Надежда Горбатых
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» в средней группе
Задача : Расширить знания детей о весне , и перелетных птицах .
Цели : - Познакомить детей с внешним видом
Дать понятие «перелетные птицы »
Развивать интерес к жизни птиц .
Воспитывать доброе отношение и любовь к птицам .
Материал : Фланелеграф с солнцем, картинка с изображением скворечника, звукозапись с пением птиц , картинки с изображением перелетных птиц .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети : Входят в зал и становятся в полукруг.
Восп : Ребята, какое сейчас время года?
Дети : Весна .
Восп : Правильно. Весной светит ярко солнышко, поют птички. Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и неслышно пение птиц . А давайте разбудим солнышко потешкой. Оно нас услышит и обязательно проснется.
Потешка : Солнце яркое покажись, (руки вытянуть вперед )
Солнце яркое нарядись
Платье алое надень (девочки берутся за юбочки, а мальчики руки на пояс) Подари нам красный день (хлопают в ладоши) .
(Переворачиваем солнышко )
Восп : Ребята, а давайте поиграем в игру :
«Солнышко весной » (Подбор прилагательных)
Солнышко какое? – Желтое, круглое, ласковое, яркое, лучистое.
(Дети называют слово и прикрепляют лучики.)
Восп : Молодцы ребята. Солнышко проснулось.
Тепло на улице стало. Весна пришла (Слышно пение птиц ) .
Основная часть :
Восп : - Ребята, а что это за звуки, кто это поет?
Дети : - Птицы .
Восп : - А откуда они появились?
Дети : - Солнышко услышало нашу потешку, проснулось, пришла весна и птички домой с юга прилетели.
Восп : - Молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки про птиц , а вы попробуйте откадать, о каких птицах говорится в загадках.
«Кто прилетает к нам и теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины»
Дети : Ласточка.
«Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей»
Дети : Грач.
Восп : Молодцы. Еще одна.
«Есть на дереве дворец
Во дворце живет певец,
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет»
Дети : Скворец.
Восп : Молодцы. Как называют этих птичек одним словом. Ангелина?
Ангелина : Перелетные .
Восп : А почему их так называют Ксюша?
Ксюша : Когда становится холодно, птицы улетают в теплые края, а весной прилетают обратно .
Восп : Правильно. Ребята, а где живут птицы ? Как называется птичий домик?
Дети : Гнездо.
Восп : А из чего птицы строят свои гнезда ?
Дети : Из веток, глины, перьев.
Восп : Молодцы. А вот этот домик вам знаком? (показывает скворечник)
Дети : Да, это скворечник.
Восп : А кто его сделал? Кто в нем живет?
Дети : Его сделал человек. В нем могут жить не только скворцы, но и любые маленькие птицы .
Восп : А как вы думаете, почему люди развешивают скворечники у себя в саду?
Дети : Скворцы охранают сады от насекомых.
Восп : Молодцы. Давайте поиграем в игру «Скворушки»
П/И : Скворушки летели, все люди глядели
(бегут по кругу, машут руками)
Скворушки садились, все люди дивились
(присели, руки складывают за спиной)
Сели посидели, взвились, полетели (побежали по кругу, машут руками)
Восп : Молодцы. Отдохнули. А теперь скажите мне, что птицы откладывают в своих гнездах?
Дети : Яйца.
Восп : А, что потом будет с яйцами?
Дети : Из них вылупляются птенцы.
Восп : Правильно. Все лето птицы -родители заботятся о своих птенчиках, кормят их, учат летать, а осенью, когда наступают холода, они всей семьей улетают в теплые края, где нет зимы и много корма для птиц . А чем кормятся птицы ?
Дети : Насекомыми (мошки, букашки, червячки)
Восп : Правильно. Молодцы.
Итог : Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о перелетных птицах . Почему их так называют? О каких птицах мы сегодня говорили (скворец грач, ласточка) . Как называют птичий домик? Что вам понравилось сегодня?
Публикации по теме:
«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с внешним видом и отличительными признаками перелетных птиц. Объяснить, почему они называются перелетными. Рассказать,.
Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи: 1. Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах; познакомить с представителем.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: уточнить представление о перелётных птицах. Задачи:-упражнять.
Конспект НОД по развитию речи «Какие заботы весна принесла»
Автор: учитель – дефектолог высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 40», г. Северск, Томской области Довыденко Зинаида АлексеевнаОписание работы.
Материал разработан в соответствии с ФГОС для детей средней группы. Может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также учителей - дефектологов и логопедов коррекционных групп.
Конспект занятия по НОД по развитию речи «Какие заботы весна принесла» в средней группе.
Цель : уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, особенностях поведения птиц и животных.Задачи:
Образовательные:
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы
- стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, ландыш, подснежник, ледоход, таять, журчать)
- формировать способность к построению предложений по опорным словам, связного рассказа по картине
- закрепить умение составлять целое из частей, используя геометрические фигуры
Коррекционно-воспитательные:
- создавать положительный эмоциональный настрой на занятие
- развивать зрительные ощущения, речь, внимание, память
- мелкую моторику рук в разных видах деятельности
- формировать самостоятельную деятельность с взрослыми и детьми
- воспитывать любовь к окружающей природе
Материал : картина «Медведи весной», предметные картинки с изображением птиц, картинки с 4 временами года, игрушки – заяц белый и серый, фланелеграф, аудио кассета
Предшествующая работа: целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадок о весне, чтение художественной литературы
Предполагаемый результат: сформировать практические умения определять время года на картинках, называть признаки весны, отгадывать загадки, читать стихи. Уметь рассуждать, высказываться.
Основная область : речевое развитие
Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть.
Учитель: Отгадайте загадку. «Ожил лужок, тает снежок, солнце припекает, когда это бывает?» (Весной).
Определите время года на картинках. (Рис.1)
Д/и «Повтори, не ошибись»
Март - апрель – май, май – апрель – март…
- Какие слова вы повторяли? (названия месяцев)
- Месяцы, какого времени года? (весны)
- Сколько месяцев длится весна? (3)
- Назовите их по порядку. (Рис.2)
Рис.1 – Времена года
Рис.2 – Весенние месяцы
Учитель: На какой картинке нарисована весна? Кто радуется весне? Что сорвал щенок? Какие ещё приметы весны вы разглядели? (Появилась травка, цветёт яблоня, можно пускать кораблики).
Расскажите стихи о весне.
На проталинке весной, в листьях прошлогодних
Ландыш белый, озорной зазвенел сегодня.
Весна, весна красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют, долго спать не дают.
Разложите картинки на две группы – птицы зимующие и перелётные. Назовите птиц. (Рис.3)
Рис.3 - Птицы
Д/и «Четвёртый лишний» (Рис.4)
Учитель: Как называются птицы, которые прилетают весной? (перелётныё)
Что делают они весной? (вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов)
Где вьёт своё гнездо ласточка? (под крышей дома), а скворец, грач, аист?
Рис.4 – Четвертый лишний
П./игра с мячом «Назови перелётных птиц». (Рис.5)
Рис.5 – Игра с мячом
Составьте весеннюю картинку на фланелеграфе. (Рис.6)
Образец: «Наступила весна. Появилась зелёная травка. Ярко светит солнце. На деревьях проклюнулись почки. Прилетели скворцы. Люди строят для них скворечники. Дети пускают кораблики. На лесных полянках появились первые цветы. Хорошо весной!
Рис.6 - Весна
Прослушивание аудио записи.
Учитель:
Что вы услышали? (Журчание ручьёв, пение птиц, весеннюю капель).
Какие заботы весна принесла птицам? Расскажите.
Образец:
«Весна принесла заботы птицам. Они строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают их, пока не появятся птенцы. Когда птенцы окрепнут, родители научат их летать.
Учитель
: А как вы думаете, какие заботы весна принесла лесным зверям?
Рассматривание картины «Медведи весной». (Рис.6)
Рассказ ребёнка, подготовленный заранее.
Маленькие медвежата появляются зимой в берлоге. Весной медведица выводит их на полянку. Она учит своих малышей находить вкусные корешки, показывает, как взбираться на деревья, учит ловить рыбу.
Отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.
И торчат среди травы, уши выше головы. (Заяц)
Учитель:
Как вы думаете, какие заботы весна принесла зайцам? (Они меняют белую шубку – на серую летнюю).
Из каких геометрических фигур состоит изображение зайца? (Рис.7)
Рис.7 – Составим зайцев
А теперь составьте изображение сами.
Итог. О чём и ком мы сегодня говорили? Вы, молодцы!
Были внимательны, помогали друг другу, дополняли ответы.
Литература:
1. Аршунова А. Г.. Речь и речевое общение детей.- М. 2002г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к части 1 и 2.- М.: «Баласс», 199. – 192с.
3. Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. Худ. И. Ф. Дукк. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 1998. -24с + цв. Вкладка 16с.
4. Кузнецова Е. В., Тихонова Е. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2004. -96с.
Тема: «Пришла весна - прилетели птицы».
Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Задачи:
Напомнить детям о приходе весны;
Научить замечать признаки весны;
Познакомить с явлением - перелет птиц;
Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);
Познакомить с перелётными птицами: грачом, скворцом, соловьём;
Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;
Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социализация, музыка, коммуникация.
Материал: звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грача, скворца, соловья, скворечник.
Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка - сова», «Зимующие и перелётные», «Ворона и воробей».
Ход занятия.
Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями.
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздоровайтесь с ними. А теперь всё внимание на меня.
Присядьте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Значит, к нам пришла (Весна).
Работа по теме:
Воспитатель:
Верно, после холодной зима пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну - Красну встречать, первых птиц привечать. Давайте вспомним признаки весны. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», мой вопрос, ваш ответ.
Игра «Вопрос - ответ».
Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)
Что весной греет, светит, припекает? (солнце)
Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
Что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)
(составляем картину)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, а я составила картину, давайте назовем её «Весна пришла». Глядя на нашу весеннюю картину, ребята расскажут стихи о весне.
1. что ни сутки, по минутке,
День длинней, короче ночь.
Потихоньк прогоняем
Зиму прочь.
2. Снег растаял, снег растаял,
Это новость не простая,
Это значит наступает
Настоящая Весна!
3. На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель
В лесу у нас весна!
4. Черемуха, черемуха
Ты что стоишь бела?
Для праздника весеннего
Для мая расцвела!
5. Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне,
Весна в апреле прилетает, с веселой ласточкой ко мне!
Воспитатель:
Правильно, ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво.
Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц - тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли под музыку, встали кругом).
Закрываем глазки и считаем до пяти
1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.
Постоим мы на дорожке
Птиц послушаем немножко.
Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу ( звучит звук леса и голоса птиц).
Весело и радостно поют птицы?
Почему им так весело? Чему они радуются?
Птицы рады приходу весны.
Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.
Весной небо голубое и чистое. На нём белые пушистые облака, по земле бегут - журчат ручьи.
А я ещё добавлю один элемент картины. Весной возвращаются перелётные птицы.
А перелётные птицы рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето сюда.
Вот и к нам прилетели птицы. Я буду делать их описание, вы угадывать и играть роль птиц.
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
(Дети рассказывают о грачах).
1. Грачи прилетают самыми первыми,
Как только растает снег на полях.
Питаются они червяками, жуками, пауками.
2. Живут грачи большими семьями - стаями
И свои гнёзда строят высоко на деревьях.
В народе есть примета: «Увидел грача - весну встречай ».
2. На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его … (скворец).
(Дети рассказывают о скворцах).
1. Скворцы прилетают вслед за грачами
И питаются сначала дождевыми червями,
А позже уничтожают гусениц,
Охраняют леса и сады.
2. Люди мастерят для скворцов - скворечники
И развешивают их рядом со своими домами.
3. В народе есть примета: « Увидал скворца - знай весна у крыльца».
3. Кто без нот и без свирели
Кто же это?… (соловей).
(Дети рассказывают о соловьях).
1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,
Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.
2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
В народе есть примета: « Соловей всю ночь поёт - к хорошей погоде».
(Дети выстраиваются в ряд).
Воспитатель:
Вот вы и превратились в птиц (надеваю на детей коронки с изображением птиц: грача, скворца, соловья).
Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми), крылья, хвост и ноги.
Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.
Грач большой - чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый - маленький.
Давайте по рассуждаем почему мы их называем перелётными птицами.
Потому что они спасаясь от зимнего голода перелетают с одного края в другой, где есть еда. От слова перелетают и произошло такое название перелётные птицы.
Мы с вами сейчас представим как происходит перелёт птичьих стай. Мы поиграем в знакомую игру « Лето и зима».
Игра «Лето - зима».
Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);
Если снег на улице и погода хмурится, птицы в миг пугаются в стаи собираются
(дети бегут к снежинке),(в конце игры дети находятся около солнышка).
Воспитатель:
Вот вы птички оказались в тёплой весне, где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом.
Я сейчас расселю птиц по домам.
Упражнение « Рассели птиц по домам» (воспитатель расселяет детей называя птиц и давая в руки рисунок с изображением: скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям -гнёздышко в кустарнике).
А теперь подобное задание выполните вы дети, каждую птичку расселите в свой домик.
Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.
Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).
Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.
Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:
Вас не будем обижать
Гнёзд не будем разорять
В клетки вас сажать не будем
Пользу вашу не забудем.
Воспитатель:
Сейчас мы сдержим обещание и подарим им вот такой домик для птиц на территории детского сада, на игровой площадке и с нетерпением будем ждать пернатых жильцов. Пора настала из леса снова возвратиться в детский сад.
3. Итог занятия:
Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям - птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?
О каком времени года мы говорили?
О каких новых перелётных птицах вы узнали?
Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!
А сейчас закроим глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами (реалаксация).
Такой экскурсии весенней
Каждой был сегодня рад.
Вспомним как весну искали
Мы по солнечным шагам,
Как мы птицами летали
По неведомым краям,
Как пернатым обещали
Птичьих гнёзд не разорять.
А теперь пора настала
Снова в детский сад попасть
1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте
И тихонечко за мной в группу вы шагайте.
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуках, издаваемых птицами, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарный запас; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход занятия :
Воспитатель:
Как приятно проснуться и встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Я сегодня, ребята проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном.
Птицы весело и громко пели свои песни. На улице столько птиц, которых зимой не было.
Откуда же прилетело столько птиц?
(из тёплых стран, с юга)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о птицах, об их жизни весной, об их заботах.
Почему птицы прилетели к нам?
(они вернулись на свою Родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)
Правильно, весна сменила зиму. А какая она весна?
(тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)
Ребята, мне кажется, что весной происходят в природе чудеса. Вам так не кажется? А какие чудеса происходят весной?
(снег тает, превращаясь в воду, появляются первые цветочки, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля позеленела от травки)
Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.
Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно.
(перелётные)
Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой.
Давайте и мы встанем с вами в хоровод и также позовём птичек.
(Дети с воспитателем встают в хоровод)
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие птички прилетели к нам в гости.
Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, что же это за птички.
Загадки
На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец)
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам … (Грачи)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый. (Аист)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка)
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
Презентация «Перелетные птицы»
Воспитатель: Какие красивые птицы, одна на другую не похожа.
Ребята, когда птицы к нам возвращаются, у них появляются заботы. Знаете какие? Гнёзда поправить или построить новые. Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов)
Кто заботится о птенцах? (мама, папа)
Ребята, мы с вами рисовали птичек, лепили из пластилина, а теперь попробуем из геометрических фигур выложить.
Работа у столов.
(Воспитатель хвалит детей)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А ещё можно сделать птиц из пальчиков.
Пальчиковая игра «Перелетные птицы».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены. Большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы - крылья.
Воспитатель: Какие чудесные птички у вас получились?
Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими пением.
Ребята, давайте представим, что мы попали на лесную полянку.
Присаживайтесь (садятся на ковёр)
Услышим мы, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней.
Ребята, послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.
Понравилась вам песенка птичек? А как вы думаете, она веселая или грустная? А какое же настроение у птичек в этой песенке?
(Хорошее, радостное)
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Давайте мы с вами нашим гостям пожелаем такого же хорошего и радостного настроения!
На этом наше занятие заканчивается, давайте вспомним о ком мы сегодня говорили?
Откуда прилетело столько птиц?
Как называются птиц, которые вернулись к нам из теплых краев?
Какие же главные заботы появляются у птиц весной?
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Программные задачи:
1.Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы), употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
2.Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С, опираясь на пиктограммы.
3.Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.
4. Развивать элементы логического мышления.
5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход НОД.
Лог. Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает,
когда это бывает?
Лог. Правильно, весной.
— Сейчас у нас какое время года?
— Как называются весенние месяцы?
— Сейчас какой по счету месяц?
— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску). Приложение 1.
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Лог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д.
Лог: — А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка,)
— Что общее есть у всех птиц?
(Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают) Приложение 2.
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
Лог: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
- Дидактическая игра «Кого не стало?»
Лог: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
- Дидактическая игра « Четвертый лишний? (по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
- Физминутка:
«Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение:
(дети встают парами)
Я-дрозд, — (показывают каждый на себя)
И ты-дрозд — (показывают друг на друга)
У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (обнимаются)
Лог: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Лог:– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.
Лог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Лог:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Лог: — Как называются птенцы?
- Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
5.На доску выставляется картинка с изображением скворечника.
Лог: — Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”
Лог: — У меня еще есть волшебные картинки – помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.
(Дети выбирают по одной картинке – схеме предлогов НА, С и выполняют действия)
Лог: — Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)
— Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)
Лог: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.
(Дети составляют предложения по картинкам –символам). Приложение 3.
Дети: — Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
— Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
— Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Лог: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они , но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.
- Игра – драматизация « В лес пришла весна»
Сорока:
— О весне я стрекотала,
Целый день в лесу летала.
Вот бы тут был телефон…
Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)
— Первым мишку разбужу.
О весне ему скажу. (Набирает номер)
— Разоспался наш Мишутка,
Разбудить его не шутка.
Медведь:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Медведь:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
— Мишенька, весна пришла.
По лесу идет она!
Медведь:
— Вот так новость принесла!
Говоришь, весна пришла?
Лапу я сосал пол – года,
А теперь поесть бы меда!
Сорока:
— Надо мне поторопиться,
Позвонить куме – лисиц! (Набирает номер)
Лиса:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Лиса:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
Лисонька, весна пришла.
По лесу идет она!
Лиса:
— Ах, Сорока, как я рада!
Лучшей новости не надо!
Хватит мерзнуть в темной норке,
Сяду греться на пригорке.
Сорока:
— Ну-ка зайца разыщу,
Ему новость сообщу. (Набирает номер)
Заяц:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Заяц:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
— Заинька, весна пришла.
По лесу идет она!
Заяц:
— Побегу я по кустам,
Расскажу и тут и там.
Что весна в наш лес пришла
И тепло всем принесла!
Весна:
— Ярче солнышко сияй,
Нашу землю согревай .
Чтоб скорей раскрылись почки,
Чтобы выросли цветочки,
Чтобы птицы прилетели,
Свои песенки запели.
Зеленеет пусть трава,
Пусть ручейки везде звенят,
И бабочки к цветам летят!
(Весна дарит детям подарки – маленькие солнышки.)
Подведение итога: О ком говорили на занятии?