантий в занятости и трудоустройстве.
Гарантии государства заключаются в разработке программ, позволяющих повысить мобильность рынка труда и его национальную защиту.
Занятость призвана дать равные возможности всем гражданам, которые способны трудиться и приносить пользу обществу. Государство обеспечивает поддержку и развитие малого бизнеса, к которому относятся лица, желающие заниматься предпринимательской деятельностью.
В процессе поиска работы, государство гарантирует безработным получение пособия по безработице.
Пока гражданин находится на учете в службе занятости, ему исчисляется страховой стаж не весь период нахождения на учете.
Размер пособия, выплачиваемого безработному, постоянно подвергается индексации с учетом изменений уровня жизни населения. В каждом регионе предусматривается дополнительный коэффициент к минимальному размеру пособия.
В процессе трудоустройства, гражданин имеет право на получение квалифицированной помощи специалистов в сфере труда, получение консультаций, возможности получить профессиональное обучение.
Также если гражданина полностью устраивает предоставленная работа, но она связана с переездом на новое место жительства, гражданин имеет право на содействие со стороны службы занятости в переселении на новое место жительства.
В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда; 3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки. То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.
Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности. Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте. Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда. Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.
Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; 2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; 4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья. Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности. Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.
Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.
Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы выступает в качестве посредника в трудоустройстве между работодателями и лицами, ищущими работу. Другими словами, направления органов занятости на трудоустройство по общему правилу носят рекомендательный характер, как для работодателей, так и для лиц, ищущих работу. В случае согласия безработного на предложенную работу ему выдается направление на трудоустройство к конкретному работодателю. Работодатель также может отказать безработному в приеме на работу. При этом он должен дать лицу мотивированный отказ в приеме на работу в письменной форме, а гражданин обязан доставить его лично в орган занятости в определенный срок.
Вместе с тем, действующим законодательством установлены исключения из этого правила, т. е. случаи когда направление на трудоустройство является обязательным либо для работодателя либо для лица ищущего работу.
Прежде всего, обязательный для работодателя характер будет иметь направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995) В частности, согласно ст. 21 данного закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 5.42 КоАП отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Направление на трудоустройство может быть обязательным и для безработного гражданина. Учитывая, что основной целью обращения гражданина в органы занятости должно являться не получение пособия по безработице, а поиск работы, трудоустройство, безработный не может без определенных негативных последствий отказываться от подходящей ему работы. С этой целью законодатель вводит понятие «подходящая работа» и определяет ее критерии.
Подходящая работа
Нужно сказать, что понятие подходящей работы содержится и в международном законодательстве.
Во-первых, подходящая работа должна учитывать уровень профессиональной пригодности и профессиональной подготовки гражданина, т. е. соответствовать профессии (специальности) безработного (или лица ищущего работу), уровню образования, квалификации. Например, даже высокооплачиваемая работа не может быть признана подходящей, если она не соответствует квалификации гражданина.
Во-вторых, подходящая работа должна соответствовать условиям последнего места работы и в первую очередь условиям оплаты труда. Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы, который отражен в справке о среднем заработке по последнему месту работы.
Третий критерий подходящей работы предполагает учет состояния здоровья гражданина. Например, для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЕК). Вместе с тем, органы занятости обязаны учитывать и иные ограничения трудоспособности (хронические заболевания, противопоказания и т. п.), даже если лицо не имеет группы инвалидности.
Наконец, подходящая работа должна отвечать критерию транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться соответствующим органом занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, т. е. должно учитываться время проезда, ожидания на остановках, пересадок и т. п.
Для некоторых категорий граждан подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы. К таким гражданам, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», относятся лица
1) впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии;
2) уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
3) прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;
4) вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства
5) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
7) отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода (действующим законодательством этот период установлен для различных категорий граждан 6 или 12 месяцев) выплаты пособия по безработице (этим гражданам сначала должна быть предложена возможность повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность);
8) состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие (т. е. данная норма распространяется как на лиц более 18 месяцев зарегистрированных в качестве безработного, так и на лиц не имевших работы более трех лет даже если они не были зарегистрированы в органах занятости);
9) обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Вместе с тем, даже для таких лиц подходящей не может считаться работа если она не соответствует требованиям охраны труда, связана с переменой места жительства либо предлагаемый заработок ниже среднего заработка по последнему месту работы или прожиточного минимума.